История Екатерининского Единоверческого Богородице - Казанской прихода


Историческая справка.
В 1886 году ряд населенных пунктов Минусинского округов Енисейской губернии были или полностью, или частично старообрядческими. В деревне Екатерининской Идринской волости соотношение между последователями Русской православной церкви – 174 человека и старообрядцами – 132. Старообрядцы в д. Екатерининской Идринской волости в 1886 г. составляли 38%. Старообрядцы д. Екатерининской, с. Никольского, д. Тобольской, д. Большой Телек, с. Салбы и прочих селений, всего из 28 душ мужского и 35 душ женского пола были в расколе, в 1903 году присоединились к православной церкви на правах единоверия. Присоединение совершено было 28 июня 1903 года в селе Никольском Минусинского уезда противораскольническим миссионером по по Ачинскому и Минусинскому уездам священником Иваном Тихвинским. К участию в присоединении миссионером приглашены были два священника отец Петр Беляевский и отец Леонид Рождественский. 29 человек старообрядцев присоединены были к православию на началах единоверия т.е. с правом совершать богослужение по старопечатным книгам и с сохранением излюбленных старообрядцами обрядов. Необычный интерес событию придавало главным образом то обстоятельство, что между присоединяемыми находился иерей австрийского поставления – окружникъ В.В. Кауров с семейством в количестве 6 душ. 6 августа 1903 года подобное же торжество, присоединены были к православию на началах единоверия еще 15 человек старообрядцев. К 1 сентября 1903 года троя из раскольников д. Екатерининской уже были приготовлены местным священником к присоеденению к православной церкви. Потом единоверцы, их было уже, около 80 ходатайствовали о постройке Молитвенного дома в деревне Екатерининской.

В 1905 году в с. Екатерининском был построен Молитвенный дом, который имеет престол в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в ХVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерской пустыни близ города Казани. Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери – список со Смоленской иконы Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. Он благословил этой иконой место будущей обители. В 1655 году по всей России свирепствовала моровая язва. В Казани от нее умерло 48 тысяч человек - почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине во сне предстал некий светлый муж и повелел, чтобы жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Божией Матери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. В то время в Казани воеводою был владелец Выездного Михаил Михайлович Салтыков. Когда эпидемия в городе после молитв пред чудотворным образом стала прекращаться, к боярину пришли его крепостные из Выездновской слободы с известием, что моровая язва свирепствует и в окрестностях Арзамаса. Тут же Салтыков повелел сделать копию с чудотворной иконы и послал ее в свою вотчину. По прибытии иконы эпидемия в Арзамасе и его окрестностях прекратилась.

Преосвященным епископом Евфимием Енисейским и Красноярским в Молитвенный дом села Екатериниского был рукоположен священник Викул Васильевич Кауров, с правом совершать Богослужение и требу для единоверцев по старопечатным книгам. Кауров В. В. до этого тоже был старообрядцем, лже-попом австрийского окружного толка.

В д. Екатерининской притч был временный и не штатный, и приход несамостоятельный. Из биографии бывшего австрийско-окружнеческого священника села Салбы, Идринской волости, Минусинского уезда Викула Васильевича Каурова.
Родился 6 февраля 1868 года, его родители, искони состоявшие в расколе, Кауров Василий Иванович и Матрена Артемьевна в селе Мингин Пермской губернии. Когда Викулу был один год его родители переехали в Сибирь, в Бийский округ, Томской губернии, Бийскую волость, село Южаково, где были приписаны в крестьяне и стали заниматься земледелием, скотоводством. У Викула Васильевича было еще 3 сестры. Спустя годы Викул Васильевич присоединился к Австрийскому священству. После рукоположения в дьякона и священника Кауров В.В. с семьей и детьми переезжает в Минусинский округ село Салбу.
6 декабря 1901 года Епископ Феодосий посвятил Викула в сан иерея. В 1903 году он приехал с семьей в деревню Екатеринискую, где и присоединился к православной церкви с 50 бывших его прихожан на правах единоверия, православным священником, было это 28 июня 1903 года, в день праздника Преображение Господне.
Присоединение к православию. 22 января 1904 года, д. Екатерининской Никольской волости, Минусинского уезда, крестьянская дочь, девица Милания Григорьева Цывилева их раскола австрийской секты противоокружнического толка, 16 лет с сохранением ее прежнего имени.
Отчет о деятельности совета Красноярского Епархиального братства Рождества Пресвятой Богородицы с 8 сентября 1904 – 8 сентября 1905 годов. В разделе «Борьба с расколом» В Минусинском уезде насчитывалось 11218 человек. Многие из них изъявляли желание присоединиться к церкви на началах единоверия. В д. Екатерининской присоединилось 4 человека, Большой Телек – 5, д. Тобольская – 6, Кнышинском – 7, Отрокском – 4, Никольском 5 человек. Для усиления миссионной деятельности в Минусинском уезде в 1905 году миссионеру о. Ивану Тихвенскому назначен второй помощник Викул Кауров, бывший Астрийский лжеиерей, первым помощником был о. Василий Рождественский.
Кауров побывал во всех раскольнических пунктах Минусинского уезда, где он устраивал публичные собеседования со старообрядцами в присутствии приходских священников. Беседы имели благотворные влияния на слушателей – раскольников. Многие из них изъявили желание присоединится к церкви. Особенно много желающих присоединиться на началах единоверия. Но самым выдающимся явлением в деле противораскольнической миссии было в этот период открытие единоверческого прихода в д. Екатерининской. 22 февраля 1905 года был освящен единоверческий храм при многочисленном стечении молящихся, особенно раскольников.

Присоединение к православию. 29 апреля 1906 года, д. Екатерининской Никольской волости, Минусинского уезда, крестьянская девица София Львовна Рыбина 19 лет их раскола безпоповщинской секты, с сохранением ее прежнего имени.

В 1907 году 10 мая в Еженедельном церковно-общественном журнале «Енисейский церковный вестник» №19 будет опубликовано в отделе официальном. Вакантные места. Распоряжения Епархиального начальства. Псаломщическия. Минусинский уезд селе Екатерининском (церковь Единоверческая, жалования и дома нет, деревень 4 и одно село, кроме приходского, жителей 19 душ мужского пола.

С марта 1908 года священник Викул Васильевич Кауров делал записи в Метрической книге Единоверческого Богородице - Казанский прихода села Екатерининского. Первые записи. Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви, части первой о родившихся:
Запись № 1. Иоанн родился 5 марта 1908 года, крещен 7 марта Родители: крестьянин села Екатерининского Макарий Петров Вопилов и законная жена его Евдокия Трофимова, оба православные. Восприемники: крестьянин села Екатерининского Феодор Трофимов Стахеев и жена Афанасия Филипова Кузнецова, оба православные. Таинство крещения совершил: священник Викул Кауров.
Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви, части второй, о бракосочетавшихся: Запись № 1 от 7 января 1908 года Жених: крестьянин деревни Усть-Караскырской Салбинской волости Николай Андреев Похабов первым браком, вероисповедания православного, лета жениха -19. невеста: деревни деревни Усть-Караскырской Пелагея Алексиева Барабанщикова, первым браком, вероисповедания православного, лета невесты-19. Таинство совершил: священник Вукул Кауров.

Распоряжения Епархиального начальства. Священник Викул Васильевич Кауров, по прошению, определен к Паначевской церкви Минусинского уезда 4 сентября 1908 года. Последние записи: Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви: Алексей родился 5 октября 1908 года, крещен 9 октября (последняя запись) Родители: крестьянин села Екатерининскаго Григорiй Никитинъ Самохваловъ и законная жена его Анна Терентiева, оба православные. Священник: Викулъ Кауровъ. Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви: Жених: крестьянин села Екатерининскаго Никольской волости Яков Павловъ Берсеневъ первым браком православного вероисповедания, лета жениха:19 невеста: крестьянская дочь Никольской волости Ирина Александрова Евс…(неразборчиво) первым браком православного вероисповедания, лета невесты:16 Запись № 3 от 4 февраля 1908 года (последняя запись). Священник: Викулъ Кауровъ

23 марта 1912 года присоединен к православию крестьянин д. Екатерининской Никольской волости, Минусинского уезда Еремей Никифорович Ефимов 17 лет, из Австрийского толка с сохранением прежнего имени.

Так как причт был временный и не штатный, и приход несамостоятельный, православные жители с. Екатерининского до 1913 года обращались за требами к притчу Ново-Берёзовской церкви.

Затем по ходатайству жителей с. Екатерининского православных и единоверцев, в этом селе в начале 1913 года был открыт самостоятельный приход. Выделился Екатерининский - Единоверческий Богородице – Казанский из прихода Ново-Берёзовского Михайло–Архангельской церкви. Штатный причт в приходе -священник и псаломщик; назначено им от казны жалования – священнику 450 рублей, псаломщику 200. Его Преосвященством Преосвященнейшим Никономъ, Епископом Енисейским и Красноярским вновь определен 20 мая 1913 года, окончивший IV пастырские курсы в Москве, священником Григорий Гаврилович Щербатый – в Екатерининский единоверческий приход.
Первая запись в Метрической книге, сделанная Г. Г. Щербатым. Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви:

Стефанъ родился 17 сентября 1913 года, крещен 22 сентября (запись № 1) Родители: крестьянин села Екатерининскаго Максимъ Ивановъ Цыпышевъ и законная его жена Ксенiя Jовлева, оба православного вероисповедания. Священник: Григорiй Щербатый. Исполняющий дела псаломщика Иван Комаров.

Последняя запись в Метрической книге, сделанная Г.Г. Щербатым за 1914 год. Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви:


Евдокия родилась 27 июля 1914 года, крещен 1 августа (запись № 15) Родители: крестьянин села Екатерининскаго Кондратий Васильевич С. и законная его жена Гумания Федоровна, оба православного вероисповедания. Священник: Григорiй Щербатый. Исполняющий дела псаломщика Иван Комаров. Его Преосвященством Преосвященнейшим Никономъ, Епископом Енисейским и Красноярским уволен от должности священник Екатерининской церкви Минусинского уезда Григорий Щербатый 28 сентября 1914 года, за переходом на службу в Томскую епархию.

До приезда нового священника в Екатерининский приход временно совмещал его обязанности священник Ново-Березовской Михайло-Архангельской церкви Феодосий Садовой.
Его Преосвященством Преосвященнейшим Никономъ, Епископом Енисейским и Красноярским вновь определен 28 сентября 1914 года священником - иподиакон Красноярского Кафедрального Собора Федор Гладкий – в Екатерининскую церковь Минусинского уезда. Первая запись в Метрической книге, сделанная Федором Гладкий.

Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви:
Анна родился 8 декабря 1914 года, крещен 15 (запись № 18)
Родители: крестьянин села Екатерининскаго Дмитрий Иванович Гостевский и законная его жена Анна Ерофеевна, оба православного вероисповедания.
Священник: Федор Гладкий.
Исполняющий дела псаломщика Иван Комаров.

Распоряжения Епархиального начальства опубликованное в журнале
«Енисейские епархиальные ведомости» №19 1916 год от 1 октября.

Перемещен Комаров Иван, псаломщик церкви с. Екатерининского, Минусинского уезда, к Паначевской церкви, таго-же уезда, 21 сентября.

В этом же номере публикуется «Ведомость вакантных мест Енисейской епархии»

Его Преосвященством Преосвященнейшим Назарием, Епископом Енисейским и Красноярским вновь определен 26 июля 1919 года Сорвачев Григорий гр. с. Екатерининского къ вр. и. об. псаломщика церкви с. Екатерининского, Минусинского уезда.

Последние записи в Метрической книге Екатерининской церкви, сделанная Ф. Кладкий за 1919 год.
Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви: Татиана родилась 29 декабря 1919 года, крещена 30 декабря (последняя запись) Родители: гражданин села Ново-Березовского Иоанн Владимиров Комиссаров и законная его жена Анастасия Михайлова, оба православного вероисповедания. Священник: Феодор Гладкий
Архивная выписка из метрической книги Екатерининской Богородице-Казанской церкви: Жених: гражданин Енисейской губернии Минусинского уезда Никольской волости д. Мензот Иларион Павлов Баранов первым браком православного вероисповедания, лета жениха:17 л. 7 мес. невеста: гражданка Енисейской губернии Минусинского уезда Никольской волости д. Мензот Христина Семеонова Киреева первым браком православного вероисповедания, лета невесты:17
Запись № 15 от 27 мая 1919 года (последняя запись). Священник: Феодор Гладкий.

По данным на 1916 год из данных о селе и приходе написанные в источнике
«Краткое описание приходов Енисейской епархии». Издание Енисейского церковно-историко-археологического общества. г. Красноярск эл.- тип. Епарх. Братства з. № 721. 1916 годъ.
Екатерининский приход состоял из одного села, других деревень, приписанных к этому приходу нет. Были единоверцы приписанные к этому приходу из с. Никольского, д. Тобольской д. Большой Телек, д. Адриха, д. Мало Кнышинской, но эти единоверцы за дальностью расстояния за требами в с. Екатерининское не обращались, а пользуются требами от местных православных приходских священников. Деревянная церковь в с. Екатериниском еще строиться. Молитвенный деревянный дом имеет престол в честь Казанской иконы Божьей Матери. Дом этот построен в 1904 году по ходатайству единоверцев, тщанием их и православных жителей с. Екатерининского и посторонних жертвователей. Причтовых домов один для священника, не устроенный, во время зимы холодный, для псаломщика дома совсем нет, квартира плохая. Причтовой земли для Екатеринского причта есть 99 десятин, в крутых горах. Земля не удобная для покосов и пашни. Население прихода 156 дворов; в том числе раскольников разного толка – 33, в приходе душ обоего пола 779, мужского пола 385, женского 394. Раскольников поповцев окружников - 21, не окружников - 91, безпоповцев - 96, католиков - 2, сектантов нет. Население прихода состоит преимущественно из переселенцев, есть поселенцы, природных сибиряков нет. Занятие прихожан преимущественно земледелие.

Начиная 1913 года в Метрической книге Екатерининской церкви делались записи; часть первая «О родившихся», часть вторая «Бракосочетавшихся», часть третья «О умерших». Пример запили части второй – бракосочетавшихся.
19 февраля 1918 года №7 Жених - гражданин Енисейской губернии, Минусинского уезда, Никольской волости села Екатерининского Василий Иванович Бусыгин 20 лет происхождения православного первым браком. Невеста – гражданка Енисейской губернии, Минусинского уезда, Идринской волости села Идры Глухова Еффросиния Ильинична 21 г. происхождения православного первым браком. Кто были поручители: Жениха: Граждане села Екатерининского Иаков Кузнцов и Василий Фомич Берсенёв. Невесты: Граждане села Екатерининского Пётр Русецкой и Максим Глухов. Священник Феодор Гладкий.

Сохранившиеся Метрические книги Екатерининской Богородице-Казанской церкови за 1908, 1913-1919 годы находятся в Идринском районном архиве Красноярского края.

Эпопея закрытия Екатерининской церкви более трагична. Председатель Екатерининского сельсовета с членами с/х артели «Смерть кулаку» публично ломали и на костре жгли иконы, книги и культовое имущество церкви.
В феврале 1939 года, решением райисполкома церковь была закрыта и отдана под школу. В начале 60-х годов перед сносом церкви в ней был зерносклад.

Позже церковь была разобрана, но каменный фундамент еще много лет существовал.



sante
26.08.2021 03:26

Посмотреть все "НОВОСТИ" село Екатериновка
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Поддержать автора

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени Гостя, без регистрации. Вы не сможете получать уведомления об ответах.


Вход через uistoka.ru

Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм

Самые любимые места пользователей



Как попасть сюда? Необходимо, чтобы ваша малая родина была первая в рейтинге: деревни, села, поселка, городка.