село Екатериновка
ГлавнаяКрасноярский крайИдринский районсело Екатериновка

Новости – село Екатериновка

Новости, события, объявления, общение

Вот тебе Амур!


Из истории деревни Екатерининской

По материалам иркутской газеты «Амур, газета Восточной Сибири» от 3 января 1861 года.
«Вот тебе Амур!» - рассказ крестьянина Фотия Шавкунова о том, как они просились на Амур.


«Помнится, начали мы хлопотать об Амуре назад тому года четыре [1857 год]. Да, как только заслышали, что весть-де указ, вызывают желающих на Амур, охотников нашлось дивно. Мы собрались было подать прошение по начальству; да спустя несколько времени стали толковать в народе, что-де золотопромышленники, заслышав, что многие хотят собираться на Амур, просили станового исправника на Амур много народа не отпускать, а то-де хлеб-то подорожает, да и на промыслы нанимать народ будет трудно. И исправник с ними согласились. А мы уж, как порешили идти на Амур, то оставаться в Минусе шибко не хотелось! Собрались между собой, потолковали, да и решили: что если проситься на Амур у местного начальства, то только потратишь время, а на Амур не отпустят, а лучше попробовать послать прошение к министру. Так и сделали. Отослали прошение с почтой, и ждём, что нам выйдет. Месяца через четыре обьявили нам в волостном правлении, что по прошению нашему, которое мы посылали к министру, ожидали бы распоряжения от местного начальства. И денег с нас взыскали за гербовую бумагу. Стороной же мы узнали, что пришла об нашем деле бумага губернатору из Иркутска. Ну, вестимо дело, что губернатор передаст дело исправнику, а исправник заседателю.


Недели через две прибежал к нам в деревню (Екатерининскую) из волости заседатель (Харченков) с благочинным (Угрюмовым), да привезли с собой палача. Прошло два дня, заседатель ни кого не спрашивал; на третий день собрал всё общество, да и говорит: кто из вас писался на Амур, становись, особо, в сторону, а кто не писался, оставайся на месте.
Когда мы отошли в сторону и стали особо, подошёл к нам благочинный, стал спрашивать нас каким крестом мы молимся? Мы отвечали ему, что мы молимся крестом благословенным (двухперстным). Тут он закричал на нас, называя раскольниками и еретиками, приказал подать розги и начал сечь Трофима Шавкунова и Родиона Гостевского.
А заседатель между тем спрашивал нас: «с чего мы взяли проситься на Амур?». Мы ему отвечали «что был-де указ, вызывали желающих на Амур!». Вдруг благочинный как прикрикнет на нас «да откуда вы взяли такой указ? Такого указа совсем и не было!».
Опросив всех нас, заседатель вышел на крыльцо, да и объявил всему обществу, что он прикажет наказывать нас за Амур. В тот день наказали Брагина, Аббакума Гостевского, да меня, а на следующий день и других, которые просились на Амур.
Когда нас секли, заседатель все стоял на крыльце, приказывал бить сильнее, да все приговаривал: «Вот вам Амур! Вот вам Амур! Не проситесь на Амур, не смущайте народ!».
Вот так, несмотря на все преграды, запреты и даже избиения розгами наши предки пришли на Амур и основали села, в которых мы сейчас живем.

Продолжение статьи «Вот тебе Амур!», (3 января 1861 года) был опубликовано в номере 32 от 22 апреля, автор Н. Путилов.

По поводу разсказа : «Вот тебе Амур». (голос посторонняго человека)
В №1- м газеты Амур, помещен разсказ крестьянина Фотия Шавкунова о том, как он просился на Амур.
Гг. Угрюмов и Харченко вероятно не оставят без разъяснения объстоятельство дела, разсказанного Шавкуновым, ибо это до них касается лично; однако ж и я не хочу молчать о том, что знаю в этом деле.
Деревня Екатерининская (иначе Каратуз) находится от моего жилища в 20 верстах, и потому я мог собрать сведения, относящиеся к этому обстоятельству, которые и сообщаю вам.
Сначала проследим и самый разсказ.
Шавкунов говорит, что золотопромышленники просили исправника не отпускать народ на Амур, ибо тогда хлеб подорожает, да и рабочих нанимать будет трудно.- Но это совершенно не справедливо и вот почему: на промыслах, прилегающих к здешним деревням (Сисимской системы) работают не более 500 человек (ныне 400 ч.) эти рабочие нанимаются большей частию в Томской губернии, и не один сибиряк или переселенесц, из близлежащих деревень, не ходит на промысла. – Хлеба для сдешних промыслов покупается от 10 до 15 тыс. пудов.
- Закуп этого хлеба производится в деревнях Отрокской, Адринский, Идринских, Телецкой и Хабыцких, и очень малая часть в Екатерининской и порчих деревнях, отчасти по отдаленности их от промыслов, а отчасти от того, что в этих деревнях хлебопашество плохо развилось. Следовательно золотопромышленникам не было никакой нужды удерживать здесь крестьян. Надобно еще заметить, что из здешняго края хлеб наиболее закупается, не для местных промыслов, а для Енисейска.
Далее Шавкунов рассказывает, что благочинный приказал подать розог и велел сечь крестьян, а заседатель спрашивал: зачем они едут на Амур. Но для чего же было заседателю брать с собой благочинного, которому вовсе никакого дела не было до того, переселяются крестьяне на Амур, или нет,
- Из этого видно, что дело было не так, как рассказывал Шавкунов.
Вот, что я узнал от окрестных жителей, бывших при этом деле, и между прочим от бывшего волостного головы Спиридонова.
Крестьяне, живущие в деревне Екатерининской, переселились сюда из Пермской губернии, и принадлежат к раскольничьим сектам; из них самыми закоренелыми были Брагин, Шавкуновы и Гостевской.
– Не далеко от этой деревни есть дер. Никольская, в которой предположено выстроить церковь и в нее прислан священник.
- Этот священник с первого же разу поставил себя в довольно неприятные отношения к раскольникам, которые не только не уважали его, но даже при каждом удобном случае оскорбляли; особенно этим отличались Брагин и Шавкунов.
- Неприязнь между ними росла. Раскольники доносили и жаловались на священника, священник на них. – Наконец первые, не стерпя обид, как они говорили, вздумали переселиться на Амур.
Так как местное начальство в их спорах со священником держало сторону последнего, то раскольники заподозрили и начальство, и потому подали просьбу министру.
- При этом случае Брагин и Шавкунов, как главные ходатаи по делу, сделали сбор со своих односельцев на расходы по переселению. Иправник Нечаев, узнав об этом, запретил им делать какие либо поборы; но они его не послушали, а вместе с тем не хотели платить денег на содержание сельскаго управления и взносить ружной и запасной хлеб в магазины, говоря, что они отсюда уезжают, но этому им не должно относить и эту повинность. Волостное правление несколько раз понуждало их, но бесполезно. (Сверх того они прежде чем получить разрешение на переселение, начали продавать дома и скот, что им тоже воспрещалось). Тогда исправник (или земский Суд – не знаю) предписал заседателю наказать Аббакума Гоствевского, Фотея Шавкунова и Брагина.- В это же время нужно было ехать в Екатерининскую и благочинному Угрюмову, по делу о расколе; и вот в июне, заседатель Харченко, благочинный Угрюмов и волостной голова Спиридонов отправились туда, взяв с собой простого десятника ( а не палача, как говорит В.)
Приехали они вечером, и на другой день началось дело о расколе.
- Благочинный увещевал раскольников, но они нисколько его не слушали, а Брагин нанес еще ему оскорбления. Между тем ходили с обыском и нашли какие – то три раскольнические книги, которые и отправлены благочинным в консисторию.
По окончании дела о расколе, заседатель объявил Брагину, что его велено наказать.- Тогда Брагин, не говоря ничего, вышел в сени и лег на кровать. Заседатель вышел вслед за ним, и спросил его: Что он еще думает? – у меня уже все вздумано, сказал дерзко Брагин, не переменяя своего положения – Гнев уже кипел в душе заседателя и при этой новой дерзости он не мог удержать себя.
Позвав людей, он приказал им схватить Брагина и тащить на улицу. Приказание было исполнено.- Когда Брагина потащили, то он закричал «караул!- Но несмотря на то, его положили пред крыльцом и жестоко наказали, не считая уже количество ударов.- После этого наказали еще Фотия Шавкунова и Аббакума Гостевскаго, но уже не столь жестоко. При этом наказании заседатель вскричал: «А! на Амур выписались; так думаете над вами суда нет! Я вам дам Амур!» После наказания заседатель со своими спутниками уехали из деревни (а не жили три дня как рассказывает Шавкунов).
Вот как происходило это дело, по словам здешних жителей!
Надобно еще сказать, что когда наказывали крестьян, благочинный был в горнице и вовсе не вмешивался в это дело. Законно ли было предписание исправника, и законно ли поступал заседатель в этом деле, я не знаю, но конечно жестокое наказание Брагина уже был произвол заседателя.- Одно только могу сказать, что никто не думал удерживать здесь этих крестьян.
Теперь скажем несколько слов о переселенцах вообще. Здесь населено до 30 деревень переселенцев из Европейской России, наиболее переселилось сюда из губерний Вятской и Пермской.
- Некоторые из них не прямо сюда пришли, а переселились постепенно: сначала в оренбургскую губернию, далее в томскую и наконец сюда. – Есть такие переселенцы, которые до здешнего места (в 5-6 лет) заводили хозяйство в трех местах и потом бросали все и шли далее.- Не смотря на то, что в пять лет, проведенных ими здесь, переселенцы нажили порядочные деньги и прекрасно обзавелись (можете себе представить об их довольстве, если я скажу, что некоторые трудолюбивые переселенцы из малороссиян продали в прошлом годе по 2000 п. своей пшеницы по 1 р. сер. за пуд), они все таки были не довольны своим бытом. – Их влекло все далее. – Слухи, распространенные между ними о странах, лежащих далее на восток, манили их в эти страны, а желание воспользоваться льготою от податей и рекрутства побуждало к переселению, которое превращалось уже в какое- то бродяжество.
– Когда возникли слухи об Амуре, издавна известном в народе, то переселенцы сей час захотели отправиться туда, особенно раскольники желали этого, надеясь там иметь более свободы, для отправления обрядов своей секты.
Я не думаю отвергать важности заселение берегов Амура, но полагаю, что и заселение Минусинского Округа важно для Енисейской губернии, и что не должно бы дозволить переселиться отсюда переселенцам только что обзаведшимся здесь и воспользовавшимся льготою. – Чего им здесь не достает? Земли, лугов, лесу – всего довольно. – Ни один старожил не согласится идти отсюда куда бы то ни было.
Н. Путилов

Большое спасибо за предоставленные материалы из архивов
Надежде Грудининой (Давыденко).


- 575 - 0 sante
20.10.2022 02:36

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Новости» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. село Екатериновка

Новые фото


Екатериновка 14.10.2023 года
Екатериновка 28 августа 2021 года
Древо рода
Основатели с. Идринского
Иннокентьевка

novosti
Написать