Терпиловский Климент Васильевич (село Бывалки Ельнинский уезд Смоленская губерния — 17
октября 1892 г., село Бывалки Ельнинский уезд Смоленская губерния), священник
села Бывалки Ельнинского уезда Смоленской губернии; умер в возрасте 61 года. N. Священник Климент Васильевич Терпиловский
(некролог) // 1892. № 24. С.1201–1202.
ЯРМАРКИ (в переводе с немецкого - ежегодные
торги, периодически организуемые в установленном месте: в городе, селе,
местечке, как правило, в дни общих и престольных религиозных праздников).
Продолжались от 1-3 дней до недели и более. Возникли в эпоху феодализма. По
сведениям Я.А. Соловьева (Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии.
– М., 1855), в Смоленской губернии в начале 50-х гг. ХIХ в. насчитывалось 159
Я., они, сравнительно с Я. других мест, были небольшими: привозилось товаров на
сумму свыше 600 тыс. руб., продавалось – около 320 тыс. рублей (для сравнения:
в белорусском местечке Любавичи, в настоящее время Руднянский район Смоленской
области – ежегодный привоз товаров превышал 500 тыс. руб., продажа более 220
тыс. руб.), имели, таким образом, чисто местное значение. Наиболее значительные
Я.: Сборная (на 2-й неделе великого поста) и Ильинная (20.VII.) в Ельне,
Никольская (9.V.) и Рождественская (8.IХ.) в г. Сычевке, Сборная (на 1-й неделе
великого поста) и Ильинская (за две недели перед Ильиным днем) в г. Духовщине,
Сыропутная (на сырной неделе) в г. Рославле, Светлая (23.VI. - 1.VII.) в г.
Дорогобуже, Казанская в г. Гжатске, Вознесенская (в день Вознесения Господня) и
Никольская (6.ХII.) в г. Смоленске, Преображенская (6.VIII.) в селе Карманове
Гжатского уезда, Духовская и Покровская в селе Следнево Ельнинскогоуза и др. В
каждом уезде было несколько Я.: в Гжатском в 16 селах 21 Я. (Брызгалово,
Субботники, Клушино, Самуйлово, Покров и др.); в Ельнинском уезде соответственно 32 и 42 (Балтутино, Язвино,
Волково-Егорье, Ивонино, Белик, Стрыгино, Новоивановское, Лучеса, Бывалки,
Теренино, Всходы, Оселье, Даниловичи и др.); в Духовщинском уезде
соответственно 24 и 38 (Пнево, Пречистое, Сошно, Спас-Углы, Шиловичи,
Понизовье, Кулагино, Суетово, Сущево, Печеничено и др.) и т.д. Крестьяне
продавали на Я. скупщикам хлеб, пеньку, льносемя, кожи, сало, лошадей, коров,
предметы ремесла: телеги, сани, колеса, кадки, ведра, ложки и пр. На вырученные
деньги они покупали у торговцев топоры, серпы, косы, деготь и пр. На некоторые
Я. пригоняли лошадей и молочно-мясной скот из степных губерний.
Места Я. были одновременно местами народных
увеселений, для них отводились просторные сельские площади, часто возле церкви,
на них народ приезжал и приходил принарядившись. На крупных Я. давали
представления бродячие артисты.
С проведением железных дорог обороты Я. сильно упали.
Однако население по традиции называло ярмарками периодические торги в селах;
согласно "Кратким хозяйственно-статистическим сведениям по Смоленской
губернии" (Смоленск, 1912.- издание губернской земской управы) в начале ХХ
в. ежегодно собиралось свыше 600 Я., в том числе в городах - 19. Большинство из
них продолжалось всего 1 день. (Эти данные свидетельствуют об отсутствии четкой
методики подсчета количества Я.). Расширение стационарных форм торговли роль их
сводило на нет.
В советское время большинство Я. перестало
функционировать, многие села, где они проводились, попали в разряд
"неперспективных деревень". Однако традиция проведения Я.
сохранилась. Так, в Смоленске проводятся ежегодные Я.: Рождественская
"Русская зима", накануне 8 марта и 1 Мая, праздники-ярмарки,
посвященные Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков и
юбилейным датам со дня основания города. Большой популярностью пользуются
областные сельскохозяйственные Я. на Крестьянском рынке в поселке Одинцово близ
Смоленска. На Я. поставляют продукцию крестьянские и фермерские хозяйства
области, мясокомбинаты, крупные перерабатывающие предприятия, торгующие
организации. Промышленные предприятия организуют встречную торговлю. Наряду с
областными и районными проводятся международные Я. с участием Украины,
Белоруссии, предпринимателей бывшего содружества социалистических стран. Д.И. Будаев,
В.И. Шулаков |