Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 село Сергеевка
ГлавнаяКемеровская областьЯйский районсело Сергеевка

История – село Сергеевка

Время основания, исторические события, факты

Небольшой отрывок из книги "Сергеевка - есть село в Сибири" автор Можарова О.В.

История заселения Томского края



«Сибирь завоевана
не генералами»
П.А.Словцов
Зауральская сторона начала заселяться тотчас после Ермака. Заселялась она и теми, кто шел туда по доброй воле, и кого переселяли поневоле; кто спасался от беды, а кто искал свободной жизни. Московские цари щедро помогали заселению Сибири. Так сын Ивана Грозного Феодор Иванович однажды издал наказ переселить за Урал тридцать хлебопашеских семей, а в этом наказе написано: «Чтобы у каждого переселенца было по три мерина добрых, да по три коровы, да по две козы, да по три свиньи, да по пять овец, да по два гуся, да по пяти куриц, да соха со всем для пашни, да телеги, да сани, да всякая житейская рухлядь». Сверх того, велено было на каждую семью выдать по двадцати пяти рублей. Так делали и другие цари московские. Иной раз давали на подъем по - полутораста рублей. Всем было понятно, что такую огромную страну только и можно удержать за собою, заселив ее русским людом. Даже беглых русских людей,— тех крепостных, что бежали за Уральские горы от помещиков, там не трогали, лишь бы они пожелали пахать пашню.
Русские люди того времени к новым местам сибирским приспосабливались не сразу. Одно время русских пахарей в Сибири было так мало, что для пропитания войск приходилось возить хлеб в Сибирь из России,— из Перми и из Вятки.
Прошла после смерти Ермака сотня лет, и в Сибири набралось уже русского народа больше семидесяти тысяч человек считанных, а еще больше не считанных. Много беглых поселилось в разных глухих местах — лесных дебрях; понастроили себе деревень, обзавелись семьями, и жили так: и их никто не, знал, и они никого не знали. Таких неведомых поселков было много даже в царствование императрицы Екатерины II.
Земли в Сибири было много, а народу мало. Казна радовалась, когда находились желающие пахать сибирские земли. В те суровые, бесправные времена бывали и такие случаи, что мужиков насильно переселяли за Урал целыми деревнями. Одних казна размещала по главному сибирскому тракту, чтобы те справляли обязанности ямщиков, другие несли иные повинности, — строили суда, справляли всякие службы. Много народа было переселено за Урал и приписано к заводам. Многих людей пытались исправить посредством Сибири. Одним из первых ссыльных, как утверждал П. А. Словцов, в своей книге « История Сибири» 1838 г, был мятежный Угличский вечевой колокол – после убийства в Угличе малолетнего царевича Дмитрия в 1593 году. Он своим набатом призвал горожан к возмущению. Перед высылкой ему вырвали язык, оторвали ухо, нещадно пороли плетьми. Колокол до Тобольска тянули пятьсот провинившихся жителей Углича.
В XIX веке продолжалась ссылка в Сибирь на каторгу и на поселение по приговорам судов, к этому еще присоединилась ссылка по приговорам мещанских и крестьянских обществ, желающих избавится от беспокойных элементов.
В 1806 году было издано особое «Положение для поселений в Сибири». На местных губернаторов была возложена обязанность, наблюдать, за водворением поселенцев в назначенные для них места и заготавливать все необходимое для первоначального обзаведения поселенцев: лес, скот, семена и сельхоз. орудия.
В качестве района для колонизации была определена и Томская губерния, образованная 26 февраля 1804 года. Положением 1806 года было предоставлено государственным крестьянам, испытывающим недостаток в земельном довольствии, водворятся на пустопорожних удобных землях Томской губернии с получением от казны денежных пособий и пятилетней льготы от всяких податей и повинностей, кроме рекрутской. Предоставленным правом не замедлило воспользоваться довольно значительное число крестьян. В Томскую губернию переселилось до 3200 семейств, пока в 1812 году не было приостановлено действие «Положения 1806г». Оно вновь было восстановлено в 1822 году по представлению М.М. Сперанского, который указывал на двоякую выгоду для государства от добровольных переселений в Сибирь: « на возможность заселять этот пустынный малолюдный край и на доставление крестьянам, обитающих в губерниях, скудных землями, потребного изобилия». Указом от 10 апреля 1822 года разрешено было, всем казенным крестьянам, переселятся в Сибирь с разрешения местных казенных палат и по уплате всех числившихся с них недоимок. Главным тормозом колонизации явилось отсутствие сведений о количестве и местонахождении свободных и удобных для хлебопашества земель в Сибири. Крестьянам предоставлялось самим отыскивать такие земли через своих ходоков. В 1839 году было образовано " Министерство государственных имуществ", которое взяло в свои руки переселение крестьян. Переселенцам выдавалась безвозвратная ссуда деньгами, земледельческими орудиями, скотом и предоставлялась восьмилетняя льгота от податей и повинностей и трехлетняя – от рекрутчины. Было проведено межевание множество участков по 15 десятин. В 1851 году министр обратился с циркулярным предписанием к казенным палатам губерний, по преимуществу расположенных в Черноземной полосе, о вызове желающих из государственных крестьян к переселению в Сибирь, причем из каждой губернии предназначалось выселить 300-400 семейств. На основании этого предписания палаты переслали в Западную Сибирь в течение 1852 – 1854 гг. 38225 душ, из которых 13225 душ было поселено в Томской губернии. Крестьяне желающие переселиться в Сибирь и устроится, с разрешения и при пособии от правительства, должны были удовлетворять известным условиям, согласно уставу о благоустройстве в казенных поселениях (1842г). Прежде всего, переселение разрешалось только из таких селений, в которых приходилось меньше 5 десятин на душу, и только тем крестьянам, которые не подлежали рекрутской повинности, участвовали в вынутии жребия, не состояли под судом и следствием и не были связаны никакими договорами и обязательствами. Для переселения требовались увольнительные приговоры общества, ибо эти общества обязывались погасить все недоимки, числящихся за переселенцами и в течение трех лет платить за них все подати и повинности. Удовлетворить всем этим условиям было подчас трудно и невозможно, и поэтому казенные крестьяне иногда оставляли свою родину целыми семьями, не дождавшись законного разрешения, с лежавшими на них недоимками. Министерство не возвращало таких крестьян, но они лишались льгот и пособий.

Истоки…



Каждый человек — это мир,
который с ним рождается и с ним умирает;
под всякой могильной плитой
лежит всемирная история.
(Г. Гейне

Главной причиной вынуждавших крестьян покидать свои родные места, и отправ-ляться в далекий путь было малоземелье. Вот и крестьяне сел Кевдо –Мельситово, Хутора, Ключищи на общем сходе решили попытать счастья в далекой Сибири. Село Кевдо-Мельситово было образовано в 1700 году Дмитрием Мильситовым и Иваном Нагаевым «с товарищами», которые получили здесь земли от 1955 четей и 12700 копен сенных покосов. Землю получили 80 семей. Это были: «дети боярские», «дети дворянские», затинщики, засечные сторожа, воротники, пушкари, казаки, то есть служилые люди по прибору. Их называли однодворцами. Именно они,согласно документу получили землю и основали село Кевдо – Мельситово. Краевед села Кевдо –Мельситово В.Н. Жигалин так описывает историю возникновения села: «В селе существует легенда, которую может рассказать любой житель села. Происхождение Кевдо –Мельситово связано с завоеванием Московским государем Поволжья при Иване Грозном. Казанские феодалы – мурзы часто поднимали восстания. Для борьбы с этим Иван Грозный и его приемники практиковали переселения. Так был переселен в район Кевды татарский мурза – Мельсит со своими многочисленными родичами и подчиненными. Земли им были отведены к западу от реки Миндрус. Одновременно с этим в Кевде были поселены стрельцы и на горе построена крепость, которая должна была в дальнейшем подавлять восстания татар и охранять юго-восточные рубежи русского государства. Кевдинские стрельцы и крепость призваны были охранять большой торговый путь, проходящий через Кевду. В связи с этим в густых лесах Кевды появился отряд разбойников во главе с атаманом Кевдо, который нападал на купеческие караваны. От имени атамана Кевдо и татарского мурзы Мельсита и произошло название села Кевдо – Мельситово. Татарское население постепенно сливалось с русским. Во второй половине 18 века татар крестили в реке Миндрус. Те, кто не хотел креститься, бежали из села. Крещение было массовым в реке. Многие, выходя из реки, после крещения кричали: «Мин да рус», что означало «Я русский». В связи с крещением в селе была построена церковь, и на высокой колокольне был водружен крест с полумесяцем внизу. Этот символ означал: христианство победило». Так и существует поныне русское село Кевдо – Мельситово, хотя жители села полусерьезно, полушутя называют себя полурусскими - полутатарами. Самые распространенные Кевдинские фамилии: Айкашевы, Алабордины (Албердины), Булаевы, Танцеревы, Нагаевы, Исаковы, Качурины, Зитевы, Черновы, Яновы, Чарышевы (Черушевы), Чуряпины и др. Чуть позже в селе у однодворцев купили земли помещики: Ф.А. Полибин и Н.Г. Плещеев. Они привезли своих крестьян из села Савостьяново Шацкого уезда и деревни Метальниково Верхнеломовского уезда. А. Полибин привез крестьян еще из села Кобяки Шацкого уезда. По переписи 1718 года за Полибиным Ф.А. и Плещеевым Н.Г. состояло 4 двора, в них людей мужчин – 13, женщин – 10, всего 23 человека. В пределах дачи села землями владели на протяжении ХVIII–ХIХ вв. и другие помещики: Дмитриевы-Мамоновы, Трусовы, князья Барятинские, Кугушевы, чиновники Никитины, но все они владели в селе небольшим количеством земли и здесь не жили. Основными жителями села были однодворцы, впоследствии государственные крестьяне. Населенный пункт имел острог и посад. Научное объяснение названия села следующее: оно происходит от гидронима «Кевда», что значит на мордовском языке «камни». И на самом деле, овраг, где начинается исток реки, очень каменист. А вторая часть названия села происходит от фамилии первопоселенцев».
Постепенно число жителей села увеличивалось. Согласно первой ревизской сказке (1719г.) в селе было 86 дворов однодворцев с числом жителей 355 душ мужского пола, по второй ревизской сказке (1744г.) – 166 дворов, 520 жителей мужского пола.
По ревизской сказке за 1744 года было выявлено 126 фамилий однодворцев, среди них: Гришаковы, Кочетковы, Мельситовы, Соколовы, Булаевы, Ворыпаевы, Слащевы ,Танцыревы, Албердины, Качурины, Харины, Беляковы, Юрины, Иноземцевы, Пчелинцевы, Рамзайцевы, Айкашевы, Малышевы, Чернышовы, Черушевы, Егольниковы. Жители, носящие такие фамилии живут в Кевдо- Мельситово и сейчас, в XXI веке. По 10 ревизской сказке в Кевдо – Мельситово было крестьян 1357 мужского пола и 1504 души женского пола. В селе Ключищи проживало 417 мужчин и 430 женщин.
На информационном портале Каменского района, в состав которого входят эти села, такие сведения о с. Кевдо-Мельситово и Ключищи: «Кевдо-Мельситово -
русское село, центр сельсовета, в 2 км от автомагистрали Пенза – Тамбов, на левом высоком берегу р. Кевды, при ее впадении в Малый Атмис (бассейн реки Мокши).
На 1.01.2004 – 804 хозяйства, 1867 жителей.
Основано служилыми людьми (русские, татары и, возможно, мордва) в конце 17 века. Населенный пункт имел острог и посад. Известно мордовское дохристианское имя Мельсит, Мельцит, по которому, возможно, сначала получила название местность. Так, в 1723 году в деревне Доншино (ныне Белинского района) жил некрещеный ясачный мордвин Васка Мялцитов (РГАДА, ф.350, оп.2, е.хр. 1049,л. 64 об.).
Среди помещиков Нижнеломовского уезда также известна фамилия Мельситов: так, в 1714 году в селе Михайловское-Тезиково (ныне Наровчатского района), был двор помещика Семена Мельситова. Возможно, ойконим восходит к имени близлежащего липяга Мельсиха, где текла речка Мельситовка, Кевда она же. В 1710 в селе были зафиксированы двор попа, 51 двор помещичьих крестьян, 6 – солдатских, действовала церковь во имя Архангела Михаила. В 1716 году упоминается деревня Кевда отписных мурзинских крестьян. В 1719 – село Кевда (Кеевда, Киевда) однодворцев Нижнеломовского уезда, не менее 58 дворов (РГАДА, ф.350, оп.2, е.хр.2546, лл. 413-471, дело имеет большие повреждения, следующие листы не читаются, часть сказок
утрачена); интересно, что в этой ревизской сказке на лл.440-443 четырежды дано название Киевда. В середине 18 века служилые татары были крещены.
Первыми помещиками были нижнеломовцы майор Артем Полибин, стряпчий Никита Григорьевич Плещеев, Кузьма Степанович Шилов. По преданию, татар насильственно крестили в бывшем озере Миндрус около села. В 1776 построена первая церковь. Сохранились предания о легендарных основателях села разбойнике Кевде и татарском мурзе Мельсите. После 1780 население относилось к сословию государственных крестьян, которые появились в результате податной реформы 1724 года. В 1877 – волостной центр Нижнеломовского уезда, вместе с Ключищами – 541 двор, Первая церковь в селе Кевдо-Мельситово Каменского района Пензенской области была открыта в 1736 году и освящена во имя Архангела Михаила. Прослужив 48 лет, она сгорела. В 1784 году была построена вторая (и тоже деревянная) церковь с тем же названием – Архангельская. В 1847 году она тоже сгорела. В 1837 году было получено разрешение на строительство 3-й церкви, каменной. Подготовительные работы велись с 1837 года по 1841 год. Новая, кирпичная церковь была заложена в 1841 году на средства прихожан. В 1847 году было построено основное здание церкви, а в 1856 году и основные строительные работы были завершены.
В своей статье "Заселение Пензенского края в XVII-начале XVIII вв" М.С Полубояров так описывает возникновение села Кевдо - Мельситово. В 1700 г. Саранская приказная изба отказала (дала в пользование) порозжую землю в диком поле, за валом, на «крымской стороне», на Кевде, Атмисе и в других урочищах дворянам Жедринским и Врасскому. На этих землях появились села Веденяпино, Вражское и другие. Тогда же, около 1700 г., на р. Кевде отмежевана земля верхнеломовским служилым татарам во главе со Стенькой (до крещения Арасланом) Полкаевым. Здесь сначала основано село Кевдо-Мельситово с оборонительным острогом на пензенско -тамбовской дороге. Вскоре однако, татар хотели крестить, как гласит предание, в озере Миндрус. Часть согласилась на это, другая нет. По-видимому, это последнее обстоятельство послужило причиной ухода некрещеных татар из Кевдо-Мелъситова. Они обосновались на тех же полкаевских землях, образовав известные среди пензенских татар Алты Авыл – «шесть сёл»: Кикино, Кобылкино, Кутеевку, Мочалейку, Решетино и Телятино. Описание этого уголка Чембарского уезда (конец XVIII в.) сохранилось в Центральном военно-историческом архиве. Оно свидетельствует, что у татар-полкаевцев все еще существовал религиозный плюрализм: большинство считало себя мусульманами, но были и христиане..." Публикуется по тексту: журнал «Земство» (Пенза), 1995, №2

яться в далекий путь было малоземелье. Вот и крестьяне сел Кевдо –Мельситово, Хутора, Ключищи на общем сходе решили попытать счастья в далекой Сибири. Село Кевдо-Мельситово было образовано в 1700 году Дмитрием Мильситовым и Иваном Нагаевым «с товарищами», которые получили здесь земли от 1955 четей и 12700 копен сенных покосов. Землю получили 80 семей. Это были: «дети боярские», «дети дворянские», затинщики, засечные сторожа, воротники, пушкари, казаки, то есть служилые люди по прибору. Их называли однодворцами. Именно они,согласно документу получили землю и основали село Кевдо – Мельситово. Краевед села Кевдо –Мельситово В.Н. Жигалин так описывает историю возникновения села: «В селе существует легенда, которую может рассказать любой житель села. Происхождение Кевдо –Мельситово связано с завоеванием Московским государем Поволжья при Иване Грозном. Казанские феодалы – мурзы часто поднимали восстания. Для борьбы с этим Иван Грозный и его приемники практиковали переселения. Так был переселен в район Кевды татарский мурза – Мельсит со своими многочисленными родичами и подчиненными. Земли им были отведены к западу от реки Миндрус. Одновременно с этим в Кевде были поселены стрельцы и на горе построена крепость, которая должна была в дальнейшем подавлять восстания татар и охранять юго-восточные рубежи русского государства. Кевдинские стрельцы и крепость призваны были охранять большой торговый путь, проходящий через Кевду. В связи с этим в густых лесах Кевды появился отряд разбойников во главе с атаманом Кевдо, который нападал на купеческие караваны. От имени атамана Кевдо и татарского мурзы Мельсита и произошло название села Кевдо – Мельситово. Татарское население постепенно сливалось с русским. Во второй половине 18 века татар крестили в реке Миндрус. Те, кто не хотел креститься, бежали из села. Крещение было массовым в реке. Многие, выходя из реки, после крещения кричали: «Мин да рус», что означало «Я русский». В связи с крещением в селе была построена церковь, и на высокой колокольне был водружен крест с полумесяцем внизу. Этот символ означал: христианство победило». Так и существует поныне русское село Кевдо – Мельситово, хотя жители села полусерьезно, полушутя называют себя полурусскими - полутатарами. Самые распространенные Кевдинские фамилии: Айкашевы, Алабордины (Албердины), Булаевы, Танцеревы, Нагаевы, Исаковы, Качурины, Зитевы, Черновы, Яновы, Чарышевы (Черушевы), Чуряпины и др. Чуть позже в селе у однодворцев купили земли помещики: Ф.А. Полибин и Н.Г. Плещеев. Они привезли своих крестьян из села Савостьяново Шацкого уезда и деревни Метальниково Верхнеломовского уезда. А. Полибин привез крестьян еще из села Кобяки Шацкого уезда. По переписи 1718 года за Полибиным Ф.А. и Плещеевым Н.Г. состояло 4 двора, в них людей мужчин – 13, женщин – 10, всего 23 человека. В пределах дачи села землями владели на протяжении ХVIII–ХIХ вв. и другие помещики: Дмитриевы-Мамоновы, Трусовы, князья Барятинские, Кугушевы, чиновники Никитины, но все они владели в селе небольшим количеством земли и здесь не жили. Основными жителями села были однодворцы, впоследствии государственные крестьяне. Населенный пункт имел острог и посад. Научное объяснение названия села следующее: оно происходит от гидронима «Кевда», что значит на мордовском языке «камни». И на самом деле, овраг, где начинается исток реки, очень каменист. А вторая часть названия села происходит от фамилии первопоселенцев».
Постепенно число жителей села увеличивалось. Согласно первой ревизской сказке (1719г.) в селе было 86 дворов однодворцев с числом жителей 355 душ мужского пола, по второй ревизской сказке (1744г.) – 166 дворов, 520 жителей мужского пола.
По ревизской сказке за 1744 года было выявлено 126 фамилий однодворцев, среди них: Гришаковы, Кочетковы, Мельситовы, Соколовы, Булаевы, Ворыпаевы, Слащевы ,Танцыревы, Албердины, Качурины, Харины, Беляковы, Юрины, Иноземцевы, Пчелинцевы, Рамзайцевы, Айкашевы, Малышевы, Чернышовы, Черушевы, Егольниковы. Жители, носящие такие фамилии живут в Кевдо- Мельситово и сейчас, в XXI веке. По 10 ревизской сказке в Кевдо – Мельситово было крестьян 1357 мужского пола и 1504 души женского пола. В селе Ключищи проживало 417 мужчин и 430 женщин.
На информационном портале Каменского района, в состав которого входят эти села, такие сведения о с. Кевдо-Мельситово и Ключищи: «Кевдо-Мельситово -
русское село, центр сельсовета, в 2 км от автомагистрали Пенза – Тамбов, на левом высоком берегу р. Кевды, при ее впадении в Малый Атмис (бассейн реки Мокши).
На 1.01.2004 – 804 хозяйства, 1867 жителей.
Основано служилыми людьми (русские, татары и, возможно, мордва) в конце 17 века. Населенный пункт имел острог и посад. Известно мордовское дохристианское имя Мельсит, Мельцит, по которому, возможно, сначала получила название местность. Так, в 1723 году в деревне Доншино (ныне Белинского района) жил некрещеный ясачный мордвин Васка Мялцитов (РГАДА, ф.350, оп.2, е.хр. 1049,л. 64 об.).
Среди помещиков Нижнеломовского уезда также известна фамилия Мельситов: так, в 1714 году в селе Михайловское-Тезиково (ныне Наровчатского района), был двор помещика Семена Мельситова. Возможно, ойконим восходит к имени близлежащего липяга Мельсиха, где текла речка Мельситовка, Кевда она же. В 1710 в селе были зафиксированы двор попа, 51 двор помещичьих крестьян, 6 – солдатских, действовала церковь во имя Архангела Михаила. В 1716 году упоминается деревня Кевда отписных мурзинских крестьян. В 1719 – село Кевда (Кеевда, Киевда) однодворцев Нижнеломовского уезда, не менее 58 дворов (РГАДА, ф.350, оп.2, е.хр.2546, лл. 413-471, дело имеет большие повреждения, следующие листы не читаются, часть сказок
утрачена); интересно, что в этой ревизской сказке на лл.440-443 четырежды дано название Киевда. В середине 18 века служилые татары были крещены.
Первыми помещиками были нижнеломовцы майор Артем Полибин, стряпчий Никита Григорьевич Плещеев, Кузьма Степанович Шилов. По преданию, татар насильственно крестили в бывшем озере Миндрус около села. В 1776 построена первая церковь. Сохранились предания о легендарных основателях села разбойнике Кевде и татарском мурзе Мельсите. После 1780 население относилось к сословию государственных крестьян, которые появились в результате податной реформы 1724 года. В 1877 – волостной центр Нижнеломовского уезда, вместе с Ключищами – 541 двор, Первая церковь в селе Кевдо-Мельситово Каменского района Пензенской области была открыта в 1736 году и освящена во имя Архангела Михаила. Прослужив 48 лет, она сгорела. В 1784 году была построена вторая (и тоже деревянная) церковь с тем же названием – Архангельская. В 1847 году она тоже сгорела. В 1837 году было получено разрешение на строительство 3-й церкви, каменной. Подготовительные работы велись с 1837 года по 1841 год. Новая, кирпичная церковь была заложена в 1841 году на средства прихожан. В 1847 году было построено основное здание церкви, а в 1856 году и основные строительные работы были завершены.
В своей статье "Заселение Пензенского края в XVII-начале XVIII вв" М.С Полубояров так описывает возникновение села Кевдо - Мельситово. В 1700 г. Саранская приказная изба отказала (дала в пользование) порозжую землю в диком поле, за валом, на «крымской стороне», на Кевде, Атмисе и в других урочищах дворянам Жедринским и Врасскому. На этих землях появились села Веденяпино, Вражское и другие. Тогда же, около 1700 г., на р. Кевде отмежевана земля верхнеломовским служилым татарам во главе со Стенькой (до крещения Арасланом) Полкаевым. Здесь сначала основано село Кевдо-Мельситово с оборонительным острогом на пензенско -тамбовской дороге. Вскоре однако, татар хотели крестить, как гласит предание, в озере Миндрус. Часть согласилась на это, другая нет. По-видимому, это последнее обстоятельство послужило причиной ухода некрещеных татар из Кевдо-Мелъситова. Они обосновались на тех же полкаевских землях, образовав известные среди пензенских татар Алты Авыл – «шесть сёл»: Кикино, Кобылкино, Кутеевку, Мочалейку, Решетино и Телятино. Описание этого уголка Чембарского уезда (конец XVIII в.) сохранилось в Центральном военно-историческом архиве. Оно свидетельствует, что у татар-полкаевцев все еще существовал религиозный плюрализм: большинство считало себя мусульманами, но были и христиане..." Публикуется по тексту: журнал «Земство» (Пенза), 1995, №2

Движение переселенцев



...Из края в край.
Вот видишь: тут Москва,
тут Новгород, тут Астрахань.
Вот море. Вот пермские дремучие леса,
а вот Сибирь...
А.С. Пушкин. «Борис Годунов».
В 1837 году вновь созданное Министерство Государственных имуществ и его министр В. Д. Киселёв, намечают ряд мер, чтобы устранить малоземелье государственных крестьян, поднять производительные силы казенной деревни и тем самым повысить платежеспособность крестьянских хозяйств.
Остававшиеся в старых местах жительства получали участки отъезжающих, а переселенцы увеличивали посевы на новых местах. Те и другие становились исправными плательщиками податей.
В 1839 году землемеры и топографы Тобольской и Томской губерний и упраздненной Омской области были объединены в особую организацию - Сибирское межевание, состоящую при генерал-губернаторе Западной Сибири. Этой организации и вменялось проведение землеизмерительных работ. Для ускорения межевания в каждом уезде выделялось по 3-5 многоземельных волостей, в них и начиналось землеизмерение.
Планы образования участков представлялись генерал-губернатору для утверждения, он посылал донесения в центр, в Министерство государственных имуществ. Там же из малоземельных губерний сосредотачивались списки крестьян, готовых к переселениям. С получением данных из Сибири, министерство извещало уезды центра об имеющихся участках, и, партии переселенцев в начале весны отправлялись по указанному в проходном свидетельстве маршруту. В уездах, через которые партии проходили, им выдавали кормовые деньги и способствовали более быстрому проходу в другой уезд. Переселенцы ехали на своих лошадях и в пути находились от 4 до 6 месяцев. Добирались по Большому Сибирскому тракту. В западном направление от Томска он носил название - «Московский тракт», в восточном направлении от Томска - «Иркутский тракт». Бичом Сибирского тракта являлся разбой. Путники, проезжавшие по тракту, подвергались нападению, поэтому переселенцы двигались обозами, в обязательном порядке во главе обоза был отставной солдат, вооруженный ружьем, а сами переселенцы также старались вооружиться, кто ножом, кто кистенем, да и топор всегда рядом держали.
(Выкипировка из карт переселенческого отряда
существующей границы Томского и Мариинского уездов со смежными границами волостей и переселенческими участками). Ф. Д-61. 22 ед. хр.

Тяжела ли котомка странника? ...



... Никто не узнает,
не примерив ее на своих плечах...

Сохранились воспоминания переселенца Белякова из села Пушкина Пензенской губернии в Сибирь, в Томскую губернию:
« К нам в село пожаловал наш земельный начальник, который и объявил о переселении в Сибирь. Наша семья первой записалась на переселение, а зимой записалось еще 49 семей, в коих люди были достаточные, а были и такие, что имели средств 15 – 20 рублей. А так как без 150 рублей не выпускали, то наши бедняки и давай делать так, если у него изба стоит 10 рублей, то он оценит ее в 50 рублей. Если свинья стоит 2 рубля, то он просит сельского писаря записать ее подороже - по крайней мере, рублей в 15, что бы итог выше и побольше, и губернаторское присутствие видело его такое широкое хозяйство и разрешило поскорее поехать в Сибирь. Когда мы записывались, то не имели ясного понятия, что такое за страна Сибирь. Только знали мы, что Сибирь холодна против России и признавали это правильным, потому что по карте видели, что в Сибири все реки текут к полуночной стороне, а в России на полдень. Но все засобирались, никто про холод и не думал. Ходили по селу слухи, что казна строит для прибывших целые села, мечтали о том, что как приедем на новое место, скотину нам выдадут – лошадь, корову, пять овец, одну свинью и две курицы, чтобы сразу полным хозяином был, а потом еще и денег по 300 рублей на каждый дом. Все говорили, что Царь уже все приготовил, только идите дети на землю, я, говорит, лучше отворю один амбар с деньгами, у меня в Сибири земли много. Вот, наконец - то, пришло и нам разрешение ехать в Сибирь. Начали приступать к продаже домов, скота и посевов, кто как попало, все равно как не свое, кто за бесценок, а кто и даром. Кто тащит от кумы стан с повоем, кто – берды, кто косырь от свахи, а там смотришь, через два часа целый порядок домов слетел, как не бывало. По улице – пыль, дым. Потянулись обозы навьюченные, нажитым еще дедушкиной спиной, добром. Путь был длинный, прощались с родными, стоял женский плач, многие жены не соглашались ехать с мужьями в далекую Сибирь. Мужья, видя такое несогласие, избрали лучшее средство для своих жен, говорили, если кто не поедет с мужем добром, то после будут гнать этапом.
Потом наступило время отъезда. Мы, к сему дню, попросили своего священника напутствовать нас Святыми Тайнами, и батюшка не отказал. Все по три дня говели до обедни. Только после обедни все, старый и малый, шли к кабаку, где распродавали пожитки, выпивали за каждую вещь магарыч, настоящий праздник был в ту весну. У кабака, с раннего утра и до полуночи, толпилось много народа. Вот и наступило утро, когда на колокольне раздался удар большого колокола. Все мигом направились к храму, вместе с обозом в 95 подвод, за последним благословением Святой Матери – Церкви, а оттуда с крестным ходом за село, где отслужено было батюшкой водоосвящение и подарена икона Скорбящей Божьей Матери, после чего сняли шапки и, крестясь, кричали: «Слава тебе Господи! Вырвались мы из этой пропасти, где весь век по работникам замучались, а из долгов и посейчас не выбрались. А нас сейчас казна не бросит. Со своей землицей мы заживем». Дорога была трудная, особенно тяжело было с кормами, ехали в Сибирь не мы одни, шла партия за партией по 120 подвод во главе с отставным солдатом, по краю дороги вся земля была выбита. Была у нас в обозе старуха лет 70. Она на родине жила хорошо, даже содержала наемных годовых работников. И должно проснулась она ночью и увидела месяц, который ей показался совсем другим месяцем, а не какой она видела на родине: будто он ниже ходит, чуть-чуть за землю не задевает и тут же, не пройдя трех саженей, закатывается. И вот она на утро встала и говорит: «Бабыньки, ведь я нынче ночью увидела, что в Сибири и месяц – то другой, а не наш российский. Наш - то месяц повыше ходит и закатывается в это время за барским двором. А этот как встал, так тут же и ушел под землю. И как мы тут будем жить…» И, недолго думая, заткнула сарафан к поясу и пошла обратно по дороге. Сын нагнал ее уже за версту, а она все уговаривает его: « Сыночка, да куда ж ты меня завез, тут только и жить что острожникам». Приехали, где - то в июле, расположились под открытым небом. Наутро вся наша партия принялась строить шалаши и закипела работа… Кто постарше, отправились в соседнее село закупить лепешек. Наши переселенцы, на первых порах, сибирским хлебом долго не наедались: расхватят в момент, а к ужину надо опять в деревню ехать, печь то негде было. Замесят квашню, и поедут с ней в деревню печь, а там смотришь - печи заняты, то своим хлебом, то сосед пораньше снял. Пока суть - да дело, квашня перекиснет, когда попадет в рот то, как кисель аржаной и кислый до того, что того и гляди, глаза на лоб выкатятся. Так наша партия билась месяца полтора, пока не воткнули кое какие избушки. Наконец в ноябре месяце приехал к нам помощник волостного старшины и начал выдавать пособие на домообзаводство по 62 рубля на каждый дом. Наши мужички дрожащими руками получили такую милость и благодарили все начальство за то, что не забыли нас, бедных, на чужой стороне. И с такой радости не знали, что на них скоротить: кто сахару накупил, кто - коровенку. А тут главная беда – в Сибири в лаптях не походишь, и пришлось покупать на зиму пимов да чирков, глядишь - на одну обувь среднего семейства вылетело из кармана рублей тридцать. Вот мы перебились кое - как пособием первую зиму, а с весны впряглись в работу… (Стиль изложения автора) . Русское богатство. № 3. 2 отд. С. 1-14.



«Группа русских крестьян мигрировала в Сибирь, не имея ничего, кроме одежды на плечах, небольшого количества муки, нескольких кож домашней выделки да инструмента для плотницких и кузнечных работ. В первый день они соорудили две плиты из кирпича, который приготовили на месте из глины, взятой по соседству, и пока мужчины жгли древесный уголь, женщины пекли хлеб. Через два дня, по приезде, у них уже было шесть действующих кузниц. А через десять дней они построили для себя примитивные домишки, соорудили повозки, сделали дюжину лопат, подковали своих лошадей, при этом все использовавшееся железо было выковано на земле; однако ни один из них не умел ни читать, ни писать».
Г. И. Успенский «Поездки к переселенцам»


Сибирь... Сибирь...
Отчая земля,
живущая в каждом из нас изначальным составом,
в сибиряке существует более требовательной страстью –
потому, быть может, что и досталась она с великими трудами..
Валентин Распутин



Переселения середины XIX века - одна из страниц трудового подвига нашего народа. Выбор желающих на переселение - это уже отбор более смелых, решительных, физически сильных. Эти сильные, смелые и шли в далекий край. Много мытарств они перенесли в пути и при устройстве на новом месте.
Невозможно точно описать, какие трудности пережили наши переселенцы. Можно только обобщить воспоминания, передаваемые из поколения в поколение и сведения, полученные из архива. Пожалуй, истории первых сибирских переселенцев похожи друг на друга. Это долгий путь в поисках лучшей доли. Тяжкий труд на новом месте для того, чтобы закрепиться на этой неизведанной земле и выжить. В Пензенской губернии, в частности в Кевдо – Мельситово и близь лежащих деревнях крестьяне имели на «семью» менее 5 десятин земли. На деревенском сходе сел Кевдо –Мельситово и Ключищи был составлен список переселенцев, готовых выехать на новое место в далекую Сибирь в количестве 160 человек мужских душ с семьями.

Кевдо - Мельситово


Решили послать разведчиков в Томскую губернию для поиска свободной земли.
(Чтобы получить проходное свидетельство на переселение, необходимо было предварительно послать ходока, и уже через него зачислить на себя участок. Без удостоверения о зачислении участка в Сибири не выдавалось проходное свидетельство. Посылка же ходока дорого обходилась крестьянам. Для ходока в Западную Сибирь крестьяне должны были собрать минимум 40 – 50 рублей).
Весной 1850 года вышли три ходока: Игольников Яков Семенович 46 лет, Янов Александр Иванович 44 лет и Танцырев Никифор 28 лет. Расстояние от Пензы до Томска 3087 км. В Томскую губернию, «самоходы» добирались по Сибирскому тракту. На территорию будущего села пришли глубокой осенью, выбрали место на берегу реки Яи (Макаров край). Деревни: « Марьевка» (год образования 1826 в то время называли «мордва»), «Арышево» (год образования 1836год), «Верх – Великоселька» («Кислово» год образования 1626год) уже существовали. Зимовать ушли в Марьевку, а весной 1851 года, получив разрешительные документы, отправились домой. Весной 1852 года, со всем скотом и скарбом, распродав все то, что невозможно было взять с собой, в количестве 160 человек мужских душ с женами и детьми выехали на поселение. (Список переселенцев смотреть в приложении стр. 282 - 302).
Прибыв на место поселения в июле месяце, начали обустраиваться. По документам из Омского архива явствует, что переселенцам был отведен участок земли, который ранее отходил к Арышевскому поселению и поселению деревни Верх – Великоселька - на берегу реки Яи, при впадении в нее реки Киргизки. Возник спор о разделе земли, трудно сказать, кто был инициатором, но переселенцы направили жалобу генерал-губернатору Западной Сибири Г. Х. Гасфорду. В июле месяце 1852 года генерал-губернатором было сделано предписание о разделе земли.

В октябре месяце 1852 года землемером Медведевым был произведен официальный раздел земли, о чем были составлены следующие акты: №6494/1538 от 4 ноября 1852 года (оригиналы копий см. в приложении стр. 272 - 281).
Направляющему должность
Генерал Губернатору Западной Сибири,
господину Генерал Лейтенанту и кавалеру Гасфорду



Начальник межевания казенных земель
Западной Сибири Генерал майор Будберг

Рапорт

На основании предписания Вашего превосходительства от июля сего 1852 года за № 846 честь имею представить при сем три подписки доставленные ко мне старшим запасным землемером Медведевым от 19 октября текущего года рапорт за № 159, полученный от крестьян переселенцев Пензенской губернии Нижне Ломовского уезда, волостей Пустынной и Пешей сел Кевдомельситова и Хутора водворенныя в числе 160 душ мужского пола Томской губернии Томского округа в Колыонской волости
на участке Арышевском отдельным от старожилов селением при устье речки Киргизки, впадающей с левой стороны в реку Яю.
Таковы подпи

- 135 - 0 Olga
16.12.2019 11:26
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:2

Если весь текст не помещается на странице, то его можно разбить, и дописать в комментариях.

У истока
16.12.2019 20:00

Надо прочесть на досуге.

Гость
16.12.2019 14:19
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать