Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяАлтайский крайАлтайский районпоселок Алтайский

Достопримечательности – поселок Алтайский

Культурные ценности, памятники, архитектура, природа

Золото Алтая почему Алтай золотой? Топоним "Алтай" многими понимается как "золото" или "Золотые Горы". Но какое это золото? То, что можно намыть в шумных каменистых горных реках? Или это спрятанное золото великих духов, живущих высоко в горах. Или это духовное богатство, родина могущественного племени, великих богатырей? Но может быть это золотистый цвет горных вершин в лучах заходящего солнца? Уникальные объекты природы местные достопримечательности Горы, скалы Гора Бобырган Расположена на севернее села Ая. Абсолютная отметка – 1008,6 м. Положение горы на границе горной и степной зон породило алтайскую легенду: Дочь старика Алтая Катунь покинула дом и побежала на север к красавицу Бию. Отец послал вдогонку беглянке своего самого могучего богатыря Бобыргана. Но он сумел догнать Катунь только тогда, когда она выбежала за пределы Алтайских гор на равнину. Так и остался стоять Бобырган каменной громадой – последней горой Северного Алтая. [1] Гора Караульная сопка Обособлено возвышается в 3-4 км. от Куягана, является памятником природы, имеющим историческое значение. Омывается ручьем «Гремишкой». Северная, западная, восточная части, и вершина имеют отличный обзор местности. Гора Синюха Эта великолепная гора дает начало рекам Кача, Подсумная, Белокуриха. Скала «Утес» Отвесная скала высотой 50-60 м, находящаяся на правом берегу р. Песчаная, виден из многих точек с. Куяган. Имеется небольшая пещера длиной 10-12 м. и высотой 35-50 см. Гора Чертов палец Пещеры Пещера «Пролетарская» Расположена на въезде в село Пролетарка (Со стороны Алтайского). Пещера «Каторжная» Имеет интересную форму грота. Пещера «Кыркилинская» Памятник геоморфологического типа. Пещера «Шахта Алтайская» Длина пещеры 2540-3540 м., глубина 240 м. Крупнейшая по объему и протяженности пещера Алтайского края Пещера «Геофизическая» Длина пещеры 500 м., глубина 130 м., имеет разнообразные известковые натеки и сталагмиты размером до 3 м. Пещера «Алтайских спелеологов» (Пионерская) Длина пещеры составляет 480 м. Пещеры «Тавдинские береговые» Расположены на берегу реки Катунь на горе Тавда, образовались вымыванием пород водами р. Катунь. Пещера «Тоуракская» Памятник геоморфологического типа Реки, озера Река Катунь Полноводная горная река со стремительным течением, многочисленными каменными порогами и очаровательным цветом воды, который меняется со временем года. Привлекательная для водного туризма, река течет в живописной долине поросшей лесом. Родники «Выпад» и «Кирьянов» С холодной и чистой водой находятся в живописном природном окружении. Озеро «Ая» (Айское) Представляет собой небольшое (300х400), но очень живописное озеро с прозрачной и теплой водой и скалистыми берегами. С происхождением озера связана алтайская легенда: Луна (Ай) спустилась в долину и схватила там людоеда Дельбегена, чтобы спасти род людской. На том месте, где спустилась Луна, образовалась вмятина и возникло озеро, которое названо Ай. С древних времен оно использовалось местным населением. Памятники природы Алтайского района местные достопримечательности пещеры «Кыркылинские» пещера «Пролетарская» пещера «Каторжная» пещера «Тавдинская-2» пещера «Тавдинская-1» зона отдыха «Пихточки» пещера «Алтайская» пещера «Геофизическая» пещера «Пионерская» пещера «Тоуракская» родник «Выпад» озеро «Айское» Перечисленные природные объекты объявлены памятниками природы регионального значения Постановлением Алтайского районного собрания представителей «О памятниках природы на территории района» за № 256 от 15.02.1996 г. и утверждены Постановлением Администрации Алтайского края за № 234 от 13.04.1998 г. В охранной зоне запрещается: повреждение формы рельефа, выемка рыхлых и скальных пород, повреждение почвы, уничтожение растительности, сбор лекарственных трав, выпас скота, вырубка леса и кустарников, оставление отходов и мусора. Пещеры «Кыркылинские» Это две близко расположенные пещеры Большая и Малая Кыркылинские. Они находятся на левом берегу реки Сараса вблизи села Кыркыла на северном склоне безымяной горы, поросшей смешанным лесом: Большая Кыркылинская – в 40 м от вершины (превышение входа над рекой Сарасой составляет 180 м), Малая Кыркылинская – в 50 м от Большой к Востоку-Северо-Востоку. Малая Кыркылинская пещера имеет вид низкой и узкой галереи длиной 30 м. Вход в Большую Кыркылинскую пещеру имеет треугольную форму шириной 7 м, высотой 4 м и обращен на север. Сама пещера представляет собой галерею длиной 90 м. Слово о Сибири Н.К. Рериха СЛАВНОЙ ЕРМАКА ГОДОВЩИНЕ! ВСЕМ СИБИРСКИМ ДРУЗЬЯМ! ВСЕМ СЫНАМ СИБИРИ СЕРДЕЧНЫЙ ПРИВЕТ! Когда в последний раз плыли мы быстринами Иртыша, сказал нам рабочий-гранильщик; «Вот здесь потонул наш, Ермак Тимофеевич. То есть не он утонул, но тяжел был доспех и унес вниз нашего богатыря». В глазах сибиряка не тонул Ермак. Не мог утонуть богатырь. И не только слава Ермака жива, но жив и он сам в сознании Сибири. В Кырлыке, на пути к Уймону, шаман толковал о добром Ойроте, вестнике Белого Бурхана. Появляется Ойрот на белом коне и возвещает: «Саин галабынъ судур!» — «Знак доброй эры!» Но старик старовер улыбнулся: «И вовсе это не Ойрот, а Ермак Тимофеевич ободряет край наш. Это он камень бережет». Камень! И вся страна – камень великий, адамант драгоценный! Будет ли он Тигерец? Или Катанда? Или Ак-Кем? Или Карагай? Или Студенец? Все-таки камень. И древняя мудрость перенесла в Сибирь драгоценные горы – Сумир, Субур, Сумбир, Сумеру. Там «кузнец кует судьбу человеческую на серебряных горах». Белы снега, и бело серебро самой Белухи-матери. И разноцветные травы превыше всадника. И звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет! «Между Иртышем и Аргунью. Через Гобь, через озера соленые. Через Кокуши. Через Богогорше, по самому Ергору едет всадник». Не малы пути сибирские. Велика их мечта. Велико им сужденное. Страна Белого Бурхана, страна доброго Ойрота. Страна Самбатиона. Страна чуди подземной. Страна кузнецов курумчинских, ковавших коней всех великих путников от восхода и на закат. Можно ли помянуть Ермака Тимофеевича, не вспомнив о Сибири самой? Размахом путей сибирских измеряется и путь Ермака, претворившего сказание в жизнь. И знамя Ермака в Омском соборе, конечно, несет на себе лик Св. Георгия. На том же белом коне, в бессменном доспехе ратном святой воитель провел Ермака по многим стремнинам, сделав нечаянное возможным. Странно бы говорить о всемирном значении Сибири. Оно известно всем школьникам. Иноземцы, разглядывая карту Сибири, лишь спрашивают: а верны ли промеры? Так озадачивает сибирская беспредельность! Говорить ли еще о камнях-самоцветах, о рудах, и открытых и еще неизведанных, писаных и неписаных? Сказать ли о лесах, о скотоводстве, о промыслах, о земле? Называть ли великие числа и меры, которые все же не ответят действительности? Сегодня позволительно не вычислять: не умствовать, не расчленять земными мерами, но повелительно праздновать годовщину Ермака. Повелительно отставить все разделения и сойтись в память великого духа, неубоявшегося, неразмельчившего, но давшего нам зов великий и созидательно призывающий. Как колокола Звенигорода, как святыни Китежские зовут и очищают и велят идти к преуспеванию, так же пусть и этот день свидетельствует о клятве строительства доброго. Не можем сегодня же не помянуть и Святого Хранителя всех твердынь Китежских, всех Лавр Духа Преподобного Св. Сергия. Сама необъятность сибирская приближает сегодня всех борцов подвига, просвещения и мужества несломимого. Будем праздновать день Ермака. Радостно вспомним, что во всех просторах сибирских это имя, как стяг, звучит неутомимо бодростью. Радость суждена не часто. Многие пытаются затемнить сужденные просторы. Не всякий доспех годился и могучим плечам Ермака. Но он нашел по себе и меч, и куяк, и бахтерец, ибо хотел найти. Сердце указало Ермаку путь, ибо сердце знает пути начертанные. Разве случайно сроки напоминают нам имя Ермака? Разве этим именем не дается еще мера строительству и всем подвигам — поискам Блага? Ведь для укрепления духовного посылаются знаки, лишь слепым невидимые. Если бы сегодня мы прозрели во благе сотрудничества, разве это не был бы истинный праздник? И разве среди потоков слез нельзя было бы возрадоваться подвигу?! Не открывать Ермака, не открывать Сибирь, нельзя открыть открытое, но для праздника сошлись мы сегодня. Пусть этот мощный праздник наполнит все молодые сердца трепетом подвига, горением строительства и клятвою сотрудничества. Хотя бы в праздничные памятные дни будем вспоминать о дружелюбии, о труде совместном. Сейчас, когда мировые трудности, прежде всего, обрушиваются на культуру, на все просветительные возможности, найдем же в сердце своем силы побыть вместе, побыть дружно и помыслить о великом, о славном. Переполнилась мера разделений; просторы сибирские напоминают о непочатости труда. Когда же и вспомнить о труде непочатом, как не в праздник, дающий нам советы строительства. Мой покойный дядя, профессор Томского университета Коркунов, еще в детстве моем звал меня постоянно на Алтай: «Лучше приезжай скорей», — писал он, — «все равно на Алтае побывать придется». Действительно так! Затем в 1919 г. молва похоронила меня в Сибири, и служба в Иркутском соборе была отслужена. Даже так необычно влечет к себе Сибирь Великая. Хотелось бы быть с вами сегодня. Хотелось бы говорить о стяге Ермака, о Беловодии, о Белухе, о самом Ергоре. Но из Азии шлю вам всем, друзья, мои лучшие приветы. О снеговых вершинах Белухи свидетельствуют снега Гималаев. Кукушка отсчитывает сроки. Дятел твердит о неустанности. А Сафет – белый конь – напоминает о конях Ойрота и Ермака и самого Св. Егория. Празднуем сегодня со всеми вами и бьем челом на сотрудничестве. Велик был поклон Ермака всею Сибирью. Велик был заклад, велик и подвиг. Праздник славный праздник сегодня. Топонимический словарь Ай (Ая) Луна. По алтайской легенде луна спустилась в долину и схватила там людоеда Дельбегена, чтобы спасти людской род. И то место куда спустилась луна назвали Ай. В озможно также, что в основе лежит родовое название. Айдын-Кёли айское озеро. Ак-Кем (р., лог, г., ледник) букв. мутно-белая, пенистая река. Ак-Таш букв. белый камень Ак-Таш-Туу букв. гора белого камня Алтай Золотые горы – название гор и местности; по монгол. слова алтан и алт означают золото, поэтому Алтай означает «золотоносный» или «место, где есть золото»; в ряде языков Сибири Алтай приобрело значение нарицательное – высокие горы, горная страна, родина; на территории Сибири довольно много мест, носящих имя Алтай, поэтому можно предположить, что Алтай имело значение вообще духа земли; в эпосе Алтай означает «земля», «территория какого-либо каана, племени», «родина богатыря». Алтын-Кёл Телецкое озеро, букв. золотое озеро. Бабырган алт. бабырган – белка-летяга. Это скалистая гора расположена на севере Семинского хребта, она выше окружающих ее предгорий. Белуха это название горы произошло от ее обильного снежного покрова, но есть и другие: Катунские столбы; Кадын-бажы – вершина Катуни, то есть гора, с которой берет начало река Катунь. Бирюкса букв. река на круглом песчаном холме. Бия (Бий, Бий-суу) алт. господин. Направление течения Бии и Катуни объясняется в алтайских легендах тем, что женщина и мужчина соперничали, кто кого перебежит. Катунь пробовала перебежать Бия, но тогда оскорбленный мужчина пересек ей дорогу. Катунь алт. царица, ханша, знатная дама, жена повелителя. Катунь – «царица рек», главная река Горного Алтая, берущая начало с ледников южного склона горы Белухи, в виде мощного ледникового потока. Обогнув Катунский хребет, река направляется на север и затем выходит на Обскую равнину к слиянию с Бией. Катунь формируется из множества притоков, также берущих начало с Катунских и Чуйских белков, то есть Катунь является рекой преимущественно ледниковой. Ее длина составляет около 680 км. Река имеет два мощных притока – это Аргут (225 км) и Чуя (283 км). Кыркыла (р., н.п.) кудахтать (о курице), пищать (о птенце), шипеть. Манжерок сердце, маленькая сопка, покрытая лесом (сторожевая сопка). Майма (Найма, Найма) (р., п.п. Катуни, н.п.) возможно связано с этническим названием рода найман, майма. Пазырыкские курганы тув. базырык – курган; эта местность известна своими находками, позволившими сделать наблюдения о жизни Алтая в 1 тысячелетии до н. э.; возраст второго Пазырыкского кургана примерно 2350 лет. Сараса (Сары-Суу) (р., н.п.) алт. желтая, талая, мутная, весенняя снеговая вода; желтая река. Тавда монг. тавдахъ – пятый; калм. с перевалом. Талду (Талда) алт. имеющий тальник. Чемчедой г. (2529 м.) системы Холзунского хр.; монг. геогр. - имеющий обрывы, с обрывами. Чергей ур.; система Телецкого оз.; алт. диал. чергей - ловушка для небольших зверьков. Чопош (Чепош) смирный, кроткий. По легенде путник, когда утром проходил мимо селения, напился из родника. А когда возвращался и тоже хотел напиться, воды в нем не нашел. Тогда он с досадой сказал: «Чёёк, бош!» (Эх, иссякла! Вся кончилась). Чолушман (Чулушман, Чулышман, Чюлушман, Челушман) (р., дол.) правый приток р. Башкаус впадающей в Телецкого озеро. Долина Чулышмана имеет восхитительный вид. Она широка и тянется, как дорога в лощине, между крутыми горными стенами. В самой долине река извивается, как змея; от этого река, вероятно, и получила свое название (глагол чолуш - значит класть крест накрест). Берег реки везде охвачен каймой леса. Элбеген-Таш (Ильбегень-Таш, Ельбегень) букв. расширившийся камень или камень Элбегена. Условные сокращения р. - река г. - гора дол. - долина ур. - урочище н.п. - населенный пункт алт. - на алтайском языке монг. - на монгольском калм. - на калмыцком букв. - буквально
- 43 - 0 У истока
07.09.2012 13:49
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать