Здравствуйте, что для вас значит село Голубинка?
Главная › Республика Крым › Бахчисарайский район › село Голубинка
Главная страница малой родины - село Голубинка
Республика Крым Бахчисарайский район село Голубинка на карте
В некоторых местах на картах можно увидеть фотографии родного края, чтобы на них посмотреть, используйте слой «Панорамы»
Координаты населенного пункта село Голубинка на карте: 44.594277, 33.916972
Информация с сайта ru.wikipedia.org
Голуби́нка (до 1945 года Фоти́-Сала́; укр. Голубинка, крымскотат. Foti Sala, Фоти Сала) — село в Бахчисарайском районе Республики Крым, центр Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (согласно административно-территориальному делению Украины — Голубинского сельского совета Бахчисарайского района Автономной Республики Крым). Площадь, занимаемая селом, 87,2 гектара, на которой в 453 дворах, по данным сельсовета на 2009 год, числилось 1392 жителя
Население
Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка
Динамика численности
География
Голубинка расположена в юго-западном Крыму, на берегу реки Бельбек, в 25 км от Бахчисарая, на автодороге 35К-020 Бахчисарай — Ялта (по украинской классификации — Т-0117), через Ай-Петри. У села Голубинка русло Бельбека, пересекая понижение между отрогами Главной гряды Крымских гор, значительно расширяется, образуя обширную котловину. Высота центра села над уровнем моря — 201 м
Название
Историческое название села Фоти-Сала (зафиксировано в исторических документах в формах Фоти-Сала, Фод-Сала, Фота сала (осман.), Фоциала, Фот-Сала, Феттах-Сала, Foczola, Fecciala (итал.)). Точная этимология названия (как и схожих топонимов региона с компонентом «-Сала») неизвестна. Высказывались предположения, что оно могло быть связано с именем святого Фотия (греч. Φώτιος), в честь которого в селе был построен храм.
История
История села очень запутана, что вызвано историческими особенностями заселения данного места: если большинство горных селений представляло собой своего рода «бурги», то здесь, у слияния Бельбека, Коккозки и Суаткана долина расширяется и жители издревле селились небольшими отдельными поселениями-хуторами.
В Фоти-Сала Н. Л. Эрнстом в довоенное время была найдена известняковая стела-надгробие работы местных резчиков, (высотой 60 см, шириной 39 см и толщиной 14 см) с рельефным изображением скачущего всадника и сохранившимися вверху остатками одной строки надписи (па оборотной стороне — грубое рельефное изображение головы, сделанное при вторичном использовании). Надпись (греч. …ΦΟΥ vac…, интерпретируемая, как «…(сын) …фа»), по мнению историков Э. И. Соломоник и А. Ю. Виноградова, представляет собой остаток личного имени греч. Ἄπφος и относится к скифскому поселению I—II века н. э.. По выводам же историка Веймарна, скифо-сарматское поселение на месте Голубинки существовало в V веке.
В дальнейшем, начиная с III века н. э., было заселено крымскими греками — потомками греков, готов и аланов, смешавшихся с автохтонным населением. В средние века село было частью владений княжества Феодоро и входило в личную вотчину владелей Мангупа Гаврасов.
В 1475 году княжество Феодоро было завоёвано османскими войсками и включено в состав Османской империи. На его территории был образован Мангупский кадылык Кефинского эялета. Село упоминается в материалах переписей Кефинского санджака 1520 года, как полностью христианское селение Фоти, относящееся к Инкирману, в котором числилось 37 полных семей и 6 — потерявших мужчину-кормильца. По переписи 1542 года в Фоти-Саласы было 35 полных семей, 5 семей, в которых умер мужчина — глава семьи и 12 неженатых взрослых мужчин — также исключительно христиане.
После захвата османами генуэзских колоний в Крыму некоторые из жителей Каффы и северокавказских владений Генуи (Матрега)нашли приют в Крымском ханстве. Им было предоставлено право поселиться в селении Сююр-Таш, в низине к югу от Бахчисарая. Ханы пользовались услугами генуэзцев для сношений с христианскими государями. Эту группу итальянцев сделали «тарханами», включив в привилегированную прослойку, освобожденную от уплаты налогов и несущую единственную обязанность: сопровождать хана в походах. Примерно в 1604 году их переселили в Фоти-Салу (Fecciale) на расстоянии полдня пути от резиденции хана. И на новом месте они продолжали пользоваться прежними привилегиями и льготами. По свидетельству побывавшего в Крыму в начале XVII века доминиканского монаха Эмиддио Портелли д’Асколи (префект Каффы и Татарии, итальянский миссионер из доминиканского ордена), оставалось в его время только 12 домов, удержавших католическое вероисповедание. Родной язык они уже забыли и говорили по-турецки, по-татарски, и по-черкесски. «Отче наш» и «богородицу» знали по латыни, но исповедовать их, как и держать им проповедь приходилось по-турецки. Женились они на черкешенках или местных гречанках и в своих нравах сблизились с черкесами. Папский миссионер прилагал все усилия к тому, чтобы «исправить нравы своих одичавших соплеменников» и, по его словам, имел успех. По налоговым ведомостям 1634 года в селении числилось 5 дворов немусульман, недавно выселились жители 18 дворов: в Бешев — 5, в Камара — 6, в Манкуш — 2, в Шуры — 4 двора.
Список глав христианских семей в 1652 году отражен в «Османских налоговых ведомостях» («Джизье дефтера Лива-и Кефе», 1652 год), которые представляют собой список отдельных христианских жителей Крыма, с которых взимался налог в казну (налог джизйе платили 7 семей). Христианские жители в 1652 году в Фота-сала («перакенде ках райа падишаха сакин Бахчесарай»): Параскеве Афендул, Афендул Бабуган, Джан Бек Параскеве, Тулуки Афендул, Харадж Йорги, Йорги Харадж, Йани Йу[…]джи. Документальное упоминание селения встречается в «Османском реестре земельных владений Южного Крыма 1680-х годов», согласно которому Фуд-сала входил в Мангупский кадылык эялета Кефе. Всего упомянуто 19 землевладельцев, все мусульмане, владевших 673-мя дёнюмами земли. Также было учтено махалле Черкес, как относящееся к селению, в которой 43 человека владели 1055,5 денюмами.
Десятилетиями лишенная священников католического вероисповедания, группа постепенно ассимилировалась в религиозном и культурном отношении с окружающими народами. Первой сменила конфессиональную принадлежность верхушка общины, перейдя в ислам и влившись тем самым в ряды местной мусульманской знати. Тот же процесс (с преобладанием перехода в православие) шёл и в остальной части общины, завершившись к концу XVII века: наиболее поздний надгробный памятник с латинской эпиграфикой, зафиксированный на кладбище Френк-Мезарлык («Кладбище Франков») в урочище Аян-Су близ Фоти-Салы, относился к 1685 году. Это, очевидно, знаменовало полную ассимиляцию потомков генуэзских колонистов-католиков в иноконфессиональной среде. При переселении христиан из Крыма в 1778 году, христиан в Фоти-Сале, ни в «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова, ни в ведомости митрополита Игнатия зафиксировано уже не было. Предания крымских татар Бельбекской долины вплоть до начала XX века сохраняли память о генуэзском («ceneviz») происхождении фоти-салинцев.
На холме Кильсе-Баир (Церковный холм) в 1914 году историк и археолог Р. Х. Лепер обнаружил фундаменты христианского средневекового храма и кладбище с надмогильными плитами, установленными, судя по тексту, в конце XIII—XVI веках. Судя по тексту эпитафии на христианском надгробии одной из них, здесь в 1362 году была погребена «Раба Божия Куманиса, дочь святого Феодорита Хадим». Под другой плитой, установленной в 1271 году, покоился прах «раба Божия Михали, сына Садыка».
В 30-е годы XX века археолог Н. И. Репников описал, что на возвышенности Кильсе-Баир (Церковный холм) находятся остатки фундаментов часовни, разобранной на стройматериал. Здесь же исследователь зафиксировал две разрушенные каменные гробницы.
После обретения ханством независимости по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года «повелительным актом» Шагин-Гирея 1775 года селение было включено в Крымское ханство в состав Бакчи-сарайского каймаканства Мангупскаго кадылыка, что зафиксировано и в Камеральном Описании Крыма… 1784 года (как 4 деревни (приходы-маале одной): Феттах Сала, Другой Феттах Сала, Третий Феттах Сала и Четвертый Феттах Сала).
После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Симферопольскому уезду. Перед Русско-турецкой войной 1787—1791 годов производилось выселение крымских татар из прибрежных селений во внутренние районы полуострова, в ходе которого в Фот-Салу было переселено 26 человек. В конце войны, 14 августа 1791 года всем было разрешено вернуться на место прежнего жительства. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Фоти-Сала был включён в состав Махульдурской волости Симферопольского уезда.
По Ведомости о всех селениях в Симферопольском уезде состоящих с показанием в которой волости сколько числом дворов и душ… от 9 октября 1805 года, в деревне Фот-сала, учтённой, как одно поселение, числилось 34 двора и 245 жителей, исключительно крымских татар. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года названием Фоц-Сала подписаны селения на месте современных Голубинки и Нижней Голубинки, число дворов — 48, видимо, относится в обоим. После реформы волостного деления 1829 года Фотсала, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года», отнесли к новой Байдарской волости. Именным указом Николая I от 23 марта (по старому стилю) 1838 года, 15 апреля был образован новый Ялтинский уезд и деревню передали в Богатырскую волость нового уезда. На карте 1842 года Куртлер-Фоц-Сала обозначен с 45 дворами.
В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревня осталась в составе преобразованной Богатырской волости. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Фоти-Сала — казённая татарская деревня с 529 жителями в 169 дворах, 4 мечетями и черепичным заводом при реке Бельбеке и примечанием, что на военно-топографической карте состоит из 4 участков<. На трёхверстовой карте Шуберта 1865—1876 года в деревне Куртлер-Фоц-Сала обозначено 100 дворов. На 1886 год в деревне, согласно справочнику «Волости и важнѣйшія селенія Европейской Россіи», проживало 539 человек в 58 домохозяйствах, действовали мечеть, школа, 3 лавки, цирульня, пекарня и кофейня. В «Памятной книге Таврической губернии 1889 года», составленной по результатам Х ревизии 1887 года, в Фот-Сале записано 183 двора и 836 жителей. На верстовой карте 1890 года в деревне обозначено 143 двора с татарским населением.
После земской реформы 1890-х годов деревня осталась в составе Богатырской волости. Согласно «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год», в деревне Фотисала, входившей в Фотисальское сельское общество, числилось 692 жителя в 113 домохозяйствах, владевшие 465 десятинами и 1056 кв. саженями собственной земли. Также, совместно с другими 13 деревнями Коккозского округа, жители имели в общем владении ещё 13 000 десятин. По результатам Всероссийской переписи 1897 года в деревне зарегистрировано 605 жителей, из которых 559 крымских татар. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне, входившей в Фотисальское сельское общество, числилось 1000 жителей в 160 дворах и записано, что земля находилась в личной собственности жителей под фруктовыми садами и пашнями. На 1914 год в селении действовала земская школа. По Статистическому справочнику Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск восьмой Ялтинский уезд, 1915 год, в селе Фоти-Сала Богатырской волости Ялтинского уезда, числилось 250 дворов с татарским населением в количестве 980 человек приписных жителей и 140 — «посторонних». Во владении было 1020 десятин удобной земли и 50 десятин неудобий, с землёй были 180 дворов и 70 безземельных. В хозяйствах имелось 150 лошадей, 80 волов, 150 коров, 180 телят и жеребят и 300 голов мелкого скота.
После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав Коккозского района Ялтинского уезда (округа). Постановлением Крымского ЦИК и Совнаркома от 4 апреля 1922 года Коккозский район был выделен из Ялтинского округа и сёла переданы в состав Бахчисарайского района Симферопольского округа. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа (уезды) были ликвидированы, Бахчисарайский район стал самостоятельной единицей и село включили в его состав. В начале 1920-х годов в селе создан Фотисальский сельсовет. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, в селе Фоти-Сала, центре Фоти-Сальского сельсовета Бахчисарайского района, числилось 364 двора, из них 362 крестьянских, население составляло 1422 человека (720 мужчин и 702 женщины). В национальном отношении учтено: 1351 татарин, 45 русских, 1 украинец, 5 греков, 20 записаны в графе «прочие», действовала татарская школа. В 1935 году был создан новый Фотисальский район, в том же году (по просьбе жителей), переименованный Куйбышевский, которому переподчинили село. На тот год хозяйство села специализировалось на выращивании табака. По данным всесоюзная перепись населения 1939 года в селе проживало 1883 человека.
В ноябре 1941 года в эти места снова пришла война. Части Приморской армии пробивались в Севастополь. Только по старой французской дороге 1855 года могли они попасть из Бельбекской долины в Байдарскую. Но фашисты успели занять деревни Фоти-Сала и Яны-Сала, блокировав шоссе. Три дня продолжались ожесточенные бои за эти населенные пункты. Наконец 4 ноября советские войска заняли деревни. В тот же день передовые части Приморской армии вступили в Уркусту.
В годы Второй мировой войны, согласно докладу шефа полиции безопасности, в селе Фоти-Сала результаты добровольной вербовки на военную службу в вермахт были неплохие.
В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно постановлению ГКО № 5859 от 11 мая 1944 года, 18 мая крымские татары были депортированы в Среднюю Азию. На май того года в селе учтено 384 жителя (90 семей), из них 380 человека крымских тата и 4 русских; было принято на учёт 128 домов спецпереселенцев (вместе с Нижней Фоти-Салой). 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма», по которому в район из сёл УССР планировалось переселить 9000 колхозников и в сентябре 1944 года в район приехали первые новосёлы (2349 семей) из различных областей Украины, а в начале 1950-х годов, также с Украины, последовала вторая волна переселенцев. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года «О переименовании сельских Советов и населенных пунктов Крымской области» переименованы Фоти-Сальский сельсовет — в Голубинский и селение Фоти-Сала в Голубинку. С 25 июня 1946 года в составе Крымской области РСФСР. С 25 июня 1946 года Голубинка в составе Крымской области РСФСР, а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года, Куйбышевский район упразднили и Голубинку отнесли к Бахчисарайскому. По данным переписи 1989 года в селе проживало 1467 человек. С 12 февраля 1991 года село в восстановленной Крымской АССР, 26 февраля 1992 года переименованной в Автономную Республику Крым. С 21 марта 2014 года в составе Крыма аннексирована Россией.
Социальная сфера
В селе работает средняя общеобразовательная школа, детский сад «Солнышко», амбулатория. В Голубинке есть действующая церковь Серафима Саровского (также руины христианского храма), мусульманское культовое здание «Фоти-Сала».
Подробнее
село Голубинка на других сайтах
Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт
Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.
Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
К сожалению, записей нет! Но вы можете быть первым автором!
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Вы можете отблагодарить автора данной записи материально, сделав перевод на счет нашего проекта в «Тинькофф».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Доставку средств авторам гарантирует
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Если же на сайте нет нужной вам информации, то в комментариях на страницах малой родины вы всегда можете написать запрос о поиске нужного вам материала.
Не стесняйтесь объявлять за это вознаграждение, возможно так вы быстрее получите то, что ищете.руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Новости СМИ вашего родного края (с сайта krym.aif.ru):
Жительница Крыма обвиняется в фиктивной регистрации десяти иностранцев
Жительница Симферополя заплатит штраф за разглашение гостайны
В Крыму отменили парад и праздничное шествие на 9 мая
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Пользователи, связанные с н.п. село Голубинка
К сожалению, здесь еще никто не отметился.
Новые комментарии
Разыскивают! - Женат. Четверо детей взрослых....
Разыскивают! - Ищу свою двоюродную сестру...
здравствуйте! помогите пожалуйста найти вашего...
Смотреть все
Новые фото
стул обеденный купить
воздухонагреватель водяной wh 60-35/2
Комод длинный Арника Берген
зеленый театр парк горького амфитеатр
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex
Это помощник быстрой публикации вашего сообщения, пройдите 4 простых шага!
Загружаем...