Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяТомская областьТомский райондеревня Казанка

История – деревня Казанка

Время основания, исторические события, факты

Деревня Казанка раньше называлась Казанские Юрты. Юрта - от слова "йорт" - дом, здание, жилье. Юрты объединялись в волости, Казанка входила в состав Чатской волости.

В 1598 году хан Кучум потерпел окончательное поражение от войск А.Воейкова, а в 1604 году князец эуштинских татар Тоян Ермашетев едет в Москву за покровительством к русскому царю. В 1604 году был построен Томский острог в очень короткие сроки, так как к строительству привлекли местное население, как татар, так и селькупов. Эуштинские татары, также как прикочевавшие чатские татары, были освобождены от уплаты ясака, но обязаны были нести казацкую службу и осуществлять ямщицкую повинность, т.е. поставлять подводы для перевозки грузов. В 1622 году 300 эуштинских и чатских татар служили казаками. В первые годы все службы осуществлялись безвозмездно, только начиная с 1631 года стали выплачивать денежное, соляное и хлебное жалование.

О Сибири знали очень мало и Петр 1 повелел снарядить научные экспедиции для подробного изучения Сибири. Экспедиций было несколько: 1-я экспедиция под предводительством Мессершмидта началась в 1720 году, 2-ю в 1733 году возглавил Миллер, в 1739 году ему на смену пришел Фишер. Очень многое о жизни и быте сибирских татар можно узнать из их трудов.

В 1609 году на Синем Утесе стояла казачья застава, в случае опасности зажигался сигнальный огонь, который был хорошо виден с Лагерного сада. Возможно, тогда чатские татары облюбовали себе место на высоком берегу Томи. Но были ли они первыми жителями? Деревенская легенда гласит, что когда первый житель построил дом, то решил его окопать и при этом наткнулся на казан, поэтому деревню назвали Казанкой. Деревня была построена как типичное сибирскотатарское поселение. Путешественники упоминают, что татарские селения состояли от 5 до 10 домов, дома стояли вкруговую. Мессершмидт в 1721 году описал деревню барабинских татар: хижины не имели окон. а только круглое отверстие на крыше, хижины стояли вкруговую, между домами были заложены бревна с отверстиями для стрел, такие же отверстия имелись в домах. Домов было не больше 10. Другая легенда деревни Казанки гласит. что когда основали деревню, домов было мало и они стояли кругом. Издали это походило на казан, поэтому деревню назвали Казанкой. (По переписи 1720 года в деревне было 10 домов). Возможно, были и отверстия для стрельбы - времена были неспокойные. Если северные чаты сразу стали служить русскому царю, то южные чаты во главе с телеутским князем Абаком продолжали сопротивление и только с 1630 года большая часть чатов признала власть русского царя. В 1715 году Лоренц Ланге, дипломат посольства, отправленного Петром 1 в Пекин, описывает быт чатских татар: "Юрты таковы: вокруг печи пол ниже, и остальные поднятые половицы служат как скамьи, на которых они садятся и греются. Рядом с печью стоит большой вмазанный котел, в котором они варят свою сушеную рыбу... Хлебом для них является ячменная мука, толченная в деревянной ступе, они ее берут полными пригоршнями. Чай они тоже пьют с этой мукой и маслом". В Казанке еще в 60-х годах были дома, в которых сохранялись подобные "скамьи", назывались они "саке" или "тюр" - на них и сидели, и спали. Благодаря работам наших уважаемых ученых мы знаем имена некоторых первых жителей Казанки. В архивах нашли документ, где говорится о владениях чатских татар Казанских Юрт Карташа Кутумова, Сураза Елгутина и Ураза Чиричина, из документов следует, что часть этих земель была куплена их дедом, конным казаком Янсаром Бегичевым у томского пашенного крестьянина Басандайской слободы Фоки Михайлова, а часть взята в счет долга Кутумом Янсаревым у чатского служилого татарина Тосмамета Саркулина. (Кутум Янсарев указывается в окладных книгах жалованья в списках чатских татар с 1656 по 1686 год). Надеемся, что узнаем имена и других жителей Казанских Юрт.


- 140 - 0 Kardash
21.06.2015 12:40
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:5

Бытует мнение, что когда-то казанские, крымские и сибирские татары были один народ, но генетики говорят, что ничего подобного, нет ничего общего. Генофонд крымских татар очень разнообразный, но высока доля южных гаплогрупп - это Средиземноморье и Ближний Восток, небольшая доля "восточных" и остальные приходятся на "паневропейские" гаплогруппы (Агджоян "Вестник Московского университета, вып. 2"). Поволжские татары более однородны - высок вклад гаплогрупп, распространенных в Восточной Европе и Приуралье. Сибирские татары наиболее генетически разнообразные: сибирские гаплогруппы, паневразийские, т.е. генофонд связан с Сибирью и северной полосой Евразии. Ну да ладно, это пускай ученые мужи разбираются, а мы все про Казанку. Томских татар изучал раньше Томилов, сейчас про Казанку пишет Волков, написала Лилявина Е.В. статью "Татары-переселенцы в Томске и его окрестностях (17-20 в.в.)", написала про все татарские поселения, когда были образованы, есть пара словечек и про Казанку. Кол-во жителей Казанки по Томилову: 1720 год - 114 чел., 1805 - 106 чел., 1834 - 79 чел., 1897 - 118 чел., 1911 - 122 чел., 1920 - 174 чел., 1926 - 169 чел., 1959 - 155 чел., 1970 - 137 чел., 1979 - 75 чел., 1989 - 51 чел. Имена первых жителей: Янсар Бегичев, его сыновья Кутум, Бенгута (или Елгут), да ихний зять Кузем (или Кожан) Итпалин упоминаются с 1646 года. 1720 год: глава семьи Корташ с ним проживали Чиричи,Бекенек, Ирыспий, Илчикей, Кочеш, Мама, Орозо, Иткучук, Тохтогулу, Тохтопика, Азляк, Союнчин, Дотикеке, Булдычас, Тоболок, Имака, Кобочак, Конатай, Кабай, Алыпаел, Аяк, Тоута - это самое многочисленное семейство, там еще 9 домов - уж всех не будем перечислять. (Было 3 человека по имени Тохтамыш). Просто интересно, какие были раньше имена. В послужных списках служилых людей томского города 1630-31 г. томские мурзы: Меглибайка Таянов, Сайдугарка Басандаев, Киргизайка Басандаев, Алаучичка Евагин, Меглибайка Евагин, Петейка Евагин. Именные книги 1637 и 1672 г.г. Кызлан Енгульдеев, Арык Кызланов. 1-е чатские мурзы: Кызлан мурза Акбулатов, Бурлак мурза Аккулин, Сарткула Ендегулов, Карга Кызланов, мурза Тарлав. Г. Лилявина пишет, что по 7-ой ревизии (1834-35 г.г.) в Казанке было 42 души - встречаются фамилии Мухамедзянов, Апесов, Мустафин, Саитов, Вахретдинов, Абдулов, Сайфульмоков, Аслаев, Ижбульгин, Айдар Мукатов, Усман Аплин, Манеж Себергин и др. Да, имена уже ближе к нам. Мухамедзяновы и Фахрутдиновы жили в деревне до наших дней, только фамилии менялись и нельзя сказать определенно, нынешние жители точно ли потомки тех Мухамедзяновых и Фахрутдиновых. Ижбульгин - был Юсуп Ижбулин, его сыновья Хафиз и Харис стали Юсуповыми. Манеж Себергин - официальное имя было Абдулманяф, но все звали его попроще - Менаеш или Манеж по- русски. Были у него сыновья Мустафа и Сагит, и по его имени стали Манешевыми. В деревне 2 ветви Манешевых. Мустафа - Калимулла - Камали - Фаттах. Сагит - Маулетдин - Мухамеджан - Мазит. В архиве есть записка о просимых в надел землях Чатской волости юрт Казанских ясашными Айдаром Мукатовым и Усманом Аплиным по претерпеваемых ими стеснениях в землях от инородца Манежа Себергина. Это были приезжие - ясашные (у нас жители не были ясашными, они были служилыми), просили землю, но Казанка была окружена болотами и лесами, свободных земель было очень мало, самим коренным жителям не хватало, вот отсюда и стеснения в получении земель. Могла земля прокормить 100 человек, так и из века в век жило в деревне такое кол-во жителей - Казанка не росла, а ведь было много желающих поселиться в Казанке - отказывали. (Про 7-ю ревизию пишет г.Лилявина).

Да. хорошее дело - компьютер. Никуда не надо ходить, сиди дома да набирайся ума-разума. Давеча посидели и столько интересного узнали. Вычитали, что наша деревенская достопримечательность - в 1919-20 г.г. учителем начальных классов у нас работал будущий известный сов. писатель и поэт, ученый-филолог, руководитель Якутской АССР Платон Алексеевич Ойунский. Ну да ладно! Да не может быть! Якутский язык, конечно, тюркский язык, но писали-то по-арабски! На каком языке он учил? Но быстренько набрали биографию Платона Алексеевича и прочитали, что в 1917 году окончил в Якутске учительскую семинарию. и поехал в Томск поступать на историческое отделение института, но учиться не пришлось из-за революционных событий. Как говорится - без комментариев!

Kardash
24.06.2017 14:35

Добрый день, Kardash отзовитесь! Вы так красиво и подробно рассказываете про д. Казанку, что мне захотелось у вас побывать.

Мне нужна помощь, я как одна из многих ищущих свои корни, пишу вам с просьбой помочь мне в поиске места рождения и фамилии моего деда. Прочитала ваш блог на сайте, я очень надеюсь, что вы сможет помочь мне и моей семье. Мои поиски привели меня в Тюменскую обл, Вагайский р-н, с. Казанское., ранее Юрты Казанские.

В одной из своей статей вы написали дословно: Вместе с Камали Калимулловичем раскулачили и Шарипа Джалилевича Манешева (Калимулла и Джалиль - родные братья, их сестра Назира вышла замуж за Азангулова Саляхутдина). У Камали было 9 детей, старший Фаттах служил в Красной Армии.

Меня интересует известна ли судьба Фаттаха? Какого года рождения он был?

Так же в других статьях вы описываете поименно семьи д Казанки, может и про моих предков вы, что то знаете.

Буду благодарна любой информации или адресам где искать интересующую меня информацию. Так как написать вам лично нет возможности, пишу вам здесь. моя почта farida.ad@rambler.ru

Очень жду вашего письма.


Ang
26.05.2017 01:35

До революции жителей деревни записывали как "инородец Томской губернии Томского уезда Чатской инородной волости юрт Казанских такой-то". Сохранились паспорта братьев Закировых, Хайрутдина и Андержана, за 1908-1914 годы. Три брата Закировых служили в царской армии, младший из них, Каюм, участник 1-ой Мировой войны, вернулся из плена в 1918 г. Через деревню проходили колчаковские войска, что вызвало переполох среди местных жителей, парни прятались по болотам, молодухи в целях самозащиты мазали себя сажей, грязью, одевали всякое грязное тряпье. В 30-х началась коллективизация, в Казанке тоже стали организовывать колхоз. Приведем воспоминания Рифката Камалеевича Манешева: "Наша семья была зажиточной. (Но кулаками они не были). Отец хорошо разбирался в лошадях. Когда создали колхоз, то хозяйство стало подшефным татарского педтехникума. Здесь проходили практику студенты, проводились вечера, ставили спектакли на татарском языке. Отец работал ст.конюхом, а Мунир-абый стал председателем, был малограмотным, но талантливым: писал баиты. Как-то один человек, занимавший руководящую должность, привел плохую лошадь и попросил обменять на хорошую, потом еще раз (вот почему односельчане говорили, что председатель не жалеет чужих лошадей, загоняет их). Отец посоветовал, чтобы на обмен было решение правления. Начальнику это не понравилось. Отца раскулачили. Впоследствии Мунир сказал, что раскулачили по доносу одного человека; тот сообщил, что отец не помогает советской школе.". (Немного отвлечемся. Наши бабушки и дедушки были грамотными, при мечети была школа, где детей обучали грамоте, обязаны были посещать школу и девочки и мальчики. Но вплоть до 1926 г. обучение велось на татарском языке, где алфавит был на основе арабской графики, закончив школу, бывшие ученики по-русски не умели ни писать, ни читать, и официально писались неграмотными. Но некоторые жители нашей деревни учились в Калтае в русско-татарской школе и там же заканчивали училище. Начиная с1926 г. алфавит стал на основе латиницы, где-то с 1932 г. перевели уже на кириллицу. так что у некоторых сохранились записи на татарском языке на основе и арабской графики, и латиницы). Вместе с Камали Калимулловичем раскулачили и Шарипа Джалилевича Манешева (Калимулла и Джалиль - родные братья, их сестра Назира вышла замуж за Азангулова Саляхутдина). У Камали было 9 детей, старший Фаттах служил в Красной Армии, у Шарипа с женой Мафайрузой было 6 сыновей. Семьи уже сидели в Томске, ждали баржу. их должны были отправить на Север, но тут пришло письмо, что у Камали сын красноармеец - семью отпустить. Многодетная семья вернулась в пустой дом. А Шарипа с семьей отправили в Нарым, через 4 года отпустили, как незаконно раскулаченного, но к этому времени он уже успел двоих своих сыновей похоронить в Нарыме, впоследствии еще два сына, Гарифулла и Насрулла, погибли на фронте, Насрулла был мл.лейтенантом, закончил до войны курсы счетоводов и считался грамотным человеком. Остались два сына: Ханафья и Насыбулла, есть внук и внучка, у которых есть уже свои внуки. Вернувшись домой, Шарип еще не успел обжиться, как его репрессировали как врага народа, да еще не одного, а вместе с тестем. В Книге памяти репрессированных есть запись: "Шарип Залялович Манешев 1894 г.р. Образование начальное, б\п, лесозавод "Горный", чернорабочий. Арестован * июля 1937 г. Осужден 25 ноября 1937 г. Обвинение "Гаскери-Уешма". Приговор: 10 лет, 5 лет поражения в правах (т.е. без права переписки). Реабилитирован 1 июля 1958 г." Сначала отправили в ссылку в Дудинку, затем переводили из лагеря в лагерь в Красноярском крае. 1-ым председателем был Мунир Мухамедзянов - семья была бедной, жена ходила в работницах у Набеевых, в 1936 году из города прислали работать председателем Каерова, работал хорошо, его направили работать в Черную речку, тамошнего председателя репрессировали по делу "Гаскери-Уешма". Там случился падеж скота, Каерова осудили и дали 5 лет. Из одного из красноярских лагерей он прислал письмо в Казанку, где написал, что перед строем унесли на носилках Манешева, не ваш ли это Манешев. Да, это был Шарип, так он безвинно погиб в чужих краях. Немного про "Гаскери-Уешма": в период массовых репрессий 1937-38 г.г. томские мусульмане оказались членами сфабрикованной НКВД по Новосибирской области военно-мусульманской организации "Гаскери-Уешма", якобы созданной уполномоченным зарубежного мусульманского центра Зарифом Гайсиным в 1917 г. Томскую ячейку якобы возглавлял бывший мулла 1-ой Соборной мечети Томска Ямалетдин Хурамшин, арестованный в Ташкенте. В нашей деревне был еще репрессирован Абударда Москов, его расстреляли в 1938 году в Колпашево. Семья выехала в Томск к родственникам. В метрических книгах Соборной мечети есть записи о бракосочетании, о рождении Московых, может, это родственники Абударды - выходцы из Казанки. В 1923 г. было создано мусульманское благотворительное общество, членом-учредителем числился Москов Ахмадулла Ахметович, бывший служащий Сибугля (Татарская, 44). Есть запись: Москов Анвар Абуреевич, 1922 г.р., Томск, Томский РВК. Погиб в бою 19.01. 1945 г. Восточная Пруссия, г.Шталлупинен. У нас есть запись, что в сентябре 1923 года у Абударды, 31 год, и у его жены Фатымы, 26 лет, родился сын Шавкат. Возможно, были и другие дети. Стали жители деревни трудиться в колхозе "Кзыл-Тан" (Красная Заря). Нафиса Каюмовна Закирова 1936 г.р. вспоминает, что родители в колхозе корчевали лес на горе, а ее в люльке брали с собой, люльку подвешивали рядом на дерево, за ней смотрела старшая сестра Сафана. В годы войны отец, Каюм Закирович, работал председателем, был кузнецом, в колхозе была своя кузница, было 7 коров и 7 лошадей (не надо забывать, что мужчин в деревне практически не осталось, молодых забрали на фронт, мужчин постарше отправили в трудармию). Нафиса Каюмовна продолжает, что мать доила коров, а дети подвозили корм, старшие впрягались в огромные санки, загруженные березовыми ветками, а младшие толкали санки сзади. Кафия Садыковна Манешева 1925 г.р. вспоминает, что в войну летом косили до одури, от зари до зари, косили-то вручную. Конечно, Кафия Садыковна наш основной информатор, прекрасная память - все помнит, это она рассказала про раскулаченных и репрессированных, и не только, а мы уже по ее словам стали искать в документах. Деревня проводила на фронт 50 своих сыновей, 25 из них не вернулись - невосполнимая потеря для маленькой деревни.

(Небольшое дополнение: Маймуна Сафаргалеевна Шамратова (в замуж.Карымова), рассказывала про времена коллективизации, что из Кемеровской области гнали раскученных день и ночь, клубы пыли стояли до неба, солнца не было видно. Гнали их не через деревню, а от Батурина по подножью горы к Богашево, шли они пешком, ехали на подводах).

Kardash
25.03.2017 14:11

В 1720 году в Казанке проживало 114 человек. В 1805 году - 106 человек, из них христиан 4 человека, а всего по юртам томских и обских чатов проживало 43 христианина. Это могли быть не только русские, но и крещенные татары: обские, темерчинские, чулымские. К этому времени официальные религии были уже разные, но, по существу, все еще оставались "кукольниками", да и язык был един. Но в течение 19 века все забыли свою исконную культуру, крещенные татары к тому же забыли и свой язык. В 1882 году в Казанке было 12 дворов и мечеть, по результатам 1 Всероссийской переписи 1897 года проживало 118 человек, из них томских татар 91 чел., поволжских - 26 чел., русских - 1 чел. Не всех желающих поселиться в Казанке местные жители могли принять, многим отказывали - земель было мало, деревня вся была окружена лесами. По переписи 1720 года местные жители имели пашни и сенокосные угодья на горе за Казанкой, на "Калтайском острову" и на "острову у Светлой Курьи". Сибирские татары испокон веков сеяли овес, рожь, ячмень, но все-таки они оставались скотоводами, огородничеством, как таковым, не занимались. В годы ВОВ мужчин забрали на фронт, скотину обложили непосильным налогом и в 1-ю военную зиму случились голодные смерти: умирали как взрослые, так и дети. Весной все пошли закупать картошку на посадку по русским деревням, это тоже было сделать непросто, по воспоминаниям бабушек, например, в Батурино за ведро картошки просили ярочку, т.е. молодую овечку. Но с тех пор картошка прочно вошла в обиход деревенских жителей. В голодные военные и послевоенные годы ее толкли с кедровыми орехами, картошка вся от орехов была синей, но становилась маслянистой.

Притомье было заселено очень давно. В 1898 году в Лагерном Саду нашли стойбище первобытных охотников на мамонтов возрастом не менее 20 тысяч лет. Находят могильники и селища древних людей по берегам всех рек Томской области, есть они и на берегах Томи, как с правой, так и с левой стороны: Вершининские, Батуринские, Коларовские, Кафтанчиковские могильники. Хорошо описан Тахтамышевский курганный могильник, раскопки которых произвел в 1889 году С.К.Кузнецов. Курганы - это невысокие овальные насыпи, направленные с севера на юг. Погребения наземные. Покойники укладывались в вытянутом положении на спине, головой на юг (юго-запад). Вокруг покойника имелась обкладка из толстых плах (почти бревен), обычно имелась берестяная подстилка и берестяное покрывало. Были найдены железные стрелы, железные ножи, железный топор, медный котел. Считают, что это погребения 16-17 в.в. (т.е. дорусский и русский период). В других раскопках возле Тахтамышева нашли каменные ножи, каменнные топоры, обломки гончарных изделий и т.п. Имеются также курганные захоронения татарской деревни Тигильдеево. Возле Казанки также имелся могильник, так называемый Казанкинский курганный могильник на берегу реки Томи по направлению к Коларово. Здесь в 1891 году С.К.Кузнецов разрыл 8 курганов. В них погребения располагались в 2 яруса (единственные подобные захоронения) - у нижних было трупоположение с "деревянной обкладкой трупов" (возможно, грунтовые захоронения), у верхних отмечалось частичное трупосожжение. Частичное трупосожжение - это разведение костра над покойником, после чего возводился курган, это характерно для томских могильников. Были найдены бусы, бронзовые бляшки и кольца, железные кельты, китайская монета. В одном из могильников по реке Б.Киргизка нашли россыпь китайских монет, датированных 7 веком. Кельты - приспособления для выкапывания корней растений, возможно, могли служить и мотыгами. Чьи это были захоронения? Дорусских жителей или первых жителей современной Казанки? По правую сторону Томи есть городища Басандайское, Шеломок, Коларовское, считают, что там могли жить басандайские группы эуштинцев. Может быть, они жили и на территории Казанки, но беда в том, что река подмывает берега, и могла смыть все следы. В деревенской памяти сохранились эти курганы. Есть предание, что пришли "китаи", наши предки с ними воевали, свой казан отстояли. врагов разбили и здесь же и похоронили, и у этих курганов есть хранительница - это старая женщина с седыми распущенными волосами. Ходит по курганам и охраняет покой мертвых. Если посмотришь ей в глаза - сразу превратишься в камень. Мы знаем, что набеги были, это набеги телеутов, киргизов и прочих всяких "китаев". Может, действительно возле деревни была стычка, и эти странные двухъярусные захоронения это своеобразные братские захоронения. Местные жители эти курганы приписывают китайцам, которые жили в этих местах значительно позднее, в так называемой Китайской Кучке. Но курганные захоронения это прерогатива томских жителей. Вообще-то курганы - наследие скифов, которое переняли сибирские тюрки. Селькупы строили над могилами срубы из 2-ух венцов, с двухскатными крышами, имелась дверца, через которую на могилу ставилась пища. Сибирские татары, когда перешли на грунтовые захоронения, тоже ставили на могилах срубы. Немецкий ученый Георги в конце 18 века писал про томских татар: "На могилах они ставят обыкновенно подобные избам бревенчатые срубы и потому кладбища их, которые по большей части бывают поблизости лесов, походят издали на деревни". В Казанке еще в 60-х годах на кладбище было много подобных срубов, только без крыш, с одной перекладиной.Сейчас уже хоронят по-современному. Курганы эти распахивались и везде валялись человеческие кости. До сих пор, говорят, дачники копают землю и выкапывают кости.

Немецкие путешественники отмечали, что в Сибири очень много курганов, но они все разграблены - этим усердно занимались русские. ведь случалось находить серебряные и золотые вещи, драгоценные камни. Гмелин писал в 1734 году, что в Томске на ярмарках шла бойкая торговля серебряными изделиями из разграбленных курганов. (Попутно отметим, что Гмелин был свидетелем того, что в Томск из Средней Азии прибыл караван из 200 верблюдов).

















Kardash
26.03.2016 13:14

Сам Янсар Бегичев неоднократно упоминается в архивах как казанский татарин, то он продает соболей и бобров, то он едет с посольством как толмач, то его отправляют к киргизам "для проведывания вестей". В Казанке он покупает землю, земля была закреплена за ним с 1646 года. По переписи 1720 года только его потомки пользовались землей "по поступной крепости", остальные жители пользовались землей без каких-либо документов. В 1720 году в Казанских Юртах проживало 10 семей - 6 семей служилых татар, 4 семьи казачьих детей, всего 114 человек. Перечислим глав семейств: Карташ Кутумов, Бозанак Колчюрин, Кочкульдей Кофтогулин, Етык Бесертенев, Пикей Мурсашкин, Турал Кормышаков, Порош, Кочкачак, Тукшенек, Отроштай. (Сведения взяты из книги В.Г.Малиновского и Н.А.Томилова "Томские и чулымские татары в 1-ой половине 18 века"). Томских чатов вместе с дворовыми было учтено 436 человек. (В 1805 году томских чатов было 448 чел., обских чатов - 261 человек).

Чаты были мусульманами, но мы видим имена свои, доморощенные. Встречаются имена Кочкачак (маленький), Карабаш (Черная Голова), Капкара (Очень Черный), Балык(Рыба), Акчечек (Белый Цветок), Сатыбалде (Купил), Кызбулде (Оказалась девочкой) и много-много подобных имен. Арабские (мусульманские) имена стали входить в обиход, возможно, в конце 18 в. или в начале 19 в. В Казанке сохранилась родословная семьи Манешевых, первый известный предок жил в самом начале 19 века, официальное имя было Абдулманяф, фамилия Сибиргин, но звали его все Менаеш, его потомки потеряли свою фамилию Сибиргин, а стали Манешевыми по его имени. Многие арабские имена переиначивались на свой манер. Жил в деревне Чаппар, может, это искаженное от Джафар. Есть фамилия Мавлюкеев, отчество Мавлюкеевич, может быть , имя Мавлюк сокращенное от имени Маулетдин, как имя Халюк от имени Халиулла. Так что приходится спрашивать, как зовут человека "в миру", а как он записан по паспорту.

Счисление лет велось по двенадцатеричному циклу, названия лет: мышь, корова,тигр, заяц, крокодил, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Названия месяцев имели арабские названия, мусульманским лунным календарем пользовались и до сих пользуются для исчисления дат мусульманских праздников, а для хозяйственных нужд пользовались своим календарем, названия месяцев: месяц вороны, теплый месяц, горячий месяц, месяц серпа или жатвы, месяц желтых листьев и т.п.

В 1771 г. немецкий путешественник П.С.Паллас был в Томске и описал жителей д.Калтай, что они себя именуют чатами, в уборах и нравах от казанских ничем не разнятся, только бабы и девки носят повязку, "которая не так. чтоб на теме не сходилась, но покрывает всю голову", похоже, он описал налобную повязку, которая у сибирских татар называлась "сарауч". Он также отметил, что девушки заплетают много кос, "а на свадьбе и в 30 кос заплетают". Далее пишет:"Между ними есть добрые земледелатели, и они с радостию платят обыкновенной подушной оклад, будучу освобождены от ямщиков, что они сперва в Томске отправлять были должны". Значит, к этому времени татары были освобождены и от обязательной казацкой службы, а в 1737 году татарская конница насчитывала 77 всадников, не считая пеших казаков. Теперь уже платили подати, а в 18 веке татары были освобождены от этого, (проходили обязательную казацкую службу). Как написано в переписи 1720 года "с тех пашенных земель денежных и хлебных податей в казну великого государя ничего не платит".

Kardash
28.06.2015 07:26
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Казанка

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Казанка

Написать