Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяРеспублика КарелияМедвежьегорский райондеревня Черкасы

Главная страница малой родины - деревня Черкасы

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 186304
Телефонный код: 8-81434
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Республика Карелия Медвежьегорский район деревня Черкасы на карте




Координаты населенного пункта деревня Черкасы на карте: 62.430556, 34.756663

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Черка́сы или черкáссы (итал. Circassi) — одно из исторических названий запорожских казаков и адыгов (черкесов).


Черкасы в русской истории
Черкасами в XVI веке могли называть польских пленников или выходцев из Речи Посполитой, поселённых в южной Украине. Кроме того, черкасами называли тогда и малоросов. В приказных делах, например, встречается упоминание о Путивльских черкасах, состоявших на службе.
В своей «Истории государства Российского» Карамзин писал:

По мнению историка Георгия Вернадского, в XI веке (если не раньше) на Днепре был основан город Черкассы, — в то время у князя Мстислава Черниговского и Тмутараканского была личная охрана из черкесов.
Первые упоминания черкасов в русских летописях относятся к XIV веку:

Ясские и Черкасские горы упомянуты в повести о смерти Михаила Тверского;
черкасы — один из народов Золотой Орды, пострадавший от мора 1346 года;
черкасы названы среди жителей египетской Александрии, пострадавших от похода 1365 года;
также «черказы» были среди участников войска Мамая во время Куликовской битвы;
в Воскресенской летописи XVI века при описании событий 1152 года название Чёрные клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы», однако в более ранних летописях (например, Ипатьевской) такое пояснение отсутствует.
Период XIII—XIV веков характеризуется массовой миграцией черкасов в регион среднего Поднепровья (от устья Десны до острова Хортица, — конец Днепровских порогов), получивший в связи с этим наименование «Черкасии».
В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» указывает, что курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау и Пятигорья:

Известный российский историк Карамзин писал:
Также, согласно Карамзину, в XV веке:
Среди довольно противоречивых положений и сведений, изложенных в данной цитате, к примеру, о том, что донские казаки «считались Российскими беглецами» (скорее всего, это именно так и считалось в русских землях) и «говорили нашим языком» (что к этому времени, вполне, могло уже иметь место) есть важное замечание о том, что в то время казаки именовались черкасами (или наоборот — черкасы казаками).

Это подтверждает и Сигизмунд фон Герберштейн, посол германского императора, посетивший Великое княжество Московское в 1517 и в 1526 годах, который, в частности, рассказывал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили черкасы пятигорские или чики (chiki):— они не подчинялись никому.
Ещё отец Ивана Грозного жаловался на них турецкому Султану «как Государю Азовской земли»:
В 1552 году черкасы владели берегами Каспия и низовьями Волги. Передали Астрахань в 1556 году Ивану Грозному, проложив Черкасскую и Кабардинскую дороги для сообщения с далёким союзником и покровителем — царём России — и другими северокавказскими племенами, часто обижали ногайцев.
В январе 1558 года во главе пятитысячного отряда ратников «…царь отпустил на Крымские улусы князя Вишневецкого, да с ним Черкасского мурзу Кабартинского (кабардинского). Канклыча Канукова отпустил в Кабарду, в Черкасы». Канукову было велено собрать отряд в Кабарде и идти на помощь Вишневецкому ратью мимо Азова.
В 1561 году состоялся брак Ивана Грозного с Марией Темрюковной, «из черкас пятигорских девицей».
Весной 1578 в Москву приехало большое кабардинское посольство, и били челом «ото всее черкасские Кабарды» и просили «обороны от крымского царя и от иных недругов их». Тогда же, судя по актам, «сошли на Москву» последние черкаские князья, ведущие свою родословную от патриарха черкесских княжеских родов Инала Светлого, правившего в Черкесии XV в. Потомки его, «однородцы» с кабардинскими князьями дома Идархэ (Идаровы), по переезде в Россию, после завоевания Иоанном IV Астрахани в XVI в., именовались князьями Черкасскими и в родословных сказках своим предком называли египетского султана. Они дали начало нескольким княжеским родам Российской империи (см. Черкаские князья), которые в дальнейшем играли большую роль в русской истории. Обосновались в России и другие родственные роды князей Черкасских, также являвшихся Иналидами, но происходивших не из дома Идаровых (там же).
В Кремле появляется Черкасский двор, а в городе — Большой и Малый Черкасские переулки.
См. также: Адыги и Москва: история

C 1625 года к титулу царя Михаила Фёдоровича добавляется фраза: «Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей», что нашло позднее своё отражение и на гербе Российской империи. (На рисунке — один из щитов Большого государственного герба Российской империи, поля которого указывают на титулы Российского Императора, как на «Черкасских и Горских князей и иных Наследного государя и обладателя», за исключением 4-го поля, в котором находится герб титула «Государь области Арменския» — в золотом щите червлёный коронованный лев.)
В XVII веке Джиовани де Лукка, префект доминиканской миссии в Кафе (Каффе), находит, что кавказские черкесы переходят в магометанство; у них нет ни писаных законов, ни церковных обрядов и христиане они только по имени; от греческой веры сохранили обычай носить съестные припасы на могилы покойников и соблюдают некоторые посты.

По сведениям английского путешественника Эдмунда Спенсера, неоднократно посетившего Кавказ в 1836—1838 годах:
В заселении южных окраин России в XVI—XVIII столетиях (современные Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская и другие области) принимали участие черкасы. Эти переселения поощрялись Москвой, заинтересованной в укреплении своих южных рубежей.

Существуют записи голландского путешественника и этнографа Карнелия де Бруина (1652−1727) о наличии черкасов в некоторых районах Воронежа, которых он видел в 1707 году:
По сведениям де Бруина, воронежские черкасы были зажиточны и имели прислугу, к сожалению, он не приводит информации об их языке — ассимилировались ли они на тот момент в языковом отношении полностью или были двуязычны.
Термин черкас в том числе применялся и к кумыкам.
Лавров Л. И. писал о факте, когда «Хосров-хан Шемаханский… упоминает „барагунские улусы черкас ондреевских“, то есть эндерийских». Лавров указывает, что, например, кумыкские князья Таймазовы в 1788 «очевидно, ошибочно названы были кабардинскими», и приводит в пример сведения «1761 и 1765 гг., подобно сочинениям И. А. Гильденштедта и Я. Потоцкого», в которых «называют боргунцев кумыками.»

Причина именования как минимум северных (засулакских) кумыков черкасами (черкесами), согласно сведениям Броневского 1823 года, приводимых и Девлет-Мирзой Шайхалиевым в 1848 году, объясняется географической природой термина «Черкесская область»:


Черкасы в Малороссии
В российском государстве (в частности, в летописях, а также в официальных документах и государственных законодательных актах) вплоть до конца XVIII века термин «черкасы» употреблялся в качестве экзонима малороссийских казаков:
А также черкасами называли казаков вообще:
По данным Г. В. Вернадского, в московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки.

В то же время российское правительство отличало черкасов от остального населения Малороссии. В указе императрицы Екатерины II от 8 декабря 1765 года сказано:
Поскольку термин «черкасы» применялся в отношении запорожских (малороссийских) казаков, а впоследствии им частенько стали называть население Малороссии вообще, этот факт стал использоваться для создания теорий неславянского происхождения украинцев. Однако работы Медико-генетического научного центра РАМН (в сотрудничестве с английскими и эстонскими учёными) подтвердили генетическое сходство протестированных украинцев с южными белорусами, западными и северными русскими (потомками насельников земель Руси вдоль её основной транспортной артерии — водного пути «из варяг в греки»), а также южными славянами.


Одежда и традиции казаков, «черкески»
Знак принадлежности к социальным верхам казачьего общества — «оселедец» — основан на обычае, издавна принятом у черкасов на Кавказе. Генуэзский историк и этнограф Интериано писал о черкасах: «Носят длиннейшие усы. На поясе в кожаной сумочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на макушке длинный пучок волос в виде косички».
По данным А. В. Висковатова, в XVIII веке «черкески или верхние кафтаны» назначались отдельным казачьим войскам в качестве форменной одежды. К. К. Абаза так описывал войско черноморских казаков: «Пеших казаков одели в зелёные черкески, конных — в синие, с откидными рукавами, с обложкой по борту из золотого и серебряного снурка».

Интересное свидетельство о распространённости термина в 1831 году оставил наказной атаман Черноморского казачьего войска Н. С. Завадовский[уточнить ссылку 3012 дней]:
По сведениям Татьяны Марченко, у запорожцев кунтуш был известен под названием черкески. В. Ф. Горленко считает, что в конце XVIII в. на Левобережной Украине бытовала «аналогичная кабардинской „черкеска“ с откидными рукавами».


Черкасы в иностранных источниках
Пьер-Мартин Де Ламартиньер (1634—1690), в своих заметках в 1653 году указывает о населении Малороссии :Глава XXXIV. Черкасы (Circassiens). …Управление у черкасов совершенно анархическое. Во время одного восстания, случившегося в их стране, они окончательно уничтожили высшую и низшую знать, и в настоящее время управляются старшинами или полковниками, которых они выбирают сами и с которыми последний из них обращается запанибрата. Хотя их религия такая же, как у русских, они дозволяют иностранцам беспрепятственно входить в их церкви, чего русские не допускают, и даже принимают иностранцев с большою добротой и радушием. Солдаты называются на их языке казаками (cosaques), а это дало повод некоторым вообразить, что казаки — отдельная нация. Земля в России менее плодородна [и климат] холоднее, чем в Черкасии…


Интересные факты
Черкас, скачущий на белом коне, является одним из изображений на гербе княжеского рода Черкасских, ведущего начало от Инала, родоначальника кабардинских, бесленеевских, темиргоевских, хатукаевских и части хегакских княжеских родов, предположительно мамлюкского султана Египта середины XV века.


Фамилии от слова «черкас»
От слова «черкас» произошли распространённые в основном в России и на Украине фамилии:
Черкас, Черкасов, Черкасец, Черкасский, Черкалин, Черкашин, Черкашенин, Черкашенко, Черкащенко.
В некоторых случаях ударение может падать на первый слог: например, Че́ркас.


деревня Черкасы на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


деревня Черкасы


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать