Поведай

Мы будем благодарны, если вы поможете нам в развитии нашего сайта о малой родине и разместите у себя на сайте или блоге данную ссылку о родном крае:

Также можно нажать знакомую кнопочку:

У ИСТОКА
  Наш рейтинг:   деревня Влазовопоселок Хийденсельгасело Коршикгород Киров

Комментарии пользователей к записям
о родном крае и малой родине 


Страница - 3. Всего комментариев - 4279
Воспоминания уроженца села Плоская Дубрава Моршанского района Ходякова Ивана Васильевича

Малая Родина

Родители мои, Ходяков Василий Алексеевич и Анна Ивановна в девичестве Голубева, а по уличному Рамочевы, родились незадолго до падения царской России и прожили всю свою жизнь на Выселках в селе Плоская Дубрава Моршанского района Тамбовской области.

Им досталась как и всем их ровесникам нелегкая жизнь: пришлось пережить три войны и сопутствующие им голод, холод и другие невзгоды.

Село, в котором они жили и в котором родились мы - восемь их детей, Мария, Любовь, Николай, Нина, Михаил, я — Иван, Анатолий и Владимир особенно ничем не примечательно: таких сел на Руси очень много. Но для родившихся в нем оно единственное, неповторимое, сердцу близкое и родное. С двух сторон село окружено глубокими балками скорее всего ледникового происхождения, в достаточно обширных долинах которых протекают две речушки - левая называется Питеркой, а правая в простонародье — Крючов.

После почти ежегодных срывов плотин вешней водой обе речушки превращались в ручьи. По восстановлению запруды все опять возвращалось на круги своя и за счет родниковой воды в образовавшихся приличных по размерам водоемах детвора и население деревни с приезжими гостями купались и ловили рыбу, в основном карасей и пескарей.

В истоке Крючова также обустраивалась запруда, наполняемая водой исключительно за счет таяния снега, где в некоторые годы колхоз, а затем совхоз выпускали малька карпа и местные рыболовы с городскими в полной потребности отводили свою душу.

Село размещалось на своеобразной плоскости между двумя балками и не исключена версия, что первое слово в названии “плоская“ есть ни что иное как равнина на невысокой возвышенности. По догадкам старожил вторая часть названия села связана скорее с наличием когда- то на берегу одной из речушек дубовой рощи — дубравы. А так как селу 31 декабря 2002 года исполнилось 300 лет, то от дубового наследия не осталось никаких следов ни на земле, ни в памяти проживающих в нем селян.

Впервые о Плоской Дубраве сообщается в окладных книгах духовной епархии, относящихся к 1702 году,где было записано что в селе есть церковь пророка Илии и в приходе насчитывается 30 крестьянских и 10 бобыльских дворов. С годами село укрупнялось и заселялось мастеровыми людьми - плотниками, кузнецами, печниками, гончарами и кружевницами. Но основная часть селян стали вальщиками, учитывая скорее всего востребованность и доходность этого ремесла.

Дубравские вальщики издавна были известны за пределами своего района, их валенки пользовались заслуженным спросом и в самой белокаменной Москве.

Из пуда чесанной шерсти выходило до 10 пар валенок размерами на взрослых людей, каждая из которых продавалась по 70 - 80 копеек. Сезон шерстобития длился с августа до Покрова дня. За это время мастер зарабатывал 20 - 50 рублей. В тот период зарплата учителя составляла 200 - 300 рублей в год, а 1 кг пшеничной муки или 1 кг белого хлеба стоили менее 2 копеек. Кроме валенок односельчане до революции 1917 года изготавливали и войлочные полотна.

Многие из односельчан в зимнее время организовывали группу вальщиков и уходили в так называемый “отход“ в дальние деревни и прочие места, где исполняли заказы местных жителей, т. е. занимались отхожим промыслом.

Изготовление валенок - дело трудоемкое и затратное, достаточно сложное и опасное для здоровья. В процессе валки использовалась для обезжиривания шерсти серная кислота , пары которой постоянно вдыхали в себя мастера. Да и сама по себе шерсть содержала много органической и неорганической пыли. Поэтому долгожители села не имели никакого отношения к данному ремеслу, хотя большинство вальщиков доживали до 70 и более лет.

Кое-что о далеком прошлом мне рассказывала наша соседка баба Марфа Сорокина, ровесница периода отмены крепостного права. Но из тех бесед, спустя более полвека, мне мало что помнится, кроме того, что в нашей деревне не было барина и что в православные праздники батюшка после богослужения проходил по селу, благословляя всех и принимая всякие приношения. Деревня всегда жила дружно, решая вопросы сообща на своих сходах, особенно в годы лихолетья, не то что сейчас, да и молодежь была иной. В 1-ой Питерке барином был то ли Хлопов, то ли Хлопков , а во 2-ой Питерке Смирнов. Соответственно, и в наши дни эти соседние села с Дубравой назывались Хлопщино и Смирновка. Дети рождались законные, от мужа, разводов не было. Семьи были многочисленные, трудились много, особенно летом, а зимой играли свадьбы и отмечали православные праздники, словом умели работать, умели и веселиться.

Первое поселение деревни осуществлялось по классическому варианту - ближе к воде- непосредственно на берегу реки, правый берег которой очень крут, а левый низкий, пойменный. При половодье на этом берегу дворы домов и огороды заливались водой.

Неизвестно в каком году власти разрешили жителям прибрежной деревни переселиться на новый порядок. Процесс, несомненно, был длительным и мне помнится перенос последнего дома дяди Володи Жука по-уличному Первовы. Теперь в центре двух порядков села оказалась не река, а улица. Такую трансформацию провели, по-видимому, не только в Выселках, но и в центральной части села.

Не знаю, ведали мои земляки или нет ,что судьба их одарила самыми богатейшими почвами на планете Земля - черноземами. Мне лично и не раз приходилось делать глубокий почвенный разрез и будучи по образованию агрономом удивляться мощи гумусового слоя. Его глубина порой превышала 1, 2 метра . В этой почве была, есть и будет еще долго плодородная сила. Этой силе как правило не хватает влаги .

В годы моего детства жители Выселок в удачные годы с 15 соток , отведенных под картофель собирали до 10-12 лошадиных повозок , что на мой теперь осознанный взгляд, составляло примерно 4-5 тонн картофеля, которого хватало на все нужды хозяйства и даже на продажу его на рынке . В менее удачные годы сбор картофеля не превышал 6-7 тележных возов .

Припоминается, что в середине 60-х годов совхоз “Моршанский“ собрал очень высокий урожай зерновых культур и сдал в закрома страны 6 или почти 7 планов зерна, за что директор и главный агроном хозяйства заслуженно получили высокие звания Героев социалистического труда.

Характерной особенностью моей малой Родины является то обстоятельство, что у каждого двора помимо фамильной принадлежности имелось так называемое уличное название. К примеру Якжиновы, Гульшкины и т. д. Объяснялось это тем, что перечень фамилий и имен был небольшим , поэтому чтобы четко и быстро понять, о ком идет речь, вводилось уличное название двора, которое было для нашей деревни в единственном варианте и редко подлежало пересмотру. А для еще более краткого обозначения персоны выдавались пожизненные прозвища. За мной прочно закрепилось прозвищное имя Дунек, за моим блинецом - Мусек и т. п . Подобная культура бытия,как я узнал позже , была далеко не во всех деревнях России . Прозвища были, как правило, обидны и ими старались при случаях мщения обозвать тебя. Но были и безобидные прозвища , на которые люди охотно отзывались по первому зову. История их возникновения строго индивидуальна. Мне прозвище было присвоено соседом, Колем Сорокиным, за какие-то действия, напоминающие действия бабы Дуни Лебедовой. Уличные названия дворов происходило спонтанно и с неким творческим посылом. Якжиновых назвали за привычку их дедушки укорять своих домочадцев вопросом “Як же вы будете жить? “ Народ все подмечал и наделял названиями, не спрашивая будущего носителя этого имени. Двадцатый век наше село встретило как и вся страна на подъеме: а , именно , хлеба хватало на жизнь, доходы от работы на земле и от валки валенок позволяли растить много детей и содержать двор хоть и в скромном, но достатке. Во втором десятилетии наступили бурные перемены в мире и стране. Моим землякам не удалось их избежать. Многих мужчин из села оторвали от земли и сохи и загнали в окопы, агитируя не жалеть живота своего за царя-батюшку и Отчизну. Малышом мне иногда приходилось слышать рассказы о первой мировой войне. Но эта тема тогда и после была идеологически закрыта: так как война 1914 года империалистическая и не отвечала чаяниям простого народа. Было не принято советскому школьнику интересоваться у царского унтер-офицера о первой мировой войне, коим когда-то был наш сват Чуженьков Егор Сидорович, да и он сам старался не афишировать свою причастность к этой войне.

В эти годы в деревне служила Богу и людям церковь и ее прихожане старались жить по Христу, но стремительно наступали невероятные перемены. Лишь как только большевики взяли власть, то немедленно заявили, что Бога нет и вера в Бога - это опиум для народа. Чем помешал им Бог, призывающий да любите друг друга? В начале 1918 года новая власть создает в деревне свои органы управления - советы и начинает исполнять свой лозунг “Земля - крестьянам, фабрики и заводы — рабочим!“. Но земля в то время и так по общинному принципу и нормам в нашей деревне была закреплена за единоличными хозяйствами и взять ее откуда-то сверх того, что уже имели не представлялось возможным. Барина в селе не было, значит, и отбирать не у кого. Мужики молча поглядывали, что же будет делать власть? Хотя, наверное, каждому хозяину хотелось бы иметь землю в частной собственности.

В 1918 году в стране разразился голод, из городов в деревенские амбары пришли вооруженные люди и от имени власти забирали хлеб у крестьян по-своему усмотрению. Не минула эта чаша и наше село . Более менее размеренная жизнь моих земляков при царском правлении с приходом большевиков получила неведомое доселе напряжение и окунула ее в неизвестность. Вскоре власть, преследуя цель прогрессивного развития деревни, приступила к смене уклада всех сторон ее жизни. В южных уездах Тамбовской губернии по этой причине вспыхнул вооруженный мятеж крестьян, именуемый антоновский. Под ружье встало до 40 тысяч крестьян. Власть жестоко подавила этот бунт.

В нашем селе сначала агитационно, а затем по принуждению стали обобществлять землю, сельскохозяйственный инвентарь, животных и прочую домашнюю утварь.

Состоятельные хозяева, памятуя мудрость, что от добра добра не ищут, не вступали в сельхозартель имени Розы Люксембург, организованную в селе Плоская Дубрава. Но у власти на этот счет был четкий план действия - раскулачивание.

Мне неведомо, сколько семей было раскулачено в Дубраве, но точно знаю, что этому насилию подверглась семья моего родного деда по маминой линии, Голубева Ивана Васильевича . Мама рассказывала, что отобрали буквально все - землю, скот, сельхозорудия, мебель, одежду, обувь и посуду. Маме удалось спасти два платья, надев их поверх третьего. Многие домашние вещи конфискаторы поделили между собой и нисколько в дальнейшем не комплексовали по этому случаю. Я помню, как идя с мамой по селу мимо дома Паньшкиных, где на скамье сидел дед Антоныч и она, пройдя его, сказала что он одет в шубу с отцова плеча. Было мне в то время где-то 7-8 лет. А в юности дед и Антоныч были друзьями, вместе в одной части воевали на фронтах первой мировой войны, вместе попали в плен к австровенграм. Вернувшись с войны Антоныч вступил в партию большевиков и в 1931 году лично раскулачил своего друга, став на оставшийся период жизни — непримиримым врагом.

С той поры жил дед без радости и прежнего усердия , но про обиду свою ни с кем не делился, а в конце жизни пристрастился к рюмке и так, наверное, на время забывал произвол власти. Жить в то время с клеймом “кулак“ было непросто, но селяне уважали моего деда как мастера кузнечного, столярного и плотницкого дела .

В период сталинского правления жители нашего села не имели паспортов, а, соответственно, не могли по своему желанию менять место жительства . Поэтому в годы коллективизации население выросло до 1300 человек , а дворов в ту пору насчитывалось до - 319 . В конце 30-х годов организовали колхоз с тем же именем что и село “Дубрава“.

Руководил им многие годы Скопинцев Александр Кузьмич, уважаемый всеми человек .

Во время финской войны на фронт были призваны наиболее молодые мужчины , а на Великую Отечественную войну - все мужчины, пригодные к строевой службе.

Деревня опустела буквально в первый месяц войны. Вся забота о семье и о колхозе пала на плечи женщин, стариков и детей. Мой отец был призван на фронт 25 июня 1941 года. Многие односельчане не вернулись с войны, некоторые пришли кто без руки, кто без ноги, но довольные, что выжили в этом аду. На груди у каждого вернувшегося воина висели ордена, медали за их мужество, отвагу и доблесть. Но были и те, кто провели долгие месяцы и годы в фашистских концлагерях и были освобождены Красной Армией.

Хлебнули горя эти ребята ничуть не менее, чем в действующей армии. Сначала к ним относились осторожно, но вскоре ко всем пришло понимание , что они ни в чем неповинны.

Семьям, потерявшие отцов и близких родных было тяжело прокормить, обуть и одеть детишек и опять женщины, простые крестьянки, проявили чудеса безмолвного героизма и вытащили своих детей из казалось бы запредельного состояния в нормальную жизнь, да и дети, хорошо понимая весь трагизм происшедшего, помогали своим матерям, как могли и старались не омрачать их души и сердца . Я все чаще ловлю себя на мысли, что без русских вот таких женщин, как наши площанские крестьянки, Россия не раз могла не сдюжить. Надеюсь, что это будет и впредь так. Главное меньше всякого гламура, бессмысленных тусовок, сохранить побольше истинной женственности, целомудрия и любовь к людям и к жизни. Очень важно вернуть в свои сердца и души Бога и тогда все получится.

После войны в селе были открыты библиотека , медицинский пункт , промтоварный и продовольственный магазины, дети обучались в двух начальных школах и посещали клуб.

Семилетнее и чуть позже восьмилетнее образование ребята получали в школе колхозной молодежи /ШКМ/, расположенной в чистом поле на берегу реки равноудаленно от трех ближайших деревень.

В колхозе «Дубрава» имелось довольно большое поголовье скота, кур и лошадей. В двух конюшнях было не менее 100-120 рабочих коней и сопутствующие им резервы молодняка. Колхозники выращивали рожь, пшеницу, горох, ячмень, овес, коноплю, просо, махорку, картофель и овощи, сахарную и кормовую свеклу, производили молоко, мясо и куриное яйцо. Имелась бахча, где росли очень вкусные сахарные помидоры и огурцы.

Послевоенные годы были нелегким периодом для народа страны и особенно крестьян.

Из колхозных амбаров власть выгребала почти все , за исключением семенного материала. Колхозники, да и мы , их дети значительно недоедали, ибо каждый двор был обязан в срок и надлежащем объеме сдать продовольственный налог в закрома Родины через Сельпо, т. е. потребкооперацию.

Жившие в городе наши родственники тогда питались лучше нас , хотя у них не было огорода, коровы, свиней, овец и кур. Зарплату колхозникам не платили , а на трудодни выдавали в основном зерно ржи и пшеницы , которых явно не хватало на сносное пропитание. Пшеничная мука относилась к дефицитному продукту и выпечка пирогов, пирожков, блинов и булочек всегда происходила в дни каких-то больших торжеств.

Родители усердно старались, чтобы дети на фоне витаминной недостаточности и нарушения минерального обмена веществ не заболели рахитом. С этой целью все детишки села пили очень противный на вкус и запах рыбий жир.

Несмотря на то, что все наши односельчане жили просто и нуждались в лучшем питании и в лучшем одевании, тем не менее люди не унывали и трудились много, радостно, а часто бывало и с песней. В воздухе висел дух Великой Победы и все верили в скорое светлое будущее страны и каждого отдельного человека.

Рабочей силе в колхозе”Дубрава” в зимнее время недоставало работы и особенно женщинам. Зато с весны и до поздней осени село гудело подобно пчелиному улью. После работы на полях и фермах колхоза, земляки еще трудились в своем домашнем хозяйстве, ведь в каждом дворе имелись кормилица-корова и сопутствующий ей молодняк, свиньи, куры,овцы, а в 60-х годах пришла мода на гусей и уток.

В моей детской памяти сохранились такие яркие впечатления, когда дубравские женщины и девушки летним утром долго - долго шли мимо нашего дома с шутками, песнями и задорным смехом группами на поля за околицей, чтобы прополоть посевы проса, свеклы или других культур. Им не было счета. Если взять, что на полевые работы выходило в среднем со двора по одной женщине, то их было не менее 300 человек. Не знаю, кого как, а меня как бывшего организатора полевого производства впечатляет. Перед моими глазами стоит также безбрежное поле ржи за селом, где мужики косами со спецкрюками скашивают ее в валок, а женщины вяжут снопы и укладывают их в необычные копны-суслоны. Другая часть женщин жнет рожь серпами, увязывает в снопы и укладывает их все в те же суслоны для просушивания хлебной массы .

Потрясающая панорама труда на фоне жаркого августовского лета. В своей жизни ничего подобного я больше не видел. Вся деревня кроме детей и стариков в поле, одержимая идеей во что бы то ни стало убрать вовремя хлеб и от этого будет зависеть завтра жизнь их семей и страны .

Изначально в колхозе при каждом дворе на заднем плане размещался земельный надел в 50 соток, куда входила и придомовая территория. На этом участке жители села выращивали картофель, рожь, просо, овощи, помидоры, огурцы, свеклу столовую, сахарную и кормовую, морковь, коноплю и даже иногда махорку для ее продажи Моршанской табачной фабрике.

Электрификация в село пришла в 1956-1957 годы, но подача электроэнергии осуществлялась вплоть до 1964 года непостоянно, как сейчас говорят с веерным отключением. В районе не хватало мощности и вся деревня освещалась за счет керосиновых ламп разной так называемой линейности, т.е. мощности света. Керосин закупался в магазине и неофициально из бензовоза военного аэродромного обслуживания по цене 1 ведро за 1 рубль. Отец порой покупал до 200 литров.

Радиофикация села проводилась в 1953-1954 годах и послушать по радио детские спектакли и песенки было пределом мечтаний. Наши люди помимо газет уже знали оперативно новости о стране.

День наш начинался с Гимна Советского Союза, а после с дикторского голоса «Доброе утро, товарищи, начинаем утреннюю гимнастику». Занятие проводил преподаватель Гордеев. Хотя рупорное радио на Выселках висело по некоторым данным и во время войны перед домом дяди Яши Щепинова, которое постоянно информировало о ходе боев на фронте. Этот рупор принес и радостную весть и о Великой Победе. Вся деревня тогда собралась у этого радио, радовались, смеялись и оплакивали тех, кто погиб на этой бесчеловечной бойне. Помню хорошо сигналы первого искусственного спутника земли, октябрь 1957 года, передаваемого по радио. Радио для нас в то время считалось окном в мир.

В 1956 году я пошел в первый класс Выселской начальной школы, директорствовала которой Фаина Григорьевна Соколина. Школа насчитывала до 40 учеников. Первым моим классным руководителем была Соловьева Анастасия Петровна.

В это время на Выселках только появилось электричество, но занятия очень часто велись в зимнее время рано утром в школе и выполнение домашних заданий при свете керосиновых ламп.

В конце 50-х и начале 60-х годов в большинстве домашних хозяйств Выселок были заложены плодовые сады с яблонями, вишнями, крыжовником, малиной и смородиной площадью от 3 до 5 соток . Все было осуществлено благодаря инициативе и поддержки дяди Саши Американца. Уже через 5-6 лет выселские семьи могли себе позволить скушать яблоки и ягоды из собственного сада.

Мои земляки всегда ценили землю и усердно ухаживали за ней. Все земельные наделы, как правило, подвергались прополке, перекопке, подкашиванию и посеву.

Территория моей деревни до 1985 года всегда выглядела ухоженной и опрятной.

В совхозе земельный надел постоянно уменьшался, сначала до 30 , затем до 25, а в конце существования советской власти до 15 соток. Власть считала ,что основное время крестьяне должны были уделять общественным полям и фермам.

Многие годы селом и ее производством управлял Ходяков Михаил Никифорович.

Имея начальное образование, он обладал от природы организаторским талантом и на протяжении 18 лет, вернувшись с войны, правда не сразу, сначала возглавлял колхоз “Дубрава“, затем после череды модных реорганизаций управлял дубравским отделением совхоза “Моршанский“. По мнению односельчан, Михаил был жестким руководителем. За крутой, строгий и требовательный нрав односельчане за глаза называли иногда его “наш Сталин“. Ему не хватало душевного тепла , умения и терпения слышать и слушать людей. Его побаивались все подчиненные и он редко выслушивал иные аргументы и обоснования. Стиль его управления был авторитарным и соответствовал духу времени, который предполагал беспрекословного повиновения от народных масс. Поэтому Михаил типично представлял образ руководителя того времени со всеми его недостатками и достоинствами. Иных руководителей система как правило отвергала. Власть считала, что людей следует держать в “ежовых рукавицах“ . Она их и держала. Они безропотно переносили к примеру такую дискриминацию, как оплата труда по географическому признаку. За одну и ту работу моим односельчанам платили почти до 2-х раз меньше, чем работникам села Крюково или 1 - Питерки. Негласно считалось, что площане доберут свое на валке валенок. Такой порядок существовал и после того, как Михаил Никифорович оставил пост управляющего отделением.

Моему отцу за 30 дней скирдования сена и соломы заплатили чуть более 35 рублей, а с его слов у ребят с Хлопщины почти за тот же объем зарплата превысила 50 рублей.

С осени 1967 до лета 1968 года мне довелось поработать в совхозе за отца , готовясь к поступлению в институт, а папа в это время занимался валенками. В составе 10 - 12 лошадиных санных повозок я ездил в лес за сеном, запрягая коня в 7 часов утра и распрягая его в 19 часов вечера. Длительное время стояла жесткая морозная погода, от 25 до 30 градусов мороза. За такой рейс, а он был единственным за день , хозяйство начисляло всем моим коллегам и мне по 1 рублю 19 копеек. Буханка черного хлеба тогда стоила 14 - 16 копеек , а батон - 20- 22 копейки.

Все это выглядело как беспросветное явление. При таком отношении у людей явно не было ни настоящей, ни будущей перспективы. Многие молодые жители, да и возрастные с охотой устраивались на работу в райцентре каменщиками, штукатурами и по другим профессиям, ежедневно преодолевая пешком расстояние от Дубравы до Моршанска.

Их зарплата в разы превышала совхозную и с той минуты они никогда не помышляли вернуться на работу в деревню. Выводы делайте сами.

Тем не менее Михаил Никифорович был заслуженным человеком и сделал многое для страны. В статье газеты “Согласие“ от 15 августа 2011 года за номером 50 под рубрикой “Дела и люди“ засвидетельствовано, что Михаил Никифорович служил в десантных войсках и по долгу службы на момент начала блокады он оказался в Ленинграде, и вынужден был там находится до ее снятия . Едва живого вместе с некоторыми другими ленинградцами его вывезли из города на Неве в Пензенскую область, в деревню Хуны.

Когда родные получили об этом весточку, то жена и сестра поехали его навещать.

Михаила Никифоровича было трудно узнать, он выглядел подростком. Молодой организм, слава Богу, быстро шел на поправку, и через два месяца Михаил снова был на фронте в своей части. Там, в десантных войсках, он воевал до Дня Победы.

За проявленные мужество и героизм Михаил Никифорович имел множество государственных наград, в том числе ордена Красной Звезды, Отечественной войны 2-ой степени, медали “За отвагу“ и “За боевые заслуги”.

В период “хрущевской оттепели “ в 1957-1958 г.г. на левом берегу речки со склоном на юг был заложен приличный по площади плодовый сад , в котором выращивались яблоки, вишня, крыжовник и смородина. Садоводом был определен Чуженьков Александр, по прозвищу Американец. Дядя Саша являлся авторитетной личностью в селе. Он не пил, не курил и не употреблял в обиходе ненормативной лексики, принимал всегда взвешенные решения, был очень бережливым, аккуратным и мудрым человеком, занимался пчелами, знал немало агроприемов в земледелии и садоводстве. Дядя Саша относился к числу тех людей, которые за счет аналитического ума учились всему на практике.

Односельчане часто советовались с ним по многим вопросам ведения хозяйства . Вместе с тем некоторые из них недолюбливали его по причине несхожести с ними в своем поведении, поэтому он, наверное, и получил прозвище “Американец”, т. е. далекий своим образом жизни от многих.

Начиная с конца 60-х годов, село за десятилетие практически полностью обновило свои дома. Этот момент в правлении Н. С. Хрущева сегодня никем не замечается и никак не анализируется. Победители были достойны такого внимания. Дома строили даже женщины, не дождавшиеся своих мужей с войны .

В послевоенные и последующие годы сельское хозяйство страны постоянно реформировалось и это не могло не оставить своих последствий на моем родном селе. При укрупнении хозяйств село отошло к совхозу “Моршанский “ и все строительство перебазировалось на центральную усадьбу вновь образовавшегося сельхозпредприятия , куда с радостью переселялись многие работники Дубравы.

Колхоз “Дубрава” просуществовал до начала 60-х годов, а затем его воссоединили с колхозом “Комсомолец“, куда входили села - 1-я и 2-я Питерка и как полноценное отделение присоединили к совхозу “Моршанский“.

Личное приусадебное хозяйство и изготовление валенок приносили весомый доход моим землякам. В колхозе их труд оценивался очень часто мизерными трудоднями, а в совхозе - кабальными расценками и такой же оплатой. Мужики за 3 - 4 дня на валенках зарабатывали столько , сколько за 30 дней работы в совхозе. Пара валенок детского размера из шерсти заказчика стоила до 5 руб . , женского - до 8 руб. и мужского от 10 до 12 руб.

На эти деньги семьи обеспечивали себя по тем временам приличным материальным достатком, строили дома, кормились и одевались, растили и учили своих многочисленных детей, давая им образование.

В начальный период совхозного строительства по чьей-то не очень умной идеи проводили агитацию среди крестьян страны об освобождении их от непосильного труда в общественном и одновременно в личном хозяйстве. Предлагалось всех коров сдать в совхоз, а молоко можно было бы получать на ферме. Идея, сочиненная вдали от реальной жизни, умерла еще не родившись. А вот второе сумасбродное дело все-таки нашло свое продолжение.

По мнению моих родителей и их ровесников лучшим периодом жизни следует считать период правления страной Брежневым Леонидом Ильичом - 1964 - 1983 годы.

Животных развели по разрешенному желанию , что позволяло круглый год питаться каждой семье молочной и мясной продукцией собственного производства, употреблять овощи и фрукты со своего огорода и сада. Качество еды в то время было безупречным.

Многие жители села выпекали свой ржаной хлеб почти до середины 60- х годов . Запах хлеба из печных труб был очень ощутим зимним утром.

За свою жизнь мне пришлось побывать во многих российских деревнях, ознакомиться с их культурой , бытом и кухней, но я нигде и никогда не встречал многих дубравских блюд, таких как каша-сливуха, ржаной хлебный квас, саламата - мучная кашица и оригинальный свекольник, представляющий собой запеченное в чугунке кубики сахарной свеклы с ржаным тестом в русской печке.

Про брежневский период правления моя мама говорила , что наступила хорошая жизнь и теперь только надо не лениться. Согласен полностью с ее выводом.

В 24 года я покинул отчий дом. Безусловно, за четверть века мне вольно иль невольно удалось познать и впитать уклад жизни родной деревни, ее обычаи и традиции, вникнуть в ее нравственное и духовное состояние, которые по-моему не смогла кардинально изменить даже тотальная пропаганда советской власти.

В феврале 1918 года советы приняли декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Началось повсеместное изъятие церковных ценностей и закрытие Церквей, снятие колоколов, массовый арест священников и их расстрел. Народ сопротивлялся, но вооруженные отряды богоборцев фанатично исполняли решения власти.

Из 121 храма, имеющихся на начало 20 века в Моршанском уезде лишь сохранилась чудом уцелевшая церковь Николая Чудотворца слободы Базево, в которой крестились скорее всего все мои братья и сестры, а также наши односельчане. В этой церкви моя мама и родная тетя Балашова Евдокия тайно крестили и моих сыновей, Андрея и Ивана, кажется летом 1983 года.

Примерно в 1930 - 1936 г.г. была закрыта и Казанская церковь в селе Плоская Дубрава, здание которой стали использовать как складское помещение для колхозных нужд, а дом священников - под начальную школу. Следует предположить, что это было за всю историю села второе здание храма, построенного взамен обветшалого храма пророка Илии, возведенного в конце 17 или в начале 18 века. По церковным документам 1841 - 1842 г. г. в нашем селе в это время здание пришло в негодность и по просьбе благочинного произошло причисление к церкви села Крюково жителей села Плоская Дубрава.

Когда был построен новый храм в нашем селе, освященный в честь иконы Казанской Божией Матери, достоверных данных не имеется, но смею предположить, что где-то вскоре за названной выше датой, так как деревянные конструкции к 1960 году, а это в обзоре моей памяти были сильно изношены. Образ Божией Матери “Достойно есть “ прославился в нашем селе и был особо почитаемый моими земляками. Со дня освящения храма главным православным, т.е. престольным, праздником родной деревни стал день 4 ноября каждого года - Казанская . Народ чтил этот день и даже при развитом социализме старался в этот день не работать и накрывать по высшему разряду столы необыденными яствами. На престольный, как правило, приходили гости из соседних деревень и в свою очередь наши родственники посещали их престольный праздник. В Котельном такой праздник отмечался на Ильин день, 2 августа.

Кстати, моему брату-близнецу Михаилу удалось с помощью своих приятелей раздобыть архивные данные патриархии о переписи 1899 года жителей села Плоская Дубрава, проведенные священником Павлом Богоявленским Казанской церкви. Значит, последнее здание храма в нашем селе было построено в промежутке лет с 1842 по 1899 годы. В это время деревня насчитывала 223 двора.

В 20-ом веке православная церковь повсеместно подверглась разорению и поруганию, но власти не смогли вытравить веру в Бога из душ христиан. Несомненно, жертвой безбожия в первую очередь стала молодежь, обучающаяся в школах, где вместо Закона Божьего стали преподавать азы атеизма. Урожденные в 20 и 30 годах прошлого столетия односельчане открыто не афишировали свою веру, но продолжали крестить тайно своих детей и отпевать усопших христиан вплоть до исчезновения советской власти.

Совершали отпевание, как правило, пожилые овдовевшие женщины, носившие одежду черных тонов и получившие в народе звание монашек. Власть не пыталась наложить на их деятельность запрета, подразумевая, что с естественным уходом их из жизни само собой уйдет и православное вероисповедание. Не случилось: ушла власть, а вера осталась и вышла из подполья, с каждым годом чудесным образом воскрешая порушенные храмы и монастыри.

Жили ли наши отцы и деды с Богом и по-божески? Ответ один: да. Я помню, что многие односельчане испытывали страх перед Богом за свои недобрые поступки и сетовали, что Бог накажет, Бог покарает. Все они ведали, что Бог созерцает их жизнь и старались жить с уважением друг к другу. В их отношениях господствовали доброжелательность, терпение, взаимная выручка и любовь в христианском понимании этой добродетели, когда ты никому не желаешь чего-то плохого. Многие из них имели светлые души и сердца, ревниво заботились о чистоте своих поступков.

Конечно, в контактах моих земляков иногда случались ссоры , возникали обиды и даже драки, но все это происходило на фоне эмоционального всплеска, точечно, не масштабно и чаще всего скоротечно. Подравшиеся мужики по пьянке старались как можно быстрее установить перемирие, прибегая , как правило , опять к этой же пьянке . Женщины просили друг у друга прощения и сетовали на то ,что бес попутал . Покается и помириться считались важнейшими деяниями православно верующих людей , кем и были мои земляки . Но были среди них , наверное , и атеисты , отрицающие Бога и его учение , хотя и они часто были не прочь в православные праздники обильно выпить и потрапезничать .

В свою очередь верующие селяне с удовольствием отмечали все светские советские праздники и не делали из этого никакой трагедии .

В преимущественной части домов села светлый угол передней комнаты отводился под иконостас, перед которым висела лампада с елейным маслом и стоял небольшой столик, где размещали в праздники зажженные свечи . Лампада горела в дни великих православных торжеств длительно и круглосуточно . В ночное время , пройдясь по селу, сразу можно было определить , где живут верующие , а где - безбожники .

Советская пропаганда “ успешно “ внедряло в сознание молодежи безбожье , сочинив по подобию заповедей Божьих моральный кодекс строителей коммунизма , усилив его беспощадной классовой борьбой и непримеримостью к любому врагу . Дети как губка впитавали атеизм и без сомнений , а вот селяне старших поколений, особенно повидавшие войну, сомневались в доказательности отсутствия Бога .

Избы в нашей деревне строились по проектам пятистенок , где в передней комнате возводили для отопления печь- голландку , а в задней - выкладывали приличную по размерам русскую печь и в ее дымоход врезали металлическую печь - чугунку . В русской печи не только готовили пищу особого вкуса , но выпекали хлеб и использовали ее в качестве сушилки валенок , а у многих она являлась спальным местом пожилых людей .

Впереди избы на расстоянии примерно 7 - 8 метров от дома и 2 - х метров от дороги селяне строили так называемые мазанки из глининых саманов и крытые соломой . Одну часть мазанки использовали для хранения дров и угля , а во второй содержались сусеки ,большие деревянные ящики для зерна и муки . Здесь также размещались койки , где отдыхали в летний зной родители и дети , наслаждаясь прохладой этого сооружения. Это нехитрое строительное сооружение использовалось также для временного проживания и сохранения домашнего имущества в случае, если подвергался пожару основной дом.

За домом строились сараи для животных , называемые катухи , где в своих отделениях содержались корова , бычки , свиньи , овцы , гуси и куры . На огороде в 50 - 70 метрах от дома обустраивалась рига / овин / , где хранили запасы сена и соломы, а в более поздние времена это место служило для обмолота хлебов. Мне посчастливилось захватить обмолот хлебной массы цепами. Я сам в свои 10-11 лет научился ими работать.

Особая статья жизненных забот для моих земляков - это воспитание детей, которых почти в каждой семье было немало . Детей старались в наше время как можно раньше привлекать к труду . Родители понимали , что успех в праведной жизни может быть достигнут только трудом и делали все , чтобы их дитя выросло достойным человеком и им не было стыдно за него . Не важно кем он будет строителем или токарем , агрономом или трактористом , главное , чтобы он был в первую очередь человеком , полезным обществу и семье . Поэтому детский труд тогда считался средством воспитания ребенка , а не средством насилия и издевательства над ним .

Безусловно , родители уже с 5 - 6 лет , иногд

Перейти на страницу комментария.
Ivan i Valentina
08.03.2017 20:13

ищу доронину лену проживает в пятилетке,у неё есть сын иван

Перейти на страницу комментария.
fyodor
08.03.2017 20:04

ищу Рязанова Александра или его сына Юрия

Перейти на страницу комментария.
Aleksandr
08.03.2017 16:43

Вы просыпаетесь с мыслью: хочу хабеременеть или хочу ребенка для себя? Вы хотите забеременеть, но НЕ ОТ КОГО или Он не может или не хочет? Если да то донор спермы, суррогатный отец это ДЛЯ ВАС! Лучший аналог ЭКО! Виктор! Пишите мне на И-мейл: creampie@krovatka.su Я привлекательный киевлянин, мне 33-х года готов помочь Вам и стать Вам мужчиной для зачатия, суррогатным отцом (донором спермы), то есть ПОМОЖЕТ ВАМ забеременеть бесплатно, исключительно ЕСТЕСТВЕННЫМ способом, если Вы девушка/женщина: 20-45 лет, способная достойно вырастить и воспитать ребенка Сама или с другим мужчиной, обеспеченная, т.е без материальных и жилищных проблем (чтобы ребенок не жил в нищете) и взаимных претензий в дальнейшем. В Вашу личную жизнь я не лезу, также как и Вы в Мою. Вопросы почему ваш парень или муж продолжительное время не хочет или не может сделать вас мамой, или "УЖЕ ПОРА, почему Того Самого все нет?" не задаю! Конфиденциальность и красивого ребенка гарантирую! Проживаю в Киеве. Приезд/отъезд, гостиница/квартира для будущей встречи это НЕ МОИ заботы. Вы ведь не бедная мама, я прав? Образование: юрист и экономист. Если вас заинтересовало мое письмо, я вам импатичен и вы хотите продолжить диалог, просто ответьте на него, отправив Ваше фото на указанный имейл. Я голубоглазый блондин модельной внешности, рост 185, вес 80. Ничем не болею. Наше общение будет складываться на условиях полной анонимности. Данное предложение не предусматривает никаких дальнейший обязательств с моей и Вашей сторон. Встреча возможна только при взаимной симпатии. Если Вас заинтересовало данное письмо и Вы хотите продолжить общение, пишите на электронный адрес: creampie@krovatka.su и скиньте Ваши фото, заранее решив готовы ли Вы приехать в Киев чтобы забеременеть и в дальнейшем воспитывать будущего ребенка без меня, одна либо с Вашим потенциальным или будущим мужем. А результат я гарантирую. P.s: Вы сами понимаете и вероятно знаете что это дешевле чем ЭКО, к тому же естественней и приятней, при этом ничем не оскорбляет и не занижает Вашу планку ожиданий от отсутствием реальных партнеров для зачатия (возможно Вы очень занятая по жизни и Вам не до знакомств) В общем пишите. С уважением, Контакты: Е-мейл: creampie@krovatka.su
Перейти на страницу комментария.
VigRXPlus
08.03.2017 02:13

Вы просыпаетесь с мыслью: хочу хабеременеть или хочу ребенка для себя? Вы хотите забеременеть, но НЕ ОТ КОГО или Он не может или не хочет? Если да то донор спермы, суррогатный отец это ДЛЯ ВАС! Лучший аналог ЭКО! Виктор! Пишите мне на И-мейл: creampie@krovatka.su Я привлекательный киевлянин, мне 33-х года готов помочь Вам и стать Вам мужчиной для зачатия, суррогатным отцом (донором спермы), то есть ПОМОЖЕТ ВАМ забеременеть бесплатно, исключительно ЕСТЕСТВЕННЫМ способом, если Вы девушка/женщина: 20-45 лет, способная достойно вырастить и воспитать ребенка Сама или с другим мужчиной, обеспеченная, т.е без материальных и жилищных проблем (чтобы ребенок не жил в нищете) и взаимных претензий в дальнейшем. В Вашу личную жизнь я не лезу, также как и Вы в Мою. Вопросы почему ваш парень или муж продолжительное время не хочет или не может сделать вас мамой, или "УЖЕ ПОРА, почему Того Самого все нет?" не задаю! Конфиденциальность и красивого ребенка гарантирую! Проживаю в Киеве. Приезд/отъезд, гостиница/квартира для будущей встречи это НЕ МОИ заботы. Вы ведь не бедная мама, я прав? Образование: юрист и экономист. Если вас заинтересовало мое письмо, я вам импатичен и вы хотите продолжить диалог, просто ответьте на него, отправив Ваше фото на указанный имейл. Я голубоглазый блондин модельной внешности, рост 185, вес 80. Ничем не болею. Наше общение будет складываться на условиях полной анонимности. Данное предложение не предусматривает никаких дальнейший обязательств с моей и Вашей сторон. Встреча возможна только при взаимной симпатии. Если Вас заинтересовало данное письмо и Вы хотите продолжить общение, пишите на электронный адрес: creampie@krovatka.su и скиньте Ваши фото, заранее решив готовы ли Вы приехать в Киев чтобы забеременеть и в дальнейшем воспитывать будущего ребенка без меня, одна либо с Вашим потенциальным или будущим мужем. А результат я гарантирую. P.s: Вы сами понимаете и вероятно знаете что это дешевле чем ЭКО, к тому же естественней и приятней, при этом ничем не оскорбляет и не занижает Вашу планку ожиданий от отсутствием реальных партнеров для зачатия (возможно Вы очень занятая по жизни и Вам не до знакомств) В общем пишите. С уважением, Контакты: Е-мейл: creampie@krovatka.su
Перейти на страницу комментария.
VigRXPlus
07.03.2017 23:59

Помогите найти моих предков - Фатеев Иван Сергеевич (на фото)с Липецкой области д.Семенек,ранее Курская обл,Волынский район,с.Семенек. Его сын-Фатеев Александр Иванович родился по документам в 1929 году 1 февраля в Курской области Волынский район д.Семенек..ныне это Липецкая обл.Становлянский район.с.Семенек. У Фатеева Ивана Сергеевича было 11 братьев. По рассказам бабушки это был знатный род,имели большой дом .Занимались коневодством.Раскулачены. Судьба моего деда-Фатеева Ивана Сергеевича известна.Во время раскулачивания уехал в Тульскую обл.. В Тульской обл. с.Яковлево Ленинского района купил дом .Умер там же в 1942 г.25 января.Как найти его братьев и их детей,внуков.Помогите если есть информация.Меня зовут Наталья Викторовна Фатеева. Т.89611511881

Перейти на страницу комментария.
bnv939
07.03.2017 17:40

Я, Флорида Исанбаева (девечья фамилия Султанова) ищу КАЛИНИНА ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА. 4 ноября 1974 года он возвращался из Армии в с. Козохово.Ростовского района Ярославской области. Мы с ним ехали в одном вагоне. (Поезд Челябинск - Москва, если не ошибаюсь.) Я с сестрой ехала из Уфы в Москву. Познакомились, Сказал что служил в Челябинской области. . .Обменялись адресами, фотографиями. Он мне подарил янтарный кулон с розой, похвалился, что сделал сам. Переписывались некоторое время и потерялись. Последний раз написала мне его сестра, что Владимир уехал в Ярославль. Вот уже сорок лет храню его подарок и его фото. Очень хочу узнать, как сложилась его дальнейшая судьба. Может кто-то из его односельчан поможет мне найти Владимира?

Сейчас я живу в г. Сочи. Мой моб. 8-9881630988 -МТС. Буду очень благодарна любому известию.

Перейти на страницу комментария.
Florida
07.03.2017 01:10

здравствуйте, ищу родственников Хоперского Феофана Викторовича, рожденного в Каменск-Шахтинске, Ростовская область и его сестру Валентину Викторовну Хоперскую-фамилия девичья.Спасибо за ответ

Перейти на страницу комментария.
Tatyana
06.03.2017 14:40

Приезжайте и ищите,я не понимаю в чём проблема -то?Кому дорога память предков, те уже знают свою генеалогию на 2-4 века назад,а найти бабушек и дедушек,думаю труда особого не составят для тех кто поддерживал с ними связь. А,те люди, которым было на них пофиг, о них ничего не знают,то это их проблема. Беспаловы, не "исконно" Троицкая фамилия,в своё времени эта семья переехала в Троицкое,где-то на рубеже 19-20 века.

Перейти на страницу комментария.
Roman
04.03.2017 01:52

Здравствуйте! Ищу информацию о Михейкиной Анне Алексеевне, которая возможно до войны проживала в с. Черниговка. Это дочь от первого брака моего дедушки Михейкина Алексея Максимовича, который до войны проживал в с. "Победитель" и пропал без вести в августе 1942г. Если кто-то знал эту семью или что-то помнит, прошу откликнуться. С уважением Ирина Алексеевна.

Перейти на страницу комментария.
fomenkovairina@mail.ru
02.03.2017 13:52

Здравствуйте. Ищу информацию о Михейкиной Анне Алексеевне, которая до войны проживала в д. Немировка. Если кто-то помнит или что-то знает о ней или о ее семье, прошу откликнуться. Это дочь , от первого брака, моего дедушки Михейкина Алексея Максимовича, который проживал до войны в с. "Победитель" и пропал без вести в августе 1942 г. С уважение Ирина Алексеевна.

Перейти на страницу комментария.
fomenkovairina@mail.ru
02.03.2017 13:42

Ищу информацию о своем дедушке Михейкине Алексее Максимовиче, 1910г рождения, который до войны проживал в с. "Победитель" Жена : Загорулько Мария Гордеевна. Пропал без вести в августе 1942г. Если кто-то знал эту семью, или что-что помнит , прошу откликнуться. С уважением Ирина Алексеевна.

Перейти на страницу комментария.
fomenkovairina@mail.ru
02.03.2017 13:35

Ищу информацию о родной сестре Михейкина Алексея Максимовича, который проживал до войны в с. " Победитель",пропал без вести в августе1942 г. Сестра - Михейкина Татьяна Максимовна . проживала в с. Борки. Если кто-то знает об этой семье. прошу откликнуться.

Перейти на страницу комментария.
fomenkovairina@mail.ru
02.03.2017 13:31

Деревня Сатырево Ивановской области , посмотрите эти старые фотографии, Возможно кто-то помнит этих людей?

Перейти на страницу комментария.
Lyudmila
02.03.2017 13:22

Вот есть фото церкви примерно 1954 года

Перейти на страницу комментария.
cyberzip
28.02.2017 21:13

ищу родственников по фамилии Латиповы маю бабулю звали Латипова Сания Рауповна она родилась и выросла в городе Тара у нее были братья там ...кто их знает или знал на пишите заранее спосиба


Перейти на страницу комментария.
Ajtimbetov
27.02.2017 19:13

Ищу с Яркиных, Новиковых, Дружининых из с. Телелюй

Перейти на страницу комментария.
Yarkina
27.02.2017 16:43

Ищу родных Литвинова Никифора (1898 г.р.) и Михаила его отца, также Марфу Литвинову 1896 г.р.. Жили в х. Одинцов Волоконовского района Белгородской области. До ВОВ переехали на Кубань.

Перейти на страницу комментария.
Oxana
26.02.2017 22:59

Я ищу любую информацию о Эйцен Алексее и Марине...и её малолетней дочери?

Перейти на страницу комментария.
Evgeniya
26.02.2017 22:01

Ищу Журавлева Артура 1985 г.р. Работал предположительно в окрестностях поселка

Перейти на страницу комментария.
olgaigormilena
26.02.2017 17:46

Собираю историю семьи Мамыкиных.Выходцы из Поволжья.До 1930 года жили на хуторе Сидоровский в Башкирии.Буду благодарен за любую информацию.т.89165037022.Chermetimpeks@mail.ru

Перейти на страницу комментария.
Mamykin
26.02.2017 13:47

Ищу Бороздняк Василия 25.09.1925 г.р. рожден Курская область Суджанский район хутор первый Княжий. В 1946 г. был в Бресте. Отчество Яковлевич или Андреевич. Служил во время ВОВ в конразведке СМЕРШ.

Перейти на страницу комментария.
TATIANA
25.02.2017 23:09

Ищу родственников моего деда Жданкова Федора Ивановича 1923г.р., который призывался на ВОВ из этого села.
Был женат на Жданковой Клавдии Николаевне в г.Омске, потом уехал оттуда и о его судьбе и жизни ничего не известно.

Может быть есть родственники или фотография.
Благодарю!




Перейти на страницу комментария.
Elena
25.02.2017 22:34

Разыскиваем родственников Корнеевых и Марковых. Наш дедушка Корнеев Михаил Алексеевич 1888г.р. уроженец с. Ржавец и бабушка Маркова Прасковья Лукьяновна 1897 г.р. уроженка с. Ржавец, выехали с детьми в с . Хапчеранга, Кыринского района , Читинской области. На данный момент жива их дочь Корнеева (Протасова по мужу) Александра Михайловна, проживает в с. Маловск, Баунтовского района, Республики Бурятия.

Перейти на страницу комментария.
YUliya
25.02.2017 17:12

ищу своего отца который жил в вашем поселке его зовут Кулиев Тофик.

Перейти на страницу комментария.
Nargiz
25.02.2017 17:06

ищу надежду романову 1974-75гр.

Перейти на страницу комментария.
Olga
25.02.2017 02:28

Я Салтыкова Екатерина Владимировна 1967 11 15 года рождения ищу брата Салтыкова Анатолия Владимировича год рождения незнаю и где находицатоже незнаю родились я и он село новокиевский увал мазановский район много лет его невидела неслышела прошу вас помочь найти родного брата,7лет назад он жил в Москве и работал точно незнаю кем и где он в Москве работал помогите его найти очень прошу помогите вот мой номер телефонов 89098127984и89098852946

Перейти на страницу комментария.
vladyslav
24.02.2017 13:48

Я жила в поселке Заречный Алданского района с 1970 по 1977года, теперь вспоминаю как самые лучшие годы, поселок был классный, люди дружные, мы молоденькие ночью, возвращаясь с репетиций, концертов, которые сами и готовили, не боялись ничего и некого...Так было спокойно в поселке!

Перейти на страницу комментария.
valentina.volsay
23.02.2017 08:29

Ищу свою тетю и двоюродного брата, которые живут в г. Слободской.

Пырегова Ирина Андреевна. Родилась в ноябре 1932 г.

Пырегов Александр Николаевич


Перейти на страницу комментария.
anatoly
22.02.2017 22:59

ВНИМАНИЕ РОЗЫСК!



Здравствуйте,

Разыскиваются родные солдат, найденные поисковыми отрядами: «Серп и Молот» (г. Сафоново), «Боец» (г. Дорогобуж), «Застава святого Ильи Муромца» (г. Москва),«Память» (г. Рославль) в ходе проведения весенних поисковых работ 2016 года на территории Дорогобужского района Смоленской области недалеко от ныне не существующих деревень Кряково-Марково на месте, где располагался 105 и 183 полевой госпиталь. В процессе эксгумации были обнаружены останки 65 погибших бойцов. Останки вместе с протоколами эксгумации переданы в военный комиссариат Дорогобужского района. Захоронение запланировано на 2017 год. Контактные данные: Авраменко Сергей Михайлович (командир По "Серп и Молот") - 8-904-365-4622, monster.81@mail.ru:
10. Романов Виктор Васильевич, 1922 года рождения, 510
стрелковый полк 5А, сержант, умер 08.08.1943 года, призван Самбурским РВК Тамбовской области. Адрес: Тамбовская область, Самбурский район, с. Серединовка (отец Романов Василий)

Перейти на страницу комментария.
Lyudmila
22.02.2017 19:51

Я, Перов Владимир Алексеевич,живу в с, Казанла,пенсионер.Женат.имею троих детей ,7 внуков,3 правнука.Служил на Северном флоте.

В годы службы

Хорошо летом в деревне!

Мы с супругой

С праздником!!!

На природе

Мой правнук!

Я с внуками

https://ok.ru/video/44406606573


Перейти на страницу комментария.
vladimir perov
22.02.2017 07:58

Шабалин Василий Андреевич с 1951 г. работал помощником мастера на Увинском маслозаводе. В 1954 году поступил учиться в Можгинский веттехникум. После окончания техникума (1958) работал ветфельдшером в Сюмсинской ветлечебнице и заочно учился на ветеринарном факультете Заочного отделения Казанского ветеринарного института имени Н.Э. Баумана (первый курс- 1961 год).

В марте 1962 года принят учителем производственного обучения в Рябовскую среднюю школу.С 1972 года Василий Андреевич преподавал рисование и черчение, совмещая с работой воспитателя а пришкольном интернате.

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:45

Волошкина (Возисова) Алевтина Михайловна в Рябовскую среднюю школу переведена воспитателем группы продленного дня с июля 1987 года. Умелый организатор детского коллектива, она заботилась о подготовке учащихся к жизни и труду. Постоянно поддерживала связь с учителями, посещала их уроки, организовывала работу общественных консультантов. С 1991 года Алевтина Михайловна - учитель начальных классов.

Добросовестный, творческий учитель, хорошо знающий методику преподавания в начальных классах. Учительница знала множество способов увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Большое внимание уделяла выработке умения работать самостоятельно. Алевтина Михайловна считала, что нет таких обстоятельств, когда можно сказать о ребенке плохо, неуважительно. Каждому ученику находила интересное и посильное задание. Дети знали, что учительница даст возможность подумать, не оборвет на полуслове

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:40

Выпускница Рябовской средней школы Панова (Тимофеева) Елена Николаевна в родной школе начала работать организатором в 1992-м. Через три года она преподавала географию, совмещая с работой библиотекаря. С 1997 года переведена учителем биологии.

Для многих её коллег и учеников Елена Николаевна запомнилась как человек эрудированный, ищущий, компетентный во многих вопросах жизни, экономики, политики страны и Республики, в вопросах экологии и образования. Она делала все, чтобы заинтересовать своими предметами (экология, биология, химия) детей, увлечь их в мир неизведанного, непознанного. В ее педагогическом арсенале были уроки-лекции, уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-интеллектуальные игры.

Воспитанники Елены Николаевны ежегодно участвовали в районных олимпиадах и занимали призовые места по биологии, экологии, лесоводству.

Учитель непрерывно занималась самообразованием. В 2005 году её большое сердце остановилось.
Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:33

Шпулинг (Лелянова) Ираида Михайловна- учительница географии с 1956 года.

Ираида Михайловна – учитель творческой мысли, педагог по призванию. У нее не было «неудачных уроков». Начитанная, отлично знающая свой предмет, она проводила свои уроки на высоком идейно-теоретическом уровне, используя большое количество дополнительной литературы, преподаваемый материал связывала с жизнью. Ее уроки отличались логической стройностью, последовательностью, четкостью. Ираида Михайловна умела заинтересовать своим предметом учащихся. Немало ее выпускников поступили на географический факультет.

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:26

Русских Зоя Хрисановна с июля 1959 года работала учителем немецкого языка в Рябовской средней школе.

Прекрасно владела методикой преподавания предмета, умело проводила групповую и индивидуальную работу с учащимися. На своих уроках использовала наглядные пособия и технические средства. Особое внимание уделяла слабоуспевающим ученикам. Зоя Хрисановна оказывала товарищескую помощь начинающим учителям, делилась с ними опытом. Вела большую общественную работу, неоднократно избиралась секретарем первичной парторганизации. Проводила агитационно- массовую работу среди родителей и населения.

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:21

Рязанова Нина Петровна с 1949 года учительствует в Рябовской семилетней школе в 1-4 классах. Секрет успеха работы учительницы Рязановой Н.П. заключался в ее творческом отношении: старательном изучении теории и практики педагогической работы, использовании опыта других, проявлении собственной инициативы. К детям всегда была добра и чутка, поэтому они отвечали ей любовью и уважением. Дети на уроках наблюдали, делали выводы- обобщения, сопоставляли, мотивировали свои ответы. Как воспитатель Нина Петровна умела сплотить работоспособный, инициативный классный коллектив

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:11

В Рябовской средней школе Машкина Надежда Сергеевна начала работать воспитательницей группы продленного дня с 1964 года. К работе всегда относилась добросовестно, была очень заботлива и внимательна к своим воспитанникам. Дети ее группы- постоянные участники художественной самодеятельности. Для многих выпускников Надежда Сергеевна - первая учительница.

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:08

Учительница Головастова Зоя Ивановна проводила уроки интересно, применяя разнообразные методы обучения и широко используя ТСО, наглядные пособия, дидактический материал. Её работе были присущи чувство нового, потребность поиска лучших решений проблем учебно-воспитательного процесса. Учила ребят анализировать, сравнивать ответы своих товарищей. Зоя Ивановна проводила большую воспитательную работу с классом, прививая трудолюбие, жажду знаний, стремление лучше учиться. Учительница постоянно делилась своим опытом с коллегами. Вела агитационно-массовую работу среди родителей и населения: проводила беседы, читала лекции, выступала по местному радио.

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:06

Сапаров Анатолий Александрович - опытный учитель высокой квалификации, владеющий эффективной методикой обучения. На его уроках работали все ученики. Сильные ученики помогали слабым учащимся. Высокая требовательность учителя, анализ работы ученика на уроке, поощрение его успехов, разряжающая шутка создавали творческую обстановку урока. Многие химические реакции проверялись на опытах, выполняемых самими учащимися с большим желанием. Ключом к усвоению программ являлось повторение материала в самых различных ситуациях на каждом уроке. Все годы не было неуспевающих по предмету.

Анатолий Александрович вел кружок, особенно интенсивно в период подготовки к предметным олимпиадам. Ученики являлись призерами районной олимпиады, неоднократно выступали и в республиканских олимпиадах. Некоторые из участников олимпиад получали Поощрительные отзывы жюри.

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:03

Лев Михайлович систематически вел физический, шахматный кружки и кинодемонстраторов, где учащиеся занимались с желанием. Много времени и труда уделял оформлению кабинета, школы, изготовлению наглядных пособий. Неоднократно кабинет физики Рябовской средней школе занимал первые места в Увинском районе

Перейти на страницу комментария.
Ryabchik
21.02.2017 14:02

Здравствуйте, извините нас. Вчера были проблемы с хостингом, возможно из-за них не получилось сохранить информацию.

Перейти на страницу комментария.
У истока
21.02.2017 10:31

Попыталась разместить информацию, не оказалось связи с базой данных и ничего не сохранилось. Только время убила. Зачем тогда создаете эти сайты?

Перейти на страницу комментария.
belurina
20.02.2017 17:37

Ищу брата, Буткуса Костас Винцо, 1954г.р. Последнее письмо от него получено в 2002г. Жили С.Березовка, ул. Молодежная дом 2 кв.15.

Перейти на страницу комментария.
Nattkka
19.02.2017 19:15

тельнов генадий49лет

Перейти на страницу комментария.
aleks402
19.02.2017 15:01

Моя мать родом из Голомыскино. Ее родители переехали туда из Курской области (около станции Солнцево) в 1909 году.

Перейти на страницу комментария.
Леонид Купреев
19.02.2017 14:35

Очень прошу автора статьи написать мне на почту: sda.msc@mail.ru, Севастьянов Дмитрий. Интересуюсь своими родственниками - Стремецкими. Спасибо

Перейти на страницу комментария.
Sevda
18.02.2017 00:41

Мой отец Минин Михаил Кирилович родился в деревне Старица Калужская обл. Ульяновский район. ищу своих родственников, знаю, что была у папы сестра у которой дочери Валентина Свиридова и Анна прошу откликнуться.

Перейти на страницу комментария.
Valentina
17.02.2017 14:35

Откликнитесь, Гость, что за мода объявление написать, а контактов не оставить. Так наша Раиса Ильинична и не узнает своих родственников.

Перейти на страницу комментария.
shce-gal
17.02.2017 09:56

тупица владимир пантелеевич мой дед кто,что знает.

Перейти на страницу комментария.
vikiniki
16.02.2017 12:13

ХОЧУ НАЙТИ ЗНАКОМУЮ АКСЁНУВУ НАТАЛЬЮ

Перейти на страницу комментария.
aleksej
16.02.2017 05:44

Здравствуйте,Дмитрий!!!!По моему я запуталась....Нечаянно вместо PEROVA GALINA я написала PEROVA DALINA,меняла пароли и не могу зайти на эту страничку,вхожу через соц сеть и не могу добавить ни фото ни видео,помогите,подскажите,спасибо заранее,хотя я и написала на сайте ,где рубрика О НАС


Перейти на страницу комментария.
Галина Перова(Кащенкова)
15.02.2017 08:16

не всегда найдется информация о том или ином поселении.спасибо что ребята узнают историю родного края и делятся информацией.молодцы и родители Дениса которые прививают детям такие качества как любовь к родному краю и уважение к тому месту где живут..ребята вы подаете нам пример

Перейти на страницу комментария.
kvn
14.02.2017 21:43

Иманова Римма Ивашкиновна ( наша соседка) ищет своих родных сестер: Иманову Светлану Ивашкиновну, Иманову Юлию Ивашкиновну. Сама Римма Ивашкиновна уехала из деревни в 1975г. Если у кого есть какая-либо информация, ПОЖАЛУЙСТА, сообщите нам! Заранее благодарны.

Перейти на страницу комментария.
Елена
13.02.2017 21:12

В Городце наездами проживает Самоделов Виталий Федорович (мать Самоделова Просковья отчество ???( умерла) ) Но они раскулачены в Сибирь. Дом (если это тот) он продал Москвичу - дачнику .Тот оказался раздол...ем . Дом стоял без крыши много лет, дерево сгнило, кирпич рассыпался. Сейчас на этом фундаменте стоит деревянный (дощато брусовой ) ( безликая хлабуда ) . Если есть интерес напишите больше подробностей о Вашей родне.


Перейти на страницу комментария.
anwam123
13.02.2017 21:03

Неделю назад на трассе Пенза- Саратов нашел раненного пса, сейчас пес у меня на излечении. Буду рад вернуть пса хозяевам. ОТЗОВИТЕСЬ.

Перейти на страницу комментария.
Nikolaj
13.02.2017 18:40

Неделю назад на трассе Пенза- Саратов нашел раненного пса, сейчас пес у меня на излечении. Буду рад вернуть пса хозяевам. ОТЗОВИТЕСЬ.

Перейти на страницу комментария.
Nikolaj
13.02.2017 18:39

Неделю назад на трассе Пенза- Саратов нашел раненного пса, сейчас пес у меня на излечении. Буду рад вернуть пса хозяевам. ОТЗОВИТЕСЬ.

Перейти на страницу комментария.
Nikolaj
13.02.2017 18:30

ищу родственников в вашей деревне. Мой дедушка Быбин Николай Дмитриевич родился в вашей деревне в 1913 году. Может кто то, что то знает о нем или есть родственники, отзовитесь. Я Быбина Марина Витальевна, мой mail- marina-tur2007@yandex.ru

Перейти на страницу комментария.
Marina
13.02.2017 18:21

Деревенский АРТ- фестиваль "До третьих петухов!"-последняя суббота августа!!!!!Ежегодно!

Перейти на страницу комментария.
Galina
13.02.2017 09:13

Предыдущая стр.Следующая стр.
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рейтинг@Mail.ru