Поведай

Мы будем благодарны, если вы поможете нам в развитии нашего сайта о малой родине и разместите у себя на сайте или блоге данную ссылку о родном крае:

Также можно нажать знакомую кнопочку:

У ИСТОКА

Расскажите всем о вашей малой родине! Это интересно.
  Наш рейтинг:   деревня Влазовопоселок Хийденсельгасело Коршикгород Киров

Комментарии пользователей к записям
о родном крае и малой родине 


Страница - 1. Всего комментариев - 4561

AnastasiyaErdakova92, сообщаем вам, что личные приватные сообщения на сайте отсутствуют, но можно писать на странице у пользователя, вести с ним беседу в открытую.

При переходе по ссылке редактирования комментария появляются две кнопки: "изменить" и "удалить". Этими кнопками и можно производить манипуляции с комментарием.

Быстрые сообщения мы убрали из-за того, что люди пишут сообщения, где просят помощи в поиске своих родственников или друзей, при этом никаких данных для связи не оставляют. Через некоторое время появляются ответы, о которых авторы сообщений не могут узнать. Чтобы люди нашли друг друга, мы решили сделать регистрацию обязательной, это позволяет оповещать авторов о новых сообщениях на страницах малой родины.


Перейти на страницу комментария.
У истока
27.06.2017 00:39

Ищу родственников!

Ищу родственников КОЛЕСИНОЙ НАДЕЖДЫ ИВАНОВНЫ(1913 г.р) и КОЛЕСИНОЙ ПРАСКОВЬИ СТЕПАНОВНЫ(1884 г.р). деревня Есипово Чухломской район Костромской обл.

В 1913 году Колесина Н.И (моя бабушка) родилась в этой деревне.Хочу знать историю своей семьи.Интересует любая информация.

моя почта(up2205@mail.ru

Юрий . Санкт-Петербург




Перейти на страницу комментария.
up2205
26.06.2017 21:12

Здравствуйте!

Я живу в Петербурге.Моя бабушка родилась в деревне Есипово, Чухломский р-н, Костромская обл в 1913 году(по паспорту). Ее звали Колесина Надежда Ивановна. Мою пробабабушку звали Колесина Прасковья Степановна( 1884 г.)рождения.Место ее рождения неизвестно.У Колесиной П.С было 2 дочери (Колесина Н.И и Колесина Вера Ивановна)

В семядесятых годах моя бабушка (Колесина Н)ездила к себе на родину к подружке в эту деревню.Я маленький ездил со своей матерью(1975 г)в эту деревню на отдых к подруге своей бабушки(имя не знаю).Все!

В интернете нашел информацию только о Колесине П.П 1919 г.рождения. Может он дальний родственник?

В семье есть только несколько очень старых фото с изображением людей,похожих на бабушку.(размещу позже).Кто сфотографирован на них не известно.

Ищу людей,которые знали или знают историю семьи Колесиных!Могут что-нибудь рассказать о истории моей семьи по материнской линии.

Буду очень признателен любой информации.

С уважением.Юрий


Перейти на страницу комментария.
up2205
26.06.2017 20:59

Раньше на сайте был блок/окно "быстрые сообщения"...

Перейти на страницу комментария.
AnastasiyaErdakova92
26.06.2017 19:04

Вопрос по комментариям (редактирование, удаление).

С редактированием понятно, есть соответствующий значок.

А как удалять комментарии?

Перейти на страницу комментария.
AnastasiyaErdakova92
26.06.2017 19:02

Замечательный фотоконкурс!

Перейти на страницу комментария.
AnastasiyaErdakova92
26.06.2017 18:56

Добрый день!

Есть ли возможность писать личные сообщения пользователям на сайте?

Перейти на страницу комментария.
AnastasiyaErdakova92
26.06.2017 18:55

=)

Перейти на страницу комментария.
AnastasiyaErdakova92
26.06.2017 18:54

Вид с моста, соединяющего берега Хопра вблизи Захопёрска и Провоторовска. Слева возле Захопёрска виден бугор со скудной растительностью, а правее от него --- дубовая роща. Справа в воде и на берегу -- каменные глыбы, предохраняющие возле моста берег от размывания его течением реки. За глыбами справа виден травянистый Провоторовский берег.



Так с берега Хопра возле хутора «Захопёрский» летом в безоблачный день виден мост и противоположный (Провоторовский) берег, где правее от моста -- пляжик с кустами.



Слева за речкой видны крайние дома Захопёрска; справа -- пологий склон бугра возле Хопра. Вблизи --- хорошо видимый мост, сфотографированный с пляжика Провоторовского берега.



Здесь у Захопёрска начинается дорога до Тушкановки. При въезде в Захопёрский - зимняя окрестность этой дороги в пасмурный день.



Здесь у оврага с каменным мостом заканчивается центральная улица Захопёрска. Вдали на возвышенности видна дубрава, а за оврагом -- дорога до Нехаевска. С этого места не видно ни оврага, ни моста.



Оголённое место бугра Захопёрского берега Хопра.



Так с моста видны берега Хопра. Слева -- Захопёрский берег, справа -- Провоторовский.



Так с Провоторовского берега виден бугор, расположенный на Захопёрском берегу вблизи моста, расположенного левее. Отсюда моста не видно.



Правее моста за речкой на пляжике с кустами греются после купания дети и взрослые.



Так виден пляжик с кустами, где рыбак удит рыбу возле моста, соединяющего: берег возле хутора «Захопёрский» и берег возле хутора «Провоторовский».



Так с Провоторовского берега речки «Хопёр» виден мост вблизи хутора Захопёрский». За речкой выдны крайние дома’ Захопёрска.



В хуторе «Захопёрский» средняя школа. Строительство её началось в 1967 году.



Маленький домик почты на главной улице Захопёрска: в сентябре виден он так со двора расположенной поблизости усадьбы.



Так Захопёрский летом виден с бугра, где - песчаный карьер и залежь мела.



Здесь на окраине Захопёрска у его центральной улицы заканчивается Тушкановская дорога. Так в конце сентября выглядит окрестность этой развилки дорог. Недалеко отсюда правее за оврагом с каменным мостом начинается Нехаевская дорога. Оврага и моста с этого места не видно.



Обзор окрестности моста. Вид с Захопёрского бугра. Слева -- Провоторовский берег,справа -- Захопёрский берег.



Так виден равнинный пейзаж Прихопёрья в грозовую погоду.



Так с Захопёрского берега вблизи виден мост поздней осенью.



Вид окрестности моста со стороны Захопёрского берега у развилки дорог. Слева --- еле заметные крайние дома Захопёрска, высокие вербы и бугор с крутизной у речки. На другом берегу справа за мостом - высокие деревья, где начинается Провоторовская дорога. Недалеко от этих деревьев возле моста правее - пляжик с кустами. Слева видна дорога, пролегающая в Захопёрске на возвышенности и в половодье не бывает затопленной, а все низинные грунтовые дороги оказываются под водой.



Так летом с Провоторовского берега видна окрестность моста. За речкой недалеко от крайних домов Захопёрска виден бугор. Вблизи слева видна развилка дорог : Провоторовская дорога вдоль речки, а по направлению моста -- дорога до Урюпинска. На другом берегу эта дорога пролегает в Захопёрске и далее по бугристой возвышенности - до Нехаевска.







Перейти на страницу комментария.
sedov49
25.06.2017 03:06

Уважаемые друзья, земляки! Недавно узнал, что мой дед, Федоров Евгений Алексеевич с семьёй проживал на ст. Подсевы и работал начальником жд. станции. В начале войны в 1941 году при отступлении заболел тифом и был похоронен на кладбище в деревне Малые Пети. Большая просьба к жителям д. Малые Пети, может кто- то знает место захоронения, судя по фотографиям кладбище не очень большое и место высокое. Может сохранилась могилка с информацией . Большая просьба, сообщите пожалуйста если кто -то располагает какой либо информацией, эл. адрес моей почты - vladimirov-2008@km.ru

Перейти на страницу комментария.
MIHAIL
25.06.2017 00:39

Бытует мнение, что когда-то казанские, крымские и сибирские татары были один народ, но генетики говорят, что ничего подобного, нет ничего общего. Генофонд крымских татар очень разнообразный, но высока доля южных гаплогрупп - это Средиземноморье и Ближний Восток, небольшая доля "восточных" и остальные приходятся на "паневропейские" гаплогруппы (Агджоян "Вестник Московского университета, вып. 2"). Поволжские татары более однородны - высок вклад гаплогрупп, распространенных в Восточной Европе и Приуралье. Сибирские татары наиболее генетически разнообразные: сибирские гаплогруппы, паневразийские, т.е. генофонд связан с Сибирью и северной полосой Евразии. Ну да ладно, это пускай ученые мужи разбираются, а мы все про Казанку. Томских татар изучал раньше Томилов, сейчас про Казанку пишет Волков, написала Лилявина Е.В. статью "Татары-переселенцы в Томске и его окрестностях (17-20 в.в.)", написала про все татарские поселения, когда были образованы, есть пара словечек и про Казанку. Кол-во жителей Казанки по Томилову: 1720 год - 114 чел., 1805 - 106 чел., 1834 - 79 чел., 1897 - 118 чел., 1911 - 122 чел., 1920 - 174 чел., 1926 - 169 чел., 1959 - 155 чел., 1970 - 137 чел., 1979 - 75 чел., 1989 - 51 чел. Имена первых жителей: Янсар Бегичев, его сыновья Кутум, Бенгута (или Елгут), да ихний зять Кузем (или Кожан) Итпалин упоминаются с 1646 года. 1720 год: глава семьи Корташ с ним проживали Чиричи,Бекенек, Ирыспий, Илчикей, Кочеш, Мама, Орозо, Иткучук, Тохтогулу, Тохтопика, Азляк, Союнчин, Дотикеке, Булдычас, Тоболок, Имака, Кобочак, Конатай, Кабай, Алыпаел, Аяк, Тоута - это самое многочисленное семейство, там еще 9 домов - уж всех не будем перечислять. (Было 3 человека по имени Тохтамыш). Просто интересно, какие были раньше имена. В послужных списках служилых людей томского города 1630-31 г. томские мурзы: Меглибайка Таянов, Сайдугарка Басандаев, Киргизайка Басандаев, Алаучичка Евагин, Меглибайка Евагин, Петейка Евагин. Именные книги 1637 и 1672 г.г. Кызлан Енгульдеев, Арык Кызланов. 1-е чатские мурзы: Кызлан мурза Акбулатов, Бурлак мурза Аккулин, Сарткула Ендегулов, Карга Кызланов, мурза Тарлав. Г. Лилявина пишет, что по 7-ой ревизии (1834-35 г.г.) в Казанке было 42 души - встречаются фамилии Мухамедзянов, Апесов, Мустафин, Саитов, Вахретдинов, Абдулов, Сайфульмоков, Аслаев, Ижбульгин, Айдар Мукатов, Усман Аплин, Манеж Себергин и др. Да, имена уже ближе к нам. Мухамедзяновы и Фахрутдиновы жили в деревне до наших дней, только фамилии менялись и нельзя сказать определенно, нынешние жители точно ли потомки тех Мухамедзяновых и Фахрутдиновых. Ижбульгин - был Юсуп Ижбулин, его сыновья Хафиз и Харис стали Юсуповыми. Манеж Себергин - официальное имя было Абдулманяф, но все звали его попроще - Менаеш или Манеж по- русски. Были у него сыновья Мустафа и Сагит, и по его имени стали Манешевыми. В деревне 2 ветви Манешевых. Мустафа - Калимулла - Камали - Фаттах. Сагит - Маулетдин - Мухамеджан - Мазит. В архиве есть записка о просимых в надел землях Чатской волости юрт Казанских ясашными Айдаром Мукатовым и Усманом Аплиным по претерпеваемых ими стеснениях в землях от инородца Манежа Себергина. Это были приезжие - ясашные (у нас жители не были ясашными, они были служилыми), просили землю, но Казанка была окружена болотами и лесами, свободных земель было очень мало, самим коренным жителям не хватало, вот отсюда и стеснения в получении земель. Могла земля прокормить 100 человек, так и из века в век жило в деревне такое кол-во жителей - Казанка не росла, а ведь было много желающих поселиться в Казанке - отказывали. (Про 7-ю ревизию пишет г.Лилявина).

Да. хорошее дело - компьютер. Никуда не надо ходить, сиди дома да набирайся ума-разума. Давеча посидели и столько интересного узнали. Вычитали, что наша деревенская достопримечательность - в 1919-20 г.г. учителем начальных классов у нас работал будущий известный сов. писатель и поэт, ученый-филолог, руководитель Якутской АССР Платон Алексеевич Ойунский. Ну да ладно! Да не может быть! Якутский язык, конечно, тюркский язык, но писали-то по-арабски! На каком языке он учил? Но быстренько набрали биографию Платона Алексеевича и прочитали, что в 1917 году окончил в Якутске учительскую семинарию. и поехал в Томск поступать на историческое отделение института, но учиться не пришлось из-за революционных событий. Как говорится - без комментариев!

Перейти на страницу комментария.
Kardash
24.06.2017 14:35

Добавление, что не вошло сразу. Часть 3.

Среди переселенцев Ишимский и Ялуторовский уезды пользовались дурной славой. Об этом говорили и старожилы, а всё из-за ссыльно-поселенцев. Ссыльные распределяясь властями по сёлам и деревням, редко могли занятся земледелием, так как они в основном занимались рабочими- ремесленными профессиями. Поэтому начинали бродяжничать, красть, воровать. Власти их отлавливали за сотни вёрст от места прописки и водворяли на место, а расходы ложились на сельское общество. Из за этого некоторые старожильческие семьи даже переезжали в другие места, где ссыльных было меньше. Со временем политика государства менялась, учитывая все не благоприятные факторы переселения.

Семья, проехавшая до Тюмени, если она идёт со Средней России, выходили из дома с небольшими средствами, точно не зная, как велика стоимость проезда до места водворения. В Тюмени за плечами переселенцев лежит большая часть пути: пароходы и или железная дорога уже вытеребили наибольшую часть скромной суммы взятой из дома. От Тюмени стоит ещё длинный путь в южные земли Тобольской губернии. И весь запас из 50-70 рублей превращался в какие нибудь 8-10 рублей. И здесь переселенец осазнаёт, что небольшой суммы бывшей у него на родине, недостаточно для дальнейшего движения и обоснования - водворения. В нашей местности переселенцы двигались по почтовому тракту Ялуторовск-Ишим. Поэтому дойдя до волосного центра они представляли из себя жалкое зрелище. Разваленная телега, при такой же измождённой лошадёнке с верёвочной сбруей. Сами переселенцы в оборванной и замызганной одежде, больше напоминавшей кучу тряпья, в исшорканных лаптях. За то шли и тихо радовались,десятками вёрст не встречая поселений, а кругом сколько свободной земли – мечта крестьянина.

Придя на отведённое для поселения место, первые жители начинали рыть «землянки» или делать «пластянки», «литуху», «смануху», «избушку в кольях». Через год, два может и через три начинали строить дом из леса. Построить надо было срубом, хоть в «стопочку» или «курушку».

Испытывали и климатические трудности. Переселенцы из Тамбовской и Курской губерний, оставившие родину, когда были посеяны поля и цвели плодовые деревья, застали в Тюмени 25-30 апреля(по старому стилю) почти зимнее ненастье. Весну 1889 года местные старожилы называли исключительно холодной. К 20-му мая не было даже почек, ночами температура -4*.

Был и ещё один мотив переселиться. Переселенцы удивлялись, как местные старожилы при таком редком населении местности, могли вести хозяйство. Ведь в Росии, на каждой соседней улице, можно встретить кузнеца, колесника,плотника и других. Но с другой стороны, если их в родном селении много, то спрос на их продукцию падал. А здесь, в Сибири их умения должны были пользоваться спросом. Ведь для старожил, расстояние в 20-25 вёрст не расстояние, чтобы найти нужного умельца.

После водворения никакой работы, кроме сельско- хозяйственной не было. И семьи шли наниматься к местным, старожильческим крестьянам. Плата была такая, подённая в страду 35-45 коп. для мужчины, 25-35 коп. для женщины. Но это всего несколько дней или две недели. А дальше 5-10 коп. в день для работника и 1-2 руб. для работницы в месяц. После страды женщины оставались без работы, а мужчинам платили 3-4 руб. за месяц. Столь низкая зарплата была из за того, что переселенческие бабы, как говорили старожилы, не косят, сибирских копён не ставят, «не потрафляютъ». А при полночных работах, переселенец совсем плох и т.д. За зиму можно было заработать от 4 до 5 рублей. Чтобы облегчить жизнь переселенцев государство выделило ссуду по Ишимскому уезду от 60 до 70 рублей.

У самих старожильческих крестьян дела тоже шли по разному.О наличии в Ялуторовском округе бедных, крестьяне сообщали следующее: «…лиц, кои не могут делать взносы ввиду действительной бедности нет, а если не уплачивают подати, то исключительно по нерадению…»; «..бедными крестьяне стали исключительно по случаю неурожаев кормов 1891- 92 гг., а в остальное же время крестьяне не терпят недостаток…»; «… в Омутинской волости бедных 40 семей что земли не пашут , а за них взносы хлеба делают лица, кои пашут их душевые наделы…». По сведениям крестьян, в округе среди бедных практиковалась практика передачи своих наделов на правах аренды безземельным крестьянам, желающим завести земледельческое хозяйство на условиях последующего откупа. В анкетах по этому поводу сообщалось следующее: «…взносы хлеба в магазин делают все, бедные же, отдают часть земли посторонним лицам в окуп, оне и вносят хлеб в магазин, сколько следует…» . Данные анкет наглядно отражают еще одно бытующее среди крестьян мнение, что «…бедные те, кто пашни не пашет по своему нерадению…». То есть – лентяи.

В целом же, обобщение анкетных данных по Ялуторовскому округу позволяет привести весь перечень причин, которые по мнению крестьян более всего способствовали обеднению крестьянских хозяйств: « из- за неурожаев хлебов и трав», «по нерадению своему», « за неимением запашки»; «вдовы и сироты в семье», «не пашут своих пашен». Данные сводной ведомости о численности обедневших хозяйств в 1893 г. показывают, что в Ялуторовском округе они составляли2,8 % от общей численностисамостоятельных хозяйств. Что касается численности бедных хозяйств на территории округа, то основная их часть была сосредоточена в районах нового заселения. Как следует из описи, практически все 955 бедных хозяйств в недавнем прошлом переселенцы, компактно расселившиеся на территории 13 сельских обществ округа. В остальных 295 селениях, где бедные хозяйства составляли незначительную часть, проживало старожильческое население.

Бывшие выходцы с северных и среднерусских районов России, здесь со временем стали самоназываться «чалдонами» или «кержаками». Старожилы в большем своём количестве были людьми гостеприимными. Если предлагали заплатить или вообще если не могли заплатить, на то старожилы отвечали: «На что? Слава Богу, нас господь благословил! Будет с нас!». На первых порах бывало поддерживали переселенцев.

Придя из России забитым, глядя из подлобья, тихо говоря, боясь властей, рассейский мужик поживя с год, другой в Сибири уже менялся. Вот уже слышно, как он на местный лад уже громким голосом покрикивал или «ревел», как говорили старожилы. Распрямил спину. Да и дела общины бывало начинали «идти в гору». Переселенцы принесли с собой новые орудия труда и переработки сельхоз продукции. Чего десетялетиями не менялось у местных. Сибирский мужик привык надеятся только на себя и своих родственников. А переселенцы на своё сообщество – коллектив, добиваясь при этом от властей большего результата с выгодой для себя.

Выходцы из южно русских губерний, здесь в Сибири освободились от прозвища «кацапы», хотя и относились к русскому этносу, зато приобрели новоеимя «хахлы».

По церковной описи 1897 года. Екатерининской Ситниковской церкви в посёлке Дмитриевка, в 6 верстах от Ситниково. Домов 27 ¾. Мужского пола111 ч. Женского 96 чел.

1898 год. Домов воинских 1/1. Мужского пола 5 чел. Женского 7 чел. Крестьянских домов 26/2. Мужского пола 106 чел. Женского 89 чел. Наряду с Смоленкой, собственно Дмитриевкой упоминается выселок Дмитриевский, по левому берегу реки Солоновка.

1899 год. Домов воинских 1.Мужского пола 4 чел. Женского 4 чел. Крестьянских домов 27/1. Мужского пола 109 чел. Женского 9 чел.

1900 год. Домов воинских ½.Мужского пола 6 чел. Женского 7 чел. Крестьянских домов 27/2. Мужского пола 110 чел. Женского 99 чел.

1902 год. Домов воинских 9.Мужского пола 38 чел. Женского 53 чел. Крестьянских домов 105. Мужского пола 420 чел. Женского 406 чел.

1903 год. . Домов воинских 11 ½.Мужского пола 46 чел. Женского 69 чел. Крестьянских домов 103 /4 . Мужского пола 413 чел. Женского 423 чел.

1904 год. Домов воинских 12.Мужского пола 48 чел. Женского 74 чел. Крестьянских домов 106 ¼ . Мужского пола 425 чел. Женского 414 чел.

1905 год. Домов воинских 3\4.Мужского пола 3 чел. Женского 4 чел. Крестьянских домов 128 . Мужского пола 512 чел. Женского 522 чел.

1906 год. Домов воинских 1.Мужского пола 4 чел. Женского 4 чел. Крестьянских домов 131 ¼. Мужского пола 525 чел. Женского 542 чел.

1907 год. Домов воинских 1 ¼.Мужского пола 5 чел. Женского 4 чел. Крестьянских домов 136 ½. Мужского пола 546 чел. Женского 570 чел.

1908 год. Домов воинских 1 ¼.Мужского пола 5 чел. Женского 5 чел. Крестьянских домов 143 ¼. Мужского пола 573 чел. Женского 595 чел.

1909 год. Крестьянских домов 152. Мужского пола 606 чел. Женского 618 чел.

1910 год. Крестьянских домов 154. Мужского пола 412 чел. Женского 424 чел.

1911 год. Крестьянских домов 153. Мужского пола 624 чел. Женского 641 чел.

1912 год. Крестьянских домов 175. Мужского пола 648 чел. Женского 642 чел.

1913 год. Крестьянских домов 183. Мужского пола 666 чел. Женского 649 чел.

1914 год. Крестьянских домов 183. Мужского пола 666 чел. Женского 649 чел.

1915 год. Крестьянских домов 152. Мужского пола 633 чел. Женского 609 чел.

Из представленной статистики видно, как на численность населения действовала война Русско-Японская 1905 года и Первая мировая 1915 года.

В 1906 году вышел указ, а затем в 1910 и закон, который изменил вековой порядок землепльзования. Теперь земля из общинного пользования передавалась отдельной семье. Любой из крестьян мог находясь в деревне владеть личным «отрубом», а выезжая из поселения завести свой хутор.

В 1911 году проводились поземельно-устроительные и съёмочные в 2 волостях Авазбакеевской и Омутинской – на площади около 269.000 десятин работы были открыты впервые.

В 1913 году проводились поземельно-устроительные партии в Омутинской волости, и Ситниковской.

В 1914 году образование участков проводилось в Ново-Заимской волости Ялуторовского уезда. Ишимского уезда в Маслянской волости. В этом же году проводились поземельно-устроительные партии в Омутинской волости, Юргинской, Усть-Ламенской и Армизонской.

В 1915 году в Ишимском уезде было предположено образование всего лишь одного участка площадью 3.680 десятин. И обследование двух оборочных статей Коровинской и Марковской. Однако вследствиии ходотайства переселенцев осевших на станции «Голышмановской», вместо предположенных работ был образован из казённо-оборочных статей Коровинский, Рямовский и Быстринский переселенческий участок под названием Самаринский. Так же в Ялуторовском уезде был образован участок для посельческого пользования «КрючковЪ». Участок расположен в 49 верстах от железнодорожной станции «Вагай». Так же был образован скотоводческий участок «Топкий» по личному ходотайству крестьянина из села Юргинского, Кузнецова, имеющего в селе конный завод. Место под участок было похоже на впадину.

В этом же году в с.Омутинском находился склад сельхозмашин и инвентаря, который принадлежал Международной компании и товариществу «Братья Ченцовы». Склад продавал переселенцам и любым крестьянам прогрессивные на тот момент сельхоз принадлежности, в основном иностранного производства.

Землячеству хочется пожелать, интересоваться историей своей земли, собрать дополнительные сведения исторических событий. Создать альбом из старых фотографий самих жителей, посёлка, окружающей природы.По этому, предлагаю развить им новую тему.

Из раннего советского периода.

1926 год.25-26 марта ,в Ишиме прошло 2-ое совещание ОкрисплкомаИшиского округа.

На нём присутствовали председателирайисполкомов.От Дмитриевского сельсовета был Майоров Константин Владимирович.Шаньгинского сельсовета Аксёнов Спиридон Никифорович. Солоновского сельсовета Горбунов Константин Николаевич. Ситниковскогосельсовета Шабанов Никита Иосифович.

В апреле этого года был создан Дмитриевский кооператив. В него входило три селения. Насчитывалось 344 хозяйства. 797 коров в районе кооператива. В кооперативе 150 человек содержащих 385 коров.

В феврале 1926 года создан Шаньгинский кооператив при одном селении 77 хозяйств и 302 коровы в районе кооператива. 72 члена кооперации содержащих 265 коров.

Автор: Пинигин С.В.

Перейти на страницу комментария.
piniginstas
23.06.2017 16:07

Дмитриевская история . Часть 1.

После публикации статьи о с.Ситниково, знакомые дмитривчане спрашивали меня: -« а, что про Дмитриевку известно?». Вот, что я узнал при сборе материалов за 4 года.

Дмитриевка- откуда она появилась? Даже и сейчас коренные жители не знают о событиях 122 летней давности. Название Дмитриевка вернее всего происходит от фамилии землемера, который проводил межевание. Мало вероятно от фамилии первого поселенца, потому что, название посёлка уже было, а заселяться он начал через три года. (может кто то знает и правильную версию?).

О Столыпенской реформе слышали многие. Губернатор Столыпин пытался доказать, что «коренное неустройство в крестьянской жизни» и главная причина неустройства деревни — засилье общинного землевладения, общинного строя; уравнительные настроения, трудности внедрения агрокультуры и агротехнических улучшений вследствие переделов земли; сложности с получением кредитов от Крестьянского банка. Он был уверен, что единоличная крестьянская собственность приведёт к подъёму сельского хозяйства и послужит «залогом порядка, так как мелкий собственник представляет из себя ту ячейку, на которой покоится устойчивый порядок в государстве». Именно в мелком, а не в крупном (помещичьем) землевладении — сила России.

При редком населении и обилии свободных земель первоначальной формой землепользования в Сибири был захват, т. е. каждый мог захватить в своё пользование столько земли, сколько он желает и может освоить. Крестьянеговорили так: «Селись — где хочешь, живи — где знаешь, паши — где лучше, паси — где любче, коси — где густо, лесуй — где пушно».

В 1889 г. был принят закон, утвердивший и облегчивший возможность переселения. «Избыток» населения в европейской части России, по данным переписи 1897 г., составлял 35% от всего населения. Переселялись из центральных густонаселенных губерний, главным образом, крестьяне среднего достатка, которые умели и хотели работать, но в условиях общины не могли улучшить свое положение. После 1906 г. переселение крестьян в Сибирь осуществлялось более организованно. В инструкции Переселенчес кого управления указывалось, что вновь приезжающие должны селиться на специально отведенных для них свободных участках земли, а не в селах старожилов. В обжитых районах между «новоселами» и «старожилами», «заимщиками» (имевшими заимки) в первый период проведения реформы, пока еще не был отлажен механизм «водворения», возникали конфликты по поводу земли, лугов и пастбищ. Тем более , что очень долгое время не было и брачных союзов между ходоками и старожилами.

Переселявшиеся в Сибирь крестьяне селились на государственных или кабинетских землях на правах пользования, а не собственности. Поэтому, изыскивая земли для переселенцев, землеустроители исходили не столько из соображений рационального ведения хозяйства, сколько из наличия земельных излишков на освоенных старожилами территориях.

Если посмотреть на карту Тобольской губернии изданную переселенческим управлением, то на землях Устьламинской волости (так написано), можно увидеть два переселенческих участка под номерами 133 и 134 , первый из них Дмириевка, тоже и на схематической карте 1905и карте 1913 годов.

Из книги переселенческого управления изданной в Санктъ-Петербурге в 1906 году, на странице 38, в номере по разряду 55, в номере обозначения посёлка на карте 52 читаем в графе названия селения- Дмитрiевскiй. Год его образования 1893 общая площадь участка 9332 десятины, удобной земли 7483 десятины, неудобной земли 1847 десятины, подъ лесом 602 десятины, число душевыхъ долей 491 десятина. (десятина- русская мера земельной площади, равная 2400 кв.саженям или 1,09 га). Год начала заселения участка и образования сельского общества 1896, водворено душ мужского пола 332 человека, свободно душевых долей 159.

Самое первое географическое описание Дмитриевки. Посёлокъ при слiянiи двухъ речекъ Солоновки и Сапожницы, воды достаточно, есть колодцы. Лъесъ берёзовый, дровяной. Почва суглинокъ съ примесью чернозёма; въ восточной части пашни идуть гривами и островами.

Как только поземельно- устроительная партия размечала участок и если нужно копала колодцы, даже делали дороги и после этого на картах отмечалось место. Тогда на это место звались все желающиеся поселиться. В этот же год было образовано и посёлок Слободской, только заселятся, стал с 1894 года.

Переселяться было выгоднее семьям, в которых преобладали мужчины, так как земельный надел из расчета 15 десятин (0,5 десятины под усадьбу, 7 десятин полевого надела, 7,5 десятин общинных угодий) полагался только на мужскую душу. Поэтому на первом этапе переселения в Сибирь прибывали семьи, где было больше сыновей, чем дочерей. Взрослые братья часто объединялись в общее хозяйство. Земледелие и скотоводство, которые были основными занятиями переселенцев на родине, сохранились и на новых местах. В условиях сурового сибирского климата озимые вымерзали, поэтому на новом месте землепашцы сеяли преимущественно яровые зерновые культуры. Переселенцы принесли на сибирскую землю новые для нее овощные культуры - подсолнечник, томаты, фасоль, огурцы, дыни, тыквы, арбузы; стали применять привычную для себя ручную прополку полей, удобрение навозом чего не было у старожилов.

Процесс вживания был сложным. Переселенцы встретились с непривычными для них климатическими и погодными условиями. Для Сибири характерно погодное непостоянство — устойчивые и продолжительные зимние холода, возвратные весенние и осенние ранние заморозки, а также засухи, повторяющиеся примерно через три года на четвертый, а наиболее сильные — через 10 лет, часто бывают двухгодичными. Такие сильные засухи наблюдались в 1891 и 1892, 1900 и 1901, 1910 и 1911 гг. Переселенцы, приехавшие в 1908 г. и позже, еще не успев обустроиться, испытали на себе все отрицательные последствия двух засушливых лет.

Прибывшие весной и ранним летом сначала ставили шалаши, после чего начинали пахоту, а после завершения посевной до самых холодов строили жилье - землянки из дерна с земляными крышами и глинобитные дома с высокими камышовыми или соломенными крышами. Впоследствии начали строить дома из самана. А более позднее обжившись и из дерева.
Облик переселенческих сел в Сибири оставался практически неизменным до середины ХХ века и полностью копировал дома южных губерний. Внутри и снаружи стены домов мазали желтой глиной, а белили белой. Пол в жилищах был преимущественно земляной («доливка»), который мазали жидкой глиной с коровяком. Летом его застилали свежей травой, зимой — соломой, а в горницах стелили домотканые половики. Для скота строили сараи, примыкавшие к одной из стен жилого дома. Для хранения сельхозинвентаря, зерна и других продуктов устраивали клуни - очень большие шалаши из жердей, которые покрывали дерном и утепляли сухой соломой, камышом. Для хранения зерна и муки, орудий труда, инвентаря и сбруи служила также «комора» - отдельное помещение, расположенное под одной крышей с жильем. Усадьбы обносили жердями, либо плетнем из тальника или камыша.

Переселяющиеся в Сибирь располагали целым рядом льгот. Так, «Правила о переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли», принятые в 1889 году, устанавливали для них право на получение ссуд на продовольствие и покупку семян. Кроме того, мигранты освобождались от уплаты казенных сборов и арендных платежей за отведенные земельные наделы на три года, с них снимались все недоимки в местах выхода по казенным, мирским и земским сборам, а также выкупные платежи с полученных после 1861 года наделов. Также была отсрочка от воинской повинности.

Однако наиболее осмотрительные разузнавали о новых землях через добровольных разведчиков – «ходоков». Их собирали и снабжали сельские общества или отдельные семьи. По циркуляру 1897 года «ходоки» должны были получать «свидетельства» за подписью своих земских чиновников. Им предоставлялась возможность проезда в оба конца по железной дороге по пониженным тарифам. В 1890-х годах усилился поток переселенцев из южной части страны, старейшего земледельческого центра черноземной полосы - Полтавской, Черниговской, Харьковской губерний. С 1864 по 1914 год в Сибирь переселилось 3687 тысяч человек, основная масса которых были выходцами из южных районов России. Перевалочный пункт находился в городе Челябинск. Уже от него, кто дорогами, а кто железной дорогой до Тюмени и дальше почтовыми и земскими трактами добирались до назначенных мест. Известно, что самоходы объединяясь в обозы шли до наших мест по три года. Начиналась кочевая жизнь со всеми своими трудностями. Некоторые не выдерживали и возвращались обратно. Некоторые семьи имели одну телегу, редко кто две.

Из Челябинского переселенческого пункта известно, переселенческие партии проходили через земли Омутинской, Усть-Ламенской, Новозаимской волостей. Здесь они отмечались у волостного старшины. Так же на переселение уходили со своих обжитых мест некоторые из старожильческих семейств. В основном это были или молодые семьи или кто то из молодых мужчин побывавших перед этим на заработках в восточной Сибири. Известны некоторые из жителей Червянки, Омутинки и других сёл.

В книге Алексеева В.В. издания переселенческого управления министерства внутренних дел. Выпуск 33. Материалы по обследованию переселенческого хозяйства в степном крае, Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерниях, под порядковым номером 59 читаем. Дмитрiевскiй, волость Устьламенская, уезд Ишимский, лес лиственный, к номерам таблиц 54 и224. В таблице о расстояниях от данного посёлка. Волостное правление и фельдшерский пункт Устьламенский 30 вёрст, до ближайшей церкви и школы в Ситниково 6 вёрст, до врачебного пункта в Голышманово 60 вёрст. Ближайшее селение вообще Шаньгина 5 вёрст, торговый пункт и ярмарка Омутинское 22 версты, время торга 17.03; 27.09; (старый стиль). Ближайшая ж.д. станция Петухово 150 вёрст (в это время ж.д. Омск-Тюмень ещё не было.)

При описи Дмитриевки на 1906 год в ней насчитывалось. Сохъ и сабановъ параконных и более в первой группе поселенцев- 65, во второй- 10, третей- 2, четвёртой- 1, пятой- 2. Борнъ деревянныхъ- 3, съ железными зубъями- в первой- 124, второй- 21, третей- 2, четвёртой-1, пятой-2. Веялокъ в первой -1. Молотилок сложныхъ в первой- 1. Сенокосилокъ в первой -2. Конныхъ граблей в первой-2. Одноконных экипажей и телег самодельных и кустарныхъ: в первой партии- 96, второй- 12, третей-2, четвёртой-1, пятой-2. Без инвентаря в первой группе-11, во второй- 3. Только с боронами и телегами в первой группе- 12, во второй-1. С другим инвентарём в первой группе-64, во второй-10, в третьей-2, в четвёртой-1, в пятой-2.С неусовершенствованным инвентарём (сохами) в первой группе-61, во второй-10, в третьей-2, в четвёртой-1, в пятой-2. С усовершенствованным инвентарём-3. Число дворов, не продававших продуктов сельского хозяйства или не купивших их в первой группе-4, в пятой группе-1.Число дворов, лишь покупавшихпродукты сельского хозяйства в первой группе-83, во второй группе-14, в третьей-2, в четвёртой и пятой-1. Хозяйства, которые покупали на сумму от 10 до 25 рублей- 10, от 20 до 50 рублей- 38, от 50 до 100 рублей- 51, свыше 10 рулей- 2. Количество денежных повинностей в рублях мирских на сумму- 791р.22коп. Дворов не плативших повинностей- 3, плативших до 10 рублей -81; от10 до 25рублей – 21; от25 до 50 рублей- 1. Дворов не плативших долги -17; дворы которые погасили свой долг- 80; 9 дворов у которых не выяснено,платили они долг или нет. Долгов натурой на сумму- 54 рубля, деньгами-2000р. 56 коп.; 57 дворов, которые должны на сумму до 24 рублей; от 25до 49 рублей- 14; 0т 50 до 100 рублей- 8; свыше 100 рублей- 1 двор,

По дворам занятых местным промыслом- 2. Мужчин- 2, совсем отрывающимся от своего земледелия в год заработок составляет 96 рублей. Один двор, чей заработок известен, это 50 рублей. Один двор, чей заработок не известен. Один двор зарабатывает от 50 до 99 рублей в год промыслом. Занятых промыслами до 6 месяцев один человек. Круглый год – один человек. Сельхоз промыслами занято два двора их заработок 96 рублей. Годовых и чернорабочих по одному человеку, с заработком 96 рублей в год. Лесорубов и ремесленников , как и местных торговцев не отмечено. Также отмечена и закупка хлебов, т.е. семенного материала.

Старожилы, осевшие на хороших местах, не хотели их терять. Среди них к началу Столыпинской реформы было немало весьма крепких хозяев. Они нуждались в рабочих руках, и новоселы часто становились у них батраками. Так, крестьянин из Ситниково имел у себя одного батрака, впрочем, он потом ему за хорошую работу отдал корову, коня, сельхоз инвентарь. Поселенцы привнесли в сибирский быт и свою культуру. Песни, вышивку, приёмы земледелия и различных ремёсл.

По карте за 1913 год уже можно увидеть Дмитриевку, которая протянулась улицей справа и слева от дороги в сторону Шаньгина, находится по правому, высокому берегу р. Солновка. Где с давних пор стоял глубокий колодец- журавль с вкусной водой. По левому, более низкому берегу реки -селение Самодуровка. Длинной улицей протянувшейся от леса до леса. Вдоль реки Сапожницы или по местному Морозовка – посёлок Смоленский стоявший от реки Солоновки домами в два ряда до самого леса, по нему проходила дорога с Армизона на Ситниково пересекая Самодуровку. Напротив, через реку селение- Морозовка, которое появилась позже. При каждой улице находилась мельница- ветряк.

Как и в любом месте вокруг Дмитриевки есть свои памятные места, которые связанные с каким либо событием. Например- болото Московское. Быстрый рост переселения потребовал учета использования земель и изъятия излишков. Приехал однажды в Дмитриевку с проверкой землемер. Мерил-измерял и пришёл к итогу, что отведённой земли дмитривчане прихватили побольше, чем надо и налоги не платят. Собрался он с докладом в уезд, но не доехал. И только года через два были обнаружены останки землемера на болоте. Узнали по форменной одежде. Приехал с уезда урядник, следствие вёл, но ничего не добился. А был тот землемер из Москвы, имя его со временемзапамятовали, а откуда прибыл, помнили. Вот и болото стало Московским. Есть ещё Ровок, Смородиновое, Калиновое, Орлиное и Комитет. Последнее связано с временами Гражданской войны, где сочувствующие Советской власти прятались. Есть недалеко от речки Сапожницы памятник расстрелянным бойцам Красной Армии. Во время летних боёв 1919 года части Красной Армии с боями отступали к берегам Тобола. Были пойманы два раненых бойца, которых повели на расстрел,(по воспоминаниям местных жителей-« один из них ел на ходу корочку хлеба»), довели до края реки и привели приговор в исполнение. Там же под берёзами и захоронили. Позже поставили памятник у края поляны. При перезахоронении нашли один нательный крест.

Известен также зажиточный крестьянин Сорокин у которого в хозяйстве было 40 коров, крестьянка по прозвищу Золотиха- имеющая достаточно денег. В годы коллективизации некоторые зажиточные да и даже просто с крепким хозяйством, а некоторые и по разным недорозумениям, были сосланы на север Тобольской губернии. В 1919 году богатые и недовольные новой властью. ушли вместе с отступающими войсками Колчака на восток России, что было повсеместно.

Старым, известным путём «через белу глину» ходили дмитривчане в Ситниково почти 100 лет.

В списке переселенческих участков по Тобольской губернии за 1913 год значится.

На странице 23 под номером 10 Ситниковская волость при посёлке Дмитриевский, участок- Агишенскiй. Где он находился не известно. Под номером 134- Тарасовскiй , который находился в верстах 15 от Дмитриевки, но не путать с находившемся рядом с Ситниково. Под номером 135- Верхне- Созоновскiйо месте которого то-же не известно. В Дмитриевке поселенцы прибыли из Харьковской , Полтавской, Смоленской губерний. В Ситниковской стороне стал слышен говор южных наречий. Правнуки до сих пор носят фамилии своих прадедов. Это: Титенко, Никитенко, Марченко, Гвозденко, Фатюшин, Ластовкин, Луговкин, Шульгин, Самусев, Федосов. Местные старожилы не особо вдаваясь в подробности, из- за особенности речи стали называть переселенцев – «хохлами». В ответ же те отвечали –«а вы, чалдоны».

Автор : Пинигин С.В. 2001-2015 года.

Дмитриевская история. Часть № 2.

Если ехать ночью из с.Омутинского в сторону с.Армизон и проехав село Ситниково, то впереди по дороге можно увидеть оранжевое зарево от светящихся фонарей. Можно подумать, что там находится большое село. На самом же деле, это только остатки некогда большого переселенческого посёлка с необычным для сибирских старожил названием- Дмитриевка. Темнота скрывает боковые улицы и дома. Днём же можно подробнее разглядеть с одного пологого берега реки Солоновка, до другого остатки улиц и домов бывшего многолюдного поселения. Но раньше, чтобы попасть из с.Омутинского в д.Дмитриевку, нужно было проехать через середину деревни Кашевская, лесом выехать к деревне Князевка, проехать через деревню Храмово и село Ситниково и двигаясь, кому как удобнее по левому или правому берегу реки Солоновка выехать к назначенному месту.

Мало кто знает, или вообще не знал, что в деревне Дмитриевка была своя собственная церковь. Располагалась же она на правом берегу, как водится на высоком месте. Названа она была во имя Святого Николая Мир Ликийского Чудотворца. Церковь была не таким капитальным строением, как все привыкли видеть, а построенной по типу походной, с разборным алтарём. Церковь была выдана поселенцам в начале1914 года по государственной программе переселения. Доставлена по железной дороге на станцию Ламенская, так как почтовый адрес Ситниковской волости числился здесь. Потом подводами, в несколько раз перевезена в Дмитриевку. Колокольни при церкви не было. Возможно, в планах, при расширении поселения, походная со временем была бы заменена на капитальную. Для волости это было большим событием. Было о чём поговорить старожилам, как у них под боком растёт посёлок.

Появился в связи с этим у дмитривчан и свой престольный праздник, который праздновался 19 декабря по старому стилю, как «Никола Зимний».

Утварью церковь была обеспечена крайне недостаточно. Так как прихожане на то время были не очень богаты. До 1914 года дмитривчане посещали Ситниковскую Екатерининскую церковь, расположенную в 6 верстах. И умерших тоже хоронили на ситниковском погосте. Усадебной земли при Николаевской церкви было три десятины. По качеству земля оценивалась как средняя и находилась в трёх верстах от церкви. До открытия церкви все земли принадлежали местным крестьянам. Пахотная земля 105 десятин, в 1916 году хоть и принадлежала притчу, но должного дохода не приносит. На усадебную и на пахотную земли плана нет, так же как и межевания. Качество земли среднее. В церкви находились копии с метрических книг с 1914 года. В обыскной книге с 1914 года 27 июня за шнурами и печатью, исписаны 33 листа, не писанных 47.

Из Ситниковского прихода к Николаевской, передали старейшую часовню, из деревни Шаньгина во имя Святой Троицы. Часовня находилась в пяти верстах. И была уже один раз перестроенная за время своего существования. Церковная библиотека была крайне скудной, почитать в ней можно было газеты «Епархиальные Ведомости», «Церковные Ведомости». Основная библиотека находилась в Ситниковской церкви. Почитать же, судя по спискам населения, было кому, так как почти одна треть была грамотной.

Первые годы, с 1914 по 1916, старостой при церкви был крестьянин из владельческих Сёмин Филипп Афонасьевич. С 1916 и по1917 года старостой стал крестьянин Стефан Сергеевич Дулебов.

Первым священником состоял Матвей Фёдорович Аграпкин 33 лет, бывший учитель, перешедший в сан священнослужителя после окончания Московских пасторских курсов. В 1913 году утверждён к Николаевской церкви. В 1914 году награждён набедренником и скуфею. Жалованье 600 рублей в год. женат на Софье Иосифовне 12 сентября 1800 года. Дети. Михаил 1908 г.р. Сергей 1910 г.р.Георгий 1913 г.р.Анатолий 1914 г.р.

Псаломщиком был сын крестьянина- Иоанн Георгиевич Кочуров 22 лет. Сын крестьянина, окончил курсы в Зырянской второклассной школе. Согласно прошению, после экзаменов отправлен в посёлок Ново-Берёзовский Ишимского уезда, псаломщиком 1 июля 1913 года. 22 марта 1914 года приказом №7545 благословлён в стихарь при николаевской церкви с жалованием в 200 рублей. Холост.

В 1914 году 1 июня священником назначен Николай Фёдорович Троицкий. Родом из Калужской губернии, где учился в духовной семинарии. 1885 г.р. Сын псаломщика. К исполнению своих обязанностей в Николаевской церкви приступил 1 июня 1914 года. Жалование от казны 600 рублей в год. хлебный сбор 30 рублей. 100 рублей за преподавание в Дмитриевской школе и 60 рублей за Шаньгинскую школу. В 1906 году стал учителем. Преподавал с 1906 по 1913 года в Калужской губернии Мосальского уезда. Затем окончил Московские пасторские курсы. Рукоположен в священники 1 июня 1914 года. Был под формальным следствием о нетрезвости и неблаговидном поведении. Женат. Жена Александра Иоанновна 27 лет. Дети. Илья 1908 г.р. Анатолий 1909 г.р. Елена 1911 г.р. Нина 1913 г.р.

Псаломщиком у него состоял Прокопий Петрович Лемотников 42 лет, из крестьян Тобольской губернии. После служения в Батырёвской церкви, был переведён в Николаевскую и 2 июня 1915 года стал исполнять свои обязанности. В 1911 году во время отпевания назвал священника «жуликом» и был уволен за штат по май 1914 года. А так поведения весьма хорошего. Женат. Агриппина Иоанновна 35 лет. Дети. Николай 18 лет.Кружечного дохода в 1916 году было 300 рублей.

Ясно, что без притока населения в посёлке церкви не было бы. К примеру, как в Слободском переселенческом посёлке. В нём приток населения тоже был активным, порой некоторые дома даже какое-то время стояли без крыш, успеть бы, заселиться. Слободской так и не вырос до размеров Дмитриевки. В 1897году домов в деревне Дмитриевке было- 27. Уже в 1900 году- 28, 1902 году-115 домов. И так по нарастающей,(не буду расписывать всю таблицу),1913 и 1914 год-183 двора. Так как, уже второй год шла Первая Мировая война ,в 1915 году население немного уменьшилось и хозяйств в деревне насчитывалось -152.По сравнению на то время в Шаньгино- 70 дворов., Верхней-Солоновке- 33 двора, Малой- Тарасовой- 22 двора. Так со временем Дмитриевка расстроилась, и на левом берегу реки Солоновки вначале появился выселок Дмитриеский, состоявший из двух усадеб. Затем появилась улица с названием Самодуровка, в советское время переименованная в улицу Заречная. Вот одна из версий названия, которую я узнал в феврале 2015 года от Шульгина. Улицу вначале хотели разместить выше, на бугре, подальше от реки. Но поселенцы стали спорить и доказывать, что им надо ближе к воде. Дмитривчане , которые жили по правому берегу стали их звать «самоумниками»- самые умные, много они тут понимают. Спорили они с крестьянским начальством и то, наконец, то разрешило им переехать поближе к реке. За такую строптивость у жителей населявших эту улицу появилось новое название- «самодуры». Это надо же переспорить начальство и добиться такого чего им не разрешали. Конечно, со временем, это обидное название забылось и стало приниматься, как просто название другой стороны Дмитриевки.

Как писал в первой части, поток переселенцев шёл через Уфимскую губернию на Челябинский пересыльный пункт и оттуда по назначенным местам. Некоторые, пожив на новом месте переселялись в другие места, порой возвращаясь обратно. По волостным спискам даже можно найти семьи, доезжавшие до Владивостока и возвратившиеся обратно уже с прибавлением в семействе. По Дмитриевке можно отметить, что некоторые семьи по прописке были в Дмитриевском обществе, а жили в Ситниковском сельском обществе, на подворье у ситниковских крестьян. Причины были разные. Недостаток выделенных денег, или дополнительный приработок. Некоторые так и остались жить в Ситниково. По данным 1897 года, это: Садовой ,Засятко, Грицай, Пирожков, Сорока, Лаврентьев, Морозов, Ноженко, Заскока, Сёмочкин, Головлёв, Самусев, Плясунов.

По архивным документам, можно отметить, что у поселенцев было различное жильё по достатку или от времени поселения на участке. Преобладали в основном крыши из соломы. Редко у кого из тёса. Тесовая крыша или из дранцев были у семей позажиточней. По-прежнему некоторые жили в мазанках. Другие, которые переехали недавно,в землянках.

Очень много семей переехало из Смоленской губернии, а так же из Орловской,Курской,Ярославской,Тамбовской,Тверской,Витебской,Черниговской,Харьковской и Полтавской губерний. Всё это разнообразие повлияло на проведение различных общественных и церковных мероприятий, в отличие от старожильческого уклада.

Среди поселенцев было достаточно грамотных людей, в основном мужчин, умеющих читать. Они окончили школы грамоты в родных местах, а вот уже их дети стали посещать Ситниковскую школу, а с 1909 года некоторые Шаньгинскую земскую школу. А в 1911 году в Дмитриевке открылась и своя школа.

А ещё, среди дмитривчан были и достаточно образованные люди- это фельдшер Черников С.П. Мастеровые, если нужно было что то покрасить, обращались к маляру Герасимову С.Г. Нужна хорошая печь, то это к Сибехову К.А. Пошить новую одежду- пожалуйста к портному Новикову К.О. или Антонову М.А. Починить или сделать новую сбрую, то это к шорнику Маркеленкову В.Е. Качественные работы по дереву выполняли плотники Титенко Ф.П., Гаврилов Н.Г., Калинин. Плотнику было мало своего умения, ценился и его набор инструментов, которыми он работал. В округе очень был уважаем плотник Дулебов И.П. порой на работу и с работы хозяева, кто его нанимал, возили на тройке с бубенцами.

Вот так в неторопливую, размеренную жизнь сибиряков влилась суетливость, предпринимательность переселенцев. Получился некий симбиоз, что в последствии положительно сказалось на местном быте.

Давно не слышно звона колокольчика, скрипа тележного колеса или визга саночных полозьев, по улицам Дмитриевки. Не бегают, многочисленные компании ребят из трёх больших улиц: Самодуровки, Смоленки, Дмитриевки. Немногочисленные дымки из печных труб в зимнее время напоминают, что здесь ещё кто -то живёт. Только асфальтовая дорога по прямой проносит автомобили с одного увала на другой через реку Солоновка. И кто то из пассажиров, увидев белый дорожный знак с надписью «Дмитриевка», вдруг подумает –А как здесь жили раньше?......

Автор: Пинигин С.В. Январь 2016 год.

Дмитриевская история часть 3.

На пути к водворению.

По просьбе землячества Дмитривчан . Февраль-март 2017 года.

«Двором поселица, пашни распахать и всяким крестьянским заводом завестися…»

Уважаемые жители Дмитриевки, и все, кто корнями связан с этой землёй, на этой странице вы вероятно сможете узнать о своих предках прибывших на сибирскую землю 124 года назад.

Список жителей на 1897 год, это по истечении года от массового начала заселения участка Дмитриевский при извилистой речке Солоновки и притока её Сапожницы.

Прибывших из Смоленской губернии.

Марченко Ф.М. Абрамов С.К. Давыдов Д.Ф. Наумцев П.Т. Ефременков С.К. Зыков И.А. Лепятурин В.А.Сёмин О.М. Строганов В.С.-солдат запаса.Косарев Н.П. Мартынов Я.У. –солдат запаса.Титенко П.Е. Точаев Н.И. Наумцев Е.Н. Ефременков Ф.И.-солдат запаса. Михальченко Ф.И. Михальченко Ф.Ф.-солдат запаса. Красненко Е.З. Шкубарин Н.А.Луговкин Н.К. Самусев С.Л. Борисов И.К. Борисов С.К.Иаксимова Е.Ф. Маркеленков В.Е.-шорник. Рыжов И.К.-солдат запаса. Титенко Ф.Г.Стёпин Д.Е. Баринов А.Ф. Косолапов Е.М.-солдат запаса. Бруев Г.С. Самосев С.С. Самосев Е.С.- солдат запаса. Шульгин С.В. Никитенко Т.О. Калинин А.И.-солдат запаса, плотник. Самосев А.С.- ратник 1 разряда. Юрчинков К.П. Ковалёв И.П.Юрченков С.К. Самусев Д.Е.Бакустин Н.Ф.-солдат запаса.Лощенко Е.Е.Шенбелев Ф.Я.Титенко И.П. Черников С.П.-фельдшер, солдат запаса.Богомазов И.З.Жималёв Д.С. Головлёв Л.И. Морозов Н.Т. Плясунов В.Н. Самосев Я.Л. Плясунов А.Н. Морозов Е.Т. Анисов К.Я. Заскока Т.Я. Заскока А.И.Ножинков И.Е. Засядько Д.К. Засядько А.Г. Садовой И.Т. Грицай И.Д.Дидченко Т.И. Косинко С.П. Федосов К. Зыков И.Ляпятурин В.Семыкин О. Строганов В. Косарев Н.Мартынов Я.Лысенков М.Красненко Е. Шкубарин Н.Луговкин Н. Лащенков С. По национальности русские.

Прибывшие из Орловской губернии.

Зенин Я.А. Зобов Ф.В. (О) Анисимов К.Я. Маёров Р.Н. Маёрова П.А. Минаков К.Г.Куляшов К.Р. Фотюшин А.Р. Жариков И.Р. Сидоров С.С. Фотюшин П.К. Рощинин Л.В. Давыдов Н.И. Дулебов П.С. Нарышкин М.И.Куляшов К.И. Афонин К.В.-солдат запаса.Фомичёва А.Г. Вавиловы. Зубарев.Лысаков Л.М. Сенин А.Е. Гончаров О.М. Забродин И.Ф. Лысаков В.Г. Новиков К.О.-портной. Семичасный Н.Н.Шилин Т.Н. Потапов Е.И. Кирюшкин Ф.Ф. Екимов Е.А. Никитин Ф.И.Кострыкин Г.С. Корнев Ф.Е. Жеребцов С.К. Поляков А.Н. Волкова П.И. Зеленков Г.М. Минаков М.Г. На выселке Ново-Дмитриевка:Дулебов И.П.-плотник.Дулебов Г.О.По национальности русские.

Прибывшие из Курской губернии.

Надёшкин П.А. Глазков П.В.Пашин П.И.Глазков Р.Ф. Глазков П. Самохин Ф.В.Никитин К.П. –отставной рядовой.Татаренков Ф.П.Орлов А.П.Богомазов А.Т.Фролов А.П.- солдат запаса.Татаренко И.Л.- ратник.Самохин П.О.- ратник.Фролов В.П.- солдат запаса.Богомазов С.Ф.- солдат запаса.Карасёв Ф.С.- ратник.Ку(о)зьмин И.И.Надёшкин А.М.Надёшкин С.Е.Татаренко В.А.Иванов А.Ф.Никитин Н.Г. По национальности русские.

Прибывшие из Тверской губернии.

Цветков Н.Ф.Модестов И.С.Маликов А.М.Гаврилов Н.Г.-плотник.Герасимов С.Г. –солдат запаса, маляр.Гаврилов С.Г.По национальности русские.

Прибывшие из Ярославской губернии.

Титенко Ф.П.- плотник.Федосов К.Е.- солдат запаса.

Прибывшие из Тамбовской губернии.

Курганов И.К.- отставной рядовой.Антонов М.А.- портной.Сук.Е.М. Рукин В.С.

Прибывшие из Витебской губернии.Ластовка К.М.Ластовка А.К.

Прибывший из Черниговской губернии.

СибеховКонон.А.- каменщик. По национальности русские.

Прибывшие из Полтавской губернии.

Гвозденко (Бело Конь) Карп Г.Гвозденко Фёдор П. По национальности украинцы.

Прибывшие из Харьковской губернии.

Ду(д)бченкоТимофей.И.Каенко Степан П.По национальности украинцы.

До 1897 года в посёлке проживали семьи Головлёва Лариона, Морозовых Егора и Никифора, Плясуновых Василия и Анатолия, Заскока Тихона и Агрипины Засядько Деомида и Алексея Садовый Илья и Грицай Никита. Эти семьи по прошению выписались из посёлка и переехали в другое место жительства. Не известно, кто из них вернулся назад.

Некоторые фамилии со временем изменились, то есть стали произносится на местный, старожильческий лад. В основном изменилось окончание фамилии. Другие же сохранили свои исконные фамилии.

Сельские общества откуда отбыли переселенцы с радостью отмечали об их отъезде. Ведь они получали их земли с выгодойаренды. По Российским губерниям «ходили» слухи, что жизнь в Сибири замечательна, что на деревьях чуть не калачи растут. А что мужики все ходят в сапогах, так то и истинная правда. Правдой было и то, что из-за развитого скотопромышленного хозяйства в Тобольской губернии в Ялуторовском и Ишимском уездах невозможно было втретить жителей не в кожанной обуви. В светильниках заливалось сало, на упряжь кожаная сбруя. В пищу часто мясо. Самый простой крестьянин содержал 2-3 коровы, 1-2 лошади, были овцы и свиньи. У зажиточных были стада до 200 коров и не менее 100 лошадей. По сравнению с Европейской Россией, где бедное хозяйство имело 1 хорошую лошадь или пару рабочих волов, в Сибири бедным считали крестьянина, имеющего от 2 до 4 лошадей . По данным губернского статистического комитета за 1890 г., к бедным также причисляли крестьян, имеющих в хозяйстве 2 лошади, 1 корову, 2 головы молодняка и 3 овцы, пашни в посеве 2 десятины…»

Первое переселение из Великоросских губерний в Ишимский и Ялуторовский уезды отмечено в 1853 – 1853 года. Затем почти на четыре десятилетия переселенческое дело затихло. Дело в том, что отсутствовали точные планы земель на заселение. Правительство испугалось , что произойдёт нехватка рабочих рук. С 1858 по 1861 год отмечалось наводнение, которое то же мешало нарезке участков. Наводнение было настолько длительным и опустошительным, что волостные земли были пересняты только в 1873 -1875 году. Выделение земельных статейных наделов началось в 80-х годах. К этому времени и правительство тоже пересмотрело свою внутреннюю политику.

До 1880 года переселение было стихийным. Затем были в 1884 году назначены чиновники по переселенческим делам, по одному на город. Чиновники регистрировали переселенцев и оказывали им помощь советом или денежным пособием. Регистрация шла по специальным таблицам состоящим из 6 подразделений и 24 граф. Определялось количество партий ,семей и душ обоего пола, подвод к переселению. Способы передвижения, на какие земли идут. Суммы денег взятых с собой. Сословие. И прочие расходы и другие вопросы.

В 1889 году через Тюмень прошёл 521 ходок из 17 губерний, разведуя места предлагаемых поселений. По данным собранным в Тюмени, расходы на 1 взрослого переселенца составляли. Из Пермской губернии 6 руб. Вятской 7-8 руб. Самарской и Рязанской 8-10 руб. Тамбовской и Курской 15 руб. Харьковской и Черниговской 15 руб., к этому привосокупить расход на проезд. Если семья ехала за Тюмень на лошадях,то расход определялся ценой съестных припасов. Ещё был расход на провозимый багаж. От Курска до Н-Новгорода2 руб. с пуда. От Перми до Тюмени 11 коп. с пуда по железной дороге. На пароходе из Н-Новгорода до Тюмени бесплатно. Другой расход на питание. Например, продукты на одного взрослого стоит 10 коп., ребёнка 5 коп. Нормальный переезд из Курской и Тамбовской губернии до Тюмени, с остановкой Перми и Тюмени, длится 30 дней, тогда нужны 13 1/3 руб. на продовольствие из семьи из 6-ти душ.вся же стоимость переселения обходилось около 80 руб. Большинство семей имело скудные средства, каждый лишний день проведённый в Тюмени приносил лишние расходы, а приходилось ждать до 8- ми дней.Проезд от Курска до Тюмени по железной дороге составлял 10 дней, при нормальном движении 7 дней. Казна отпускала на переселенческое движение в 1889 году маленькие средства, Тюмень израсходовала за год 6.739 т. рублей. Только 10% переселенцев имело достаточные средства, примерно от 500 до 1000 рублей. К таким землякам переселенцам неимущие примыкали при всём следовании в пути, надеясь на денежную помощь при невзгодах. Такие «Хозяева» были и порядочными людьми, другие корыстными.

Не все могли передвигаться поездами и пароходами, некоторые начинали свой путь на повозках. Из южных губерний были кчественные телеги на железных осях, мазаные техническими смазками, катились чуть не сами, как отмечали крестьяне из центральных губерний. У этих и телеги попроще и колёса да деревянных осях, которые нещадно издавали различные звуки при движении.

Скудная пища и усталость приводила к болезням. Не все добирались до переселенческих мест. Большинство отцов и даже матерей относилась к болезни и смерти детей хладнокровно. Переселенцы говорили: «Вот Бог прибрал у меня, а всё таки нет убыли, потому что другой народился».

26 мая 1889 года в Тюмени скопилось около 12.000 переселенцев и 3.000 арестантов. Вследствии этого возрасли цены, с 1 ½ до 3 коп.за фунт хлеба. Появились болезни тиф и оспа. Среди детей дифтерия и корь. В теченнии мая и первой недели июня умерло500 детей. Каждый день по 10-15 детских гробов. Больным помогал врач А.С.Гасилов и фельдшер.

Эта масса народа была поделена на три партии и размещена в дровянном дворе, казармах местного батальона, дворе бывшей военной прогимназии. После этого на берегу р. Тура был построен переселенческий барак из двух корпусов. В середине была одна печь и кухня. И один барак из хорошего леса. На лето, щелястый сарай. Изба-больничка на 8 кроватей. Вне забора- баня. Здесь скученно помещалось до 1.000 человек. На лето, в поле около 3-х квадратных вёрст были размещены переселенцы, которые группировались на партии выходцев из одной губернии или волости, или шедших в одну сторону. Самостоятельно они делали шалаши. Из ветвей крытых грязной соломой и обложенных мешками, они устраивали конурки, в которых на ночь устраивали больных и детей. Сами все остальные спали под открытым небом в повалку. Кто имел телегу, тот приделывал к ней навес. Лето этого года было тёплым и дождливым. Некоторые из купцов, пускали переселенцев на неработающие мельницы или не используемые сараи. Если на квартиру, то приходилось платить от 2 до 5 копеек за одну душу.

Тюмень служила воротами, ведущих переселенцев на новое место жительство. В течении 1889 года через город прошло около 29.000 душ. Из них 82% отправились в разные округа Томской губернии, и только 18% двинулись на юг Тобольской губернии, Амурскую и Енисейскую губернии.

Перейти на страницу комментария.
piniginstas
23.06.2017 15:36

Здравствуйте! Меня зовут Огуречников Павел Андреевич.
Не могли бы вы помочь мне с поиском моего родственника Огуречникова
Анатолия Александровича 1914 и его родителей: отца Огуречникова
Александра и мать Огуречникову Ольгу. Проживали они в с.Ангасяк
Дюртюлинского района. Из рассказа деда: Анатолий работал в Уфе
комендатном по расселению(предположительно в общежитии) В 1948 был
осужден на 25 лет из них 8 отсидел умер где-то в 1950-х гг.
Больше интересует судьба отца Огуречникова Александра который по
рассказам был бондарем, а его жена Огуречникова Ольга была глубоко
верующим человеком и служила в церкви. Также у Анатолия были родные
братья Глеб Александрович 1924 г.р. и Михаил Александрович 1938г.р. и
сестра Лида Александровна 1926 г.р.

Перейти на страницу комментария.
Pavel
23.06.2017 11:49

ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ ДУШИ

(Репортаж Ярославского телевидения о патриотическом фестивале в Никола-Бое)

"Русская культура и возрождение духовных традиций. В селе Николо-Бой Борисоглебского района состоялся православный патриотический фестиваль. На празднике побывала и наша съемочная группа.

В этом маленьком селе под названием Никола-Бой проживает всего три человека. Однако раз в год село оживает. Сюда приезжают сотни гостей со всей России на православно - патриотический фестиваль.

Фестиваль под названием «Отечество мое пою и славлю» на Борисоглебской земле проводится всего второй год. Взрослые и дети, из соседних районов и даже областей прибывают на подворье храма Спасителя Николая Чудотворца, чтобы душой приблизиться к исконным русским традициям.

- В этом году нам немножко помешала погода, а в прошлом году у нас было 500 человек, 500 человек на этой площадке! Представляете? На этом забытом людьми месте,- говорит Ирина Зайцева, организатор фестиваля

Артисты фестиваля – школьники, воспитанники детских садов и музыкальные коллективы Борисоглебского района – всего 180 человек. И каждый номер – напоминание о высоком уровне духовности и патриотизме русского народа.

- Тула – это столица оружия, Санкт-Петербург – культурная столица. А вот Ярославская область - это родина патриотизма. Александр Невский отсюда. Отсюда вот именно идет вот этот дух патриотизма,- говорит Алексей Новгородов.

Помимо концертных номеров, фестиваль наполнен и мастер-классами. В одном из павильонов проходит занятие по багровской резьбе. Для создания фигурки нужны лишь брусок липы, острые стамески и большой запас терпения.

- А много терпения нужно?

- Теперь молодежь-то ведь все у компьютеров сидят, а вот усидчивость, чтобы что-то делать – это, конечно, себя заставить надо,- говорит Александр Быстров.

В другой палатке местные мастерицы делают сувениры из шерсти методом мокрого валяния.

Одна из главных задач фестиваля – патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи. Возрождение традиций православных концертов, по словам организаторов, помогает оздоравливать и общество в целом.

- Когда дети воспитываются в этих ценностях, они по-настоящему любят эту Родину. И вот на это фестивале мы стараемся хотя бы понемножку донести до них еще одну порцию этого,- говорит Владимир Колобов, депутат Ярославской областной Думы.

И не зря. Благодарные взгляды взрослых и горящие глаза детей говорят сами за себя".

http://1yar.tv/ru/article/all/rubrics/culture/152914

Перейти на страницу комментария.
Irina
23.06.2017 10:17

Милая баба Шура! Лучшая подруга моей покойной бабушки Нюры

Перейти на страницу комментария.
Jsuv
20.06.2017 16:34

Перейти на страницу комментария.
viktop 57
19.06.2017 20:33

ищу Калько Виктора Николаевича 1949 г.

Перейти на страницу комментария.
Raisanik
19.06.2017 11:06

От карьера вид на деревню. Увы поле заросло, кругом поля не обрабатываются.

Перейти на страницу комментария.
viktop 57
18.06.2017 17:09

От перекрестка к Ивановым, вспомним Пичи Толю.

Перейти на страницу комментария.
viktop 57
18.06.2017 17:04

Следующая стр.
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рейтинг@Mail.ru