ГлавнаяОрловская областьБолховский районпоселок Крестьянин

Главная страница малой родины - поселок Крестьянин

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 303153
Телефонный код: 8-48664
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Орловская область Болховский район поселок Крестьянин на карте




Координаты населенного пункта поселок Крестьянин на карте: 53.436311, 35.998090

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Крестья́нин (мужик, землепашец, земледелец, селянин, поселянин, сельский обыватель) — сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе. При этом во всём мире занятия крестьян были очень разнообразными и далеко не ограничивались только пашней и скотоводством. Такими занятиями были также: пчеловодство, садоводство, маслоделие, виноградарство, гончарное и ткацкое дело, столярное и плотницкое дело, кузнечное дело, производство тары (например, из бересты).
Отличие крестьянина от фермера в том, что крестьянин бо́льшую часть произведённой продукции не продаёт, а потребляет в своей семье.


Этимология
Слово «крестьянин» происходит от ст.‑слав. хрестиѩнинъ, хрьстиѩнинъ, крьстиѩнинъ, крьстианинъ, крьстьѩнинъ, крьстиѩнъ, крьстиѩнъ, крестианъ, крестьꙗнъ, др.-рус. крьстьꙗнинъ — «человек; христианин».
Наиболее распространённая версия происхождения слова «крестьянин» — это слово «христианин» в старорусском произношении (ср. ст.‑слав. крьстининъ, болг. кръстянин, чеш. krestan, польск. chrześcijanin и пр.). Все эти слова родственны латинскому (лат. christianus). Также некоторые филологи напрямую выводят русское слово из древнегреческого (др.-греч. χριστιανός), которое сблизилось со словом «крест» (ст.‑слав. хрестъ, хрьстъ, крьстъ, крестъ, крҍстъ — «крест»).
По другой версии, слово «крестьянин» никак не связано с религией, а происходит от древнерусского выражения «кресать/кресить огонь», то есть «высекать, рубить огнивом из кремня». Землепашцы сжигали лес и производили посев прямо в золу.


Крестьянство в древности и в Средние века
Земледелие появилось в неолите. Класс крестьян (первоначально свободных земледельцев) пережил в эпоху Средних веков и позднее почти во всех странах Европы (кроме Швеции и Норвегии) период зависимых отношений к землевладельцу и прикрепления к земле, продолжавшийся в ряде стран вплоть до XIX века.


Крестьянство в Новое и Новейшее время
Постепенное развитие товарно-денежных отношений влияло на крестьянство. В Англии продолжавшиеся несколько веков огораживания привели к XIX веку к глубокой перестройке аграрного строя: землевладельцы сдавали освободившиеся земли и присвоенные общинные угодья в аренду фермерам, которые вели ориентированное на рынок хозяйство с использованием наёмного труда.
В других странах Западной Европы к концу XVIII века начались антифеодальные преобразования, либо в виде реформ, либо в виде революций. Великая французская революция привела к безвозмездному упразднению во Франции всех феодальных повинностей и платежей крестьян, их земельные наделы перешли в их полную собственность. Но в большинстве европейских стран ликвидация феодальных отношений растянулась на многие десятилетия и проводилась на условиях, которые были максимально выгодны для землевладель­цев-дворян, и невыгодны для крестьян. Во многих странах вводился выкуп феодальных повинностей и платежей. Особенно тяжёлым он оказался для крестьян Пруссии. Там заключение соглашений о выкупе продолжалось до начала XX века, а выплата выкупных платежей закончилась лишь в 1932 году.

В XIX веке хозяйства зажиточных крестьян превращались в фермы с постоянным использованием наёмного труда, ориентированные на рынок. Средние слои крестьянства продолжали сами потреблять подавляющую часть производимой сельскохозяйственной продукции. Но самая большая и постоянно увеличивавшаяся часть крестьян из-за малоземелья выживала только благодаря постоянной или периодической работе по найму. Во Франции уже в начале 1860-х годов больше половины всего самодеятельного населения, занятого в сельском хозяйстве, составляли постоянные или временные наёмные работники. Разоряющиеся крестьяне массово уходили в города, где они становились рабочими.
Многие европейские крестьяне эмигрировали в Северную Америку и Австралию.
Однако, несмотря на сокращение численности крестьянства, в странах Западной Европы, не говоря уже о Центральной и Восточной, во многом и в первой половине XX века продолжал сохраняться традиционный крестьянский бытовой уклад. Лишь технический переворот в сельском хозяйстве, начавшийся в 1950-60-е годы (механизация сельскохозяйственного производства), привел к резкому сокращению численности занятых в сельском хозяйстве и окончательному исчезновению традиционного крестьянства в Западной Европе. В Центральной и Восточной Европе традиционное крестьянство частично сохранилось.
Что касается США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, то там традиционное крестьянство никогда не существовало, а изначально переселенцы из Европы становились фермерами, ориентированными на рынок.

В настоящее время традиционное крестьянство существует в развивающихся странах Латинской Америки (где представлено, в основном, индейцами; при этом в XIX веке аграрный сектор таких стран как Аргентина, Уругвай, Парагвай пополнился эмигрантами из Европы, ставшими фермерами, ориентированными на рынок), Азии, Африки, Океании.
Ликвидация помещичьего землевладения в тех странах Азии, где произошли социалистические революции (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия), сопровождалось коллективизацией. Крестьянство в этих странах остаётся самой бедной частью населения.


В России
Именно русские крестьяне XV−XVII веков стали основой формирования современного русского народа.


Другие названия крестьян в России в XVI—XVII веках
В XVI−XVII вв. нерусское крестьянское население Поволжья, за исключением состоявших на службе у Русского государства служивых татар, называлось «чувашами», а нерусское крестьянское население западных областей Русского государства — «латышами». В русских эпиграфических источниках того времени под соционим «чуваши» подпадали предки современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар и собственно чувашей.


Крестьяне в царствование Петра I


Крестьянство в Великом княжестве Литовском


Категории крестьян в Российской империи
Государственные (казённые) крестьяне
Черносошные крестьяне
Дворцовые крестьяне
Приписные крестьяне
Удельные крестьяне
Крестьяне однодворцы
Экономические крестьяне
Ясачные крестьяне
Ямщики
Лашманы
Войсковые обыватели
Старых служб служилые люди
Военные поселяне
Пашенные солдаты и драгуны
Крепостные крестьяне
Посессионные крестьяне
Помещичьи крестьяне (они же владельческие)
Однодворческие крестьяне
Временнообязанные крестьяне
Горнозаводские крестьяне
Крестьяне-дарственники
Задельные крестьяне
Обязанные крестьяне
Старожильцы
Новоприходцы
Тяглые крестьяне
Церковные крестьяне
Экономические крестьяне
Монастырские крестьяне
Великое княжество Литовское
«Похожие» крестьяне
«Непохожие» крестьяне
Гетманщина
Посполитые
Подсоседки
Другие виды
Безземельные крестьяне
Затундренские крестьяне
Задушные люди
Вольные хлебопашцы


Крестьянство Российской империи после отмены крепостного права
В 1861 году в России была проведена отмена крепостного права, позволявшая бывшим помещичьим крестьянам выкупить в рассрочку свои земельные наделы. Основной причиной этой реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, Александр II пошёл на этот шаг.

Отмена крепостного права привела к тому, что бывшие помещичьи крестьяне теперь могли покупать на своё имя землю; в результате земской реформы 1864 года крестьяне стали участвовать в выборах гласных земских собраний, могли избираться в состав земских управ.
Но при этом до 1906 года крестьянство оставалось неполноправным сословием: уход крестьян на заработки допускался лишь с согласия сельского общества; полученные при отмене крепостного права земельные наделы передавались в общинную собственность, а процесс их выкупа растянулся до начала XX века.
При этом принадлежность к крестьянскому сословию все меньше означала реальную принадлежность к крестьянству. В 1897 году свыше 7 млн. крестьян по сословию жило в городах (что составляло 44% всех горожан), многие из них потеряли всякую связь с деревней. В сельской местности тоже далеко не все крестьяне по сословию занимались сельским хозяйством: по данным переписи 1897 года, в Европейской России из 82 млн. сельских жителей 12 млн. чел. (а в 1905 году – 17 млн. чел.) называли главным источником своих доходов не сельское хозяйство, а промыслы, ремёсла, извоз, торговлю.
В конце XIX века обострился земельный вопрос, означавший, что для многих крестьян их земельный надел не обеспечивал им необходимого прожиточного минимума. Эта проблема была связана с ростом населения и обычаем делить землю между всеми сыновьями (в Западной Европе и Японии землю наследовал только старший сын). Если в 1870-х годах наделы, недостаточные для обеспечения прожиточного минимума семьи имели 27,7% дворов, то в 1905 году их доля в Европейской России увеличилась до 50%. При этом развитие промышленности не могло поглотить весь прирост сельского населения.
Многие крестьяне (30–50% дворов) арендовали помещичью землю. 50–80% арендованной земли было сосредоточено у зажиточных крестьян. В отличие от них, бедняки арендовали землю из нужды (они не могли прокормиться со своих наделов) и часто при этом вместо денежной платы обязывались отработать у помещика или богатого крестьянина определённое число дней (отработки) или отдать ему часть урожая (издольщина). Такая аренда реально была в два раза дороже денежной.
Богатые крестьяне не только арендовали помещичьи земли, но и покупали их, а возможность покупать землю за счет кредитов, которые выдавал Крестьянский поземельный банк, сделала покупку крестьянами земли массовой. Но при этом 80–90% купленной земли принадлежало зажиточным крестьянам.
Положение крестьян усугублялось чересполосицей, характерной для общинного владения землей. В Западном крае сами крестьяне в конце XIX — начале XX века стали создавать хутора и отруба, где все полосы каждого двора сводились вместе. В период проведения столыпинской аграрной реформы в 1906–17 годах этим по всей Российской империи занимались специальные землеустроительные комиссии.

В 1861–1917 годах в Российской империи постоянно происходили крестьянские волнения. Самый крупный их всплеск был в 1861–63 годах, при отмене крепостного права. В начале XX века число крестьянских волнений возросло, особенно массовыми были волнения в Полтавской и Харьковской губерниях в 1902 году, охватившие 165 сёл с населением свыше 150 тыс. человек. В период революции 1905–07 годов крестьянские волнения, направленные против помещиков, охватили всю страну. Была создана политическая организация крестьян — Всероссийский крестьянский союз. Значительным влиянием среди крестьян пользовались эсеры. Избранные в 1906 году в Первую Государственную думу крестьянские депутаты объединились в Трудовую группу.
Указ Николая II «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» от 5 (18) октября 1906 года предоставил крестьянам равные с представителями других сословий права на государственную службу; крестьяне освобождались от обязанности получать согласие сельских обществ при поступлении в учебные заведения и на государственную службу; получили право свободно выбирать своё местопребывание.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, крестьянские волнения прекратились, но в 1916 году они возобновились, а после Февральской революции 1917 года они стали массовыми. Крестьяне захватывали помещичьи земли, жгли помещичьи усадьбы, но, в отличие от 1905–06 годов, не уничтожали помещичье имущество, зерно, скот, а делили их между собой.


Крестьянство России после 1917 года
Сразу после Октябрьской революции 1917 года был издан Декрет о земле, которым земля передавалась в безвозмездное трудовое пользование крестьянам на принципах уравнительного перераспределения. Были перераспределены как помещичьи, так и крестьянские земли, превышавшие установленную норму. Из всей перераспределенной земли 95,3% перешло крестьянам-единоличникам, 0,8% — коммунам и артелям, 3,9% — совхозам, фабрично-заводским коллективам, больницам, школам и т.п. В результате перераспределения прирост площади земли в пользовании крестьян составил 29,8%. Перераспределение земли сгладило социальные различия среди крестьян, повысив долю середняков, но привело к исчезновению наиболее производительных и товарных хозяйств.

В 1918–20 годах крестьяне были разорены продразверсткой и запретом хлебной торговли, у них исчез стимул к увеличению урожая. За 1917–21 годы посевные площади сократились в полтора раза, урожайность снизилась на 40%. Крестьянство отвечало на продразверстку вооруженными восстаниями, наиболее крупными из которых были Тамбовское восстание 1920–21 годов, Западно-Сибирское восстание 1921-22 годов. Это стало решающей причиной отказа большевистского руководства от «военного коммунизма» и перехода в марте 1921 года к новой экономической политике (НЭП).
Крестьянам разрешили вновь продавать урожай, а введённый продналог был существенно ниже отмененной продразверстки. Допускались аренда земли в случае «временной ослабленности» хозяйства и наем рабочей силы при условии личного труда нанимателя «наравне с рабочими». С 1923 года начался рост посевных площадей, которые в 1925 году достигли 99,3% от уровня 1913 года, а поголовье скота в 1924 году уже существенно превзошло этот уровень.
Однако в 1927-28 годах в условиях хлебозаготовительного кризиса руководство СССР прибегло к чрезвычайным мерам, включая конфискацию зерна. В ответ крестьяне начали сокращать посевы и забивать скот. В 1930 году началась массовая принудительная коллективизация сельского хозяйства, которая сопровождалась «раскулачиванием». В результате индивидуальное крестьянское хозяйство как массовая форма организации сельхозпроизводства было ликвидировано, крестьян объединили в колхозы. Крестьянская община как земельное общество в 1930 году была упразднена, а все её права и обязанности были переданы сельским советам.


Пословицы и поговорки, связанные с крестьянами
«Хлеб да вода — крестьянская еда».
«Один с сошкой — семеро с ложкой».
«Пашню пашут — руками не машут».
«Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой».
«Кто пораньше встаёт, тот грибки себе берёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой».
«От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат».
«Крестьянин скотинкой жив».
«Держись за соху: она кормилица. Клади навоз густо — в амбаре не будет пусто».
«Крестьянин без земли, как дерево без корня».
«Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит».


Галерея






























См. также
Крестьяноведение
Двор (крестьянский быт) | Своеземцы
Магистратские крестьяне | Фермер
Сельское хозяйство в Древней Руси | Сельское хозяйство Русского царства


поселок Крестьянин на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


поселок Крестьянин


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:


Новости СМИ вашего родного края (с сайта news.rambler.ru):



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. поселок Крестьянин

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Фото (семья Половинкины)
Осень

Написать