Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 деревня Жайск
ГлавнаяНижегородская областьВачский райондеревня Жайск

История – деревня Жайск

Время основания, исторические события, факты

Волков Сергей: Стародубовоцкий перевоз


http://img.nnov…Древняя дорога через Оку.



Где то здесь на крутом берегу Перемиловых гор была древняя дорога и Стародубский перевоз,Но его еще надо найти ,чтоб подходящий спуск с разездом двух встречных повозок с учетом ,что река все же быстро перемещается и меняет свое русло..Эрзянь Мастор (Пургасова Русь, Пургасова волость), дословно означает "Страна Эрзян" — средневековое государственное образование на территории Нижегородской области, предшествовавшее Нижегородскому Княжеству. Наиболее значительное племенное объединение мордовских народов.

Эрзянь Мастор контролировала значительную часть пути движения товаров с юга, востока и северо-востока по рекам Рав (Волга), Ока, Цна, Сура, протекавшим в её пределах. С юго-западом Страну Эрзян связывал Дон.

Обладала богатыми лесами, реками и плодородными землями
Эрзянские патриоты полагают, что культурная колонизация начинается с момента военного захвата Эрзянь Мастор.
Остается добавить,что на границе Павловского и Вачского районов на высоком берегу Оки до сих пор еще сохранилась деревня Пурка связанная с вождем и народным героем Эрзян.

С созданием Русского централизованного государства система обороны Нижегородского Поволжья становится составным звеном общегосударственной системы обороны южных и юго-восточных границ страны. Основой этой обороны была Ока, вдоль которой в первой половине XVI века создается цепь мощных крепостей — Окская оборонительная линия. Ее крайним восточным звеном была Нижегородская крепость.
Да и селились древние судя по тем дошедшим до нас картам по берегам рек и древним трактам
Эта древняя карта дорог что то значит,правда погрешность того времени колосальна. Но монголо-татары были не дураки в то время -обращали особое значение на свое быстрое передвижение… Можно сказать про одно их новшество.Когда они нападали на княжеские земли,они везли с собой в котомках корешки аира болотного и кидали их в попадавшиеся на пути водоемы,озера ,болота ,они быстро и легко приживались у берегов.И там где растет аир болотный можно с безопасностью пить воду и поить лошадей.Весь современный мир использует аир и в пищевой,винной ,лекарственной,парфюмерной и других отраслях,а мы до сих пор пренебрежительно относимся к нему. Во всяком случае рыбки в моем прудике превосходно себя чувствуют в зарослях корешков аира,особенно мелочевка.
Я не могу понять,почему потом не пользовались этим трактом а передвигались и на знаменитую ярмарку и в кандалах в сибирские земли по маршруту Москва-Владимир-Муром-Нижний Новгород-Арзамас и далее на Казань? Вероятней всего это было запрещено по строгому указанию царей по сбору налогов и подорожных по пути следования на Макарьевскую ярмарку,чтоб не могли обьехать пункты сбора этих податей.Вот как описывают древние источники;. Русские здесь не пришельцы, а коренные жители.Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение Владимирки отразилось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван IV вел по Владимирской дороге 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. Владимирка оживляла жизнь всего придорожного края. Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д. Постепенно, к XVIII веку Владимирская дорога становится основным трактом, ведущим во Владимир и Нижний Новгород, и дальше на Восток.Русское феодальное государство, учредив в Верхотурье таможню, поставило перед ней задачу взимать с каждого направляющегося в Сибирь и из Сибири купца пошлину за провоз товара с целью пополнить государеву казну. А посему указано: новые дороги в Сибирь не торить и купцам Верхотурскую таможню стороной не объезжать. Для ослушников указ предусматривал строгие меры наказания.

У любого правила всегда есть исключения. Были они и в запретах самого царя. С расширением и упрочением торговых и других экономических связей между Россией и Сибирью, предприимчивые купцы прокладывают дороги на восток, обходя грабительскую Верхотурскую таможню с юга.
Развитие служилого землевладения на территории Нижегородского уезда пошло настолько быстро, что к 1646 году подавляющее большинство населенных пунктов дворцовых волостей (Лысковской, Княгининской) и административных образований мордвы и бортников (таких как, например, «Мордва Вацкая», «Мордва Запьянская» - всего 7 мордовских территориальных образований), превратились во владения феодалов и перешли в Закудемский стан. Например, административное образование «Ватской мордвы» в 1629 году ещё оставалось в казне, но в 1645 году по указу царя было пожаловано боярину Борису Ивановичу Морозову[11]. И еще несколько цитат из древних источников для полноты понимания ,что творилось в этом крае в прошлом и особенно по берегу Оки Вачского района.Я считаю ,что и население района и его поселений не минула та же участь и воеводы с войсками не раз прошлись по територии Стародубовского стана ,неся великие разрушения .Вот как описывает Воевода;Борьба с лесными шайками имела в то время большое значение для укрепления законной власти. Разбойный промысел, "татьба", в России, с её огромными про-странствами и дремучими лесами, где было легко скрываться, имел старую тра-дицию. Побывавший в XVII веке в России немецкий учёный Адам Олеарий так описывал своё плавание из Москвы в Нижний Новгород (1634 г.) : "5-го с. м. (июля). …В этот день мы прошли мимо различных небольших монастырей и де-ревень; это недалеко от Рязани … У первой деревни по воде плыло нагое челове-ческое тело … Полагали, что это человек, убитый казаками или беглыми раба-ми, которые, говорят, тут в окрестностях имеются. 6-го с. м. Поездка шла мимо монастырей …. Здесь мы вторично увидели плывшее мёртвое тело. Так как, однако, убийства здесь нередки, то русские не обратили на это внимание".

В 1606—1609 годах города Гороховец, Шуя, села Павлово и Ворсма, видимо, активно участвуют в крестьянских войнах, явившихся отголосками волнений Ивана Болотникова. Эти выступления были в 1609 году жестоко подавлены войсками Василия Шуйского. Вот как докладывал об этом воевода Андрей Алябъев: «… и воров побили и языки многие поймали и побивали до села Ворсмы, и побив в селе стали и выграбив зажгли, а зажегши пошли в село Павлово…» Далее воевода перечисляет, что в числе усмиренных были и … «муромские уезда Стародубцы и Гороховляне и села Вязников и Сарыева, и Шуя город и уезд… и все крестьяне… Государю добили челом, вины свои принесли и крест ему Государю целовали». Немного позднее этих событий Гороховец активно примыкает к ополчению Минина и Пожарского
С приходом на русскую землю Лжедмитрия II поутихшая вольница опять активизировалась, тем более что на сторону нового самозванца перешла часть бояр московского и уездного дворянства и детей боярских. Взбунтовались мордва, чуваши и черемисы. Многие города тоже перешли на сторону самозванца и пытались склонить к этому и Нижний Новгород. Но Нижний твёрдо стоял на стороне царя Шуйского и своей присяге ему не изменил. Более того, когда в конце 1608 года жители города Балахны, изменив присяге царю Шуйскому, напали на Нижний Новгород (2 декабря), воевода Андрей Алябьев по приговору нижегородцев ударил по балахонцам, отогнал их от города и 3 декабря после ожесточённого боя занял Балахну. Руководители мятежников Тимофей Таскаев, Кухтин, Суровцев, Редриков, Лука Синий, Семён Долгий, Иван Гриденьков и изменник, балахнинский воевода Голенищев, были захвачены в плен и повешены. Алябьев, чуть успев вернуться в Нижний, снова вступил в борьбу с новым отрядом мятежников, напавшим на город 5 декабря. Разбив и этот отряд, он затем овладел гнездом мятежников Ворсмой, сжёг её (см. Сражение под Ворсмой) и снова поразил мятежников у Павловского острога, захватив много пленных. ВОт так и писал в доносе скромно: Далее воевода перечисляет, что в числе усмиренных были и … «муромские уезда Стародубцы Что нам и следует понять..значит усмиряли не раз по подобию Ворсмы и Арзамаса…В начале января 1609 года на Нижний напали войска Лжедмитрия II под начальством воевод князя Семёна Вяземского и Тимофея Лазарева. Вяземский послал нижегородцам письмо, в котором писал, что если город не сдаётся, то все горожане будут истреблены, а город сожжён дотла. Нижегородцы ответа не дали, а решились сделать вылазку, несмотря на то, что у Вяземского войск было больше. Благодаря внезапности нападения войска Вяземского и Лазарева были разбиты, а сами они были взяты в плен и приговорены к повешению. Затем Алябьев освободил от мятежников Муром, где остался в качестве царского воеводы, и Владимир. Успехи Алябьева имели важные последствия, так как вселили в людей веру в успешную борьбу против Самозванца и иноземных захватчиков. Ряд городов, уездов и волостей отрешились от Самозванца и стали объединяться в борьбе за освобождение России.
Узнав о бедственном положении в Нижегородском крае, царь Василий Шуйский направил для освобождения Арзамаса и других городов, занятых мятежниками, своих воевод с войсками. Один из них, князь Иван Воротынский, разбил отряды мятежников около Арзамаса, взял город и очистил прилегающие к Арзамасу районы от скопищ вольницы.

После этой победы направлением главного удара А.С.Алябьев избрал Муром, двинув свое войско по Муромской дороге.
10 (20) декабря 1608 г. – нижегородское войско под руководством А.С.Алябьева разбило отряд тушинцев у с.Ворсма. В тот же день воевода А.С.Алябьев послал памяти в села Яковцово, Вачу, Пурех с требованием прислать к нему «повинные челобитные» (то есть отказаться от поддержки Лжедмитрия II и признать власть московского правительства Василия Шуйского).
11 (21) декабря 1608 г. - нижегородское войско под руководством А.С.Алябьева разбило отряд тушинцев у с.Павлово. В тот же день воевода А.С.Алябьев посылает отписку в Муром, призывая вернуться под власть московского правительства, и в ряд других городов и сел.
В описании Зяблицкого прихода упоминается населенный пункт - Стародуб Воцкий.

Как сложилась судьба Стародуба Воцкого мы не знаем. В некоторых русских летописях, в частности, в Воскресенской, имеется список городов Руси, озаглавленный «А се имена градом русским дальним и ближним». Там имеется такая запись: ….Муром на реке Оке, Стародуб Воцкий, другой Стародуб на Клязьме, Ерополчь, Гороховец, Новгород Нижний ….. .
И вот как писал Мельников -Печерский о нашем крае,если поискать;
Рассказывает Устюгов, как в стародавние годы на реке на Оке, в Стародубской стороне (Стародубье, Стородубскоя сторона — в восточной части Владимирской губернии (на Клязьме есть село Кляземский Городок, в старину Стародуб). Гора Городина Муромского уезда, близ деревни Михалиц, на правой стороне Оки, верстах в трех от нее и верстах в пятнадцати от известного села Павлова (в старину Павлов перевоз), Горбатовского уезда, Нижегородской губернии.), на горе Вородыне явился «верховный гость», богатый богатина Данило Филиппыч, и как жил он потом в деревне Старовой, в верховой Костромской стороне (Деревня Старово на левой стороне Волги, верстах в пятнадцати от нее и верстах в двадцати от Костромы в приходе села Криушева. На погосте Криушева и схоронен Данило Филиппыч; на могилу его хлысты ходили на поклонение. Незадолго до пятидесятых годов нашего столетия умерла последняя в роде Данилы Филиппыча Устинья Васильевна. Хлысты ее называли «богинею». Данило Филиппыч был из беглых «солдат иноземного строя».), поучая к нему приходивших, Так пришел он однажды на Волгу, а народу было тут многое множество. И шли середь людей великие споры о том, которые книги лучше; старые или новые, Никоном печатанные.
Или его высказывание о нашей Княжей горе на берегу Оки; А поблизости горы Городины, в той же стороне Стародубской, бедная была, убогая деревня Максакова. А приход той деревни в погосте Егорья (В Егорьеве погосте…..Прикольной мне показалась запись про берег нашей Оки и Стародубовской строны.Только вдумайтесь;Иногда казаки, не удовлетворяясь приставствами, ездили за добычей в соседние уезды — Муромский, Нижегородский, Луховский, Гороховецкий, Кинешемский. Документы сохранили описания таких «экспедиций». 19 октября 50 казаков переправились вплавь через Оку в Пуреховскую волость Нижегородского у. и там «гоняли» за стряпчим Сытного дворца А. Собакиным. Спустя два дня другой отряд во главе с «атаманом Тимохою» (Глухим или Кабардиным) и есаулом Иваном Выходцем перешел в Муромский у. и 21 октября перенравился через Оку в Стародубовскую волость. Здесь казаки «крестьян прожиточных из[-за] животов и их жон жгли, и ломали, и побивали, и грабили». Когда на них напала большая толпа крестьян, казаки бежали за Оку, оставив в руках «стародубовских мужиков» пять своих раненых товарищей. Крестьяне отправили их в Нижний Новгород, где Лыков после расспроса и пытки приказал повесить пленных. В результате этих расспросов в нашем распоряжении оказалось несколько кратких биографий рядовых вязниковских казаков: И. Михайлова, сына московского торгового человека, И. Мануйлова, бывшего крестьянина костромского села Даниловского, Н. Кузьмина, беглого холопа вяземского дворянина А. Озерова. Все они с
В Стародубовскую волость казаки проникали неоднократно — в 1619 г. из Приказа Большого дворца сюда посылались сыщики для выяснения на месте, «отчего стародубские села запустели». Из других «загонных» отрядов казаков крестьянам соседних с Ярополческой волостью уездов особенно досаждали «воры Кирилко Кортавой да Сахарко Федоров». Разгрому подвергались и дворянские владения — ввозная грамота муромских помещиков М. Г. и А. Г. Василисовых «утерялась», «как были казаки в Вязниках». В полной безопасности находились лишь владения Д. М. Пожарского — приехавший из Вязников в Нижний Новгород дворянин сообщил Лыкову. «В Вязниках у всех казаков в кругу приговорено, что им боярина князя Дмитрия Пожарского в вотчины в села и деревни не [188] въезжати и крестьян не жечь, и не ломать, и не грабить». Крестьяне же Пожарского свободно приезжали к казакам, продавали им вино, другие товары и покупали у них лошадей, одежду и «всякую рухлядь». О том же писали позднее в челобитной царю Михаилу и крестьяне Ярополческой волости. Одному из посланцев Лыкова казаки говорили, что ждут, когда Пожарский приедет к ним из Москвы.48)



Все больше и больше рукописей и карт древности становится доступней для скачивания в компютере и их просмотре…Все больше материалов и о нашем крае,Стародубской стороне…Может вскоре мы определим Где был город Стародуб-Воцкий,где проходила древняя дорога по нашему району и где находился Стародубский перевоз с доказательством. Я понял ваши коментарии,что с такого обрыва "красная глина" не может быть перевоза,переправы. Это смотровая площадка и любимая зона отдыха жителей Вачского района. Но не вдалеке есть и другие наиболее приемлемые и подходящие спуски для гужевых грузов и перевозки орудия разрушения крепостей городов.
Вот вам и Окские просторы и приемлемые для спуска участки склонов Перемиловых гор.


Я учитываю,что река со временем меняет русло и фарватер,может там под намытыми островами из песка и находятся те древние раритеты? Ведь не трудно догадатся ,что переправа является одним из важных мест боев в весеннее,летнее и осеннее время и являтся важным участком обороны.А лошадям противника,пусть и неприхотлевым ,во время похода с завоеваниями нужна травка Это очевидно по логике….
Так как вам этот спуск ни о чем не напоминает? Пологий склон,а если еще и остров посередине реки -удачное место перевоза той техники,фуража и огромного войска противника…

Вот вам для ралаксации и Окские канары исвой остров Кипр…

Канары отдыхают-тем более становится безлюдным при политике уничтожения деревень а некоторые уже и стали нежилыми починками и станами…


Обратить внимание; Оброку платят в приказ Казанского дворца по 2 руб 16 алтын 4 деньги,сена 50 копен.Да на том же погосте кабак ,да под погостом ПЕРЕВОЗ…В течение первой половины XVI в. казанские, ногайские и крымские татары часто совершали набеги на территорию Московского государства. Они грабили и опустошали окрестности Н.Новгорода, Мурома, эрзянские земли. В 30-х годах правительство Елены Глинской вынуждено было спешно укреплять юго-восточную границу. Строились небольшие деревянные крепости, в лесах рубились засеки, вместо старых крепостей возводились новые.

Б.П. Голованов в своей книге «Очерки истории Арзамаса» высказывает мысль, что «возможно в 30-е годы шло укрепление и Арзамасского мордовского городища на р. Тёше». В работе И.А. Кирьянова «Исчезнувший город» (газета «Горьковская правда» за 7.01.1987г.) говорится, что в районе сел Большое Мартово (Павловский район) Пурки, Верхополье (Вачского р-на), д. Золино (Сосновский р-он) находилась крепость «Стародуб Воцкий» прослеженный до 1536г. Из этой крепости организовывалась пограничная служба по р. Серёже». Автор утверждает, что река Серёжа являлась пограничной рекой государства, как, например, Пьяна и Тёша.

В книге И.А. Кирьянова «Старинные крепости Нижегородского Поволжья» (Волго-Вятское книжное издательство. 1961 г.) говорится: «Население южной части современного Сосновского района и поныне показывает древнюю военную дорогу с остатками дубовых гатей через болото, шедшую вдоль правого берега реки Серёжи и называемую Грошак или «Грошатка». О Грошатке до сих пор существуют легенды среди местного населения, которые подтверждают, что это была военная дорога. В этой же книге Игорь Александрович пишет: «Здесь же, в Виткулове (по рассказам старожилов), были военные посты, которые извещали население о появлении противника, зажигая установленные на шестах копны соломы».

В письме Н.В.Гусевой от 8.01.1988 г. И.А. Кирьянов пишет, что нашлись документальные доказательства, подтверждающие существование Грошатки. « 9 декабря 1720 года был отдан приказ о посылке геодезистов в губернии для составления ландкарт (географических карт). В нашу губернию были направлены геодезисты Степан Орликов и Иван Шехонский. Они составили карты Нижегородского края. Особого внимания по нашему вопросу заслуживает карта Арзамасского уезда. На ней показана в междуречье Пьяны и Серёжи зигзагообразная линия с надписью «Вал земляной». Тут и шла граница от Пьяны к Серёже. На той же карте в междуречье Тёши и Серёжи показана обширная, особо обведённая территория. На ней есть подпись: «Дворцовой волости Арзамасского уезда заповедный мачтовый сосновый годный лес». Название «заповедный» явно отражает былую принадлежность этого леса к государственной границе страны вдоль Серёжи, где делались «засеки». Вдоль этой границы и шёл Грошак или Грошатка- древняя военная дорога со следами дубовых гатей через болота. А вот ходить но ней пока ещё никто из краеведов не ходил…"

Стародубовоцкий перевоз


- 187 - 0 Сергей Волков
18.11.2016 13:16
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:2

Церковь села Жайское


Село Жайское Вачского района -новостроенной церкви во имя Воскресения Христова

«Село Жайское при р. Оке находится в 170 верстах от губернского города и в 50 от уездного.



В писцовых книгах 1629-30 г. в числе деревень, пожалованных в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину, значится и деревня Жайская; в ней в то время было 19 дворов крестьянских, 7 бобыльских и 7 дворов пустых.



Из надписи на напрестольном Евангелии, сохранившемся в церкви погоста Козьмодемьянского, видно, что и в 155 (1647) г. Жайское было деревней. Но в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. здесь уже показана приходская приходская церковь, следовательно построение церкви и открытие Жайского прихода нужно относить к началу второй половины XVII в.



По этим окладным книгам в селе Жайском значится церковь Воскресения Христова, при церкви поп Игнатий, в приходе двор Якова Степанова сына Пушкина, а в нем живет прикащик, крестьянских 42 двора и 2 двора бобыльских …

Вышеуказанная церковь была деревянная, в 1803 г. она сгорела и вместо нея в том же году начато постройкою каменный храм…»

В документах Владимирской духовной консистории имеется дело «О построении в селе Жайском каменной церкви», 1808 г.

В деле имеется прошение «Великому Господину преосвященнейшему Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому и кавалеру Муромской округи села Жайского священника Алексея Егорова и старосты церковного вотчины Господина Тайного Советника Петра Ивановича Юшкова, того села крестьянина Макара Егорова с приходскими людьми…»



«Бывшая в означенном селе Жайском деревянной Воскресенской церковь в прошлом в 1806 году июля 7 дня сгорела от громового удара и с того времени приход наш для исправления служений и треб приписан к погосту Козмодомианскому. Ныне же мы желание имеем построить вновь каменную церковь во имя Воскресения Христова с приделами, в трапезе настоящей церкви по правую сторону Казанской*Божией матери, а по левую святых безсеребрянников и чудотворцев Козмы и Домиана. На первоначальное же заведение сего строения церковной суммы на лицо имеется пятьсот рублей, да сверх сего кирпичу состоит в готовности сто пятьдесят тысяч, извести и бутового камня довольное количество приготовлено.

Посему Ваше преосвященство Милостивого Архипастыря покорнейше просим на построение вновь каменнй с приделами церкви дать благословенную грамоту…

… 1808 года июня 12 дня по слушании сего прошения в консистории определено: исполнить по резолюции Его преосвященства.



Во Владимирской духовной консистории по справке оказалось:

По присланной в консисторию от благочинного Муромской округи погоста Липовиц священника Алексея Степанова за ую 1807 года половину ведомости показано, что той же округи в селе Жайском церковь сгорела от громовых ударов, при ней приходских дворов сто девять, в них мужеска пола триста пять душ, все сие прихожане помещичьи крестьяне, пашенной земли в всех трех полях о тридцати десятин сенного покосу три десятины, усадебной, дворовой и под кладбищем одна десятина, никакого плана не имеется, а отмежевана в общем владении с крестьянами, и священноцерковнослужители оною землею не владеют, а состоят издревле на руче».(Я так понял,что на руче это пойменные заливные луга по берегу реки Ока)


Пристань Жайск на реке Оке в прошлом.
В документах Владимирской духовной консистории также имеется дело «Об освящении новоустроенных приделов в селе Жайском», 25 октября 1810 г.

«Великому господину Преосвященнейшему Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому и кавалеру Муромской округи села Жайского священника Алексея Егорова».

«Покорнейшее прошение.

В следствие данной от Вашего Преосвященства грамоты в оном селе при вновь строящейся каменной церкви, придельные храмы: 1-й Казанской Богоматери и 2-й во имя безсребренняков и чудотворцев Козмы и Дамиана отстроены и всем принадлежащим к освящению приготовлены к ему.

Того ради Ваше Преосвященство! Милостивого Архипастыря покорнейше прошу означенные новоустроенные храмы Казанский и Козмодамианский дозволить освятить благочестному Муромской округи погоста Липовиц священнику Алексею Степанову и выдать два Антиминса и учинить в селе Архипастырское благорассмотрение 3 октября 1810 года…

…Определено: исполнить по резолюции Его преосвященства, священнику объявить оную означенную».





В деле имеется опись имущества, составленная 2 октября 1810 года благочинным Муромской округи погоста Липовиц священником Алексеем Степановым «той же округи села Воскресенского, Жайского тож новостроенной церкви во имя Воскресения Христова с трапезной, с приделами».

Высылаем копии документа.

В документах Владимирской духовной консистории имеются клировые ведомости церкви Воскресения Христова села Жайского Муромского уезда Владимирской губернии за различные годы, в которых сообщается:

1. Церковь построена в 1810 году, а трапезная распространена и освящена 1869 и 1870 года тщанием прихожан.

2. Зданием каменная с таковою же колокольней и оградою.

3. Престолов в ней три: в настоящей холодной в честь Воскресения Христова, и в трапезной теплой правый придел во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя Св. Безср. Косьмы и Дамиана.

4. Ризницею, утварью и св. иконами снабжена достаточно.

5. По штату при ней положены: священник, дьякон и псаломщик.

6. Жалование положено: священнику - 300 руб., дьякону 150 руб., псаломщику - 100 руб.

7. Кружечных доходов за 1911 год получено: 521 руб. 3 коп.

8. Другие источники содержаний членов причта и количество поступающего в них дохода:

от сбора печеных и зерновых хлебов 9 руб. …

9. Земли при церкви состоит: пахотной 28 дес. 789 кв. саж., сенокосной 1200 кв. саж. и отмытый участок сенокосной земли рекою. Оною 2 дес. 1342 кв. саж. Всего 31(отмытой-значит пойменой ,заливной во время паводка)

дес. 961 кв. саж.

10. Качество церковной земли: удобная.

11. Средний доход ею приносимый: 39 руб.

12. Дома для священно и церковнослужителей собственные деревянные из купленного леса, на церковной земле и составляют собственность причта. Другие здания принадлежащие церкви: здание для церковно - приходской школы.

13. Состояние домов хорошее.

14. На содержание священно и церковнослужителей жалованья ни от куда никакого не производится, а причт пользуется:

а) покосною землею, приносящею - 10 руб.

б) пахотною - 150 руб.

в) сборами ржи, пшеницы, и печеным хлебом - 70 руб.

г) от плат требоисправлением около - 300 руб. А от всех вышеуказанных статей - 530 руб.

15. Зданий принадлежащих к сей церкви никаких нет.

16. Расстоянием сия церковь от консистории в 170 верстах о от местного благочинного в селе Арефине, в 21 верстах и от уездного города Мурома в 50 верстах от ст. «Чулково» М.н.ж.д. в 186 • пристоит « Жайск» в 2 верстах; почтовый адрес церкви: Почтовое отделение « Яковцево».(здесь пояснение -в Чулково на этой стороне ж,д. нет а есть на противоположной стороне Оки во Владимерской области станция Чулково)

17. Ближайшие к сей церкви: погоста Космодамианского в 3-х верстах и села Яковцево в 7 верстах.
( У погоста Космодамианского в древности был Стародубовоцкий перевоз через реку Оку)


18. Приписанных к сей церкви: 3 часовни, из которых одна каменная и две деревянных.

19. Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных не имеется.

20. Имеющиеся в приходе школы: 1) Жайская женская церковно- приходская школа. Учительницей в ней. состоит Надежда Ивановна Соловьева с 1902 года. 2) Жайское Земское училище. Учительницами в нем состоят - Вера Николаевна Орлова с 1898 года и Зинаида Николаевна Мышецкая, с 1911 года.







Церковная школа помещается в доме собственном на содержание ей отпускается от церкви на отопление 30 руб. В сем году в ней обучается - мальчиков, 41 девочка.

21. При церкви состоит старостою церковным Иоанн Ирадионов Быков который должность свою проходит с 1909 года.

Церковь села Жайское

sergej
05.03.2019 19:42

00:44

Козьмодемьяновский погост на берегу реки Оки

2 комментария

Интересно стало мне,кто такие были святые Косьма и Демьян?И это было в далекой старине..Вот и на берегу реки Оки в Стародубовском стане ,уезде,удельном княжестве была такая в Козьмодемьяновском погосте ( погост- значит главный на округу деревень),да еще и Стародубовский перевоз через реку Оку рядом….И это в древние времена Муромского княжества….Особая история возникновения Стародубского стана. До середины 14 века существовало удельное княжество «Стародуб Воческий» . В 1351 году скончался князь Дмитрий Федорович Стародубский, а в 1363 году великий князь Дмитрий Иванович согнал со Стародубского княжения его брата князя Ивана Федоровича, присоединив его земли к своей вотчине. Позднее на его территории образовалась дворцовая волость.

К 1630 году была нарушена целостность Стародубской волости, и в обиход пришло выражение Стародубский стан Муромского уезда. Царь Михаил Федорович в 1621 году жаловал патриарху Филарету в Стародубе Вотцком, село Ярымово, сельцо Мартово с деревнями и со всеми угодьями и лесом и т.д. До описи земель, в 1630 году патриаршие земли имели льготы по уплатье податей в государственную казну. Но после описи, из льготных вышло, 23 выти с полувыти и полполтрети выти земли. В этом году в вотчине великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси было 2 села 5 деревень 2 погоста, в них 2 церкви деревянные, 174 двора крестьянских, 47 дворов бобылей и 13 дворов безпашенных бобылей и 12 дворов пустых. Так же из дворцовой волости было дано боярину Ивану Никитичу Романову в вотчину 2 погоста, села Пуроко и Арефино, 3 сельца, 59 деревень. Его вотчина, являлась самой крупной на правом берегу Оки в Муромском уезде; и была расположена, в основном, в центральной и северной частях Стародубского стана. Только деревня Мещера с угодьями находилась на его южной окраине. В вотчинных селах и деревнях стояло 7 дворов поповых, 2 двора дьячкова, 2 двора пономарей, 2 двора просвирниц, 63 двора бобылей церковных, двор приказчиков, двор приезжих боярских людей, 759 дворов крестьянских, 185 дворов бобыльских, 22 двора беспашенных бобыльских, 180 дворов пустых да 78 мест дворовых.
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/dscf0236.jpgВот где то здесь на высоком берегу реки Оки на пути древней торговли и дороги с перевозом междоусобных войн…..Голенищевской приход Стародуба Вотцкого был дан в поместье боярину Михаилу Борисовичу Шеину. Центром поместья в 1630 году было село Голенищево. Располагался он на западе стана, по берегу реки Ока, в него входили погост Козьмодемьянский, 22 деревни живущих, 3 деревни и 4 починка пустых. Данное поместье было самым крупным поместьем Муромского уезда на правом берегу реки Оки.

Кто такие Кузьма и Демьян. Первое упоминание на Руси о святых Кузьме и Демьяне относится к последней четверти 11 века. Именно тогда в новгородских берестяных грамотах описывались два брата - Косьма и Дамиан, которые совершали чудеса исцеления тяжелобольных людей, помогали нуждающимся и были хорошими ремесленниками.

В древние времена они считались покровителями знахарей и лекарей, к ним обращались за благословением во время лечения людей и животных, наложения заговоров. Покровительствовали братья и различным ремеслам, особенно кузнечному делу, так как в народе Кузьму и Демьяна еще называли кузнецами-бессеребренниками, делающими отличные изделия из металла и не бравшими за это никакого вознаграждения. Помогали они и в женских делах по хозяйству – братьев часто вспоминали при уборке урожая, во время прядения, ткачества или ухода за домашней скотиной.

Молились Кузьме и Демьяну также и для благополучия брака, сохранения домашнего очага. Во время свадебного обряда матери новобрачных часто обращались к братьям со словами «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды!».

Обычно братьев изображали с небольшими аптечками в руках, что говорит об их искусстве врачевания. Также их лики часто помещались на полях икон, посвященных Богоматери и разным святым. Космодемьянские церкви и монастыри строились в Москве, Суздале, Нижнем Новгороде, Твери, Пскове и других русских городах.

Отмечался праздник святых братьев («Кузьминки») 1 ноября по старому календарю. Сегодня же его празднуют 14 ноября. Так как Кузьма и Демьян считались еще и покровителями домашней птицы, на «Кузьминки» было принято резать большое количество кур, готовить из них разные блюда и угощать соседей. Считалось, что благодаря этому в хозяйстве целый год будет водиться птица.
Вот что о нем рапортовали древние в Казань,там упоминался и перевоз через реку Оку.А это вам не лодочка,нужно и орудия разрушения перевозить,и награбленные ценности на телегах,словом весь обоз с запчастями….Косьмодемьяновском ПОГОСТЕ.
В писцовых книгах за 1628-30 гг. говорится, что этот Погост с деревнями был пожалован в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину. В Погосте в то время была церковь Космы и Дамиана – древяна клецки. «А в церкви Божия милосердия – образ местный Космы и Дамиана в киоте на золоте, прикладу 2 гривны серебряны позолочены, два образа Пресвятой Богородицы запрестольной Умиление на празелени – поставленье попа Климента. Двери царские, сень и столпцы ветхи на празелени. Двери северные, на них благоразумный разбойник Рах на красках. Да книг: на престоле Евангелие письменное в пол - десть, сосуды церковные – потир медный, блюдо деревянное, апостол – печать Московская – да псалтырь – мирское денье; пять колоколов – не велики; пять свеч поставных, три свечи на красках, две простые. Да на церковно земле во дворе поп Исаак Игнатьев, поп Игнатий Федотов и Авраам Климентов, пономарь и просвирня, да на церковной же земле бобылей 12 дворов – питаются от церкви Божией. Пашни церковной средние земли 20 четвертей в поле, да за попами на оброке 25 четвертей. Оброку платят в приказ Казанского дворца по 2 руб. 16 алтын 4 деньги, сена 50 копен; да на том же Погосте кабак да под Погостом перевоз».
Казнь воеводы М.Б. Шеина. Июнь 1633. Извлечение из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.
Русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом, из любви к властителю своему, могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то и про них можно сказать: «patientia saepe laesa fit tandem furor» [когда часто испытывают терпение, то в конце концов получается бешенство]. В таких случаях дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей, особенно если жители испытывают сильные притеснения со стороны своих сограждан и не находят у властей защиты. Если они раз уже возмущены, то их нелегко успокоить: не обращая внимания ни на какие опасности, отсюда проистекающие, они обращаются к разным насилиям и буйствуют, как лишившиеся ума.

Великий князь Михаил Федорович прекрасно знал это обстоятельство. Поэтому, когда вернувшиеся в жалком состоянии из-под Смоленска солдаты стали сильно жаловаться на измену генерала Шеина, из-за которой и более высокое лицо не без причины подверглось подозрению, а [при дворе] на первых порах еще медлили с суровыми мерами против [С. 186] обвиненного, и, таким образом, грозило вспыхнуть всеобщее восстание, то приказано было обезглавлением Шеина дать народу удовлетворение. Чтобы, однако, Шеин тем охотнее, без вреда для других, решился на это, применили к нему следующую хитрость: его убедили в том, будто выведут его только для видимости, но казнить не будут: «Лишь бы видел народ желание великого князя, а как только Шеин ляжет, сейчас же явится ходатайство за него, а затем помилование, и простонародье будет удовлетворено». Когда теперь Шеин, утешенный и полный надежды, которую еще более усиливало доверие, по некоторым причинам питавшееся им к патриарху, выступил вперед и лег ничком на землю, палачу был дан знак поскорее рубить: тот так и сделал, несколькими ударами срубив голову.

После этого, еще в тот же день, сын Шеина, также бывший под Смоленском, по требованию народа был, по их обычаю, кнутом засечен до смерти. Остальные друзья его немедленно же были сосланы в Сибирь; этим народ был удовлетворен, и мятеж прекратился.

Произошло это событие в июне 1633 г.



Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию. — М.: Русич. 2003. С. 167—188. Так что не долго правил этим погостом….


ПОГОСТ первоначально центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже П. становятся также и религиозными центрами: вдесь строятся церкви, отводится место под кладбище. Со временем П. частично или полностью утратили прежнее значение, хотя название за ними сохранилось. В одних местностях они стали обозначать место, где находится церковь и причт, в других (в средней и южной полосе) – кладбища, а в некоторых превратились в села.

sergej
09.01.2019 22:22
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Жайск

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Районный поселок Вача Нижегородской обл.
Былое Вача- моя малая Родина.
Былое Вача
деревня Черновское
Районный поселок Вача

Написать