История – поселок городского типа Вача
Время основания, исторические события, фактыБори́с (Илья) Ива́нович Моро́зов (1590—1 ноября 1661) — русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича.
В 1615 году Морозов был взят «на житьё» во дворец. В 1634 году возведён в бояре и назначен «дядькой» к царевичу Алексею Михайловичу. Он стал ещё ближе к молодому царю, когда женился на сестре царицы Анне Ильиничне Милославской. До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царском дворе. Современники характеризовали его как человека умного и опытного в государственных делах, проявляющего интерес к западному просвещению. Вероятно этот интерес он сумел привить и своему воспитаннику.
Тёмным пятном в биографии Морозова являются злоупотребления, послужившие одной из причин Соляного бунта 1648 года. В это время Морозов был начальником нескольких важных приказов (Большой Казны и др.). Насколько он был лично виновен в злоупотреблениях, установить трудно, возможно его покровительством пользовались недобросовестные люди, и против него направилось народное негодование. Царь вынужден был удалить своего любимца, — Морозов был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь. Это, правда, не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову, которого он вскоре возвращает в Москву.
По возвращении Морозов не занимал официального положения во внутреннем управлении вероятно потому, что царь хотел выполнить данное народу обещание. Несмотря на это Морозов все время был при царе, во время военных походов царя он неизменно получал высшее военное назначение. Когда Морозов умер в 1661 году, царь лично отдал последний долг покойному в церкви вместе с другими.
У Морозова не было наследников, и после смерти всё состояние перешло к его брату Глебу, который, однако, тоже вскорости умер. Всё совместное состояние досталось малолетнему сыну Глеба, а фактически — перешло в руки его матери — боярыне Феодосии Морозовой, известной своей старообрядческой деятельностью.
Из многочисленных источников мы знаем ,что знаменитой боярине достались баснословные владения и в Вачском районе ,но судьба жестоко покарала за веру…Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. В одном из многочисленных имений Морозовых — подмосковном селе Зюзино, была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».Из истории мы знаем,что она покровительствовала старообрядцам.Может поэтому хорошо развивалось старообрядство и Вачском районе,в деревне Федурино и округе,культовые места на "княже"горе у дер.Красно…После революции ,в начале, началось гонения на старообрядчество .Большинство промышленников и купцов примыкало к ней и там было многое чего конфисковывать из ценностей.. Ну а потом и за православие взялись.Рассказывает Устюгов, как в стародавние годы на реке на Оке, в Стародубской стороне[518 - Стародубье, Стародубская сторона – в восточной части Владимирской губернии..
Через несколько времени Данила Филиппович является в окрестностях Стародуба, находившегося в тогдашнем Муромском уезде. В Стародубской волости, в приходе Егорьевском, говорят хлысты, на Гору Городину…
Гора Городина Муромского уезда, близ деревни Михалиц, на правой стороне Оки, верстах в трех от нее и верстах в пятнадцати от известного села Павлова (в старину Павлов перевоз), Горбатовского уезда, Нижегородской губернии.), на горе Вородыне явился «верховный гость», богатый богатина Данило Филиппыч, и как жил он потом в деревне Старовой, в верховой Костромской стороне (Деревня Старово на левой стороне Волги, верстах в пятнадцати от нее и верстах в двадцати от Костромы в приходе села Криушева. На погосте Криушева и схоронен Данило Филиппыч; на могилу его хлысты ходили на поклонение. Незадолго до пятидесятых годов нашего столетия умерла последняя в роде Данилы Филиппыча Устинья Васильевна. Хлысты ее называли «богинею». Данило Филиппыч был из беглых «солдат иноземного строя».), поучая к нему приходивших, Так пришел он однажды на Волгу, а народу было тут многое множество. И шли середь людей великие споры о том, которые книги лучше; старые или новые, Никоном печатанные.
И спросили люди богатого богатину: «По каким книгам велишь молиться нам? Старые опорочены, новые многим сумнительны». И собрал Данило Филиппыч старые книги и новые, побросал все в Волгу реку и такие слова божьим людям сказал: «Ни старых, ни новых книг не приемлите, да и грамота вся и ученья вам ненадобны. Есть у вас писание. Писано оно не на бумаге, не на хартии, не на скрижалях золотых или каменных, а на скрижалях сердец ваших. Что на сердцах ваших напишется, то прорицайте на радениях, и что ни скажете в восторге неизглаголанном, то и будь вам законом и заповедьми. Будучи в восторге, сам своих слов не поймешь и не услышишь их, зато другим они будут поучением».
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором». Вот она часовня сооруженная над ямой в городе Боровске на крутой и высокой горе с которой их потом и скидывали в сторону реки как богонеугодных на сьедение собакам . До того крутой склон ,что стоять на краю жутко и в наше время.Вот как описывают;По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 (21) сентября1675 года[1] от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2 (12) ноября1675 года.
Естественно ,после опалы,Морозовой владения были переданы новым фаворитам Романовых и служивым людям..наследникам
img.nnov.org/data/myupload/4/100/4100661/100-1837.jpgВ Т Долгорукому,Черкасову,В Г Ромодановскому,
Троекурову … При освоении этих территорий помещики переселяли своих крепостных из многих других губерний России, поэтому здесь наблюдается большая пестрота говоров, особенностей традиционных костюмов, праздников и обрядов Привлеченным на пожизненную военную службу считалось и дворянство—командный состав, который был поверстан поместьями—деревнями и угодиями. «Верстанье» происходило с учетом знатности рода и заслуг и колебалось в очень широких размерах — от трех-четырех крестьянских дворов до десятков селений.
Однако в XVI—XVII веках крестьяне закреплялись за служилыми людьми «в кормление»—на время службы и лишь в редких случаях давались «в вотчину»—закреплялись за владельцами и их родом.
Вачский пруд "Цимлян" на речке Вачке на закате.В вотчинах иногда беглых крестьян гораздо более, чем в поместьях.
В вотчине Ивана Петровича Шереметьева в 11 населённых пунктах це лых 52 двора пустых, и только 21 двор имеет жителей. И в вотчине его ЧАСТЬ 1. МУРОМО-СЕЛИВАНОВСКИЙ КРАЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН родственника Григория Ондреева сына Плещеева немало беглых, при чём они не скрывают своих новых мест. «Бориско Фролов бегает, живёт в стародубье вотцком… Васка Исаков сын Скомороха бегает, живёт в ос ташковском уезде за князь Васильевской княгиней Мисальского… Бо риска бегает, живёт в стародубье вотцком.., Ульянко бегает, живёт в (Ар замасском уезде…, Тимошка Савельев бегает живёт в Троицкой вотчине в с. Чеадаеве в наймех…, Екимка умер, а после ево остался сын Сенка.
Живёт, бегает де в Муромском уезде в деревне Бабурине»68. Беглые не значит, что они убежали, просто они по старинке ещё пользуются пра вом Юрьева дня и переходят к новому помещику, который предлагает им лучшие условия.
Былое Вачи,еще в черно -белом варианте..Ну не было еще цветных пленок и фотобумаг.Это все будет впереди…
Районный Дворец Культуры 2011 годИнтересно описание вотчины Симонова монастыря. «Вотчина Успе ния Пречистой Богородицы Симонова монастыря, что на Москве, что ку пил Симонова монастыря архимадрит Филофей з братьею у Левонтья да у Олферья да у Пятонки Фёдоровых детей Федотьева и у их брата и у племянника в лето 7039 году (1531) село Загарино - Оленино тожь на речке Енде. А в нём церковь Успение Пречистой Богородицы. А в церкви образы и строение мирское. А книги и ризы и всякое строение церковное попа Петра, да два колокола один полтрея пуда, другой дватцать пять гри венок, попово же»92.1531 год.
Это самое древнее упоминание о поселени ях в Дубровском стане в писцовых и межевых книгах. Интересно также, что строили храм сами миряне, а церковный дом с постройками, и книги богослужебные, и облачения церковные были самого священника Петра ЗЕМЛЯ ПРИОКСКАЯ-БЫЛИННАЯ Ондреева. Село находилось за рекой Окой и было достаточно крупным.
При нём было 6 келий для нищих, которые питались от церкви Божией.
Округа села Арефино Вачского района (бывший погост Озяблицкий).Один из самых знатных и древних родов русского дворянства – князей Голицыных – связан с Муромом по крайней мере еще с XVII века, когда в Писцовых книгах 1636/37 годов в муромском кремле обозначено место двора «боярина князя Ивана Васильевича Голицына»[1]. К середине XIX века Голицыны владели в Муромском и Меленковском уездах шестью тысячами душ крестьян. Только в селе Ваче Муромского уезда им принадлежало 3166 душ; остальные распределялись по деревням Алтунино, Арефино, Белогузово,Вечкино, Верхняя Березовка, Выборново, Высоково, Ганино, Деревнищи,Дьяково, Елемейка (Елемятка?), Жайское, Зандомская слобода, Застава,Звягина, Зяблицкий погост, Иголкино, Искусово, Казаково, Кожинка, Колдино, Кошкино, Красново, Кряжей, Курмыш, Липовка, Максаково, Мартино,Мелешкино, Михалево, Мошково, Мякишево, Нехайка (Нехаиха?), Нижняя Березовка, Hовошаново, Павликово, Перенки, Пожоги, Подзиково, Рыково (Рылово?), Сколково, Солнцово (Солнцево?), Урюпино, Федоровка, Чулково,Шишкино, Щедрино, Яковлево[2].
Неподалеку от деревни Чулково был хутор, где в 1870-е годы любил отдыхать и работать один из Голицыных – молодой князь Лев Сергеевич. Здесь и началась необыкновенная история, круто изменившая всю его жизнь.
Вот куда любил приезжать князь Голицын,пока загадка…Барской усадьбы не осталось -а может и не искали совсем.Приходится догадываться,что не подалеку от Чулкова хутор был,где любил отдыхать и работать…..Но судя по владениям лично его,а не семьи Голицыных это было Высоково..Это сейчас там в зиму остаются 3-5 человек позабытых ,позаброшенных(олимпиады,спартакиады нашим правителям сейчас важней),а когда то там жизнь бурлила с необычной красотой местной церкви,которой позавидовала бы и столица-Москва.
Муромский уезд
С. Жайское, д. Мякишево, Сколново, Кожинка
В 1859 г. - 404 д.м.п. крестьян, 115 дворов, 150 дес. земли
Ал. Ник. (1834-1868) и Ник. Ник. (1824-?)
С. Красное с 3 селами и 43 дд.
С. Зяблицкий погост
В 1859 г. - 5846 д.м.п. крестьян, 1880 дворов, 7205 дес. земли
В 1859 г. - 347 д.м.п. крестьян, 7 дворов, 77 дес. земли
Серг. Григ. "Фирс" (1803-1868)
С. Поздняково с дд. Епифаново, Ефремово, Петряево
В 1859 г. - 942 д.м.п. крестьян, 27 дворовых, 200 дворов, 7205 дес. земли
Серг. Мих. (1774-1859)
Мих. Алдр. (1804-1860)
Серг. Мих. (1843-1915)
Вот и гадай село Красное с 3 селами и 43 деревнями лично Сергея Григорьевича или как в его тусовке с кликухой Фирс……И в Зяблицком погосте у него не мало -почти 6 тысяч крестьян…
- 331 - 0 | Сергей Волков 20.11.2016 17:27 |
Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Пожертвовать
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края, и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Посмотрите страницы «История» в соседних населенных пунктах:
Новости СМИ вашего родного края (с сайта news.rambler.ru):
Мизулина обратится в прокуратуру из-за травли в нижегородской школе
RT: звуки стрельбы в Нижнем Новгороде связаны с учениями в воинской части
В Кстово десятиклассник представился Гитлером и был привлечен к ответственности
ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru
Всего комментариев:8
Ну не согласуется с историей....Вот попалась запись от Сигизмунда на надел в округе Вача …….. Впервые упоминается как околничий 27 сентября 1609 г. (Белокуров С. А. Разрядные записи… С. 118, 158). Значится как окольничий в боярском списке 1610/11 г. с пометой «умре» другими чернилами вместо зачеркнутого «в Муроме» (Чтения ОИДР. 1909. Кн. 3. С. 76). В ноябре-декабре 1610 г. получает вместе с другими Мосальскими пожалования от Сигизмунда III, в частности, 30 ноября 1610 г. ему с братом Андреем дана грамота на владение поместьем в Муромском уезде в Стародубе Возицком – село Вача с деревнями и пустошами, всего 1900 четвертей (АЗР. СПб., 1851. Т. 4. С. 392, 393). Примыкает к Первому ополчению. В феврале 1611 г. выступает с ополчением из Мурома на освобождение Москвы; в марте встает с отрядами ополченцев у Тверских ворот (Власьев Г. А. Потомство Рюрика. СПб., 1906. Т. 1. Ч. 1. С. 198; Белокуров С. А. Разрядные записи… С. 58, 59, 235). Согласно Шереметевскому боярскому списку, «убит под Москвой» в 1611/12 г. (ДРВ. М., 1971. Ч. 20. С. 86). И вновь упоминается Стародуб_Воцкий с ошибкой и село Вача с деревнями и пустошами,всего 1900 четвертей.Ох,сколько еще скрыто тайн по Стародубу и его крепости и при нем приселка Вача…. | |
Гость 09.01.2022 19:36 |
Флаг неизвестной страныИзвестный флаг неизвестной страны | |
sergej 22.11.2020 14:10 |
Флаг неизвестной страныИзвестный флаг неизвестной страны | |
sergej 22.11.2020 14:10 |
Мордва Вацкая приселок крепости Стародуба -Воцкий Скудность письменных сообщений и недостаток сколь-нибудь значимых специальных исследований данной темы заставляют прибегать к исторической ретроспективе, аналогиям и сопоставлениям. Созданная, в свое время, в угоду великодержавной идеологии, гипотеза проникновения славян в правобережье Нижней Оки, уже чуть ли не с X века, привела к выводу о том, что эта территория еще до ордынского нашествия была включена в состав русских земель, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, эти выводы носят надуманный характер, и не соответствуют историческим реалиям сложившимся в регионе к XIII веку.Большинство видят причину гибели Ярополча Залесского в нашествии татар, ссылаясь на сведения, почерпнутые из летописей. Лаврентьевская летопись сообщает: «На зиму Татарове взяшаМордовьскую землю и Муром пожгоша, и по Клязмевоеваша, и град св. Богородица Гороховецьпожгоша, а сами идоша в станы своя».«И по Клязьме города пожогша». Вроде бы все правильно. Действительно Стародуб на Клязьме разрушили и Горохоаец сожгли и Бережец. Однако здесь есть одно «но». Стародуб на Клязьме был разрушен в 1238 году во время первого нашествия татаро- монгол. И после этого войско двинулось напрямую на Городец (на Волге). Ярополч Залесский остался в стороне. А вот Гороховец и Бережец были сожжены во время похода татаро монгол на Северо восточную Русь в 1239 году. Лаврентьевская летопись гласит:«Зимой большое войско под командованием Гуюк-хана, Менгу-хана, Кадана и Бури двинулось на север, в область Мордвы и Мурома. Во время этого похода монголо-татары подавили восстание мордовских племен, взяли и разрушили Муром, опустошили земли по Нижней Клязьме и дошли до Нижнего Новгорода».Монголы разграбили города, не пострадавшие во время компании 1237-38гг. Посмотрев на карту боевых действий, обратим внимание на то, что в обоих компаниях присутствуют города с одинаковым названием Стародуб (на Клязьме), Городец (на Волге) в первой, и Стародуб Воцкий и Городец Мещерский на Оке во второй. Не учитывая время и место события и уточняющее название, где город находится, исследователи посчитали Стародуб Воцкий за Стародуб на Клязьме,как один и тот же город из чего получилось, что татары после Гороховца пошли по Клязьме дальше и тут уж Ярополч Залесский и был разрушен. Но, увы. «Пожёгши Гороховец», они дальше не пошли, а как говорит летопись «вернулись в станы свои». Почему? Татары хорошо знали о том, что Стародуб в предыдущем походе 1238 г. был разорён, и там никакой поживы не ожидалось. А главным движителем войны всегда была нажива. Так зачем идти в Стародуб если ее там нет? Ярополч не был княжеским центром, небольшая крепость интереса для них не представляла. Поэтому они развернулись и ушли назад в степи. Так Ярополч снова остался вне их действий. По этому поводу интересно высказывание А.А. Тица - «Видимо, Ярополч в период сложения Русского государства не играл какой-либо значительной роли, так как летописцы не упоминают о небольшом городке на окраинах бывших Владимиро-Суздальких земель». Мария Седова тоже предполагает, что причина не упоминания Ярополча в списке сожжённых городов в том, что он остался в стороне от основного пути монгольских войск. И если это так, то вновь возникает вопрос отчего погиб и исчез с лица земли Ярополч Залесский? Ответ на этот вопрос дан в первой части повествования. Это была чума. Такова моя версия. Так что версия,что Стародуб-Воцкий прослеживается по1536 год уже далеко не верна,да если еще знать,что княжна Рязанская долгое время владела територией и землями Стародуба-Воцкого и только перед смертью завещала все ее земли брату князю Московскому….. Где-то здесь, недалеко от устья Сережи и находился город Стародуб Воцкий, местоположение которого до сих пор не выяснено. Кирьянов писал: «…старинная крепость Стародуб Воцкий прослеженная в летописях до 1536 года. Из этой крепости организовывалась пограничная служба на реке Сереже».[7] Все меняется со временем появления в цифре и в свободной информации древних источников. И уже 1238 год не предел -скоро доберемся и до Черниговских многочисленных княжат ,которые строили и обзывали свои крепости по подобию предков Черниговских -Стародубских…. На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что юго-западная часть Нижегородской области, представлявшая собой северную окраину Мещеры, была, в XIII - начале XIV вв., частью золотоордынского улуса Мохши. По мнению ряда исследователей, здесь был создан один из центров золотоордынского баскачества, куда стекалась дань с покоренной Руси.[2] Впоследствии, эта территория вошла в состав выделившегося Мещерского юрта. Ввиду отсутствия документов могущих подтвердить или опровергнуть данную версию, за подтверждением этого тезиса следует обратиться к «письменности земли» - топонимике. На древней границе мещерских земель безусловно должны остаться топонимы отмечавшие эту границу. И они там есть. Так жалованная грамота 1565 года, данная Спасо-Ефимьевскому монастырю гласит: «Дано в Березополье деревню Мещерская поросль на реке Оке, на устье Мещерской заводи, что было в поместье за князем Андреем Михайловичем сыном Горбатова».[3] Позднее эта деревня стала городом Горбатовым, – уездным центром Нижегородской губернии. Но до сих пор остров на Оке, напротив Горбатова называется Мещерским, а в двадцати километрах к востоку от города стоит деревня Мещеры. Эти топонимы указывают, что здесь проходили северные рубежи Мещеры в начале XIV века. Итак, анализ расположения древних топонимов позволяет сделать вывод, что в начале XIV века в устье реки Кишмы пролегла граница между землями Мещерского улуса и набиравшим тогда силу Нижегородским княжеством. Затем, в середине XIV века, великий князь Константин Васильевич присоединил к нижегородскому княжеству Березополье, вытеснив оттуда мордву. «И повеле русским людем селитися по Оке и по Волге и по Кудьме реком и на мордовских селищах, где кто похощет».[5] Великий князь вышел к рекам Сережа и Кутра, тогда и появилась на берегу Марцы деревушка Мещера. Сложилась новая граница между нижегородскими землями и Мещерским улусом. Да, а сколько еще впереди будет осад,набегов.. И в Нижегородское княжение входил все же Стародуб-Воцкий с его огромной територией.Это видно по следующей записи в иследовании: В Нижегородское княжение входили земли в Бережце на Клязьме, Стародубе Вотском, в Присурском районе Курмыша, в Киши в Запьянье, междуречье Пьяны, Сережи и Вада. В 60-е годы XIV в. нижегородцы осваивали также заалаторские земли на Сару, засурские земли на Алгаше и Вятский край в Заволжье. О том, где проходила эта граница можно судить по сообщению из работ краеведа И.А. Кирьянова. «Население южной части современного Сосновского района до сих пор показывает древнюю военную дорогу с остатками дубовых гатей через болота, которая шла вдоль правого берега р. Сережи и называется «грошак».Может это и та дорога или сакма ,что шла от реки Ока со Стародубовоцкого перевоза Козьмодемьянского погоста в сторону реки Сережа. Ну любили ордынцы хорошие дороги в княжества Руси для сбора дани,для размещения по территориям численников ,для доклада своим ханам и воеводам ,Здесь же в с. Виткулове и соседних селениях старики рассказывают о бывших военных постах, которые извещали друг друга и население о появлении противника с помощью зажженных пучков соломы устанавливавшихся на шестах». Кирьянов писал: «…старинная крепость Стародуб Воцкий прослеженная в летописях до 1536 года. Из этой крепости организовывалась пограничная служба на реке Сереже».Когда Кирьянов писал,может это и было так,но все больше открывается материалов в цифре доступной всем. И уже известно ,что в конце 13 века князь передавал своей княжне,она по женской линии снохе и даже дочери,которую сосватали в Рязанское княжество и только в конце 14 века вдовая княжна передала все Рязанские земли и Стародуб-Воцкий и все что к нему потягло с селами и деревнями и уделом Муромского княжества ,в который не совались князья со своими поборами,согласно предыдущих завещаний ,- все завещала своему брату, Великому князю Московскому.На этом независимое княжество Рязанское заканчивается. Крепость Стародуб-Воцкий с Вацкой мордвой и со всем уделом благополучно вернулась к Московскому князю. А если деревня Городищи выросшая на месте крепости влилась в районный цент Вача,то и первое упоминание приселка сдвигается на века по моим понятиям…. Из этой записи нас интересует только Стародуб Воцкий, потому что он упомянут после Мурома. В 1462 г. в духовной грамоте-завещании великого князя Василия Темного говорится: « а что мне дала Анна Васильевна жена Ивановича села свои Муромские и в Воцком Стародубе… то даю своей княгине…».Княжна Анна Васильевна после смерти Ивановича отдала двух малолетних детей на воспитание в Москву своему брату князю московскому а сама стала с успехом править своим независимым Рязанским княжеством осваивая и расширяя "украины" своего княжества и только завещала его своему брату-князю. Вхождение междуречья Сережи, Теши, Оки и Мокши в золотоордынский улус повлияло на этнический состав населения региона. В Восточной Мещере проходили активные миграционные процессы, о которых казанский ученый Е. Казаков сказал: «Мещерский регион являлся контактной зоной для финноязычного, славянского и тюркоязычного населения а также зоной конфронтации Руси, Волжской Булгарии и кочевников степи. Все они силой оружия и идеологического воздействия стремились расширить свое влияние, что усилило миграционные и ассимиляционные процессы».[1] О национальном составе населения Мещеры говорится в одном из московско-рязанских договоров «…бесерменин, или моръдвин, или мачяринъ, черные люди которые ясак царевичу дают…».[2]Кроме них, в разных источниках здесь отмечались также марийцы и буртасы. Подвластное мещерским владетелям население состояло из мусульман («бесермен»), язычников финно-угров, буртасов и мачар-мажар, предков татар мишарей. Основным занятием податного населения были добыча пушного зверя и собирание меда диких пчел (бортничество). Меха и мед были стратегическим товаром, и это делало регион значимым центром в хозяйственно-экономической жизни средневековой Восточной Европы, привлекавшим к себе завоевателей. Междоусобицы, начавшиеся в степной империи в XIV веке, привели к тому, что на землях населенных аборигенами стали оседать золотоордынские феодалы, которые приходили на жительство со своими семьями и родами. Кроме того и мордовская феодальная верхушка стала вливаться в военную элиту империи. Из-за этого, уже в XIV веке территории Восточной Мещеры помимо всего, стали называться в русском документообороте не только «мордовской землей», «мордовскими местами», но и вместе с тем, «татарскими местами». Впервые подобный термин («мордовские и татарские места») встречается в договоре Дмитрия Донского и Олега Рязанского, в 1381 году,[3]после чего упоминается постоянно. Тюркские и мордовские князьки - мурзы, владевшие землями населенными мордвой, получили на Руси прозвание «мордовские татары» («мордовские князья»,Вацкая мордва, «мещерские князья»). Эти термины не выходили из обихода вплоть до XVII века. Воспользовавшись неурядицами в Золотой Орде, русские князья начали свое проникновение в Мещеру. Рюриковичи стали где-то захватывать, а где-то покупать некоторые мещерские земли у золотоордынских ставленников. В.А. Кучкин говорит о первом таком факте покупки уже в первой четверти XIV века.[4] Тогда вероятно были приобретены мещерские земли левобережья Оки. Практику покупки золотоордынских владений продолжил сын Дмитрия Донского, московский великий князь Василий I. В 1393 году «ходи великый князь Василей Дмитряевич другыя в Орду ко царю, и дал ему царь Новгородское княжение, Нижний Новгород и Муром и Мещеру и Тарусу».[5] Здесь уже можно говорить о выходе москвичей в Восточную Мещеру. Впрочем, неустойчивость центральной ордынской власти позволила и рязанским рюриковичам расширять свои владения в Восточной Мещере. Противостояние московских и рязанских князей в Мещере, и дележка «мордовских и татарских мест» зафиксированы в московско-рязанских «докончаниях» XIV-XV веков.[6] Однако следует полагать, что не вся территория Восточной Мещеры перешла в 1393 году под юрисдикцию Москвы. В договоре от 1434 года между московским князем Юрием Дмитриевичем и рязанским князем Иваном Федоровичем говорится о мещерских князьях, по-видимому оставшихся независимыми. «А князи мещерские не имут тобе, великому князю, правити (подчиняться авт.), и мне их не примати, ни в вотчине ми своеи не держати, ни моим бояром, а добывати ми их тобе без хитрости, по тому целованью».[Вот так вот ,удельное княжество и крепость Стародуба-Воцкого не имут тебе как и мне,так что не суемся туда оба в Вацкую мордву и прилегающую округу . Вот она в чем собака зарыта. Может и сведений об этом так мало. Формально были под властью- а в дела ни ни не лезть. Так что отпущены на вольные хлеба и милость ордынцев -соседий и многочисленных сборщиков даней тут рядом из крепости в Саконах,Ардатове…. | |
sergej 30.09.2019 22:29 |
Судьба древнего Воцкого Стародуба | |
sergej 09.01.2019 22:12 |
Волков Сергей: Пос ВачаВачский район в прошлом...– 75 лет назад архивные органы Горьковской области были переданы в систему НКВД (1939). | |
Гость 19.11.2016 15:33 |
Волков Сергей: Пос ВачаВачский район в прошлом...– 75 лет назад архивные органы Горьковской области были переданы в систему НКВД (1939).
В дверях «парадного крыльца» стоит грозный «Цербер» с длинными седыми усищами Вот и все пути, которые дал Кондратов вачскому рабочему. Вентиляции отсутствуют, отсутствовали и раньше. Сами стены старые, какие-то | |
Гость 19.11.2016 15:33 |
Время идет однако,даже фарватер реки Ока из острова недавно превратился в залив и остров примкнул к пойменному берегу.... | |
Гость 17.11.2016 23:37 |
Пользователи, связанные с н.п. поселок городского типа Вача
Новые комментарии
Некоторую роль в увеличении заработка крестьяне...
Разыскивают! - Здравствуйте! Моя бабушка Галина...
Ну не согласуется с историей....Вот попалась...
http://sega1949.nnov.org/tag/buntari_1905_goda
Флаг неизвестной страныИзвестный флаг неизвестной...
Смотреть все
Новые записи
История - село Новоселки. И вот узнаю новость про бунтарей местных.....19...
История - деревня Лобково. И вот узнаю новость про бунтарей местных.....19...
Жители - село Казаково. И вот узнаю новость про бунтарей местных.....19...
Видео - село Казаково. https://my.mail.ru/mail/sega1949/video
Жители - поселок городского типа Вача. Так что захудалая нынче деревенька в Вачском...
Новые фото
открыть продуктовый магазин по франшизе
бинокуляр хирургический
мебель садовая купить
16 тонн афиша
Вход • Поиск • О нас • Наши друзья • Статьи • ЧАВО • Согласие • Комментарии • Люди • Малая родина в мире
Telegram Zen.Yandex