Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 поселок городского типа Вача
ГлавнаяНижегородская областьВачский районпоселок городского типа Вача

Главная страница малой родины - поселок городского типа Вача

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 606150
Телефонный код: 8-83173
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Нижегородская область Вачский район поселок городского типа Вача на карте




Координаты населенного пункта поселок городского типа Вача на карте: 55.802346, 42.752145

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Ва́ча — посёлок городского типа в Нижегородской области России, административный центр Вачского муниципального района.


География
Расположен близ шоссе Нижний Новгород — Касимов.
Ближайшие города: Павлово, Навашино, Муром.


История
История Вачи своими корнями уходит в древность, когда эти края, по-видимому, не были заселены славянами.
В XIV—XVI веках на месте села Городищи (ныне в составе Вачи) находился город Стародуб Воцкий — крепость на засечной черте, предохранявшей от набегов татар и мордвы. После взятия в 1552 году Казани крепость потеряла своё оборонное значение. В это же время к востоку от неё возникло село Вача.
Своё развитие Вача получила в начале XIX века, когда крепостной крестьянин Дмитрий Иванович Кондратов создал здесь небольшое производство столовых и хлебных ножей. В 1839 году дело отца подхватил один из сыновей Дмитрий Дмитриевич Кондратов, который дал дальнейшее развитие металлообрабатывающему производству и открыл миру село Вача, получив в 1870 году в Париже большую золотую медаль на Всемирной выставке. В дальнейшем изделия, выпущенные в Ваче, получали награды на выставках в Лондоне, Нью-Йорке и других крупнейших столицах мира.
Впервые упоминается в 1588 году.
До революции административно находилось в Муромском уезде Владимирской губернии.
В 1897 году в Ваче некоторое время жил писатель В. Г. Короленко.
Статус посёлка городского типа с 1938 года.
3 декабря 2010 года в посёлке была освящена малым иерейским чином новая деревянная церковь в честь святителя Тихона Амафунтского Освящение великим чином состоялось 29 июня 2011 года во время визита в посёлок архиепископа Георгия. Прежняя церковь была больше и имела три престола. Её боковые приделы были освящены в честь великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеимона.


Население


Экономика
Промышленность — металлообработка, изготовление металлических изделий и инструментов. Самое крупное промышленное предприятие посёлка — ПАО «Труд» (до 1917 года — фабрика промышленника Кондратова; в советский период — ЗТВ — завод «Труд», Вача). Почти 50 % от общей продукции занимает продукция по производству ножевых изделий и столовых приборов ОАО «Труд» (ежегодно выпускается более 1,2 млн штук ножей; более 4,5 млн штук столовых приборов, около 1 млн штук топоров).
Также действовали молочный и хлебные заводы, которые закрылись после распада СССР.


Известные уроженцы
Зайчиков, Михаил Дмитриевич (1901—1962) — советский военный деятель, Генерал-майор (1945).


поселок городского типа Вача на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


поселок городского типа Вача


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:4

http://sega1949.nnov.org/tag/buntari_1905_goda

Гость
22.01.2021 20:46

И вот узнаю новость про бунтарей местных.....19 и 20 декабря жандармским подполковником Сомовым подвергнуты были обыску и аресту следующие революционирующие деятели по Муромскому уезду инженер-технолог Николай Васильевич Кондратов ( кто это,из семейства фабрикантов Кондратовых),крестьянин с.Казакова Иван Степанович Евтеев ( Ау,наследники Евтеевы -ваш староста сельский попался), кр.того же села Иван Иванович Демагин,он же Сорокин ( это с ним когда то общался писатель Короленко В.Г.) и мещанин Иван Деменьтевич Волков (ну дела и сродничек мой из прошлого тоже хулиганил.Ау Волковы ,кто он из прошлого,всего век прошел?).....П И Ремизов,учитель в селе Вача,учительницаЮ К Ракова, крестьяне И А и Л И Фантиловы,А Ф Курицын,И И Сорокин,учительница Е И Альбицкая,Н В Кондратов обвиняемые в противоправительственной пропаганде среди крестьян Муромского уезда,Как опасные для правительства агитаторы и подстрекатели народных масс. Да,доставалось губернатору князю Голицыну в 1905 и 1906 году.Вся округа буянила. ; декабря общество крестьян дер.Федурино запретило помещику Рейнвальду продавать на дрова горелый лес и рубить таковой до тех пор,пока не состоится Государственная Дума,в которой они надеются и будет решен земельный вопрос. 9 ноября крестьяне с.Вача после митинга отправились в церковь и заставили местного священика Николая Магницкого отслужить панихиду по " павшим борцам за свободу"

сергей волков

sergej
20.01.2020 21:04

За Веру и Отечество живот свой положившие.

Вача. А.Железнов





Русское Воскресение : Православное воинство : Дух воинский : … И еже с ним за Веру и Отечество живот свой положившие
http://www.voskres.ru/army/spirit/podvig.htm
… И еже с ним за Веру и Отечество живот свой положившие
Соратники воина-мученика Евгения Родионова


Около трех лет назад стало известно о подвиге Евгения Родионова, оказавшегося в плену с тремя другими воинами-пограничниками в первую чеченскую кампанию. У молодых солдат был выбор: принять веру врага и сохранить себе жизнь, или мученически погибнуть. Они предпочли смерть предательству. Вместе встретили они самые страшные дни своей жизни, вместе сделали свой выбор — рядовой Евгений Родионов, младший сержант Андрей Трусов, рядовой Игорь Яковлев, рядовой Александр Железнов. О воине Евгении, не снявшем креста в чеченском плену, писалось неоднократно. Подробности жизни остальных пограничников стали известны только сейчас.

Андрей Николаевич Трусов родился 21 ноября 1976 года в сельском пригороде Орла в семье Николая Александровича и Нины Николаевны Трусовых. Крещен Андрей был в трехмесячном возрасте священником храме Иверской иконы Божьей Матери. Крестины проходили на дому, так как мальчик имел врожденную грыжу. Уже после крестин грыжу удалили, и мальчик больше ничем не болел. В детстве Андрея нянчила ныне здравствующая бабушка Татьяна Ивановна, которой в войну пришлось пройти немецкие концлагеря под Штутгартом. Через восемь лет в семье Трусовых родился младший брат — Евгений. С детства Андрей помогал родителям по хозяйству на приусадебном участке. До девятого класса учился в орловской школе N 30. После школы окончил ПТУ N2 22 по специальности пчеловод-водитель. Эту сугубо мирную профессию выбрал он сам. Наверное, за веселый нрав, басовитый голос, высокий рост (около 180 см) и щегольские усики он получил от товарищей прозвище «поручик». Оно сохранилось за ним и в армии. Склонность Андрея к шуткам вспоминает отец Николай Александрович, таких называют сейчас «прикольщиками». Нина Николаевна вспоминает его доброту и ласковость, стремление к чистоте и аккуратности. И еще помнит она о том, что у Андрея было много друзей. Перед армией пошутил в последний раз: «А может, «закосить» — посидеть в подвале лет до двадцати семи», — посмеялись с матерью. Чтобы призвали в погранвойска, сам сходил в военкомат. А когда пришла повестка, сразу же убыл в пункт сбора. Домашние даже котлет на дорогу пожарить не успели. Уже в поезде, обнимая младшего брата, сказал: «Я и за тебя отслужу, ты в армию не пойдешь». Что впоследствии и сбылось. Мать награжденного посмертно Орденом Мужества Андрея Трусова представители военкомата уведомили, что последнего сына в армию не призовут. Тело воина Андрея Трусова похоронено на погосте храма Святителя Николая рядом с деревней Лепешкино. На школе, где учился Андрей, установлена памятная доска.

Игорь Владимирович Яковлев родился 26 января 1977 года в деревне Петровское Тербунского района, Липецкой области в крестьянской семье Владимира Ивановича и Анны Васильевны Яковлевых. Игорь был младшим, поздним ребенком и имел двух старших сестер Галину и Наталью. Крещен был трех лет от роду в церкви Вознесения Господня в селе Бурдино. До третьего класса ходил в школу в Петровском. С четвертого по девятый — в соседние Тербуны. Ходить приходилось пешком в любую погоду по пять километров. С двенадцати лет Игорь помогал родителям в тяжелом деревенском труде: работал штурвальным на комбайне, пахал на тракторе, ухаживал за домашней скотиной. В детстве жизнь Игоря дважды подвергалась смертельной опасности. Один раз в пять лет провалился под лед, катаясь на санках, но был спасен соседкой. Анна Васильевна удивлялась, что он даже не заболел тогда. Другой раз, уже в юности, чуть не замерз в сильный мороз в дороге. Когда его отогрели, дома сказал: «Святитель Николай помог». Что стояло за этими словами, теперь не узнать. Роста Игорь был невысокого — в отца, физически крепок, вынослив. Отличался немногословностью, ровным спокойным характером. Из школы приносил только хорошие и отличные оценки. СПТУ окончил с отличием. Товарищей имел старше себя, жалоб от него никогда не слышали ни сестры, ни родители. К службе в армии готовился: помимо тяжелого деревенского физического труда, занимался гирями, бегом. Обрадовался, что попал в пограничные войска. Письма с его службы были лаконичными: «Все хорошо. Всем доволен». Когда сестра Наталья привезла тело Игоря из Ростова, на похороны пришло очень много народа из соседних деревень. Возможно, среди пришедших попрощаться с Игорем были двое юношей из соседних Тербунов, ставших впоследствии воинами Шестой роты Псковской воздушно-десантной дивизии. Учились они, по-видимому, в одной с Игорем школе и легли на соседнем погосте.





Александр Михайлович Железнов родился 10 августа 1976 года в районном центре — городе Вача Нижегородской области. Родители Александра Михаил Иванович и Нина Ивановна крестили сына в семилетнем возрасте вместе с родившейся в том же году сестренкой Катей. Крестины проходили в июле 1983 года в Храме Святой Живоначальной Троицы в селе Арефьево, который за время своего существования никогда не закрывался. В этом же году Александр пошел в Вачинскую школу, где проучился до восьмого класса. Когда мальчику было двенад­цать лет, произошла трагедия. Внезапно на глазах матери погиб отец Саши — Михаил Иванович. Нина Ивановна работала нянечкой в детском саду и все работы по дому и подсобному хозяйству легли на плечи Александра. Может быть, поэтому учеба в школе давалась ему с трудом. После восьмого класса пошел в вечернюю школу и ПТУ, где учился на слесаря. Мать вспоминала, что сын вообще не курил, и в общении был прост, не любил драться и ссориться. Телосложения был плотного, роста среднего (около 170 см). Александр был неприхотлив, заботился о матери и сестре. После смерти отца в семье стал ощущаться недостаток во всем, и покупки необходимых вещей делали по очереди! в этом месяце — Кате, в следующем — матери, в следующем — Саше. А он все отказывался в пользу сестры и Нины Ивановны: «Мне зачем — мне в армию». Когда мать хотела похлопотать в воен­комате, чтобы сына — последнюю опору семьи — послали служить поближе к дому, он категорически отказался. Хотел служить в Пограничных войсках, только все сокрушался: «Как же вы без меня будете?». В учебном центре ФПС в Багратионовске, что под Калининградом, сдружился с Андреем Трусовым. Не желая расставаться с това­рищем, с первой волной поехал служить на чечено-ингушскую границу. Хотя возможность остаться под Калинин­градом была: один из командиров — земляк — хотел оставить его, да и мать была категорически против. Письма со службы присылал шутливо-бодрые, начинавшиеся со слов: «Привет из санатория…» или «Привет из пионерлагеря…». Похоронили Александра на Вачинском кладбище на горе.





Разные были эти ребята. Они отличались не только характерами, но даже речь выдавала в них жителей разных областей. Но общего все же было больше. Это были крепкие ребята из крепких работящих семей. Формирование мужских качеств проходило у них в безвременье первой половины 90-х годов, когда многие семьи познали нужду и безработицу. Тогда никто из них не погрузился в отверзшийся вдруг мир губительных развлечений. Они честно подставили свои юношеские плечи и понесли тяготы вместе с отцами и матерями, став опорой и надеж­ной своих семей до армии. В пору, когда в стране господствовала идеология, пронизанная ненавистью к Родине, никто из них не подумал об уклонении от службы. Рожденные в безбожные времена, мальчики были крещены в Православии. Житель Подмосковья Евгений посещал до армии церковь, носил крестик, остальные ребята — нет. И церквей в их селах не было и нет до сих пор. Один крест был найден в могиле — воронке под Бамутом — нательный крестик Евгения. Но единый мученический крест выпал им всем четверым. Попав в плен, никто из ребят не написал домой писем с просьбой о выкупе и даже не дал своих адресов бандитам. В лютом чеченском плену это было сделать непросто. От момента, когда они опустили шлагбаум перед санитарной машиной, набитой боевиками, и до своего смертного часа — были вместе. Любовь Васильевна Родионова и Нина Ивановна Железнова видели камеру с отогнутой решеткой в Бамуте. В ней держали воинов. Это помещение было свидетелем последних дней пограничников. Как они укрепляли друг друга, как подбадривали — мы уже никогда не узнаем. Но выбор — стоял перед всеми четверыми.

Благой плод бывает от благого древа. У каждой семьи пограничников был свой подвиг. Все родители воинов прошли через страшный позор обвинения в дезертирстве — чтобы скрыть факт пленения солдат, командование заставы в каждую семью направило телеграммы о самовольном оставлении части. А за телеграммами — участковые с обыском и пересуды односельчан и соседей. Потом — мучительная неизвестность. Все матери молились о сыновьях, заказывали службы. Любовь Васильевна ходила по бандитским отрядам, искала сына. Под Бамутом искать тела погибших сыновей ходила вместе с Ниной Ивановной Железновой, выбирать ребят из наскоро засыпанной воронки пришлось по косточкам. Нину Николаевну Трусову и Наталью Владимировну Яковлеву вызвали телеграммами в Ростов. Собственноручно одевали дорогие косточки в новую форму. Учительница Наталья Яковлева — сестра Игоря, вспоминала: «Как все это увидела — поняла, если я этого не сделаю, никто не сделает. Родители наши ведь старенькие. Они не переживут».

Ранее отмечалась та необычайная для нашего времени почтительность и забота, с которыми отнеслась Любовь Васильевна Родионова к останкам своего сына. Теперь известно, что так же поступили близкие Андрея, Игоря и Александра. Никто не похоронил своих детей в казенном цинке. Тела были переложены в гробы и отпеты по православному обряду. Хотя родители воинов, по естественным причинам, не были знакомы со Священным Писанием, в этих совершенно разных семьях существовал особый климат моральной чистоты, присутствовало вполне определенное христианское понятие греха и определенное понятие праведности. Причем, к следованию этим принципам стремились вне зависимости от окружающей обстановки.

Когда-то довелось слышать проповедь архимандрита Петра из Боголюбова, где он говорил о том, что сатана за то ненавидит нашу землю и лютует против нее, что каждый русский — потенциальный православный, ибо сегодня еще лба не знает как перекрестить, а завтра он уже церкви строит. Так было попущено Богом, чтобы на рубеже третьего тысячелетия именно в России для солдат Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова вопрос о верности Отечеству слился с вопросом о верности Православной вере. Отказ от Христа означал отказ и от Родины, и от матери. И все четверо ценой страданий и самой жизни дали единый ответ на этот главный для каждого человека вопрос. В одном из писем он сообщил родителям, что ему достали хорошие офицерские сапоги, и теперь ему на Кавказе никакая зима не страшна. По сапогам Андрея Трусова и опознали.



Саша Железнов из Нижегородской области, из райцентра Вача. Перед армией выучился на слесаря, рано остался без отца, был в семье за хозяина. Получил повестку — сразу в военкомат. Пограничные войска… Мать в слезы — могут услать, он у них один кормилец, как она без него обойдется? Собралась идти хлопотать за Сашу в военкомат, но сын запретил матери выпрашивать поблажки. Звали его "железякой" — рослый, красивый, сильный, не пил, не курил. Мама, Нина Ивановна, как и Любовь Васильевна Родионова, получила телеграмму, что ее сын самовольно оставил часть. И она тоже едет в Чечню искать сына. Воронку от авиабомбы, в которой были засыпаны землей их сыновья, матери нашли вместе.

Игорь Яковлев — из Липецкой области, из села Петровское. Отец, Владимир Иванович, знатный комбайнер, и сын выучился на комбайнера. В армию пошел по первой повестке. "У меня все нормально", — писал домой одно и то же. Когда родители получили телеграмму, что Игорь самовольно оставил часть, никто из односельчан этой клевете не поверил — не таков был сын Яковлевых.



Вот такие русские солдаты покоятся далеко друг от друга, на разных кладбищах земли Орловской, Липецкой, Новгородской, Подмосковной. И кто знает, может быть, четыре креста в небе над Жениной могилой — Божье благословение сделать известными их пока еще малоизвестные имена. Ведь зная их имена, мы можем молиться за упокой их души.

Им предлагали: "Напишите домой, вас выкупят", — но они не только не написали, но даже адресов своих не дали бандитам, а ведь лютый чеченский плен требовал от них каждодневного мужества. Они были вместе. С той минуты, как попали в плен — до последней минуты земной жизни. Мы никогда не узнаем, что говорили они друг другу в последнюю ночь перед казнью. Но Господь знает и последние слова, и последние воздыхания, и последние мысли.



Четыре креста в небе России… Четыре тоненьких деревца, посаженные матерями на месте казни их сыновей. Кроме Жени, никто из ребят не носил нательный крестик, но веры своей, как и он, не предали. Давайте будем поминать их в своих молитвах, подавать записочки за них, просить Господа о упокоении душ усопших рабов Его — Евгения, Андрея, Александра, Игоря. Русские судьбы. Русские характеры. Русские имена. Вечная им память.



Екатерина Юрина(Железнова)
г. Павлово (Павловский район), Россия

Вместе с тремя сослуживцами Александр попал в плен,где захватчики под страхом смерти требовали от военнослужащих отказаться от православия и принять ислам.Солдаты предпочли умереть,и 23 мая были расстреляны чеченцами..И вот прошло 20 лет,но легче на душе не стало…Я буду ПОМНИТЬ и ЛЮБИТЬ тебя всегда,братишка..

sergej
10.03.2018 20:09

Был когда то город в Нижегородской обл в Стародубовоцком стане Муромского княжества Стародуб Воцкий.Имел ли он свою крепость? Какая судьба его постигла? И современная НА-На технология не помогает.Не нашли его следов,как и древнего большака с переправой через реку Оку…Кто не помнит прошлого-не увидит будущего! Это свидетельствует о земляных работах, которые проводились вокруг крепости. Об этом можно судить по записи Никсоновской летописи под 1536 года, где говорится о том, что: «В то же время поставлен град Стародуб на старом месте земляной и делали 10 апреля по 20 июля».


В 1523 году крепость была укреплена после неудачной осады Новгорода Нижнего войском Крымского ставленника в Казани Саиб-Гирея «повоевавшие около Нижнего Новгорода Березополье и до Клина и взявшее полону множество…» А разве это ни о чем не говорит.Поставлен град Стародуб на старом месте..Значит по новому ставили крепость,земляные укрепления. А крепость была в округе одна -только в Городищах.Омываемой с трех сторон речкой Вачкой и Кутрой от Казакова.А когда то и казаково нарекалось Никольским,по одноименной церкви,не далеко от Старой Муромской дороги.Ох,сколько вопросов? Куда делись следы деревни у пристани Жайск? Это сейчас там проходит фарватер реки Оки,оставив озера и протоки на старом русле"Старице".Край непуганных птиц,озер заливных и бездорожья.Словом-необжитый край……Как сложилась судьба Стародуба Воцкого мы не знаем. В некоторых русских летописях, в частности, в Воскресенской, имеется список городов Руси, озаглавленный «А се имена градом русским дальним и ближним». Там имеется такая запись: ….Муром на реке Оке, Стародуб Воцкий, другой Стародуб на Клязьме, Ерополчь, Гороховец, Новгород Нижний ….. .

Из этой записи нас интересует только Стародуб Воцкий, потому что он упомянут после Мурома. В 1462 г. в духовной грамоте-завещании великого князя Василия Темного говорится: « а что мне дала Анна Васильевна жена Ивановича села свои Муромские и в Воцком Стародубе… то даю своей княгине…».Княжна Анна Васильевна после смерти Ивановича отдала двух малолетних детей на воспитание в Москву своему брату князю московскому а сама стала с успехом править своим независимым Рязанским княжеством осваивая и расширяя "украины" своего княжества и только завещала его своему брату-князю. Так что могли затеряться и уцелеть сведения где нибудь в Рязанско-Муромском княжестве,Касимовском царстве и других соседних царств ,с которыми пыталась поддерживать мирные отношения княжна ..Для нас особенно важно деление волостей между сыновьями Ярослава I. Оно надолго определило дальнейшее развитие отдельных частей древней России. Святослав Ярославич получил на свою долю Черниговский удел. К этому уделу кроме Северской земли причислялась долина Оки и Тмутраканское княжество, точно также как к переяславскому уделу Всеволода принадлежало почти все верхнее Поволжье. Существование такого деления подтверждается событиями восточной Руси во второй половине XI в. и особенно Любецким съездом, на котором все течение Оки навсегда укреплено за родом Святослава Ярославича. Подобная обширность владений, сосредоточенных в руках одного рода, нисколько не смущала остальных князей. Вся эта лесная глушь имела в их глазах очень мало цены; самые Святославичи, как увидим, долго не могут помириться с угрюмою природою своих уделов, и обнаруживают стремление к заветному Приднепровью

sergej
16.11.2016 13:08
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. поселок городского типа Вача

Новые фото


Районный поселок Вача Нижегородской обл.
Былое Вача- моя малая Родина.
Былое Вача
деревня Черновское
Районный поселок Вача

Написать