Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяРеспублика ДагестанГородские округапоселок городского типа Шамхал

Главная страница малой родины - поселок городского типа Шамхал

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 367912
Телефонный код: 8-87239
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Республика Дагестан Городские округа поселок городского типа Шамхал на карте




Координаты населенного пункта поселок городского типа Шамхал на карте: 43.057957, 47.340066

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Шамха́л (кум. Шавхал, Шаухал, Шевкал) — монархический титул, а также династия кумыкских правителей Тарковского шамхальства — крупнейшего феодального государства Северо-Восточного Кавказа и Прикаспийской равнины. Шамхалы Тарковские правили с XIV по XIX век, пик их могущества пришелся на XVI век, период правления Тарковского шамхала Чопана.


Происхождение


Арабская версия
Согласно хронике Дербент-Наме, с неустановленным автором и поздней переписи, в VIII веке в период арабского нашествия, правителем "области Кумук" был Шахбал. Возможно, что известный правитель Кумука Шамхал именовался арабами как Шахбал. Так арабы могли связывать титул Шамхал со знакомым им персидским титулом Шах, который означает правителя.

В русском документе, составленном в 1728 году, так определяется термин шамхал:«Сие слово… взято из арапского языка. Когда арапы Сирию и другие около лежащие провинции под себя побрали и главную столицу имели в Дамаске, распространили оные свою силу и по вестовой стороне Каспийского моря и привели под свою власть… между тем и Тарху, в которой город всегда из Дамаска присылалось знатнейшего для содержания. И понеже Дамаска по-арапски и по-турецки называется шам-ахал… то из сих слов стало сиё слово шамхал, яко из Дамаска присланной начальной, и с того времени доныне в обычае осталося».С. М. Броневский в своей работе «Новейшия известия о Кавказе» сообщает:«Достоинство шамхальское есть важнейшее в Дагестане; а в областях заключающихся между Тереком и Курою, почиталось вторым после царя грузинскаго. Историческия известия, согласно с преданиями народными, утверждают, что первые шамхалы посталены были от аравитян, что сходствует с толкованием, помещённым у Гербера о значении слова шамхал; ибо восточные писатели называют город Дамаск Шам, а хал на арабском языке значит князя, владельца, следовательно, слово шамхал перевесть можно дамаскинский владелец. Но Реинкс, основываясь на дербентской истории, в рукописи им найденной, выводит название шамхала от аравийского полководца Шахбала».Мехмет-Эфенди, один из тюркских летописцев XVIII века, отмечал:«В Дагестане главенствующего князя кумыков и всей приморской равнины величают шаухалом (шамхалом). Шаухалы (шамхалы), по их преданиям (как они сами рассказывают), как и крымские ханы, происходят из древнего, но единого с ними корня. Своим происхождением они гордятся. Есть ещё один князь у кумыков, его называют „крым-шаухал“, как и у крымских ханов — „калгай-солтан“. Когда умирает шаухал, ему наследует этот крым-шаухал, а крым-шаухалом же становится уже другой из князей (биев). Шаухалы (шамхалы) роднятся (выдают своих дочерей) лишь с потомками Великого Уцмия Кара-Кайтагского и Кази-Кумукских ханов».В Дербенд-наме же сообщалось:


Критика арабской версии
Многие специалисты подвергли сомнению арабскую версию, отмечая полулегендарный характер сведений о походе Абу-Муслима и отсутствия точно установленного авторства Дербенд-Наме и назначении им Шахбала в Кумуке. Русский востоковед В. В. Бартольд отмечал, что форма «шамхал» является поздней. Первоначальной формой термина является «шавкал», которое одновременно фиксируется русскими и иранскими (тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шарафаддин Язди) источниками, что исключает возможность искажения «шамхал» в «шавкал». Известный дагестанский историк Шихсаидов писал, что версия об арабском происхождении была выгодна династии и духовенству. А. Кандауров писал о том, что инициаторами версии об арабском происхождении были сами шамхалы.
Легенду об арабской версии шамхал, в частности о происхождении из племени «Курейш» раскритиковал и известный исследовать, доктор исторических наук Т. В. Гаджиев, заключив, что данная версия не имела под собой никакой реальной почвы.
Известный русский востоковед В. Ф. Минорский в своем известном труде подверг резкой критике оба источника – «Дербенд-наме» и «Тарих Дагестан», являющиеся фундаментом «арабской» версии, называя их «тенденциозными политическими памфлетами, имеющими целью обосновать претензии шамхалов на преобладающее положение в Дагестане». По мнение В.Ф. Минорского, титулы, под которыми местные кавказские правители были известны в более поздние времена, в том числе – «...шаукал или шамхал..» – не встречаются ни в одном арабском источнике и не имеют ничего общего с Сасанидскими почетными званиями, которые были еще памятны в ранние исламские времена».
Мнение В.Ф. Минорского было поддержано и А.Р. Шихсаидовым. Анализируя сведения «Дербенд-наме» о назначении арабами правителей Дагестана – шамхала, уцмия и майсума, исследователь отмечает, что они не находят подтверждения в других источниках и носят следы не только позднейших интерполяций, но также и намеренной редакции текста. Арабские источники дают основание говорить о политике арабов, рассчитанной не на замену местных правителей новыми, арабскими, а об использовании большинства местных правителей в интересах укрепления своей власти в Дагестане.
Жесткой критике подверг арабскую генеалогию шамхалов и известный дагестанский арабист М. С. Саидов. В своей работе он приводит ряд исторических данных, опровергающие сложившееся мнение, что шамхалы являются потомками дяди пророка – Аббаса, причем ни один исследователь, занимавшийся этой проблемой, так и не смог их оспорить. По мнению Саидова, этимологии титула «шамхал» с этимологией Шам (Сирия) и Хал (название населённого пункта в Сирии) вызывает недоумение, так как если образовать от этих двух слов новое слово путем слияния их, то, согласно законам арабского языка, получается не Шамхал, а Хал-аш- Шам. Форма Шамхал, как пишет арабист Саидов, образовалось по типу тюркских слов, а не арабских.
По сведением М.С. Саидова, среди шамхалов очень мало лиц с арабскими именами. Историк отмечает, что арабы обычно строго придерживались правила давать своим детям арабо- мусульманские имена даже на чужбине. «В именах шамхалов: Хасбулат, Алхас-Мирза, Эльдар-хан, Сурхай-хан, Чопан, Адиль-Гирей, Уллубий, Султанмут, Андий, Тишсиз Мухаммед – очень мало арабского».
Утверждение М. С. Саидова было поддержано доктором исторических наук А. С. Акбиевым, который отмечал, что, «прежде чем в русском языке «шамхал» стал «шамхалом», прошло не менее двух столетий». В русских документах XVI в., как пишет Акбиев, титул этого правителя упоминается как «шевкал», то есть это изначальная форма, от которой и следует отталкиваться. По мнению Акбиева, созвучна форма «шевкал» с кумыкским названием титула этого правителя – «шаухал». Причем в отличие от русского языка, как указывает Акбиев, эта форма не менялась, кумыки называли своих правителей «шаухалами» и в XVI в., и в XIX века.
По мнению Акбиева, проникновение арабской версии в научную историческую литературу связано «не только со сведениями местных исторических хроник, но и с неправильной оценкой итогов арабо-хазарских войн». Акбиев указывает, что версия об арабском происхождении шамхал заманчива, но при детальном изучении не выдерживает никакой критики.
Дополнительным аргументом против рассматриваемой версии является тот факт, что шамхалы не упоминаются у средневековых арабских географов (Али-Масуди, Аль-Истархи и другие).


Тюркско-кумыкская версия
Сторонниками тюркско-кумыкской версии происхождения шамхальского государства являлись лакский историк Али Каяев, турецкий историк Фахреттин Кирзиоглу, историк начала XX века Д.-Х. Мамаев (Карабудакхентский), Халим Герей Султан, крымскотатарский автор Мехмет-Эфенди, профессор Э. Д. Богатырев и доктор наук М.-П. Б. Абдусаламов, и ряд других. Российский востоковед, доктор исторических наук, Зайцев И.В. считает шаухальство кумыкским государством со столицей в городе Кумук.
Доктор исторических наук Г. С. Фёдоров считал шамхал кумыками, создавшие государство под названием Тарковское шамхальство со столицей в Тарки. Учёный подверг к резкой критике мнение, по которой шамхалы, якобы были выходцами из Кази-Кумуха, а позже изгнанные из своей зимней резиденции в Кази-Кумухе её жителями. Г. С. Фёдоров считает, что данная версия неверно истолкована некоторыми исследователями и не имеет подтверждений. Так, по мнению автора, если бы данный фактор имел место быть, то в материальной культуре кумыков сохранились бы «элементы, специфически характерные для материальной культуры казикумухцев». В действительности же шамхалы были выходцами из Тарков и Бойнака, создавшие единое кумыкское государство, путём слияние различных разрозненных кумыкских феодальных образований (Эндирей, Бойнак, Эрпели и др.) с единой этнической территорией, а так же с единой материальной культурой и языком.
Исследуя труд тимуридских историков Низама ад-Дин Шами и Шереф ад-Дина Йезди, советские историки В. Г., Ромаскевич А. А и Волин С. Л., узбекский профессор Ашраф Ахмедов, а также профессор и алановед О.Б.Бубенок, называют Гази-Кумук (Гази-Кумуклук, область кази-кумуков) областью проживания части кумыков. Упомянутые тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шереф-аф-Дин Йезди писали о владении Гази-Кумуклук. Суффикс "Ук" характерен для тюркских языков.
По мнению доктора исторических наук А. К. Акбиева, ссылавшийся на историческую рукопись «Тарих ал-Баб» и данные ученного арабиста Саидова, «шамхал» является не именем собственным, а титулом, образовавшаяся по типу тюркских слов «Шау» или «Сау», что в переводе «принц» или «славный принц», отмечая, что кумыки не с проста именуют шамхал шаухал. Автор заключает, что терминалогию слов «шамхал» следует искать в тюркских языках огузской группы. Относительно же происхождении шамхал Акбиев отмечает, что первые правители с титулом «шаухал» появляются в Дагестане в начале XII в. и были этническими тюрками, возглавлявшими отряды газиев и распространявшими ислам в горном Дагестане:

Османский путешественник Эвлия Челеби называл шамхала "природным огузом". Аргументом в пользу тюрко-кумыкской версии является тот факт, что шамхалы избирались традиционным для тюркских народов способом — бросанием красного яблока.
Русский учёный-историк на рубеже второй половины XIX-века М. М. Ковалевский, упомянул шамхала «татарским» («татарский Шамхал»). В различных дореволюционных источниках кумыки были известны под именем «татар».
Домусульманские имена жителей Кумука, зафиксированные в Худуцкой надписи (Будулай, Ахсувар, Чупан и другие) имеют тюркскую природу. На могилах шамхалов в современном лакском селении Кумух исторической области Кумук, помимо арабских имеются надписи и на тюркском языке (кумыкском) , зафиксированные известным кавказоведом Л.И.Лавровым. Само кладбище местные жители называли "симирдальским" - от названия хазарского города Семендера. Как отмечают ученые, на кладбищах в Кумухе проявлется кипчакский характер узора, как правило кумыки кипчакоговорящие.. В исторической хронике История Маза шамхалы названы "ветвью ханско-хаканских поколений".В подтверждении данной версии имеются письма шамхалов, в частности Шамхала Сурхая III астраханским воеводам , в котором Шамхал Сурхай III пишет:

Турецкий учёный исследователь Abdullah ibn Rıdvan упоминает шамхалов кумыками, власть которых передавалась из числа представителей самой династии, которые в свою очередь так же имели браки с представителями из лакских ханов Кумуха или Кайтага.
Титул шамхал встречался у соседних народов. Правитель андийцев Али-Бег, ставший основателем новой династии владетелей этого народа, носил титул шамхал. Также титул "шамхал" носил правитель XV века из Гидатля "Уллу (Олло) Шамхал" (Уллу в переводе с кумыкского "большой", "великий"). Согласно народным преданиям, правители андийцев, начиная с шамхала (султана) Али-Бега до Хаджику, разговаривали на языке равнины (то есть кумыкском).По мнению лакского историка Али Каяева, первый шамхал также был тюрком, а не арабом. Монгольские завоеватели сместили прежнюю династию и назначили своих ставленников. Джамалутдин-Хаджи Мамаев (Карабудакхентский) в своей книге "История Кавказа и селения Карабудахкент" писал о происхождении шаухалов следующее:

То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем "шавхал-хан", исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опоры на своё генеалогическое происхождение (насаб), при этом, не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается среди них (шаухалов) [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову
На генетическую связь Шаухалидов с Чингизидами указывают и имена некоторых первых из них и окружавших их аристократов. Среди них можно назвать брат шаухала Ахсувара Бугдая (сравните с именем монгольского полководца Букдая, участвовавшего в покорении Кавказа), Али Чопана (тюрко-монгольское Чобан), вельможа Сардар Нугай (Ногай) (все рубеж XIII–XIV вв.) и жившие в XVI в. шаухалы Будай и Чопан.
По мнению французского ученого Шанталь Лемерсье-Келькеже, в шамхальстве доминировали тюрки-кумыки, но за лакцами сохранялся почетный статус "гази" (из-за более раннего принятия ислама). В шамхальстве существовало сословие карачи-беков, существовавшее в тюркских и монгольских государствах. Другим фактом, подтверждающим тюрко-монгольскую версию происхождения Шамхалов, является упоминание в средневековых русских летописях ордынского владетеля Шевкала — прямого потомка Чингисхана по мужской линии (Шевкал являлся сыном Тудана, сына Менгу-Тимура, сына Тукана, сына Батыя, сына Джучи, сына Чингисхана), а также упоминание Шевкала в атласе от 1827 года.
Современный российский востоковед и историк Аликбер Аликберов установил, что в нагорном Дагестане существовало государство "Тавйяк" (Горная сторона), созданное частью прикаспийских гунно-савир, переселившихся в горы из-за арабско-хазарских войн. По мнению Аликберова, с ними связаны многочисленные топонимы (например, Хунзах). В район нынешнего Кумуха, согласно Аликберову, переселились представители тюркского родового объединения "кумук-атыкуз", от которых и пошло нынешнее название села. Тавйяк был совместным государством предков кумыков (гунно-савир), лакцев, аварцев и других народов. Впоследствии "Тавйяк" распадается на Казикумукское владение (династия кумыкских правителей) и Сарир. Термин "шамхал" он считает переосмыслением старой гунно-савирской титулатуры.

Ещё одним подтверждением тюркского владычества в областях Хазарии и Дагестана, как в золотоордынский, так и в предшествующий период, являются записи XIII века Плано Карпини:Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796), являлись дагестанские татары (кумыки). После переселения некоторых лезгиноязычных народов из персидских земель во владение под власть шамхала произошло смешение населения, а власть шамхала со временем ослабла:
Ян Потоцкий исключал происхождение шамхалов от Чингисхана, отмечая, что «князья кумыков все принадлежат к той же фамилии, что и шамхал, исключая брагун, которые претендуют на происхождение от Чингисхана».


Избрание шамхала
Согласно Мехмет Эфенди:«Престолонаследование у кумухских князей происходит следующим образом. Они также, подобно аджамским шахам, совершающим перед восхождением на трон паломничество к мавзолею Шейха Сефи в Эрдебиле и выполняющим обряд „привязывания меча к поясу“, следуя древним обычаям своих предков, отправляются в Кази-Кумук, в место, называемое Шинид (Дженд). Здесь на собрании князей и происходит избрание нового шаухала. Здесь на избираемого шаухала должны попасть золотым яблокам, только после этого его облачают в дорогой халат (чепкен) из меха или другого материала. После этого избранный шаухал возвращается в свою резиденцию в Тарках и вступает в исполнение своих высоких полномочий. По этой причине кази-кумукские бийи (князья) очень любят поговаривать: „Пока на нашем собрании на шаухала не попадет золотое яблоко, он не облачится в шаухальский халат, он не может считаться шаухалом“».Именным указом от 21 декабря 1849 года генерал-лейтенант Шамхал Тарковский, Абу-Муслим-Хан возведён в княжеское достоинство Российской империи, с тем, чтобы он впредь именовался князем Тарковским и княжеский титул переходил только к старшему в роду его потомков.


Формирование населения шамхальства
Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796), являлись дагестанские татары (кумыки). После переселения некоторых лезгиноязычных народов из персидских земель во владение под власть шамхала произошло смешение населения, а власть шамхала со временем ослабла:


Другие сведения о шамхалах
«После поражения Миран-Шаха от Аи Коюнлу кумыки получили свою независимость, избрали себе хана из рода Чингисхана, которого величали по своему — шаухал».«Воцарение моих предков Шамхалов в Дагестане состоялось после 1258 года».«Шамхал был не потомком Аббаса Хамзата, а был тюрком, прибывшим со своими сподвижниками. После него шамхальство передавалось по наследству…». «… в 634 г. хиджры (1239—1240) монголо-татары отстранили правящую династию, а правителем назначили своего ставленника вновь с титулом шамхал… . „Новый“ шамхал происходил из рода Чингиз-Хана, и с этого времени установилась власть татарских шамхалов». (Али Каяев)«Роды кумыкских князей почитаются после кабардинских за знатнейших между горскими народами. Из оных избираемы были шамхалы…». «Кумыки, чаятельно, род свой вели от Кыпчакских колен или Золотой Орды». (Семен Броневский)


Список шамхалов XVI—XIX веков
В скобках указаны даты правления.

Уцми (нач. XVI века) сын Уцми
Умалат I (сер. XVI века) сын Усми
Будай I (1566—1567) сын Умалата I
Сурхай I (1571—1572)
Чупалав (1572—1605), сын ?
Сурхай II (1605—1613), сын ?
Андий (1614—1623), сын Чопана
Ильдар (1623—1635), сын Сурхая II
Айдемир (1635—1641), сын Султан-Махмуда, сына Чупалава
Сурхай III (1641—1667), сын Герея I
Будай II (1668—1703), сын Бий-Баммата, сына Сурхая II
Умалат II (1704—1719), сын Герея I
Адиль-Герей II (1719—1725), сын Будая II
Хасбулат (1725—1759), сын Адиль-Герея II
Алиш Хамзин (?-1764), потомок Султан Мута Эндиреевского
Баммат I («Тишсиз»;1765), сын Герея,
Мехти I («Ширданчи»; 1765), сын Муртуз-Али I
Муртуз-Али II (1765—1783), сын Мехти I
Баммат II (1783—1794), сын Мехти I
Мехти II (1794—1830), сын Баммата II
Сулайман-паша (1830—1836), сын Мехти II
Абу-Муслим (1836—1860), сын Мехти II
Шамсуддин (1860—1867), сын Абу-Муслима
Темир Хамзин, XVIII век, Костекцкий князь


Генетический паспорт
В рамках Карачаево-балкарского ДНК-проекта были протестированы два представителя младших ветвей династии Тарковских (Велибекова и М. Тарковского). У обоих определена Y-гаплогруппа J—M267.
ДНК Велибекова (потомок чанки Уллубиева из с. Капчугай ) в 2018 году были исследованы более глубоко (Исследование ДНК М. Тарковского, ввиду скоропостижной смерти последнего, не было произведено). Было выяснено, что Велибеков относится к J-ZS2872. Согласно утверждению администратора чеченского dna-проекта Пахрутдина Арсанова «приближенцев» Велибекова в Дагестане пока выявлено не было и он относится к самостоятельной ветке J1.


поселок городского типа Шамхал на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


поселок городского типа Шамхал


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. поселок городского типа Шамхал

К сожалению, здесь еще никто не отметился.


Новые комментарии


Смотреть все

Новые записи

Новые фото


Написать