Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяКурганская областьКетовский районсело Большое Чаусово

Главная страница малой родины - село Большое Чаусово

Численность населения 2120 чел. Cоообщил марина савиных 2017-12-20

Почтовый индекс: 641306
Телефонный код: 8-35231
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Курганская область Кетовский район село Большое Чаусово на карте




Координаты населенного пункта село Большое Чаусово на карте: 55.365970, 65.263342

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Большо́е Ча́усово — село, административный центр Большечаусовского сельсовета в Кетовском районе Курганской области.


География
Находится поблизости от автодороги Р-254 («Иртыш») на трассе Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск, являющейся частью европейского маршрута E30.
Расстояние до села Белый Яр составляет 7,7 км.
Улицы в деревне Большое Чаусово:


История


Население


Субъекты инфраструктуры


село Большое Чаусово на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


село Большое Чаусово


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:


Новости СМИ вашего родного края (с сайта ):



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:1

История села Большое Чаусово

Редактировать

Большое Чаусово в XVII – XIX вв.



Процесс заселения края активно начался в 40-е годы XVII века. После основания слободы Царёво Городище

начинается активная деятельность русских переселенцев по освоению новых

земель в этом районе. Откуда приходили русские в эти края? В

исследованиях А. А. Кондрашенкова и А. А. Преображенского отмечается,

что основная масса переселенцев приходила из районов Поморья и

Предуралья (Подгорбунский Н. А. «Заселение Южного Зауралья». Изд. Курган

1992 г.).



Что привлекало их в этих краях? Пушнина (особенно

Илецкий бор) долгие годы была основным источником валютных и золотых

поступлений московских царей. Но с другой стороны, здесь были

благоприятные условия для развития пашенного земледелия. Если реки

являлись артериями Южного Зауралья, то пашни и леса можно образно

сравнить с телом и лёгкими. Наверное, не случайно село Большое Чаусово

основалось недалеко от реки и леса. В книге Анциферова А. Ю. по Кетовскому району (из сборника «История Курганской области»

том 6. Издательство Курган, 2001 г.), в главе первой говорится, что

деревня Чаусова Большая заселена в 1688 году по речке Чёрной против

слободы Царево Городище под Илецким бором на жилой стороне Тобола от слободы в шести верстах. Это был уже второй этап расселения.



По

рассказам сторожилов бытует мнение, что село названо в честь старшего

брата из семьи Чаусовых, переселившегося из деревни Малое Чаусово.

Младший жил в районе самого Кургана, Малое Чаусов. хотя по другим источникам, основателем является крестьянин Иван Осипович Комкин (1716-1782).



Военных

в тот период было немного, хотя опасность набегов оставалась, очевидно

крестьяне сами старались защитить себя. Местность подвергалась частому

набегу кочевников. Поэтому в 1710 году в Царёвом Городище появился драгунский полк - это делало жизнь более спокойной для близ лежащих деревень.



Поскольку

Зауралье заселялось, в основном, выходцами с русского Севера, то облик

жителей, обычаи, наряды тяготеют именно к этому региону. И мужчины, и

женщины были большею частью белокурые или светло-русые. Цвет лица тоже

белый. Молодые женщины и девушки были румяны и красивы, кровь с молоком,

с голубыми глазами, со звонким смехом. Все были довольно крепкого

здоровья, дородны и некоторые толстоваты. Сильно высокие люди

встречались редко, в основном ростом были от 160 до 172 см. В будни

слободские и деревенские крестьяне носили рубашки из холста или

самодельной пестряди. Верхняя одежда была из черного овечьего

самодельного сукна. Зимой шубы из овчин, поверх которых надевали яги

(род тулупа), козлиные. На голове меховые, крытые сукном, малахаи. Летом

носили шляпы, известные под именем поярковых. В праздники одевали

рубашки из тонкого холста, кумача и кафтаны из синего самодельного и

самокрашеного сукна. Парни носили рубашки-косоворотки из кумачу. Шляпы

украшались полевыми цветами. Обувь мужчин в будни - бродни, в праздники

сапоги - бутылы. Женщины в будни носили рубашки и дубасы (сарафаны) из

холста, окрашенного сандалом с корою ольхи, подпоясанные шерстяными

разноцветными поясами. В праздники рубашки из тонкого белого холста с

широкими, собранными на кисти руки рукавами. Под рубашкой обязательно

носили медный или серебряный крест. В праздники носили сарафаны (ферязи)

из крашеного тонкого холста, подпоясанные шелковым разноцветным

плетеным поясом. На голове женщины носили венцы, низко надетые на лоб,

повязанные на затылке бумажными или шелковыми платками. Носили и чепцы,

которые не закрывались платками. При выходе из дому пожилые женщины

покрывали голову платком. У девиц в будни была заплетена коса, а в

праздники и на гуляньях был головной убор, называвшийся лентой. Это была

широкая повязка (13 см) по голове из шелковой ткани. Обувь женщин

состояла в будни из чирков, в праздники из черевик с высокими каблуками.

Как хорош был весь этот женский костюм! (Книга «Курганский социализм»

Изд. КГПИ П/о «Исеть» 1994).



Известно, что с принятием

христианства на Руси при церквях и монастырях начали появляться школы,

которые были единственными очагами обучения. Правила о

церковно-приходских школах от 13 июня 1884 года, с помощью которых

правительство хотело поднять религиозно-нравственный уровень русского

народа, различали 3 вида церковных школ, находящихся в ведении

православного духовенства. Частью обучения были домашние школы

грамотности, которые могли учреждаться в любых селениях, даже не имеющих

церкви или часовни.



Троицкая церковь была единственным храмом Кургана,

и в её приход входили: Смолино, Мало-Чаусово, Глинки, Вороновка, Болшое

Чаусово, Рябково. По религиозному составу сосредоточены единоверцы. В

престольные праздники собирались в этом храме не только горожане, но и

крестьяне... Они оставались до глубокой ночи: водили хороводы,

состязались в борьбе, гуляли, обходили друзей и родственников.



В

селе Большое Чаусово обучение велось по домам с 1900 года. Из Троицкой

церкви приходил священник. Он обучал Закону Божьему, церковному пению,

чтению церковной и гражданской печати, письму и началам математики.

Учились дети разного возраста. Все сидели вместе за одним столом на

деревянных лавках, которые при необходимости переносили из дома в дом.

Но больше всего учились дети из зажиточных семей, у них была одежда и

обувь, особенно в зимнее время. Первым учителем была Ия Илларионовна

Карагужова (возможно, Карагузова), а в 1917 году приехала Павлинова

Клавдия Александровна, награждённая в 1949 году орденом Ленина за

добросовестный и многолетний труд.



Близкое расположение от Кургана

(6-7 км) позволяет говорить о том, что огородничество, земледелие,

скотоводство развивалось в одинаковых условиях, одинаковым был и быт

жителей. Почти в каждом дворе была лошадь, а у зажиточных и несколько:

для выезда и для хозяйственных перевозок. Из транспортных средств в

хозяйстве были телега, сани, дрожки.



Возле каждого дома был

огород. Жители садили овощи: огурцы, горох, бобы, свёклу, редьку,

морковь, чеснок, лук, капусту, а некоторые – арбузы и дыни. О картофеле в

этих краях услышали в 1839 году. Каждый клочок земли давался большим

трудом. Урожаи были скудные. «Землю ничем не удобряют, пашут сохами и

железными сошниками на лошадях под озимовой хлеб перепахивают по дважды,

первый раз июня с первых чисел, а в другой раз июня ж в последних и

июля в первых числах; сеют тот озимовой хлеб августа 1-го и боронят по 4

и по 5 раз, а заложную твердую землю и более каковую паханную землю

оставляют и под яровой хлеб для посеву будущего лета, а в вешее время

пахать начинают апреля в последних и мая в первых числах и тогда сеют

хлеб яровой, ярицу, пшеницу, ячмень, овес, полбу, гречиху и горох, а

семена сеют же лняное майя в последних числах, а конопляное и репу июня

половине, хлеб жнут серпами, связывая сперва в снопы, складывают в

суслоны и по выветрении несколько времени ввозят вгумна в клади и для

молоченья сушат в овинах, обмолачивают в тех гумнах деревянными на

вертлюгах молотилами и отделяют от полевы на ветре». (А. А.

Кондрашенков. «Крестьяне Зауралья в 17-18 веках». Южно-Уральское книжное

издательство 1966 г. Стр. 149-150). В неурожайные годы спасал от

голода рыбный промысел и охота. Этим занимался практически каждый

мужчина, житель деревни Большое Чаусово.



Есть интересная версия о

том, почему речку назвали Чёрной. В весеннее-осенний период

скапливалось огромное количество водоплавающей птицы, особенно гагар,

или каких-то водорослей, имеющих чёрный цвет в летнее время, придающих

реке такой цвет. В лесах было много ягод и грибов.



В слободе Царево Городище

и принадлежавших ей селах и деревнях, как свидетельствуют предания,

были набожность, строгость в исполнении церковных обязанностей и

необыкновенное хлебосольство. В церковные престольные праздники в

слободу съезжались крестьяне из других сел и деревень. Хозяевами заранее

готовилось много кушаний. Чем зажиточнее хозяин, тем стол праздничнее,

обширнее и разнообразнее. Пиво варили разных родов: хмельного, постного с

душицей, с вишневым или смородинным листом. Было и вино покупное. О чае

тогда вовсе не имели понятия. В постные праздничные дни кушанья

готовились только из рыбы, ягод и овощей.



Все дома слободы, а тем

более прилегающих деревень были деревянными, строились из соснового

леса, крылись соломой, драницей или тесом. Надворные постройки были из

березового леса, крыты чаще соломой, иногда берестой с драницей. Дом -

обыкновенная изба, в которой жило все семейство. Здесь направо от дверей

всегда была печь, челом на юг, над дверьми полати, кругом стен лавки

для сиденья. В переднем углу божница. Другая часть дома, по местному

клеть, была нежилой, без печи. В клети помещалось все имущество -

сундуки, одежда, печеный хлеб и прочее.



В первой половине XIX

века на селе важным был вопрос о взаимоотношениях сторожилов с

переселенцами. После правительственного решения о переселении крестьян

малозаселенных губерний на свободные земли, округ был подвергнут

межеванию. В результате которого, старожилы должны были отвести до 1/3

земель, что вызвало жалобы в Сибирский комитет на действия межевиков,

т.к. с уже переселившимися людьми происходили неурядицы и конфликты. (Н.

Ф. Емельянов. «Социально-политическая
история Южного Зауралья в

17-19 вв». Издательство Курган, 1994. Стр 51–52). Но, как отмечают

сторожилы Комкина Е. И., Тутурин Н. М. (по воспоминаниям их родителей), в

селе Большое Чаусово конфликтов не было, население увеличивалось за

счет рождаемости и переезда из соседних деревень.



Говоря о

рождаемости, не следует забывать и о высокой смертности. Основными

причинами смерти по данным церковной статистики, являлись горячка,

чахотка, водянка, роды, оспа, жаба, ушибы, нередкие эпидемии, как,

например, холера 1848 года. Высокая скученность людей способствовала

распространению разных заболеваний, особенно инфекционных. По

статистике, в конце 1850-х гг. среди умерших в округе дети в возрасте до

одного года составляют 45%, а от 1 до 5 лет - 15%. Однако население с

оптимизмом смотрело в будущее и имело высокий процент рождаемости во

всей Сибири. Естественный прирост в Зауралье значительно превышал

прирост по всей стране. (В. В. Меньщиков, Г. Г. Павлуцких. «Заселение

Южного Зауралья в 17-19 вв.». Издательство Курган, 1992. Стр. 43-45).



Низшим

органом самоуправления являлись сельские управления. Они состояли из

сельского старосты, писаря и выборных десятников, и сборщиков подати.

Главной фигурой на селе считался староста. В его полномочия входили

финансовые вопросы: своевременное взыскание оброчных денег, сборов и

недоимок и пересылка их в казначейства два раза в год в строго

установленные сроки, взимание денег за мерзкие оброчные статьи и

контроль за использованием мирского капитала, продажа и выдача отпускных

билетов, одобрения на занятия промыслами, взимание штрафов за различные

нарушения. Кроме финансовых вопросов на сельских старостах лежала

ответственность за благоустройство селений, размещение новых домов,

перестройку старых или выгоревших, следили за устройством дорог,

назначали сторожей при хлебных магазинах. (Н. Ф. Емельянов.

«Социально-политическая история Южного Зауралья в 17-19 вв».

Издательство Курган, 1994. Стр. 42,44).



На сельских сходах

решались вопросы о земле т.е. наделах и переделах удобной и неудобной.

Вокруг села Большое Чаусово земель больше было неудобных для пахоты, но

имелись заливные луга, где хорошие травы для покоса. На сходах обязаны

были отчитываться лица, выполнявшие общественные поручения, в частности

опёку над имуществом малолетних сирот. О такой благотворительности

вспоминал Данилин С. Д. (фамилии не помнит по малолетству). Положение

крестьян усугублялось различными сборами. Уплата подушной подати в

1885-1886 гг. составляла за 2 ревизские души 5 рублей 55 копеек. Вместо

подписи ставили крестик. Из документов узнаем, что сборщиками подати в

Большом Чаусово были Костромин и Сединкин. Устанавливалась дорожная

повинность и отбывалась только натуральной отработкой. Со всеми

трудностями легче справлялись зажиточные крестьяне, те, кто имел лошадь

инвентарь, сильные рабочие руки.



Анализируя сословный состав Кургана

и близ лежащих деревень, в том числе села Большое Чаусово, можно

определить, что здесь максимальная концентрация сельского населения.



Из книги «Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана

Тобольской губернии», составленной Курганским исправником И. Я.

Трофимовым при полном участии и содействии М. П. Гусаковского,

предстоящей в г. Кургане сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1895 г. (текст напечатан без изменения, стиль изложения сохранен):



«Деревня

Большая Чаусова расположена на обоих берегах реки «Чёрная», впадающей в

Чаусовское озеро. 6 ветряных мельниц с доходом 200 рублей. Пахотная

земля от деревни от 1 до 15 вёрст в черезполосном владении. Грунт земли

глинистый и черноземь. Жители исключительно занимаются хлебопашеством.

Всего дворов - 86. Жителей: коренного населения муж. - 219, жен. - 228,

ссыльного - муж. 2. Всего 449 душ. Из них 20 грамотных или 4%, ни одного

нет кончившего курс народного училища. Все православные, принадлежат к

Курганской Троицкой церкви, отстоящей в 6 верстах. Отставных нижних

чинов 8 человек и отбывают повинность 6. Из описания земель Курганского

округа на 1909 г. по плану удобной земли в десятинах для деревни

Большое Чаусово, входящей в Мало–Чаусовскую волость - 2 649, неудобной

537, а всего десятин - 3 177. Лесной надел деревень с. Рябково с

деревней человек Большое Чаусово, Курганской, Галкиной, Шевелёвой и

Хохловатиной удобной - 158 десятин, неудобной - 16 десятин. Всего - 175

десятин. Такие землемерные работы готовились для будущих переселенцев.

Предстояло поселение переселенцев по разрешению властей, даже

самовольщиков. Но Курганский уезд был для переселенцев закрыт. Он

считался плотнозаселённым и поток переселенцев перешел дальше, на

восток. Так переселенческая реформа Столыпина обошла наш край».



Река

Черная приносила беды, во время весенних разливов реки Тобол, в которую

она впадает. Большой разлив отмечался в 1866 году, тогда сильно

пострадала деревня Большое Чаусово, погибло много скота и без того

скудное имущество. После очередного разлива на заседании Городской Думы

17 апреля 1914 года был избран комитет для оказания помощи пострадавшим

от наводнения, в том числе Большое Чаусово. Наблюдались разливы и в

последующие годы: 1929, 1947, 1957, 1970, 1979, 1985, 1987, 1994 гг.



Долгие

годы жители пили воду из реки, потому что вода из колодцев казалась

солоноватой. На речке устраивали специальные водочерпные плоты. Зимой во

льду прорубали прорубь. Зимой и летом женщины полоскали выстиранное

бельё в речке, обязательно ниже по течению. В неурожайные годы река

спасала от голода. Рыба использовалась для питания семьи, а излишки

уносили в Курган

для продажи. Для ловли использовали снасти: невода, мережи сети, котцы,

уды. Цена на выловленную рыбу в Курганском округе в середине XIX века

была такова: щука - 1 руб. 40 к. серебром за пуд (1 пуд = 16,38 кг),

окуни - 1 руб. 50 к., караси - 0 руб. 85 к., привозная осетрина - 5 руб.

До сих пор занимаются рыболовством в семьях Комкиных, Михалевых,

Екимовых. Это ремесло передается от отца к сыну. Наследственные семьи

охотников – Екимовы, Ивановы, Костромины. Из воспоминаний сторожила

Комкиной Екатерины Ивановны 1918 г.р., которая запомнила со слов своего

родителя: «Чаусовцы занимались продажей мха, т.к. Курган строился, и мох

был необходим в большом количестве. Источником служили местные болота».



Долгие годы в Кургане

были три ярмарки: Рождественская, Дмитриевская, Алексеевская. На базары

выезжали чаусовцы регулярно. Особенно ценилось конопляное масло. Оно

употреблялось как лечебное средство и шло в пищу. Большим подспорьем для

жителей являлась мельница. Рассчитывались за помол зерна кто чем мог:

деньгами, продуктами питания, или отрабатывали определённое количество

дней на хозяина мельницы. Ветряная мельница принадлежала Екимову Егору

Сергеевичу по прозвищу Немушко (был глухонемой), и расположена она была

на улице Кулажная, ныне это улица Орлова. На данный момент здесь усадьба

Глушко Таисии Максимовны. Немушко проживал по современной улице

Советской, д. 60, а назывались окраины: к Рябкову – Одина ,к Б-Яру -

Теребиловка.



Имелась и кузница. Принадлежала Медведеву Афанасию

Митрофановичу, располагалась на улице Кулажная (была усадьба Орлова

Виктора Дмитриевича, а в настоящее время живут здесь семьи, временно

снимающие жильё). К 1904 году в деревне уже имелся хлебозапасный

магазин, пимокатный дворик (работало непостоянно до 10-12 человек в

осеннее-зимний период).



Были в деревне и свои проблемы:

варварские порубки соснового леса привели к тому, что к концу XIX века

приходилось строить дома из берёзы (особенно беднякам), что

неблагоприятно сказывалось на здоровье людей: в сильные морозы дома

промерзали. Много леса вывозилось в Курган на строительство. Это было доходным промыслом. В Кургане

сажень простых однополенных дров доходила до 1 руб. 50 к. серебром, а

строевое бревно - до 2 руб. Для себя крестьяне рубили лес только в конце

ноября. Такой лес считался самым долговечным. В деревне сохранились

дома, построенные в начале XX века. Большой бедой для лесов оставались

пожары и весенние паводки.



Большое Чаусово в XX-XXI вв.



Революция

1917 года быстро охватила край. Неравнодушными остались и чаусовцы.

Вернувшиеся с Первой мировой войны солдаты призывали односельчан к

переменам. Но советская власть установилась в Южном Зауралье позднее,

чем в Центральных районах страны (февраль 1918 года). О переменах

деревня быстро узнавала. Приезжали активисты из Кургана, говорили о новой власти и жизни без царя. Не всем это нравилось.



Не

обошла стороной и гражданская война. Из воспоминаний Данилина Степана

Дмитриевича. Его родители и он сам – коренные жители села Большое

Чаусово. Ему, как и другим мальчишкам-подросткам приходилось на лошадях

возить в бочках воду для отступающих белогвардейцев. За непослушание в

лучшем случае грозила порка. Жители скрывались в бору, когда начиналась

стрельба. Пострадало несколько домов в Чаусово (сейчас один из домов,

где живёт Кармакулина Л. А. на ул. Советская). За деревней Белый Яр

(5 км от Большого Чаусово) белогвардейцы расстреляли попавшего в плен

командира Дмитрия Егоровича Пичугина. На месте гибели Дмитрия Егоровича у

вековых раскидистых сосен установлен обелиск. Его именем названа одна

из улиц города Кургана.

За могилой Пичугина до сих пор ухаживают Белоярские жители и учащиеся

Большечаусовской школы. Долгие годы жил и работал Тутурин Михаил

Егорович - участник гражданской и Великой Отечественной войн - активный

строитель новой жизни в селе.



Колхозная жизнь ворвалась в быт

сельчан в 1928 году, а уже в 1929 году образован колхоз «1 Мая» и

существовал до 1962 года, позднее преобразован в совхоз «Курганский». С

1929 года в началась коллективизация. Не всем по душе пришлись такие

перемены. Зажиточные и влиятельные кулаки выселялись в северные районы, в

Свердловскую область. Раскулаченные дома отдавались переселенцам и малообеспеченным, малоимущим. Вещи продавались на аукционе в Кургане.



Родина

по достоинству оценила труд крестьян. Орденом Ленина была награждена

Чегаева Пелагея Евстигнеевна за высокие показатели, получая от коровы

4-4,5 тысяч кг молока в год. Орденами и медалями награждены и другие

колхозники.



Историю страны, города, деревни создают люди. Так

навсегда останутся в памяти те, кто погиб, защищая Родину в годы Великой

Отечественной войны, подарив мирную жизнь своим землякам. Это Герой

Советского Союза Орлов Т. Н. Его имя с 2008 года носит Большечаусовская

школа. Это те, чьи имена высечены на обелиске погибшим воинам в

1941-1945 гг.



В селе Большое Чаусово есть долгожители - Якимова

Лидия Григорьевна 1922 г.р., Иванова Анастасия Александровна, Соловьёва

Екатерина Васильевна. На памяти этих людей, разных по профессии

(учитель, врач, рабочая), одна судьба, одна эпоха. И сейчас в селе живут

и трудятся замечательные люди, умеющие трудиться и отдыхать. О них

писала Кетовская районная газета «Собеседник» в 2012 году.



Заключение:



Материал

по исследованию истории нашего края и села Большое Чаусово с XVII по

XIX вв. вызвал большой интерес, открылись интересные и неизвестные факты

из жизни наших односельчан, о чем мы знали из учебников. Теперь историю

России можно изучать по истории Курганской области.

Есть противоречивый характер источников и отдельных исторических фактов

(дата основания села, кто были первые жители), но, тем не менее, можно

определить хронологические рамки освоения нашего края, выделить

социально-экономическую характеристику, в результате которой

формировалось исторически устойчивое восприятие Зауралья в целом и села

Большое Чаусово в частности. Сложность исследования заключалась в том,

что село расположено возле Кургана, и основные статистические и описательные факты, касающиеся Большое Чаусово, совпадают с Курганом.



Выводы:

проводя исследовательскую работу, мы установили точную дату образования

села Большое Чаусово. Из достоверных источников узнали о жизни людей

нашего края: занятия, быт, социальный состав, вероисповедание.

Определили, что во все времена историю создавали простые люди, начиная

от освоения «дикого» поля до наших дней. Собрав и обобщив материал о

селе Большое Чаусово, мы можем передать это наследие новому поколению,

чтобы они продолжали писать страницы истории уже в XXI веке.

марина савиных
20.12.2017 14:03
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. село Большое Чаусово

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


деревня Вятка Кетовский р-н Курганской обл.
село Менщиково
село Менщиково

Написать