Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяКировская областьКуменский райондеревня Русские

Главная страница малой родины - деревня Русские

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 610901
Телефонный код: 8-83343
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Кировская область Куменский район деревня Русские на карте




Координаты населенного пункта деревня Русские на карте: 58.154712, 49.517375

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Ру́сские — восточнославянский народ, самый многочисленный этнос в России и Европе. Существуют крупные русские общины на Украине, в Казахстане, США, Германии и ряде других стран. Культура русского народа имеет давние традиции и составляет основу современной культуры всей России. Родной и национальный язык — русский. Верующие русские — в основном православные.
Русский народ сформировался преимущественно из восточнославянских племён, объединившихся в период Киевской Руси в древнерусский этнос. Русские имеют многие общие исторические и культурные черты с другими европейскими народами, особенно с другими восточнославянскими народами — белорусами и украинцами. История русских тесно взаимосвязана с историей многих других народов, что способствовало распространению русского языка и русской культуры. Русский язык является официальным в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане. Также он распространён в других государствах, образовавшихся после распада СССР.
Русские оказали большое влияние на формирование Российской империи и советского государства. С середины 1930-х годов русскому народу в СССР был предоставлен статус «первого среди равных». Согласно Конституции России русские являются государствообразующим народом России.


Этноним

Название народа русь (др.-рус. и церк.-слав. рѹсь) по распространённой версии вначале обозначало скандинавов (варягов) и пришло в древнерусский язык из древнескандинавского: др.-сканд. rōþr «гребец» и «поход на гребных судах», трансформировавшееся через фин. ruotsi в др.-рус. рѹсь, а затем постепенно со скандинавской элиты было перенесено на весь народ Древней Руси. Существуют также североиранская, славянская и некоторые другие этимологии. Наиболее обоснована лингвистически «северная», западнофинская (скандинавская) версия (из древнескандинавского языка через западнофинское посредство). Скандинавская этимология составляет современный лингвистический консенсус.
Русский — частично субстантивированное прилагательное. Возникло от раннего двусоставного сочетания русские люди, русский человек, в котором вторая часть стала употребляться сравнительно редко (эллипсис). Древнерусское прилагательное рѹсьскъ, рѹсьскыи образовано от названия др.-рус. рѹсь — корня рѹс- с помощью суффикса -ьск-, который образует производные от названий местности, ср. назаретьскъ «из Назарета». Термин Русь был одновременно названием государства восточных славян и их ранним этнонимом. Этноним рѹсь (ед. ч. м. р. рѹсинъ, ж. р. рѹска) употреблялся как самоназвание до XVIII века. С XVII—XVIII веков он постепенно заменился на книжное россияне, а позднее с XVIII—XIX веков, с установлением концепции триединства русского народа — в литературном языке начинает преобладать этноним великороссы.
Николай Костомаров использовал понятие «велико-россияне». В XIX веке под влиянием разговорного языка в литературном языке закрепился уже известный этноним русские, которым в то время обозначали все три ветви восточных славян, и лишь после 1917 года (всеобщая перепись была проведена только в 1926 году) — только великорусов (великороссов).


Значения термина
Ещё в XIX веке не существовало единой трактовки самого понятия «русскости» (русские), которое могло означать и культурную, и этническую, и протонациональную идентичность. Соответственно неопределёнными оставались и ментальные границы русской национальной территории. В понятие русской нации могли включаться: 1) все подданные Российской империи; 2) члены привилегированных сословий; 3) русские-православные (великорусы); 4) все восточные славяне. Особенно распространённой была последняя трактовка, равно как и проект конструировавшейся на её основе «большой русской нации», которая включала бы в себя великорусов, малорусов и белорусов. Однако по различным причинам (главными среди которых А. И. Миллер называет социально-экономическую отсталость в развитии России и её ассимиляторских институтов, таких как железнодорожные сети, промышленность, урбанизация, образование, армия, бюрократический аппарат) к 1920-м годам этот проект потерпел неудачу.
В XXI веке в повседневной речи и в лексиконе ряда политиков понятия «россияне» и «русские» обычно противопоставляются друг другу. Слово «россияне» относится к политической нации, слово «русские» связывается с примордиалистским, этническим пониманием нации, приверженностью традиционным ценностям. В то же время с точки зрения буквы закона и науки «русские» и «россияне» рассматриваются как две формы идентичности многонационального российского народа: русские — по принадлежности к этнической общности, россияне — по страновой, гражданско-правовой принадлежности.


Численность

Общая численность русских в мире составляет около 133,5 млн человек (по другим оценкам: от 125—129 млн чел. до 150 и 167 млн чел.). Из них в России проживает 105,6 млн человек (данные переписи 2021 года), то есть 71,73 % населения страны или 80,85 % от общего числа респондентов, указавших свою национальность при переписи населения [в 2010 году соответственно — 111,0 млн чел. (с учётом Республики Крым и Севастополя — 112,5 млн чел.); 77,71 % и 80,90 %]. По данным на 2010 год, из всех русских в мире — 86 % проживало в России, 11,5 % — в республиках бывшего СССР и 2,5 % — в остальных странах.
По данным В. П. Максаковского, по переписи 1989 года за пределами России в СССР проживало 25,3 млн русских: 11,3 млн или 44,9 % на Украине, 6,2 млн или 24,6 % в Казахстане, 1,7 млн или 6,5 % в Узбекистане и 1,3 млн или 5,3 % в Белоруссии. Также за пределами России жило ещё 11,2 млн обрусевших людей других национальностей, что давало в итоге 36—37 млн русских и русскоязычных на начало 1990-х годов в странах нового зарубежья или больше 1/4 всего населения этих стран. Самая многочисленная община располагалась на Украине (20 млн чел.), Казахстане (7,8 млн чел.), Белоруссии (3,2 млн чел.) и Узбекистане (2,2 млн чел.).
С 1989 по 2007 год из стран СНГ и Прибалтики в Россию переехало 3,64 млн русских. С 1991 по 2006 год из-за эмиграции, депопуляции и смены национальной идентификации численность русских в странах бывшего СССР сократилась с 25—30 млн до 17 млн человек. В 2006 году больше всего русских за пределами России проживало на Украине (более 8 млн чел.), в Казахстане (более 6 млн чел.), в Белоруссии (чуть больше 1 млн чел.), а также в Узбекистане (более 1 млн чел. по оценкам на начало 2000-х годов). В 2016 году число русских в постсоветской Центральной Азии оценивалось примерно в 4,7—4,8 млн человек, из которых более 3/4 проживало в Казахстане.
Составляют бо́льшую часть населения Российской Федерации, а также значительную часть населения в странах бывшего СССР: на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Латвии, Кыргызстане, Эстонии, Литве, Молдавии, Туркменистане и в частично признанных и непризнанных государственных образованиях — Приднестровской Молдавской Республике, Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике. Крупные общины присутствуют в США, Канаде, Бразилии, Германии.
Численность русских в странах бывшего СССР на 2018—2019 годы оценивалась в 10,8—11,6 млн человек.


Демографические характеристики


Этнографические группы

На основе различий в типе хозяйства, региона проживания, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп (горюны, тудовляне, цуканы и другие), субэтносов (казаки, полехи, поморы, сибиряки) и этнорелигиозных групп (духоборы, липоване, кержаки).
Основными являются севернорусская и южнорусская этнографическая группа (северорусы и южнорусы). При этом предложение советского этнографа Д. К. Зеленина в его капитальной обобщающей работе 1927 года «Восточнославянская этнография» считать их отдельными восточнославянскими народами лишь временно доминировало в ранней советской историографии.


Физическая антропология и генетика

Антропологические признаки русских подробно изучены.
Русские популяции являются довольно однородными в антропологическом отношении. Средние антропологические показатели или совпадают со средними западноевропейскими величинами, или отклоняются от них, оставаясь, однако, в пределах колебаний западных групп.
Следующие признаки отличают русских от западноевропейских популяций[страница не указана 1283 дня]:

Шатены преобладают над блондинами и брюнетами, преобладают такие оттенки глаз, как голубые, серые, зелёные.
Средний рост бровей и бороды;
Умеренная ширина лица;
Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;
Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья.
Для русского населения характерна крайне редкая встречаемость эпикантуса. Из числа более чем 8,5 тысяч обследованных русских мужского пола эпикантус обнаружили только 12 раз, причём только в зачаточном состоянии. Такая же крайне редкая встречаемость эпикантуса наблюдается у населения Германии.
По результатам биолого-генетических исследований выделяются две генетически не связанных группы русских популяций. В российско-эстонском исследовании 2008 года и других приводятся следующие данные. По Y-хромосоме популяции Русского Севера выявлены «кардинальные различия северных и южных русских».
Центральные и южные русские, к которым принадлежит подавляющее большинство русских популяций, по результатам исследований Y-хромосомных маркёров, входят в общий «восточноевропейский» кластер с остальными восточными и западными славянами (словаками и чехами), а также венграми и аромунами (по отдельным показателям присоединяются также эстонцы и южные шведы).
Генетически все восточные славяне «практически неразличимы», иными словами идентичны, со славянами западными; такая генетическая чистота несколько необычна для генетики при столь широком расселении славян, особенно русских. По результатам исследования маркёров мтДНК, а также аутосомных маркёров русские сходны с другими популяциями Центральной и Восточной Европы, выявлено высокое единство по аутосомным маркёрам восточнославянских популяций и их значительные отличия от соседних финно-угорских, тюркских и северокавказских народов.
Северные русские входят в иной, обширный «североевропейский» генетический кластер вместе с популяциями балтов (латышей и литовцев), германских (немцев, норвежцев), а также наиболее антропологически европеизированных прибалтийско-финских народов (коми, финнов, эстонцев и сборной группы карелов, вепсов и ижорцев). При этом сходство с балтами более выражено, чем с финно-уграми, и является постоянным для всех популяций Русского Севера (а степень сходства с финно-угорскими народами отличается). По мтДНК североруссы имеют сходство с генофондами Северной Европы (норвежцы, немцы, шведы, поляки, литовцы, ирландцы, шотландцы). Отличие северных русских подтверждено также по аутосомному маркеру CCR5de132, данным палеоантропологии и анализом фамилий. При этом митохондриальный генофонд финно-угорских народов (финны, карелы, коми, мордва и мари) оказался максимально отдалён от северных русских. Изучение аутосомных маркеров также сближает североруссов с другими европейскими народами и ставит под сомнение финно-угорский миграционный пласт в северном русском генофонде. Эти данные позволяют выдвинуть гипотезу о сохранении на территориях вокруг Балтийского моря древнего палеоевропейского субстрата, который испытал интенсивные миграции древних славянских племён.
Во всех русских популяциях отмечается крайне низкая частота генетических признаков, характерных для монголоидных популяций. Частоты восточноевразийских маркёров у русских соответствуют средним по Европе.
Таким образом, подтверждаются предшествующие выводы антропологов, историков и лингвистов (см., в частности, работы академика В. Л. Янина) о близости древних новгородцев (словен) и их языка не к восточным, но к балтийским славянам. Современные северные и центрально-южные русские по-прежнему принадлежат к двум разным генетическим кластерам по Y-хромосоме, митохондриальной ДНК и аутосомному маркеру CCR5de132. Центральные и южные русские входят в восточноевропейский кластер и генетически едины, как с другими восточными, так и с западными славянами (словаками и чехами). Северные же русские входят в североевропейский кластер вместе с поляками, балтами и германскими народами. Таким образом, североруссы генетически близки из всех славянских народов только к полякам, но если последние по отдельным показателям всё же близки и славянам, то северные русские генетически «не присоединяются к южным» и, одновременно, идентичны балтийским народам.


Язык

Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянских языков, входящих в состав индоевропейской семьи языков. В русском языке используется письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице.
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, русский язык является родным для 110 705 949 русских (99,9 % от общего числа русских, указавших родные языки). Украинский язык является родным для 23 714 русских (0,02 %), татарский язык назвали родным 9292 русских (0,01 %), чувашский язык указали родным 3913 русских (0,0035 %) и башкирский язык обозначили как родной 1274 русских (0,001 %).
Русский язык — один из шести официальных языков ООН. По данным, опубликованным в журнале «Language Monthly» (№ 3 за 1997 год), примерно 300 млн человек по всему миру на тот момент владело русским языком (что ставило его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считали его родным (7-е место в мире). Общее количество русскоязычных в мире по оценке 1999 года — около 167 млн, ещё около 110 млн человек владеют русским языком как вторым.
В социологическом исследовании Института Гэллапа, посвящённом отношению к русскому языку в постсоветских государствах, 92 % населения в Белоруссии, 83 % на Украине, 68 % в Казахстане и 38 % в Кыргызстане выбрали русский язык для заполнения анкеты при проведении опроса. Институт обозначил этот раздел исследования как «Russian as the Mother Tongue» («Русский язык как родной язык»).
В США в штате Нью-Йорк в 2009 году внесена поправка в избирательное законодательство, в соответствии с которой во всех городах штата, в которых проживает более 1 млн человек, все связанные с процессом выборов документы должны переводиться на русский язык. Русский язык стал одним из восьми иностранных языков в Нью-Йорке, на котором должны печататься все официальные материалы избирательных кампаний.
До 1991 года русский язык был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Продолжает использоваться в странах, ранее входивших в состав СССР, как родной для значительной части населения и как язык межнационального общения. В местах компактного проживания эмигрантов из стран бывшего СССР (Израиль, Германия, Канада, США, Австралия и др.) выпускаются русскоязычные периодические издания, работают радиостанции и телевизионные каналы, открываются русскоязычные школы, где активно преподают русский. В Израиле русский язык изучается в старших классах некоторых средних школ как второй иностранный язык. В странах Восточной Европы до конца 1980-х годов русский язык был основным иностранным языком в школах.
Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты.


Диалекты

В русском языке выделены две диалектные группы (наречия) — севернорусская (окающая) и южнорусская (акающая), каждая из которых членится на более мелкие группы. Между северным и южным наречиями расположена территория среднерусских говоров. Граница между севернорусской и южнорусской группами проходит по линии Псков — Тверь — Москва — Нижний Новгород.
В северном наречии выделяются три группы говоров: Ладого-Тихвинская, Вологодская и Костромская. В южном наречии выделены пять групп говоров: Западная, Верхне-Днепровская, Верхне-Деснинская, Курско-Орловская и Восточная (Рязанская). Переходные среднерусские говоры включают Гдовскую, Псковскую и Владимирско-Поволжскую группы.
На основе среднерусской диалектной группы происходит унификация русского языка.
В настоящее время в связи с развитием школьного образования и средств массовой информации различия в диалектах сильно уменьшились.


Этническая история


Этногенез славян

На основе лингвистических данных можно предположить, что после времени распада праиндоевропейского языка во II тысячелетии до н. э. в Центральной Европе жили предки славян, находившиеся в контакте прежде всего с протогерманцами и протоиталиками. В I тысячелетии до н. э. образовался праславянский язык. Формирования диалектов этого языка можно отнести к концу I тысячелетия до н. э. — III—V вв. н. э. Во время этого периода носители языка имели контакты с племенами балтов, иранцев, германцев, фракийцев и кельтов, при этом наибольшее сходство обнаруживается с балтскими языками. Вплоть до конца I тысячелетия славяне практиковали кремацию умерших, поэтому антропологические данные по славянским племенам до периода Средневековья отсутствуют. На основании данных по антропологии средневековых славян можно сделать вывод, что единого славянского антропологического типа в то время (возможно и ранее) не существовало. По данным археологии, славяне как самостоятельная этноязыковая единица начали формироваться в середине I тысячелетия до н. э. в результате взаимодействия и метисации носителей части лужицкой культуры с расселившимися на их территории племенами поморской культуры. Первой собственно славянской культурой предположительно являлась культура подклошевых погребений, которую сменяет пшеворская культура. Со славянами также соотносят зарубинецкую и черняховскую культуры; последняя судя по всему формировалась на территории расселения скифо-сарматских племён, постепенно ассимилируемых славянами. По-видимому в наиболее тесном симбиозе с ираноязычными племенами находились предки восточных славян, в частности анты. В VI—VII веках славяне начинают широко осваивать пространство Восточноевропейской равнины. Кривичи, приильменские словене скорее всего происходят от славян пражско-корчакской культуры. Нашествие гуннов привело к смене черняховской культуры на пеньковскую. Часть антов перебралась в район Среднего Поволжья и основала там именьковскую культуру. Во второй половине I тысячелетия н. э. в бассейнах Десны, Сейма присутствовала волынцевская и сменившая её роменская культура. Границы их ареалов доходили на западе до правого берега Днепра в окрестностях Киева и Канева, на юго-востоке до истоков Северского Донца и среднего течения Дона, где они взаимодействовали с салтово-маяцкой культурой, на севере до Поочья.


Средние века

На основе данных археологии и лингвистики, свидетельств арабских, византийских, западноевропейских, древнерусских и других письменных источников многие исследователи рассматривают летописный народ «русь» как выходцев из Скандинавии (скандинавы в древнерусских источниках обобщённо именуются варяги). Кроме этого, в рамках так называемого антинорманизма, существуют другие версии этнической принадлежности народа «русь» и варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славян и др.
Скандинавские археологические древности свидетельствуют о большой миграционной волне из Скандинавии в Восточную Европу, в основном с территории Средней Швеции. Скандинавы появляются на территории севера Восточной Европы не позднее середины VIII века. К середине IX века или около этого времени в результате развития договорных и даннических отношений между народом «русь» и местными славянскими и финскими племенами (что, предположительно, отражено в летописном сказании о призвании варягов во главе с Рюриком в 862 году) на севере Восточной Европы (на месте гипотетической Северной конфедерации племён) возникает раннегосударственное образование (отождествляемое с летописным государством Рюрика). В 882 году князь Олег объединяет северные территории и Киев, и формируется «путь из варяг в греки» — торговый путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию. В течение X века социальная элита Древнерусского государства, первоначально представленная преимущественно народом «русь», включала в свой состав всё большее число славян и представителей других этносов, в результате чего понятие «русь» приобрело социальное значение и стало обозначать высшую социальную группу, а народ «русь» ассимилировался окружающим населением и вошёл в состав сформировавшейся древнерусской народности.
Древнерусская народность образуется около XI—XII веков в результате слияния восточнославянских (преимущественно), а также частично финно-угорских и балтских племён и скандинавов (варягов). Значительное влияние на культуру русского народа и его консолидацию оказало принятие христианства. При этом по мнению В. В. Седова, «колыбелью» формирования собственно русской (великорусской) народности являлось Великое княжество Владимирское. Ростово-суздальский диалект в итоге лёг в основу русского литературного языка.

Консолидация древнерусской народности была прервана распадом Древнерусского государства и татаро-монгольским нашествием, а объединение прежних русских княжеств под властью крупных государств (Великое княжество Московское, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов.
Некоторые учёные не признают существование единой древнерусской народности на каком бы то ни было историческом этапе.
Из поселившихся в степи русских, перенявших отдельные элементы культуры тюркских кочевников, сформировался субэтнос казаков. Донская ветвь казаков сохранилась в качестве составной части русского народа.
Формирование в конце XV века единого Русского государства, освобождение от монголо-татарского ига и падение в XVI веке Казанского и Астраханского ханств сделали возможным усиление экспансии русского населения на восток.


Новое время

Важной вехой в истории русского народа стало Смутное время — глубокий кризис, характеризованный распадом государственности, сопряжённым с большими бедствиями и попаданием (наподобие Западной Руси) под влияние польско-литовских захватчиков. В то же время оно породило в глубине народных масс инициативу по защите своего образа жизни, изгнанию интервентов и восстановления русской государственности. В середне XVII века реформа патриарха Никона вызвала раскол русских на никониан и старообрядцев. Последние сформировали отдельные этнографические группы русского народа, распространившиеся за пределы России (липоване, некрасовцы) и выявившие специфический «культурный код» русского народа (русский язык, крещение детей, празднование Пасхи, иконопочитание, восьмиконечный крест).
XVII век стал также эпохой освоения русским народом основных пространств Сибири, основания в ней городов, географических открытий, выхода к границам Китая и Тихому океану. Важную роль в русском освоении Сибири играли поморы и казаки. Основным экономическим стимулом русского продвижения вглубь Сибири был пушной промысел. Расширение русских этнических земель шло также в южном направлении. Плодородные, но небезопасные из-за крымско-ногайских набегов степные пространства к югу от «окской украины» стали пригодными для плотного заселения благодаря поэтапному строительству засечных черт и укреплённых линий, продвигаемых всё далее на юг. Освоение степных земель позволило значительно улучшить сельскохозяйственную базу государства и стимулировало рост населения.
Воссоединение Левобережной Украины c Россией дало импульс реформированию государственной идеологии. Выходцы из Южной Руси, такие как Иннокентий Гизель или Феофан Прокопович заложили фундамент обновлённого представления о русском народе как о триедином народе, ставшем официальной концепцией в Российской империи.
Царь Пётр I предпринял ряд глубоких государственных и общественных реформ. Он подчинил Церковь государству и начал активно приглашать иностранцев в Россию, назначая их на важные посты в государстве. В результате, традиционная русская культура сохранилась лишь в низших сословиях, тогда как среди интеллигенции, чиновничества и военных начали доминировать европейские вкусы. В среде аристократии исчез национальный костюм, а воспитанием детей нередко занимались нанятые из Франции гувернёры. Неизменным фактором этнического самоопределения оставался русский язык, который получил своё развитие в русской литературе (Пушкин, Достоевский, Толстой и др.). Начиная с Отечественной войны 1812 года важное значение для русской этнической идентификации приобрела русская фамилия. В имперский период получают развитие русские народные промыслы.
Культурный раскол русского народа на вестернизированный «верх» и традиционный «низ» выразился в философском противостоянии западников и славянофилов, которые, однако, сами принадлежали к интеллектуальным «верхам».
Русские несли на себе основную тяжесть войн, которые вела Российская империя.
Русские миссионеры создавали письменности, основу которых составила кириллица. В XIV веке святой Стефан Пермский на основе кириллического, греческого алфавитов и знаков древнетюркского рунического письма создал зырянскую азбуку — анбур. В XVIII веке архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович) использовал русский алфавит для создания удмуртской («Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка», 1775) и марийских («Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка», 1775) грамматик. В XIX веке на русской графической основе создаётся ряд письменностей для языков народов Российской империи, которые составили основу современных алфавитов. Так, архиепископ Иннокентий (Попов-Вениаминов) создал письменность для алеутского языка (1826), востоковед О. Н. Бётлингк (1848—1851) и епископ Дионисий (Хитров) (1858) разработали алфавиты для якутского языка, востоковед Н. И. Ильминский — письмо для языка крещёных татар — алфавит Ильминского (1862—1874), чувашским просветителем И. Я. Яковлевым составлен чувашский алфавит (1871), мордовским просветителем А. Ф. Юртовым — эрзянский алфавит (Букварь для мордвы-эрзи, 1884).


Новейшее время

После Октябрьской революции начались гонения на религию, в частности на русское православие. В ходе Гражданской войны и дальнейших инициатив новой власти пострадали представители многих сословий: казачество (расказачивание), крестьянство (раскулачивание), дворянство, часть интеллигенции.
Письменности национальных языков народов РСФСР стали формироваться на основе русского алфавита (этот процесс продолжался до 1941 года). Многие народы Советского Союза, ранее не имевшие своей письменности и самоназвания, получили их благодаря деятельности русских учёных.
Русские врачи осуществляли ликвидацию периодических эпидемий чумы и холеры в республиках Средней Азии и Кавказа, вели борьбу с «азиатским гриппом» и рядом других заболеваний. В Туркестане русскими врачами создана разветвлённая сеть больниц и фельдшерских пунктов, успешно боровшихся как с антимедицинскими предрассудками местных жителей, так и самими болезнями, очагами распространения которых являлся этот регион. Был принят курс на открытие медицинских институтов в национальных республиках, что позволило к 1930-м годам сформировать коллективы врачей уже из национальных кадров. Однако первоначальное преподавание осуществлялось русскими врачами.
Русские несли основную тяжесть Великой Отечественной войны. Военные потери русских в войне составили более 5 млн человек — 66,4 % от общих армейских потерь СССР. Потери среди гражданского населения оккупированных территорий СССР и блокадного Ленинграда составляют ещё 6,4 млн человек. Общие потери русских составили более 11,4 млн человек — 42,2 % от всех погибших в Великой Отечественной войне, если исходить из официальной оценки в 27 млн погибших. Это, однако, не принижает вклад других народов.

В начале 1990-х годов, из-за резкого экономического кризиса, началось сокращение численности русских: в России в связи с естественной убылью населения обусловленной снижением рождаемости, а в республиках бывшего СССР — также ещё и в связи с эмиграцией русского населения в Россию. В странах Западной Европы, США, Австралии численность русских к началу XXI века, наоборот, возросла за счёт иммиграции из бывшего СССР.


Дискриминация русских

В первое десятилетие советской власти в рамках политики коренизации русские в ряде случаев испытывали открытую дискриминацию со стороны коренных народов. Так, русское население Горской АССР жаловалось: «Жизнь русского населения стала… невыносимой и ведёт к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики… Полное разорение экономике края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русскими». В Калмыкии русское население просило: «Нам нужно предоставить право наравне с калмыками». В населённых пунктах Белорусской ССР, которые непосредственно граничили с РСФСР, русские просили оставить русский язык в качестве языка преподавания в школах.
В середине 1930-х годов национальная политика в СССР существенно изменилась. Были реабилитированы поэты, писатели и ряд полководцев царской России. Русскому народу де-факто был предоставлен статус «первого среди равных».
В постсоветский период в разные годы «Вестник Российской академии наук» отмечал почти повсеместное притеснение русских титульными этносами в бывших союзных республиках и в некоторых административных образованиях России, там же указывалось на тяжёлое состояние русского этноса. Так, 58,9 % русских в Эс­то­нии (перепись 2000 года) и свыше 30 % русских в Лат­вии не име­ют гражданства, хотя формально законодательство этих стран не увязывает бесправие с их национальностью.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов в России возник так называемый «бум этничности», который ознаменовался всплеском ксенофобских настроений и национализма среди представителей «титульных» групп по отношению к русским, что вылилось в ряде республик Северного Кавказа, в Якутии, Башкортостане, Татарстане и других в дискриминацию «нетитульного», преимущественно русского населения, и отток его в другие регионы.
Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации. Такая же проблема складывается при поступлении в университеты. В ряде национальных республик фактически произошла «коренизация» школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации.
Практически в каждой национальной республике существует группа людей, которая преподносит весь русский народ «в чёрных красках». В Татарстане с большим трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен. В Башкортостане отдаётся приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций башкирам.
По оценке экспертов Московского бюро по правам человека, российским регионом с наиболее развитой русофобией является Северный Кавказ и, прежде всего, Чечня. В 1991—1993 гг. произошло массированное «выдавливание» русскоязычного населения из Чечни, сопровождавшееся актами насилия. По сведениям газеты «Известия», в результате этнических чисток в Чечне в 1991—1994 годах погибли 20 тысяч человек и 250 тысяч покинули республику. В 2005 году инициативная группа бывших русских жителей Грозного направила президенту России открытое письмо с требованием официально признать факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991 по 1994 год. Авторы обращения называли режим Дудаева фашистским и обвинили российские власти в попытке скрыть факт геноцида.


Антропонимика

После принятия христианства среди русских получили распространение имена греческого происхождения: Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Аркадий, Афанасий, Василий, Георгий, Григорий, Евгений, Кирилл, Макар, Никита, Николай, Пётр, Степан, Тимофей, Фёдор, Филипп а также Анастасия, Елена, Зинаида, Зоя, Ирина, Ксения. Сохранили своё значение ряд славянских имён: Борис, Владимир, Всеволод, Ярослав, Вячеслав, Святослав, Станислав, Владислав. Были приняты также имена латинского (Антон, Валентин, Валерий, Павел, Роман, Сергей) или еврейского происхождения (Иван, Илья, Матвей, Михаил, Семён, Яков, Анна, Елизавета, Мария). Часть русских имён имеет скандинавские корни: Ольга, Игорь, Олег, Глеб. Помимо личных имён, в русском имени присутствует отчество — имя отца с добавлением суффикса -ович/-евич/-ич (для мужчин) или -овна/-евна/-ична (для женщин). Русские фамилии обычно образуются с помощью русского имени или существительного и суффикса -ов (-ев, -ёв), -ин (-ын) или -ский (-ской) и -их (-ых). У женщин на конце фамилии добавляется окончание -а (например, Петрова).


Русская культура

Русская культура в целом является восприимчивой и инклюзивной, приняв в себя элементы культур народов, с которыми русские проживали по соседству в течение столетий. Большое число российских политических и культурных деятелей были представителями других этносов или имели в своём роду таковых. В советский и постсоветский период в русскую и российскую культуру также вошло большое число иноэтнических авторов. Инклюзивность русской культуры включает также её способность развивать культуры других народов и наполнять их новыми смыслами.
Духовная и материальная культура русского этноса в её традиционном и внепрофессиональном аспекте составляет русскую народную культуру.


Философия и мысль

Русская интеллектуальная история на протяжении многих веков развивалась под влиянием византийского христианства, что предопределило спектр доступных для изучения философских текстов, проблем и ценностей, а также историографических клише, характерных для русской философии и её истории. Принято считать, что русская философия сформировалась как самостоятельное явление только в XVIII веке, хотя первый историк русской философии Гавриил (Воскресенский) рассматривал русскую философию как традицию мысли, восходящую к трудам древнерусских книжников, таких как Кирик Новгородец и Клим Смолятич. Подлинный расцвет русской религиозной философии пришёлся на XIX — начало XX века и получил воплощение в трудах В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Павла Флоренского и др. мыслителей, снискавших широкое признание. В дальнейшем русская религиозная философия также приобрела уникальные формы в концепциях «имяславия» (А. Ф. Лосев), «софиологии» (С. Н. Булгаков) и др.
Первым крупным критиком русской философской мысли стал П. Я. Чаадаев, подвергший в своих «Философических письмах» критике зависимость русской интеллектуальной истории от византийского прошлого. Чаадаев поставил вопрос о необходимости построения Царства Божьего на Земле. Его религиозные идеи в неявном виде были заимствованы русскими анархистами, Каприйской школой и др.
Важное место в русской мысли занимала философская антропология. В национальном колорите в России она приняла формы славянофильства и почвенничества (А. С. Хомяков, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов и др.). Русские воспринимались как славяне, характерная ментальная черта которых заключена в началах соборности и общинности.
В революционное время народники видели в сохранности русской крестьянской общины возможность «перескочить» через капиталистическую фазу с её противоречиями и войти в особый, «русский социализм». Осмысление русской истории в категориях цивилизационного подхода привело к возникновению концепции евразийства.
Также русские мыслители активно восприняли западноевропейскую философию, что привело к появлению в России сторонников идей кантианства, шеллингианства, гегельянства, марксизма и др. Среди наиболее влиятельных философов советского времени необходимо назвать М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, В. В. Бибихина. Среди философов русского зарубежья крупнейшим мыслителем может быть признан Александр Кожевников, чья интерпретация Гегеля оказала влияние на Жака Лакана и целую плеяду французских и немецких экзистенциалистов.
В области семиотики и философии языка широкое признание в мире получила Московско-Тартуская школа.


деревня Русские на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


деревня Русские


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Русские

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Написать