Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяРеспублика БашкортостанДуванский райондеревня Сарты

Главная страница малой родины - деревня Сарты

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 452530
Телефонный код: 8-34798
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Республика Башкортостан Дуванский район деревня Сарты на карте




Координаты населенного пункта деревня Сарты на карте: 55.557653, 58.266328

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Са́рты — наименование части оседлого населения отдельных регионов Средней Азии в XVII — начале XX веках.
Согласно БСЭ, до Октябрьской революции 1917 года название «сарт» по уйгурам, оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно казахи, киргизы и полукочевые узбеки. В XIX — начале ХХ века в Ташкентском, Ферганском и Хорезмском оазисах оно было самоназванием части оседлого населения. В период Российской империи имела место попытка властей создать псевдо «сартовский» язык вместе с псевдо-нацией «сарт», тем не менее, этот эксперимент был обречён на провал.


Происхождение слова «сарт»
Согласно данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона слово «сарт» встречалось у Плано Карпини в XIII веке и его происхождение остаётся невыясненным.
По утверждению В.Бартольда «сарт, первоначально древнетюркское слово, означавшее „купец“; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик (цит. у Радлова, Словарь, IV, 335) и у Махмуда Кашгарского (1, 286). В изданном Радловым уйгурском переводе (с китайского) Саддхарма пундарики санскритское слово sarthavaha, или sarthabaha, „купец, водитель каравана“; это слово объясняется как „старший купец“ (сатыкчи удугы). Отсюда Радлов заключает, что тюркское сарт заимствовано из индийского (Kuan-si-im Pusar, 37)».
Василий Бартольд писал:

Важнее всего факт, что слово «сарт» не встречается в сочинениях домонгольского периода и что оно впервые употреблялось монголами. По словам Рашид ад-дина, монголы употребляли слово сартакты в смысле «таджик»; по его же словам, они впервые применили это слово к Арслан-хану карлукскому, первому из мусульманских владетелей, с которыми пришлось иметь дело Чингиз-хану. Из этого можно заключить, что монголы называли этим именем всех мусульман без различия, тем более, что карлуки несомненно были народом тюркским, а не арийским. Итак, объяснения слова сарт, вероятно, следует искать в монгольском языке. Не зная этого языка, мы не можем предложить своё собственное объяснение; но что в языке монголов был соответствующий корень, это видно уже из имени второго золотоордынского хана, Сартака. Уже во время походов Чингиз-хана тюрки старались сближаться с монголами, в противоположность городскому населению, которое в то время было арийским по языку и происхождению; очень вероятно, что вследствие этого сближения монголы стали называть сартами не всех мусульман, а только сохранивших свою обособленность арийцев, и что от монголов этот термин перешёл и к тюркам


Значение


IX—X века
Название сарт не упоминают в своих сочинениях историки и учёные Центральной Азии эпохи Саманидов: Абу Бакр Наршахи, Абу Рейхан Бируни, Абу Исхак аль-Истахри, Ибн Хаукаль и другие.


XI век
Термин сарт упоминает в своем словаре тюркских языков тюркский филолог из Восточного Туркестана Махмуд Кашгари. Кашгари использовал слово сарт в значении торговец.


XIII век
Термин сарт не упоминается на территории Средней Азии в сочинениях персидских и арабских историков XIII века Ала ад-дин Ата Малика ибн Мухаммед Джувейни (1226—1283), Ибн ал-Асира (1160—1234), Шихаб ад-дина Насави и др.


Сарты в терминологии монголов XIII века
В монгольском «Сокровенном сказании» (1241 год) название сарт впервые появляется как обозначение всего населения государства Хорезмшахов, хотя местные источники не знали этого термина используя этнонимы: тюрк, карлук, туркмен, канглы, таджик, кипчак, халадж, огуз и др. В целом, население государства Хорезмшахов было пестрым и полиэтничным. По мнению Бартольда, в нём жили персы, арабы, тюрки, евреи, туркмены и др.. Как сообщает Абуль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех (820—912) в Балхе проживала еврейская община, а географ Шамсуддин аль-Мукаддаси писал о многочисленных еврейских поселениях в Хорасане.
По «Сокровенному сказанию», когда Чингисхан узнал о гибели его каравана в Отраре, он сказал: «Пойду войною на Сартаульский народ и законною местью отомщу за сотню своих посольских людей во главе с Ухуна. Можно ли позволить Сартаульскому народу безнаказанно обрывать украшенья моих златоцарственных поводьев?»В Киргизии живут сарт-калмыки — малочисленный народ, ойратского происхождения. Несмотря на культурное и языковое влияние киргизов считаются отдельной этнической группой.


XIV — первая половина XV века
Ни разу не упоминают термин сарт на территории Средней Азии историки эпохи Тимура (1336—1405) Шараф ад-дин Язди, Низам ад-Дин Шами, Фасих аль-Хавафи, включая кастильского посланника Клавихо, побывавшего в Шахрисабзе и Самарканде в 1404 году. Эти авторы использовали названия чагатаец, тюрк, узбек, таджик, могол, барлас и др.


Вторая половина XV века
В.Бартольд писал: "У писателей XV и начала XVI в., Навои и Бабура слово сарт употребляется в смысле «перс, таджик» и противополагается слову тюрк. Сведения о различных употреблениях слова «сарт» и о различных объяснениях этого термина с достаточной полнотой собраны Н. П. Остроумовым. Сколько-нибудь научных объяснений, до сих пор нет".Поэт Алишер Навои (1441—1501) использовал термин «сарт» к «персоязычному» населению Хорасана. Но жители региона не использовали это название. Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами как и историки Хорасана Мирхонд, Хондамир, Васифи ни разу не использовали термин сарт в своих сочинениях. Бабур (1483—1530) называя народ Маргелана «сартами», противопоставлял их народу Андижана, который является тюркским, и подразумевая под «сартами» говорящих на персидском языке. Описывая страну Кабул Бабур пишет:

В Кабульской области живут различные племена. В долинах и равнинах живут аймаки, тюрки и арабы; в городе и некоторых деревнях живут сарты, в других деревнях и областях обитают [племена] Пашаи, Параджи, Таджики, Бирки и Афгани. В горах Газни живут племена Хазара и Никудери; среди хазарейцев и никудерийцев некоторые говорят на могольском языке.
Таким образом, Бабур отличал сартов от таджиков, однако в чём именно он видел разницу, неизвестно; при описании, например, Ферганы тюркам и их языку противопоставляются только сарты и их язык.


XVI—XIX века
Хорезмийский историк Абулгази в сочинении «Родословная тюрок» говорит об узбеках и сартах в Хиве и Ургенче, то есть название сарт использовалось в узколокальном значении в определённых районах Хорезма и не встречалось на территории соседнего Бухарского ханства.
На территории Бухарского ханства все известные историки Зайн ад-дин Васифи, Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, Абдаллах ибн Мухаммад ибн Али Насраллахи, Хафиз Таниш Бухари, Махмуд ибн Вали, Мухаммад Амин Бухари, Абдурахман Толе, Ахмад Дониш, Абдалазим Сами, Мирза Салимбек название сарт вообще не упоминали, а использовали этнонимы чагатаец, тюрк, узбек, таджик и др.


Мнение А. Вамбери
Арминий Вамбери в своём произведении «Путешествие в Среднюю Азию» в 1860-х годах упоминает сартов в Хорезме даёт им следующую оценку: «Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, — древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки». В другой части своего произведения Вамбери описывает происхождение сартов как — «отюреченных по языку потомков древних хорезмийцев».
Вамбери отличал сартов от персов-рабов Хорезма, про которых он писал: «Это либо рабы, либо освободившиеся из неволи. Впрочем, в материальном отношении рабу живётся в Хиве неплохо, так как он превосходит скромного узбека в хитрости и скоро богатеет. Многие предпочитают, выкупившись на волю, поселиться там же и не возвращаются на родину».


Мнение востоковедов Российской империи и иностранных путешественников
П. И. Пашино в своих путевых заметках «Туркестанский край в 1866 году» (1868) писал: «Тип сарта и характер его с первого знакомства говорят за его арийское происхождение. Конечно, можно встретить в Туркестанской области много личностей, именующих себя сартами и носящих самый несомненный отпечаток монгольского происхождения». Далее, Пашино дискутируя с Южаковым, писал, что сарт «очень оскорбился бы, если бы его назвали таджиком», поскольку считает таджика рабом и «в душе шиитом», то есть неверным. Поэтому Пашино скорее, согласен признать сартов «за особый народ арийского происхождения», чем смешивать их с таджиками.

Военный востоковед, генерал Л. Н. Соболев изучавший население Самаркандской области, выявил местные представления о сартах, которые он описывал следующим образом: «Сарт не есть особое племя, как то пытались многие доказать. Сартом называется безразлично и узбек и таджик, живущие в городе и занимающиеся торговлей. Это род мещанства, сословие, но не племя». Л. Ф. Костенко отмечал, что слово «сарт» означает «названия рода жизни, занятий, в переводе оно значит человек, занимающейся торговлею, горожанин, мещанин».
Академик Василий Бартольд писал:

Степняки узбеки, завоевавшие Туркестан в начале XVI века, стали называть «сартами», в противоположность «узбекам», всех оседлых жителей, как иранцев, так и говоривших по-турецки; впоследствии, когда языком большинства оседлого населения сделался турецкий, слово «сарт» стало употребляться в литературе (например, у кокандских историков), отчасти и в жизни, в смысле горожанин или сельский житель, говорящий по-турецки, в противоположность таджику, сохранившему свой язык иранца. По чертам быта сартам, как типичным горожанам и земледельцам, теперь противополагаются не узбеки, большей частью перешедшие к оседлому образу жизни, а «казаки»
Бартольд писал: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как „сарык ит“ (жёлтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признаётся только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям». Он считал сартов отдельным этносом оседлых тюрков, отличающихся от таджиков языком, а от кочевых тюрков — образом жизни.
По мнению востоковеда Александра Семёнова сартами называют всё вообще оседлое население Средний Азии. Это название особенно распространено среди местных русских, используется как зонтичный термин для узбеков, таджиков и других местных народов. Казахи, по словам Семёнова, зовут сартами своих соплеменников, которые занялись земледелием вместе с оседлыми таджиками и узбеками. Оседлые узбеки называют сартами тюркоязычное население некоторых мест Средний Азии (Хивы, Ферганы и других городов), в речи которых много персидских заимствований. Семёнов приводит слова повстречавшегося ему узбека, называвшего сартами тех, кто владеет только одним языком.
На основании разработок колониальных идеологов некоторые востоковеды сартов обозначали как имевших средний рост 1,69 (мужчины) и 1,51 м (женщины); склонны к ожирению. Цвет кожи смуглый, волосы чёрные, глаза тёмно-коричневые, борода небольшая. Брахицефалы (головной указатель 85,39), с небольшим или среднего размера черепом, брови дугообразные и густые, глаза редко расположены не на прямой линии; нос прямой, иногда выгнутый. Лицо вообще овальное. Иногда встречаются слегка выдающиеся скулы, расположенные под небольшим углом глаза и большое междуорбитное расстояние. Эта идея нашла отражение в дальнейших изданиях Российской империи. Так, о языке сартов ЭСБЕ даёт следующее пояснение «сарты по наружности очень похожи на таджиков, но в отличие от последних, живущих среди них разбросано и сохранивших свой персидский язык, сарты говорят на особом тюркском наречии, известном под именем сарт-тили. По мнению П. И. Лерха, наречие сартов ближе всего к джагатайскому литературному языку, а в отдельных пунктах приближается к народному наречию узбеков и казахов».
Один из главных разработчиков идеи широкого применения термина сарт Николай Остроумов заявлял, что язык сартов «в основе тюркский, но отличающийся от киргизского, узбекского, татарского и турецкого и известный под именем сарт тили». Последователь Н.Остроумова П. Кузнецов писал: «Вследствие постоянного общения с тюрками таджик со младенчества усваивает сартовский язык наравне со своим родным… При смешанном браке, возьмёт ли таджик, положим, сартянку за себя, или таджичка выйдет за сарта, господствующим языком в семье делается конечно, сартовский. В таких случаях большинство детей даже не научатся таджикскому наречию». При этом таджики называли себя сартами из-за стереотипа о том, что все таджики — рабы.
Немецкий исследователь Вильгельм Густав Рикмер Рикмерс (1873-1965), побывавший в Средней Азии в начале ХХ века, писал: «в повседневной жизни русские используют слово «сарт» почти так же, как британские колонисты говорили бы о «неграх»»


Мнение туркестанских интеллектуалов
Попытки властей создать сартов в Туркестанском генерал-губернаторстве были подвергнуты критике переводчиком Серали Лапиным в 1890-х годах.По утверждению историка Адиба Халида, казах Шерали Лапин - переводчик в канцелярии губернатора Самаркандской области считал, что «не существует ни сартского народа, ни сартского языка». Это слово было сокращением слова «сари ит» - «желтая собака», уничижительного названия, используемого кочевниками-казахами и киргизами для всех оседлых народов, независимо от происхождения.Критика использования термина сарт была поддержана самаркандскими и бухарскими джадидами (представители интеллектуально-просветительского движения): Махмудходжой Бехбуди и Бако ходжой. Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году (в № 22, 23, 25 и 26) выступал против использования слова сарт и написал статью «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт осталось непонятным». Бехбуди отвергал термин сарт, считая, что он среди узбеков и таджиков считался оскорбительным прозвищем, а по отношению к туркестанцам его использовали только русские и определённая часть казахов.
В 1914 году С. Айни осуждал неуместное использование термина сарт и считал, что более уместны термины туркестанец или узбек вместо него.


Мнение советских учёных
По мнению этнолога, доктора исторических наук Н. Э. Масанова, название сарт использовалось в разных контекстах, например, если «ваши родители казахи, но вы живёте в городе Испиджабе, вы — сарт».
Объединение разнородных племён под именем «сартов» было вызвано необходимостью разделения некоторых кочевых киргизов, казахов, каракалпаков и населения, ведущего оседлый образ жизни и без племенной аффилиации. Туркмены для обозначения оседлого населения без племенной аффилиации использовали название тат. Сам термин сарт сложно интерпретировать в этническом смысле. В Кокандском ханстве, судя по письменным источникам, термин сарт или «сартия» использовался в значении «оседлый, городской житель» — как противопоставление термину «кочевник». У кыргызов отмечены рода кара сарт, а также этнографическая группа сарт-калмак.
Согласно исследованиям этнографов, на территории Бухарского эмирата, то есть в Бухарской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областях и южном Таджикистане слово «сарт» для обозначения населения в XVIII — начале XX века не использовалось.
По мнению таджикского этнографа Н.Турсунова слово сарт не было этнонимом, а термином, определявшим хозяйственно-культурное положение населения.Население верховьев реки Пяндж, то есть шугнанцы, рушанцы, ваханцы и др., в 1925 году население равнин Туркестана словом «сарт» называло отуреченных таджиков. Живущих рядом с ними узбеков именовали юзбак, то есть «узбек».
В советской этнографии после 1924 год сарты как обособленный этнос не выделяются.


Современные исследования
Профессор И. Бальдауф считала, что русские переняли это слово от казахов, для которых это слово имело откровенно уничижительный оттенок. «Сартовский язык» в действительности не существовал. Модель переписи 1897 года привела к необходимости установить псевдо «сартовский» язык вместе с псевдо-нацией «сарт». Некоторые амбициозные колониальные планировщики языка начали писать грамматики и словари «сартовского языка». Идея «сартовского языка» Н. Остроумова была дальновидным проектом, тем не менее, этот эксперимент был обречён на провал.
В. И. Бушков и Л. С. Толстова считали, что перепись в среднеазиатских владениях не точна и содержит ряд существенных недостатков. По их мнению, среди языков региона наряду с узбекским выделяется язык «сартский», что неверно и не соответствовало действительности. В. И. Бушков и Л. С. Толстова предполагают, что сартами при переписи 1897 года назывались: 1) узбеки без родовых делений — потомки узбеков, потерявшие свои родоплеменное название и родоплеменную структуру и сильно смешанные с древним ираноязычным автохтонным населением; 2) некоторые группы городских таджиков. Также они указывают, что под узбеками в переписи понимались узбеки с родоплеменным делением и в значительной мере полукочевые по образу своей жизни.
В 1998 году впервые в постсоветский период американский историк-востоковед Адиб Халид проанализировал различные мнения российских (Южаков, Н.Остроумов, В.Бартольд и др.) и туркестанских интеллектуалов (М.Бехбуди, Шерали Лапин) о сартах и пришел к выводу о том, хотя джадиды отвергали это название, термин «сарт» по неизвестным причинам стал часто используемым русскими для обозначения оседлого населения Средней Азии после завоевания.В 2001 году филолог-востоковед Паоло Сартори, видимо не знакомый с монографией Адиба Халида, повторно проанализировал мнения российских (А.Федченко, Н.Остроумов, В.Бартольд и др.) и туркестанских интеллектуалов (М.Бехбуди, Шерали Лапин) о сартах и пришёл к выводу о том, что термин сарт использовался как этноним в Средней Азии. Таким образом, он поддержал позицию российского имперского интеллектуала Н.Остроумова и игнорировал заключение американского историка А.Халида, что термин сарт не был этническим и не использовался в Бухарском эмирате В 2008 году известный американский востоковед Ю.Брегель на основе анализа источников пришёл к выводу о том, что термин сарт не использовался в Бухарском эмирате, что опровергло заключение Сартори.
В 2002 году социолог А.Ильхамов в «Этническом атласе Узбекистана», показал свою приверженность колониальным идеям использования названия сарт. Он частично повторил дискуссии, проанализированные Адибом Халидом и Паоло Сартори о сартах, но без упоминания их публикаций..
Термин сарт как оскорбительное слово использовалось во время ошских конфликтов 1990 и 2010 годов.
Российский этнограф Рассудова считала, что в начале ХХ века кочевники современных территорий Киргизии и южного Казахстана этноним «сарт» произносили как сары ит и переводили как «желтая собака». Кочевники-скотоводы «желтой собакой» пренебрежительно называли сартов, то есть «оседлых» — сельчан и горожан, крестьян и ремесленников, торговцев.Хотя по мнению европейских учёных термин сарт в настоящее время является уничижительным термином для узбеков (а иногда таджиков и уйгуров), тем не менее, термин сарт используется в настоящее время в официальном сайте Ассамблеи народа Казахстана.


Численность
При проведении первой всеобщей переписи населения Российской Империи в 1897 году при распределении населения по родному языку и уездам Российской Империи сарты учитывались раздельно от узбеков, каракалпаков, киргиз-кайсаков, кашгарцев и кипчаков.

Всего согласно первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в Российской Империи насчитывалось 968 655 сартов, совокупная численность сартов превышала численность узбеков (726 534 человек) и среди других народностей империи говорящих на турецко-татарских наречиях (тюркских наречиях) была четвёртой по численности уступая лишь киргиз-кайсакам (казахи и часть киргизов — 4 084 139 человек), татарам (3 737 627 человек) и башкирам (1 321 363).
Согласно ЭСБЕ общая численность сартов достигала 800 000 человек, составляя, по данным на 1880 год, 26 % всего населения Туркестана и 44 % оседлого его населения. В Сырдарьинской области сартов было свыше 210 тысяч, в Фергане около 350 тысяч, в прежнем Зеравшане (Самаркандская область) доминировали узбеки, а сартов было свыше 18 тысяч. Многочисленные во всей юго-восточной полосе Туркестанского края сплошные поселения сартов оканчиваются в городах Туркестане и Аулиэ-ата, не распространяясь далее этих пунктов по долине Сырдарьи и в пределы Семиреченской области. Небольшое сартовское население последней (до 5000 человек) состоит из рассеянных по городам области торговцев, из которых только немногие основались там на постоянное жительство.


Комментарии


См. также
Сартулы


деревня Сарты на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


деревня Сарты


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Сарты

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Родина моей мамы,Вшивцевой Клавдии Степановны
Родина где прошло моё детство

Написать