Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяАрхангельская областьОнежский райондеревня Кушерека

Главная страница малой родины - деревня Кушерека

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 164899
Телефонный код: 8-81839
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Архангельская область Онежский район деревня Кушерека на карте




Координаты населенного пункта деревня Кушерека на карте: 63.654085, 38.036618

деревня Кушерека на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


деревня Кушерека


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru



Всего комментариев:2


Liybov
13.04.2014 16:26

Вознесенская церковь 1669 г.
Село Кушерека — бывшая вотчина Соловецкого монастыря. От ближайшей железнодорожной станции оно отстоит на десять километров. Путнику село открывается с высокого холма. Оно живописно расположено по обеим берегам узкой, каменистой речки Куши, которая через два километра впадает в Белое море. Близость моря чувствуется здесь во всем: и в паутине рыбацких сетей, висящих на жердях, и в сильных изгибах форм больших лодок, около которых суетятся рыбаки, и в шквалистых порывах соленого ветра. «Мы потомственные мореходы»,— с гордостью говорят о себе старожилы села. Много веков смелые мореходы Кушереки бороздили воды Белого моря, выходили в бурное Баренцово, плавали к скалистым берегам Норвегии, на Новую Землю и даже на остров Шпицберген. Нелегкими были эти походы. Свой опыт моряки передавали из поколения в поколение, от отца к сыну, а впоследствии начали записывать. Рукописные книги стали своеобразными лоциями. Долгое время не удавалось обнаружить такие рукописи, хотя часто можно было слышать разговоры о них в приморских селениях. И вот летом 1965 г. экспедиция Государственного Русского музея разыскала «мореходную книгу» в селе Кушерека. Она была составлена в конце XVII — начале XVIII в. и переписана в начале XIX в. жителем Кушереки Александром Кузнецовым. В ней имеется описание судового плавания вдоль берегов северных морей, указываются береговые ориентиры, глубины, мели, бухты, проходы к ним и многое другое. Теперь эта книга находится в Центральном Военно-морском музее. Но Кушерека славится не только своими морскими традициями, она знаменита своей Вознесенской церковью, стоящей на левом берегу быстрой и холодной реки Куши. Кушерецкий приход находится с селе Кушерека, в устье реки Кушерека. На 1 января 1895 г. там было 264 двора, 1514 жителей. Прихожане заражены расколом. Успенская церковь 1696 г., поставлена вместо древней, сгорела в 1811 году. Храм Вознесения Господня освящен в 1669 г., сейчас он находится в музее деревянного зодчества под Архангельском, в Малых Карелах. Сохранился его фотоснимок на первоначальном месте. Храм Вознесения Господня, 1669 г., с. Кушерека, на берегу реки Куша. Фото середины ХХ в. Храм Вознесения Господня, 1669 г., с. Кушерека. Вид с запада, он отличается от современного вида в музее «Малые Карелы». Фото середины ХХ в. Она сооружена в 1669 г. и принадлежит к тому типу церквей, которые строились со второй половины XVII в. вплоть до конца XVIII в. Особенно часто встречаются они на реке Онеге. Это храмы, завершенные кубоватыми крышами. В кубоватых церквах зодчие сумели, до некоторой степени, удовлетворить и требование московского духовенства увенчать храмы луковицами и сохранить в основе покрытия форму шатра. Это подтверждается ранними одноглавыми кубоватыми храмами. Так, в церкви Параскевы-Пятницы (1666 г.) села Шуерецкое, не сохранившейся до наших дней, покрытие имело удлиненную форму, напоминающую привычный древний шатер. Позже на «кубе», кроме центральной главы, появляются еще четыре — по углам. Пятиглавие на кубовом покрытии, видимо, вполне устраивало патриаршество. Именно с таким храмом мы и встречаемся в селе Кушерека. Основной объем Вознесенской церкви — высокий и стройный четырехстенный сруб, с сильно расширяющимися повалами. Он завершается очень красивым, словно корона, кубом, с пятью изящными главками, стоящими на тонких чешуйчатых ножках. Основания этих глав украшены легкими кокошниками, с прорезными гребнями на коньках килей. К основному объему церкви с восточной стороны, обращенной к реке, примыкает мощный и высокий квадратный в плане прируб. Он покрыт большой «бочкой», кровлей которой служит крупный городковый лемех-гонт. Сооружение обращает на себя внимание необычным решением внутреннего пространства, редко встречающимся в деревянном церковном зодчестве Севера. Церковь двухэтажная. Второй этаж отличается от первого лишь меньшим размером трапезной. В 1825 г. к трапезной первого этажа были пристроены два квадратных придела. Церковь обшита тесом, главы и шейки сохранили свою первоначальную окраску. Внутри храма сохранился иконостас XVII в. Колокольня, расположенная рядом, принадлежит, вероятно, XVIII в. Покрытие ее в виде купола со шпилем, а также арки галереи-звонницы — XIX столетия. На средства прихожан в Малошуйке устроены часовня в честь Архистратига Михаила (главы небесного воинства) и святых апостолов Павла и Петра. Наряду с Андреем Первозванным святые апостолы Петр и Павел воспринимались как "первые рыболовы", "хранители ключей на святом престоле". В одном из заговоров, где христианские понятия неотделимы от дохристианских представлений, в обращении за помощью к апостолам говорится: "...возьмите ключи и отоприте темный погреб рабу Божьему (имярек). Сети мои шелковые, яруса мои медовые, я здесь, рыба тут есть. Море святое, дно золотое, ловитесь и попадайте, и меня не забывайте. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь". Если при молотьбе первого овина отскакивало и прилетало в рот зерно ячменя, то его заливали в грузило, чтобы лучше клевала рыба. Для этой же цели, когда первый раз зимой опускали в прорубь леску, говорили: "Святии первоверхнии Апостли Петре и Павле, Сами наелись и меня раба Божия (имярек) накормите". С этими словами опускали в прорубь какую-нибудь монету. Первую выловленную навагу разрезали и высасывали из нее кровь. Эту кровь глотали и мыли ею руки. Кушерека и Унежма первого благочиния до 1848 года составляли один приход, а до секуляризации 1764 годы эти земли были вотчиной Соловецкого монастыря. По словам местного священника Авенира Титова, прихожане "заражены расколом", проникшим сюда из Соловецкого монастыря и реки Выг. Топонимическая легенда, объясняет происхождение названия реки Кушерека, на берегу которой находится село, от слова "куш" - богатство (богатая река). Устье было глубоким и удобным для стоянки мелких судов. Пойменные заливные луга создавали хорошие условия для скотоводства. Волею судеб село Кушерека стало своего рода тем плодовитым гнездом, где родилось немало искусных корабелов поморских судов, одновременно ставших отважными мореходами. Таковы Кучины, Панфиловы, Бачины, Бурмакины, Патракеевы, Миховы, Багаевы, Самковы, Хохлины, Овчинниковы, Варзугины, Афонины, Неклюдовы и многие другие. Во второй половине XIX в. судоводителя через волостной сход обратились к коменданту Архангельского порта князю Ухтомскому об открытии в волостном селе Кушерека (а здесь уже появились почта, телеграф, фельдшерско-акушерский пункт) мореходных классов. Под прошением к коменданту стояли подписи владельцев судов, стоящих на Кушерецком рейде, в том числе и Петра Кононова. В феврале 1874 г. в Кушереке был открыт Мореходный класс. Руководителем его был назначен флотский штурман, штабс-капитан Статыгин, который приступил к исполнению обязанностей лишь в декабре того же года. Годовой бюджет мореходных классов был исчислен в сумме 1175 рублей. К занятиям в первый год обучения приступили 23 слушателя в возрасте от 12 до 23 лет, дети местных судовладельцев. После большого пожара 1897 г., уничтожившего большую часть села, мореходные классы закрылись, а слушателей для продолжения учебы перевели в соответствующие классы Сумского посада. После упомянутого выше большого пожара в конце XIX в. Кушерека стала заново отстраиваться. На Горе, в Верховье и Крюке ставились новые дома и хозяйственные постройки. По заведенной исстари традиции старостой избрали Ивана Калинина, из почетных граждан — шкиперов по возрасту, закончивших вождение судов. Среди других поморских приходов заново расцветал Кушерецкий. Были построены две водяные и ветряная мельницы, магазея — склад для запаса продовольственных и хозяйственных товаров. Для изготовления металлических деталей для строящихся судов открылись четыре кузницы. Интересно отметить, что на географических картах Западной Европы довоенного времени Кушерека отмечалась на берегу Онежского залива Белого моря как географическая и экономическая точка. О значении Кушереки как торгово-экономического центра западной части Онежской губы говорит и тот факт, что до конца двадцатых годов XX столетия здесь, на взморье, находились таможня и казарма для воинского караула. Кушерецкая волость объединяла пять поморских сел: Ворзогоры, Нименьгу, Малошуйку, Унежму и Кушереку. В 1894 году в центре волости — Кушереке — насчитывалось 264 тягловых двора, в которых проживали 1517 жителей, из них 666 человек — мужского пола. По численности населения Кушерека стояла в уезде на четвертом месте после Онеги, Чекуева и Турчасова. В Поморье, как и везде на Руси, при названии человека указывали место рождения и прозвище. Жителей Унежмы с давних времен называли унежемами, Кушереки - кушереченами, Нюхчи - нюхчанами. Трудные дни для кушерян и населения других поморских сел настали с приходом сплошной коллективизации. Уполномоченные выбрали время, когда все мужчины были далеко на промыслах. Натолкнувшись на несогласие женщин вступать в колхоз, они стали искать виновных. Среди первых репрессированных были священник Павел Титов, бывший судовладелец Михаил Хохлин. Затем "начали раскулачивать всех судовладельцев подряд. "...А так как больше половины сельчан,— пишет В. В. Киселев (1991),— были заняты рыбным промыслом и имели свои суда или ходили на них капитанами по найму, то они, естественно, попали в разряд классовых врагов революции" или по общепринятому ярлыку — в разряд "врагов народа". От коллективизации бежали, как от страшной чумы, "бросая дома, скот, засеянные поля. Началось массовое переселение на побережье Кольского полуострова. В итоге в 1932 г. в Кушереке осталась четвертая часть населения. В деревне Кушерека из пятисот дворов было раскулачено триста пятьдесят. Даже не ясно, по какому принципу! На Юге выбирали все-таки состоятельные хозяйства. Здесь, на Севере, труд батраков вообще не использовался. Раскулачивали просто по разнарядке - спустил район цифры и"пожалуйте бриться". Ну разобрали в Кушереке "кулацкие'' дома и решили из этих бревен скотный двор строить. А строить-то оказалось некому. (Почти все раскулачены!) Так остался и по сей день в Кушереке холм из сгнивших бревен, прозванный жителями Колхозная гора.
Liybov
13.04.2014 16:24
Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Кушерека

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Написать