Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяСаратовская областьГородские округагород Саратов

Главная страница малой родины - город Саратов

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 410000
Телефонный код: 8-8453
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Саратовская область Городские округа город Саратов на карте




Координаты населенного пункта город Саратов на карте: 51.537652, 46.004549

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Сара́тов — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области. Является городом областного значения. Вместе с пригородным Гагаринским районом составляет муниципальное образование город Саратов со статусом городского округа. Крупный культурный, экономический и образовательный центр Поволжья. Входит в двадцатку крупнейших по численности населения городов России. Не будучи городом-миллионером, одновременно является центром Саратовской агломерации, население которой превышает 1,3 миллиона человек.
Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища реки Волги, напротив устья реки Саратовки и города Энгельса, расположенных на противоположном берегу. Расстояние в 389 км от Волгограда и 442 км от Самары, в 858 км к юго-востоку от Москвы.
Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Русского государства в 1590 году, в царствование Фёдора Ивановича на месте средневекового золотоордынского городища. Во второй половине XVIII века стал крупным перевалочным пунктом и центром торговли рыбой и солью, а с XIX века — одним из центров торговли зерном. Саратов получил статус губернского города в 1780 году в результате Областной реформы Екатерины II. В начале XX века был крупнейшим по численности жителей городом на Волге. С 1909 года действует университет.
Саратов — многофункциональный центр с многочисленными промышленными, культурными, образовательными учреждениями. В историческом центре находятся администрация города и области (комплекс зданий, построенных в конце XIX — середине XX века); театры: оперы и балета (1875), драмы (1803), юного зрителя (1918), консерватория (1912), цирк (1876), филармония (1937); музеи: Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева (1884), Музей К. А. Федина (здание начала XVIII века), музей-усадьба Николая Чернышевского (начало XIX века); Троицкий собор (конец XVII века); большое количество памятников архитектуры конца XVIII — начала XX веков федерального и регионального значения.
Является ведущим центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, функционирует более двух десятков вузов. Развиты машиностроение, нефтяная и химическая промышленность.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 городу было присвоено звание «Город трудовой доблести».


Этимология
Академические источники полагают, что Саратов получил своё название по тюркскому названию Соколовой горы «сары тау» — «жёлтая гора». Есть предположение, что название города произошло от слов «сары тау» — «жёлтая гора», от названия Змеиного камня желтобрюхих полозов, расположенного в устье реки Терешки напротив крепости Саратов на Медвежьем острове, позже переименованного в честь каспийского полоза — остров Чардымский (см. викимапия), к которому, согласно распоряжению сторожевой и станичной службе правительства царя Ивана Васильевича Грозного, постоянно с 1574 по 1579 год проезжали станицы сторожевой службы, стоявшие между Доном и Волгой под Тилеорманским лесом на реке Вороне.
Между тем существуют и другие гипотезы. Есть предположение, что название города произошло от слов «сар атав» — «низменный остров» или «сарык атов» — «ястребиный остров». Есть предположение, что Саратов получил своё название от скифско-иранского гидронима «сарат». Существует также множество гипотез, которые находят куда меньшее подтверждение, чем вышеприведённые.


История

Город Саратов был основан 2 (12) июля 1590 года князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном.
Точное место первоначального Саратова неизвестно — оно варьируется от современных левобережной Анисовки напротив Увека до Пристанного на правом берегу Волги. В зиму 1613—1614 годов город сгорел и в 1617 году был вновь построен на левом берегу Волги, в устье реки Саратовка.
В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича «Саратов на горах делать новый», город был перенесён на правый берег Волги, в район нынешней Музейной площади.
В итоге город Саратов закладывался русскими воеводами три раза: в 1590, 1617 и 1674 годах, и каждый раз на новом месте. К югу от горы, которая сейчас называется Соколовая, полковник Александр Шель заложил уже третью на новом месте постройку города в 1674 году. Соколовая гора и сейчас является популярным местом, откуда виден весь центр города.
Весь XVII век Саратов и окрестности подвергались разорениям от разных воровских шаек, калмыков и кубанских татар, не перестававших нападать на него вплоть до первой половины XVIII века. В 1670 году Степан Разин подверг город трёхдневному грабежу. В 1708 году Саратов был в осаде войск Булавина.
Оседлое земледельческое население весьма долгое время не могло заселить территорию края. Сюда переселялись лишь те, кого привлекала вольная жизнь казачества и безнаказанность грабежей и разбоев на Волге.

Сооружение Царицынской сторожевой линии и другие мероприятия Петра I по укреплению безопасности создали условия для заселения Правобережья Волги. По Областной реформе 1708 года Саратов был отнесён к Казанской губернии. В 1718 году город отошёл к Астраханской губернии, с 1728 года — вновь к Казанской, в 1739 году — вновь к Астраханской.
В 1700 году Пётр I пожаловал грамоту об отводе Саратову 298 763 десятин на луговой и нагорной стороне Волги.

Сильный толчок развитию города дало учреждение в 1747 году «соляного управления». Напротив Саратова, возчиками соли (чумаками) с Эльтона, основывается Покровская слобода. Расположение на пересечении кратчайшего сухопутного пути на Москву и водного с низовьев Волги и Каспия делает Саратов важным перевалочным пунктом, крупным центром торговли рыбой и солью. Так, в 1750 году из Саратова было отправлено подводами 204 тыс. пудов рыбы (3264 тонн, для сравнения, в 2005 году было добыто 1800 тонн рыбы).
По манифесту Екатерины II 1762 года было прекращено преследование старообрядцев, им были выделены земли в Заволжье. В 1763 году иностранцы были приглашены селиться на свободных землях Поволжья и Новороссии. Учреждённая в Саратове в 1766 году «Контора канцелярии опекунства иностранных» стала центром управления немецкими колонистами в Поволжье.
В Саратове Емельян Пугачёв имел свой последний ощутимый успех. 6 (17) августа 1774 года армия самозванца окружила, а после боя 7 августа взяла город. Но к этому времени отряды Михельсона уже буквально шли по пятам пугачёвцев, и 11 августа Саратов перешёл под контроль правительственных войск.
11 (22) января 1780 город стал центром Саратовского наместничества, переименованного в 1796 году в Саратовскую губернию.

Административные меры просвещённого абсолютизма по организации и развитию города выразились в развёртывании гражданского каменного строительства, насаждении современного образования и здравоохранения. Были открыты народное училище (1786), типография (1794), Александровская больница (1806). Построены здание присутственных мест (1807), дворянское собрание (1807), театр (1810), гостиный двор (1811), первая мужская гимназия (1820), соборы Александра Невского (1825) и Спасо-Преображенский (1826).

Основой развития города на более чем сто лет стал Генеральный план Саратова, утверждённый в 1812 году (составлен в 1803—1810 годах, переработан после большого пожара 1811 года). По которому для застройки отводились новые места. Планировались правильные геометрической формы кварталы, так называемая регулярная застройка. В старой части города предлагалось тоже «урегулировать» строительство домов.Отечественная война 1812 года внесла свои коррективы в жизнь Саратова. Многие воины-саратовцы были отмечены боевыми орденами, а трое получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». В 1813 году сюда ссылали пленных французов, которых использовали на общественных работах — они выравнивали овраги, строили плотины, сажали сады. В дальнейшем многие из них приняли русское подданство и остались навсегда в Саратове, заселив кварталы немецкой слободы. Одни из них приглашались в качестве гувернёров и учителей в русские семейства и учебные заведения, другие открыли в городе ремесленные заведения — сапожные и мебельные. В память о победе над Французской империей в центре города был возведён храм Александра Невского.
В царствование Николая Павловича наводится порядок в губернской администрации, укрепляется законность. Строится тюремный замок и казармы. В городе возводятся капитальные здания 4 полицейских частей с пожарными каланчами. «С тех пор по устройству саратовская пожарная команда и инструменты соперничали с московской, как отзывалось начальство при инспекторских смотрах её». До этого город выгорал до 15 раз.
В 1828 году в Саратове начала работать Саратовская табачная фабрика — одна из первых в России. Кроме неё действовали канатный, кожевенный, колокольный, кирпичный и ряд других заводов. Ткацкие мастерские вырабатывали знаменитую дешёвую ткань — сарпинку, «родиной» которой была немецкая колония Сарепта.
В 1830 и 1848 годах разразились эпидемии холеры. Продолжавшаяся более месяца эпидемия 1830 года унесла до 10 000 человек.
В 1844 году было торжественно открыто новое здание городской думы.
В 1882 была открыта саратовская биржа. Открытие биржи прошло 14 февраля 1882 года, через 10 лет после принятия устава биржи в 1870 году.

В 1892 году в Саратове вновь вспыхнула эпидемия холеры, что вызвало бунт в Хвалынске. Дальнейший рост ремесла и торговли стимулировало развитие на Волге пароходства. В XIX веке Саратову для развития необходим был водный транспорт, так как железные дороги и гужевой транспорт не обеспечивали всех потребностей города как торгово-промышленного центра.
Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Саратов крупным портом. Число жителей города росло, изменялся и внешний облик города; по отзывам современников среди других городов «Саратов стал занимать одно из первых мест по красивости строений и по богатству жителей».

Сильнейший толчок к развитию Саратовской губернии дало строительство в июле 1871 года железной дороги Тамбов — Саратов, соединившей город с железнодорожной сетью страны. Саратов соединился железной дорогой с Москвой, Петербургом и портами Балтийского моря. К началу XX века по железной дороге из Саратова можно было проехать в 11 губерний России, начался быстрый рост промышленности.

27 ноября (10 декабря) 1916 год в Саратове состоялось открытие Крытого рынка. Построенный ещё сто лет назад по проекту архитектора и инженера В. А. Люкшина, он и в наши дни вызывает восхищение. В 2016 году примыкающая к зданию улица получила имя В. А. Люкшина.
Одним из главных предметов торговли Саратова конца XIX века был хлеб. Город стал одним из крупнейших в России центров торговли зерном и мукомольной промышленности. Во второй половине XIX века в городе появляются паровые мельницы. Первой была мельница Зейферта и Уварова (1865 год). За ними паровые мельницы строят Борель (1876 год), Рейнеке и Шмидт (1879 год). В итоге Саратов по производству муки выходит на первое место в стране.

В 1888 году трое братьев Шмидт учреждают Торговый дом «Братья Шмидт». Кроме паровых мельниц в Саратове продолжалась работа и на водяных мельницах. В 1890-е годы мукомольное крупчатое дело достигло большого размаха. В Москве открывается новое отделение фирмы. Мука сбывалась очень широко. Низкие сорта и отруби отправлялись в Астрахань и Казахстанские степи, а высшие сорта — в Верхневолжье, Москву, Петербург, за границу.
Так же значительной отраслью промышленности была маслобойная. Ведущая фабрика купца Шумилина А. И. была крупнейшей на Средней и Нижней Волге. Город сделался крупным посредником в торговле нефтяными продуктами, мясом, рыбой, солью, шерстью, табачная «фабрика» купца К. Штафа была одной из первых в России. Фабричная промышленность в основном перерабатывала сельскохозяйственные продукты. По производству муки, горчичного и подсолнечного масла Саратов занимал первое место в России.
Чугунолитейная и металлообрабатывающая отрасли занимали небольшое место в промышленном производстве губернии. Но и в этой части отрасли произошли изменения. Если в 1860 г. доля производства колокольных и чугунолитейных предприятий Саратова и Кузнецка сумела достичь лишь 1,7 % от общего числа продукции промышленности губернии, то в 1892 г. 7 механических и 10 чугунолитейных предприятия губернии выпустили продукцию на 1 251 000 руб., что составляло 5,3 % от общего числа производства всей промышленности губернии.
До конца 1920-х годов Саратов оставался крупнейшим из городов Поволжья (больше Казани, Нижнего Новгорода, Самары и др.) и нередко неофициально именовался «столицей Поволжья».

Поздно вечером 26 октября (8 ноября) 1917 года на проходившем в здании консерватории расширенном заседании Саратовского совета рабочих и солдатских депутатов большевиками принята резолюция о переходе всей власти к совету. Уже утром была занята располагающаяся в бывшем доме губернатора канцелярия комиссара Временного правительства Топуридзе. В ответ им было выпущено «Воззвание к гражданам Саратова» с призывом «для защиты порядка и спокойствия» с оружием в руках собраться у здания городской думы. Противостояние длилось два дня, после чего оборонявшие думу сдались (жертвы с обеих сторон были минимальны).
C 19 октября 1918 года по май 1919 года в Саратове располагались также советские органы власти Автономной области немцев Поволжья (в состав которой Саратов не входил).
С 1928 по 1932 год Саратов был административным центром Нижневолжского края, с 1934 года — Саратовского края, с 1936 года — Саратовской области.
Саратов в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов переживал бурное развитие, когда сюда с запада СССР были эвакуированы ряд заводов и военных училищ. С фронта в Саратов везли раненых солдат, только на территории города было более 30 эвакогоспиталей. Из Саратова на фронт доставлялось оружие, боеприпасы и прочее необходимое бойцам.
До 1990 года Саратов был закрытым городом (не допускалось его посещение иностранцами), так как в городе работало несколько крупных предприятий оборонной промышленности, в частности, Саратовский авиационный завод, производивший военные и гражданские самолёты. Многие промышленные предприятия Саратова выполняли также заказы для советской космической программы.
В постсоветский период злободневными проблемами города стали порядок и чистота улиц и дворов из-за недофинансирования и качества управления.
В 2020—2022 гг. с целью расширенного развития города Саратову были переподчинены все населённые пункты бывшего Саратовского района, преобразованного в административный район под новым наименованием Гагаринский, без вхождения в городскую черту.


Физико-географическая характеристика
Город протянулся вдоль Волги на 34 км от реки Гусёлки на севере до железнодорожной станции Нефтяной на юге. Центральная и южная части города расположены в котловине (высота над уровнем моря 50-80 метров), окружённой с трёх сторон невысокими горами Приволжской возвышенности: Соколовой (165 м), Лысой (286 м), Лопатиной (274 м), Алтынной (251 м), Увек (135 м).
Холмы западной части города покрыты лесом Кумысной поляны. Территория города сильно расчленена оврагами и балками, идущими к Волге. Главные из них к северу от Соколовой горы: Маханный, Сеча, Алексеевский, Дудаковский, Слепыш. В приволжской котловине: Глебучев (с ответвлениями Мясницкий и Кооперативный), Белоглинский, Вакуровский (Кладбищенский и Дегтярный), Безымянный (Мутный ключ), Залетаевский (Рокотовский), Токмаковский.
В связи с образованием Волгоградского водохранилища уровень воды в Волге у города поднялся более чем на 6 м. На Волге напротив Саратова расположены острова: Дубовая грива, Зелёный, Покровские пески, Казачий. Ширина Волги напротив Саратова от 2,6 км у автомобильного моста до 8 км у пос. Зональный.
На западе город ограничен малыми реками Елшанкой и её притоком Разбойщиной, на севере — рекой 2-я Гусёлка. На юге протекает река Назаровка с притоками Чернихой и Березиной.
Растительная зона: разнотравная лесостепь. Почвы: чернозёмы обыкновенные и южные.
На территории города расположены два нефтегазовых месторождения: Елшанское и Соколовогорское (открыто в 1940-х годах).


Климат

Климат Саратова умеренно континентальный. Для города характерна длительная (около четырёх месяцев), умеренно холодная зима и жаркое, часто засушливое лето. Самые холодные месяцы — январь и февраль, самый тёплый — июль. Осадки выпадают равномерно в течение года, меньше — весной. Зимой, особенно в конце января — начале февраля, бывают морозы до −30…−35 °C. Лето длится с середины мая до середины сентября, зима — с конца ноября по начало последней декады марта. Глубина сезонного промерзания составляет 150 см.

Среднегодовая температура — +7,1 °C
Среднегодовое количество осадков — 460 ммТемпература и осадки в течение года имеют следующие показатели:

Самая высокая температура, отмеченная в Саратове за весь период наблюдений, составила +40,8 °C (в июле 1971 года), а самая низкая −37,3 °C (в январе 1942 года).


Часовой пояс
Саратов находится в часовой зоне МСК+1. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +4:00.
В соответствии с применяемым временем и географической долготой средний солнечный полдень в Саратове наступает в 12:56.


Население

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 17-м месте из 1120 городов Российской Федерации.
Вместе с Энгельсом и другими населёнными пунктами образует агломерацию численностью 1,15—1,2 млн человек. Есть предложения по объединению Саратова и Энгельса в единый город-миллионер.


Национальный состав
Саратов — крупный город, который исторически находился на стыке многих культур, на рубеже Европы и Азии, что оставило свой отпечаток на многонациональном составе города. Ниже приведены десять наиболее многочисленных народов (по данным Всероссийской переписи 2010 года):

Лица, по которым нет данных о национальной принадлежности или не указана национальность, составляют 24 038 чел. или 2,9 % населения города.


Языковой состав
Родной язык населения по данным переписи 1897 года:

В настоящее время официальным и основным языком города является русский.


Административное устройство
В рамках административно-территориального устройства области, Саратов является городом областного значения.
В рамках организации местного самоуправления, город вместе со всеми 79 населёнными пунктами Гагаринского района составляет единое муниципальное образование город Саратов со статусом городского округа.


Административное деление

Город Саратов разделён на 6 городских районов:

Волжский район
Заводской район
Кировский район
Ленинский район
Октябрьский район
Фрунзенский район


Органы самоуправления
Структуру органов местного самоуправления города составляют:

Саратовская городская Дума — представительный орган;
Глава муниципального образования «Город Саратов» (глава города), исполняющий полномочия председателя городской Думы;
Администрация муниципального образования «Город Саратов» (администрация города) — исполнительно-распорядительный орган;
Контрольно-счётная палата муниципального образования «Город Саратов» (контрольно-счётная палата) — контрольно-счётный орган.Глава муниципального образования (глава города) избирается депутатами Саратовской городской думы на первом заседании на срок полномочий городской думы и исполняет свои обязанности на постоянной основе. Глава администрации муниципального образования «Город Саратов» сначала назначался на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. В 2016 году должности главы администрации и главы муниципального образования были объединены.
Глава муниципального образования (глава города) с 10 ноября 2017 года — Михаил Александрович Исаев.
В структуру администрации города входят функциональные, отраслевые и территориальные органы администрации. К последним относятся администрации 6 городских районов, а также (с 1 января 2022 года) департамент Саратовского района.
К 1 января 2022 года городскому округу были переподчинены все оставшиеся городские и сельские поселения бывшего Саратовского муниципального района. Саратовский район был преобразован в административный район под наименованием Гагаринский, все населённые пункты которого включены в городской округ город Саратов, но не входят в черту города. При этом, согласно поправкам в генплан от 28 декабря 2021 года, в черту города Саратова была включена большая часть территорий четырёх бывших муниципальных образований (Багаевское, Красный Текстильщик, Рыбушанское и Синеньское), но без самих населённых пунктов. В результате площадь городской черты Саратова увеличилась в 2021 году с 390 до 838,6 км². Согласно поправкам от 19 сентября 2022 года площадь города увеличена до 1490 км² за счёт остальной части присоединённых к городскому округу территорий, но без самих населённых пунктов.
В феврале 2022 года были объявлены планы о присоединении к городскому округу города Саратова Сторожевского МО Татищевского района в составе 10 населённых пунктов.


Транспорт


Городской общественный транспорт
В Саратове действуют основные системы общественного транспорта — трамвайная, троллейбусная, автобусная, маршрутного такси и такси. В настоящее время в Саратовской области проводится работа по оснащению автобусов пригородных и межмуниципальных маршрутов, а также грузового транспорта системами мониторинга ГЛОНАСС/GPS. На апрель 2012 к системе спутниковой навигации подключены 1724 единицы транспорта, в том числе более 160 единиц грузового транспорта и транспорта, перевозящего опасные грузы.
Старейшая из действующих систем общественного транспорта в Саратове — трамвайная — была открыта в 1908 году (на электрической тяге, конно-железная дорога действовала с 1887 г.). В 1952 году была открыта троллейбусная система, которая до 2004 года была единой с городом-спутником Энгельсом (в 2021 году троллейбусный маршрут из Саратова в Энгельс был восстановлен и получил номер 109). В советское время также появились автобусные маршруты. С 1995 года широкое распространение получили маршрутные такси.
Трамвайная и троллейбусная системы объединены под управлением МУПП «Саратовгорэлектротранс».
С 1968 года важную роль в системе общественного транспорта Саратова занимал маршрут городская электричка Техстекло — Трофимовский I — Саратов I — Примыкание — Кокурино (в час «пик» интервалы в движении составляли около 15 мин). Однако, начиная с 2000-х годов, в связи с институциональными преобразованиями на железнодорожном транспорте и экономической ситуацией в регионе были резко сокращены размеры движения электропоездов, железная дорога потеряла своё значение во внутригородских перевозках, после чего данный маршрут был отменён.
С увеличением численности населения города в конце 1980-х начал рассматриваться проект строительства метрополитена. Проект пока не дошёл до практической реализации, и в федеральной программе финансирования строительства метрополитенов в РФ до 2020 года Саратов отсутствует. В 2010 году общественным движением «Саратовцы за метро» было предложено несколько проектов скоростного транспорта в Саратове, но администрация города упорно игнорировала эти предложения.


Автомобильный транспорт





Саратов расположен на пересечении магистральных железнодорожных и автомобильных линий, водных маршрутов. Имеются подъезды к городу от федеральных трасс М5 и Р22. Также через Саратов проходят федеральные магистрали Р228 («Сызрань—Саратов—Волгоград») и Р158 («Саратов—Пенза—Саранск—Нижний Новгород»), а также Р229 («Самара—Волгоград»), 63Р-00005 («Саратов—Песчаный Умёт») и «Саратов—Сокур». Вблизи города проходит объездная дорога.
Междугородние и пригородные перевозки осуществляет автобусный транспорт. Автобусы отправляются по маршрутам от автовокзала, улицы Радищева, Сенного рынка, стадиона «Волга» и от нескольких стоянок в городе.


Железнодорожный транспорт
В Саратове находится управление Приволжской железной дороги. На территории города находится пассажирская железнодорожная станция Саратов I, а также станции Саратов II, Саратов III, Саратов-Порт (только грузовые перевозки), Трофимовский I, Трофимовский II (только грузовые перевозки), Жасминная, Примыкание, Кокурино (сейчас только грузовые перевозки), Князевка, Нефтяная (только грузовые перевозки). Кроме указанных станций, на территории Саратова имеется 21 остановочный пункт электропоездов. Имеется большое количество предприятий железнодорожного транспорта, в том числе вагонное и локомотивное депо.
С начала 1950-х годов ведутся работы по выводу из города транзитного грузового поездопотока; в 1954 году запущен южный железнодорожный обход Багаевка—Нефтяная (длина 13 км); в 1988 году — северный железнодорожный обход Курдюм—Липовский (25 км). До 2020 года планировалось строительство западного железнодорожного обхода Саратова длиной 45 км стоимостью 31 млрд рублей, однако реализация проекта до сих пор не начата. По состоянию на 1 января 2019 года на проведение проектно-изыскательских работ было потрачено 1,142 млрд рублей. По актуализированным планам, подготовительные работы по строительству западного железнодорожного обхода должны начаться в апреле 2020 года, собственно строительство — в апреле 2021 года. Окончание реализации проекта запланировано на ноябрь 2023 года.


Воздушный транспорт
До 20 августа 2019 года действовал Саратовский международный аэропорт, был разработан проект переноса аэропорта из северной части города за городскую черту, в район села Сабуровка. В 2012 году Саратову выделены федеральные средства на строительство нового аэропорта. 10 октября 2012 года состоялась закладка первого камня нового аэропорта в Сабуровке. 27 февраля 2017 года была согласована схема строительства. 20 августа 2019 года новый Аэропорт «Гагарин» принял первые самолёты.


Речной транспорт
В городе имеется Саратовский речной вокзал, с которого ранее осуществлялись пассажирские перевозки по городам страны (Астрахань, Волгоград, Самара, Нижний Новгород, Казань, Москва). Есть планы по их восстановлению на новых судах типа «Метеор», «Ракета»; в данное время с вокзала осуществляются рейсы только на круизных теплоходах в крупные города на Волге и на небольших судах местных линий в близлежащие сёла (Шумейку и Сосновку).
Также имеется речной порт (АО «Саратовское речное транспортное предприятие»), грузовой район которого включает пять благоустроенных механизированных причалов, соединённых подъездным путём с железнодорожной станцией Саратов-Порт.


Экономика


Промышленность
Бурное развитие Саратова во всех направлениях экономики усилилось во время индустриализации страны 1930-х годов, серьёзным образом изменились объёмные и качественные показатели промышленности Саратова, основная производства доля сместилась с пищевого на металлообработку. В то время были построены крупные машиностроительные заводы, а после войны — приборостроительные и радиоэлектронные предприятия оборонного профиля. Таким образом, Саратов стал важным научным и производственным центром. В годы пятилеток Саратов стал индустриальным центром на юго-востоке страны. В наши дни город — важный промышленный центр Поволжья. Две трети промышленной продукции Саратова выпускают крупные и хорошо оборудованные предприятия машиностроения и приборостроения.
Саратовские предприятия производят транспортное оборудование, трикотаж, газовую аппаратуру, швейные изделия, кондитерские и табачные изделия, высококачественную мебель, домашние электрические холодильники и другие виды промышленной продукции.
Для последних двух десятилетий характерно фактическое исчезновение ряда промышленных предприятий города. Большинство из них были перепрофилированы в торговые и складские зоны. В числе закрытых предприятий находятся Саратовский авиационный завод, завод приёмно-усилительных ламп «Рефлектор», деревообрабатывающий завод «Карат Плюс», СНИИМ, завод им. Ленина, завод электронного машиностроения, маслозавод (снесены памятники промышленной архитектуры рубежа XIX—XX веков), станкостроительный завод, Саратоврезинотехника, ликёро-водочный и комбикормовый заводы, а также некоторые другие. Однако город по-прежнему остаётся крупнейшим промышленным центром области, на него пришлось 37,8 % от общей доли производства в регионе в 2012 году.

Среди основных промышленных предприятий города:

АО «Саратовский завод энергетического машиностроения»
ОАО «Саратовский агрегатный завод»
ЗАО «Саратовский арматурный завод»
ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (принадлежит «Европейской подшипниковой корпорации», ранее ГПЗ-3 — Государственный подшипниковый завод № 3)
ОАО «Саратовстройстекло»
ООО «СЭПО-ЗЭМ»
ООО ЭТЗ «ГЭКСАР»
ОАО Завод «Нефтегазмаш» (банкрот с 2019 года)
ООО Завод «Нефтегазоборудование»
ОАО «Газаппарат»
ООО «Газпроммаш»
ОАО «Саратовский НПЗ» (входит в состав компании «Роснефть»)
ООО «Саратоворгсинтез» (входит в группу «ЛУКОЙЛ»)
ОАО «НПО „Базальт“ (Саратов)» (входит в состав Госкорпорации Ростех)
ЗАО «НПЦ Алмаз-Фазотрон» — филиал ОАО «Фазотрон-НИИР» (входит в состав Госкорпорации Ростех)
ОАО «Центральный НИИ измерительной аппаратуры» (ЦНИИИА, входит в состав холдинговой компании Росэлектроника Госкорпорации Ростех)
ОАО «Литий-Элемент» (входит в состав холдинговой компании Росэлектроника Госкопрорации Ростех)
АО «НПП „Контакт“» (входит в состав холдинговой компании Росэлектроника Госкорпорации Ростех)
АО «НПП „Алмаз“» (входит в состав холдинговой компании Росэлектроника Госкорпорации Ростех, акционировано в 1 квартале 2012 года)
ПАО «Тантал», признано банкротом в 2019 году
ЗАО «Саратовский завод тяжёлых зуборезных станков» (прекратил деятельность, ликвидирован с 01.10.2018 г.)
ОАО «Саратовский радиоприборный завод»
ОАО «Саратовский электроприборостроительный завод им. С. Орджоникидзе» (входит в холдинговую компанию «Авиаприбор»)
ОАО «Бритиш Американ Тобакко — Саратовская табачная фабрика», производство перенесено в Санкт-Петербург осенью 2019 года
ООО (ранее — ПАО) «Завод автономных источников тока», ПАО — банкрот с 2018 года
ЗАО «Саратовский завод резервуарных металлоконструкций», банкрот с декабря 2017 года
ОАО «СаратовДизельАппарат»
ООО Мебельная фабрика «Мария»
ОАО Саратовский завод «Серп и Молот»
Филиал ФГУП «НПЦАП» — ПО «Корпус»
ОАО «Нефтемаш» — САПКОН (банкрот с 2022 года)
ООО «ТОРЭКС» (Завод стальных дверей)
ООО Завод «Саратовгазавтоматика»
ОАО «Жировой комбинат» (входит в холдинг «Солнечные продукты») (в состоянии банкротства с 2020 года)
ОАО «Саратовмука»
ОАО «Знак Хлеба» (входит в Агропромышленную корпорацию «Стойленская нива»)
ОАО Кондитерская фабрика «Саратовская» (в состоянии банкротства с 2020 года)
ОАО Саратовская макаронная фабрика (ликвидирована)
ОАО Саратовский хлебокомбинат имени В. Стружкина
ОАО Саратовский молочный комбинат
ООО «Саратовский завод приёмно-усилительных ламп»
Обособленное подразделение в г. Саратове АО «Красная Звезда» (бывш. ОАО «107 Военно-картографическая фабрика»)
ООО "ДСК «ГРАС-Саратов» — завод по производству автоклавного ячеистого газобетона совокупной мощностью 900 000 тысяч м3 в год.


Энергетика
Современная энергетика Саратова начинается в 1930 году с пуском первого агрегата Саратовской ГРЭС. Появлению данного энергообъекта город обязан плану ГОЭЛРО. На сегодняшний день потребности города в тепловой и электрической энергии обеспечивают СарГРЭС (тепловая мощность — 506 Гкал/ч, электрическая мощность — 54 МВт), ТЭЦ-1 (тепловая мощность — 255 Гкал/ч, электрическая мощность — 22 МВт), ТЭЦ-2 (тепловая мощность — 1077 Гкал/ч, электрическая мощность — 296 МВт) и ТЭЦ-5 (тепловая мощность — 1260 Гкал/ч, электрическая мощность — 440 МВт). Совокупная мощность станций саратовского энергоузла составляет: тепловая — 3098 Гкал/ч, электрическая — 812 МВт. Все вышеперечисленные объекты входят в состав «Волжской ТГК».
Энергосбытовые функции в городе в основном выполняет ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (СПГЭС). Помимо СПГЭС энергосбытовые услуги оказывает «Независимая электросетевая компания» (НЭСК), однако размеры бизнеса НЭСК на сегодняшний день несопоставимы с СПГЭС.


Строительство
В 2012 году в эксплуатацию введено почти 727,6 тыс. м². жилья. В настоящее время в Саратове имеется несколько крупномасштабных строительных площадок, среди которых микрорайоны Солнечный-2, Юбилейный и другие. В центре города преобладает точечная застройка.
Саратов является одним из самых доступных по жилью городов России. Средняя стоимость квадратного метра жилья на вторичном рынке в июне 2013 года составила 38,5 тыс. рублей.
Сдана в эксплуатацию первая очередь продолжения набережной в Саратове. Из федерального бюджета выделены средства на продолжение берегоукрепительных работ.


Розничная торговля
В городе действуют такие федеральные торговые сети как «Гроздь», «Пятёрочка», «Магнит», «Связной», «Евросеть», «Эльдорадо», «М.видео», «Рубль Бум», «Спортмастер», «Триал-Спорт», «Л'Этуаль», «Иль де Боте», «Рив Гош», DNS, Ситилинк, Юлмарт, (Adidas, Reebok — в данный момент работа приостановлена), 36,6 и многие другие. Открыты гипермаркеты «Метро», «Ашан», «Лента», «Карусель», «Перекрёсток», «Хеппи-Молл», «Castorama», «Стройландия», «О’Кей» и другие. В городе работают также магазины местных сетей и несколько ТРЦ.


Гостиницы


Банки
В Саратове зарегистрировано 7 местных банков: Агророс, Газнефтьбанк, Наратбанк (с мая 2015 — расчётная небанковская организация, отзыв лицензии 28.05.2021), НВК-банк (объявлено прекращение банковской деятельности приказом от 24.01.2020 № ОД-111), Саратов, Синергия, Экономбанк. Помимо них в городе функционируют филиалы, представительства и прочие структурные подразделения федеральных банков: Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк, Бинбанк, Росбанк, Райффайзенбанк, и многих других.


Связь

Открытие городской телефонной станции состоялось в Саратове в 1889 году. В настоящее время в Саратове используется шестизначная нумерация абонентов.
В городе работает несколько операторов фиксированной телефонной связи, 6 операторов сотовой связи стандартов 4G, 3G, GSM, CDMA (МТС, МегаФон, Билайн, Tele2, SkyLink, Yota) и 18 интернет-провайдеров.


Коммунальное хозяйство
Комплекс ЖКХ города переживает не лучшие времена. По федеральной программе капитального ремонта жилья ремонтируются только многоэтажные здания, а малоэтажная застройка исторической части города большей частью требует ремонта фасадов и находится в аварийном состоянии. В центре города до сих пор много домов, не имеющих отвода сточных вод. Износ коммунальных сетей Саратова составляет 75 процентов, вследствие этого в городе нередки коммунальные аварии. Тем не менее, проблемой ЖКХ в городе пытаются заниматься.
Градостроительство
6 февраля 2017 утверждён новый генеральный план города (2018—2021 гг.)


Образование и наука
В Саратове родился и учился единственный советский лауреат Нобелевской премии по химии Николай Николаевич Семёнов.
Саратовский научный центр РАН организован в 1988 году. Он объединяет научно-исследовательские и научно-производственные организации:

Институт проблем точной механики и управления
Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов
Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева
Институт радиотехники и электроники имени В. А. Котельникова
Институт аграрных проблем
ФГУП НИИ «Волга»Также в Саратове работают:

Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока Россельхозакадемии
Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» (см. также статью Противочумная служба России)
Нижне-Волжский НИИ геологии и геофизики









Высшие учебные заведения
Среди основных вузов города:

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Саратовский государс

город Саратов на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


город Саратов


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. город Саратов

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые записи

Новые фото


Написать