Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяКалининградская областьГородские округагород Советск

Главная страница малой родины - город Советск

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 238750
Телефонный код: 8-401532
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Калининградская область Городские округа город Советск на карте




Координаты населенного пункта город Советск на карте: 55.072917, 21.879008

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Сове́тск (до 1946 года — Тильзи́т, нем. Tilsit, лит. Tilžė) — город в Калининградской области России.
Второй по численности населения (после Калининграда) город области — 38 614 чел. (2023).
Промышленный центр: предприятия радиоэлектронной, лёгкой и пищевой промышленности. Транспортный узел.


География
Самый северный город области. Расположен у слияния рек Тыльжи и Немана, соединён с литовским берегом Мостом королевы Луизы через таможенный терминал. Напротив Советска на литовском берегу находится Панямуне — самый маленький город Литвы, созданный искусственно после войны.
Советск расположен в 118 км от Калининграда, рядом с границей Калининградской области и Литовской республики, при слиянии рек Тыльжи и Немана. На севере город граничит с Литвой, на юго-востоке — с Неманским районом Калининградской области, на северо-западе — со Славским районом. Их районные центры находятся на расстоянии 7 км от Советска.


Статус и самоуправление

В рамках административно-территориального устройства является городом областного значения, в рамках организации местного самоуправления образует муниципальное образование Советский городской округ как единственный населённый пункт в его составе.
Структуру органов местного самоуправления города (городского округа) составляют:

окружной Совет депутатов Советского городского округа — представительный орган городского округа;
глава городского округа — исполняет полномочия председателя окружного Совета депутатов;
контрольно-счётная комиссия окружного Совета депутатов;
администрация городского округа — исполнительно-распорядительный орган.
История статуса
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1946 года, город Тильзит был переименован в Советск, ставший городом областного значения со своим городским советом, с 1992 года — администрацией, с 2004 года — городским округом.

Руководство города
Со времени основания города существовали различные формы управления. С 1946 года — председатель горсовета и горисполкома, с 1992 года — глава администрации. С недавнего времени в городе действует разделение руководства на Главу городского округа и Главу администрации (сити-менеджер).

Начальник управления по гражданским делам
Е. И. Зверев (1946—1947)
Председатели горисполкома
М. П. Брагин (1946—?)
В. Е. Павлов (1947—1949),
А. Н. Копылов (1949—1950),
В. В. Бесфамильный (1950—1952),
Ф. И. Поляков (1952),
Н. К. Медведский (1953—1960),
К. М. Бабаева (1960—1962),
А. Я. Лукьяненко (1962—1965),
Б. С. Нефёдов (1965—1966),
Х. С. Янбухтин (1966—1983),
Ю. А. Зверев (1983—1985),
А. А. Степанов (1985—1989),
В. В. Безденежных (1990—1991)
Первые секретари горкома компартии
Е. И. Зверев (1947—1948),
К. П. Марцев (1948—1953),
Б. Г. Михайлов (1953—1962),
К. П. Бондарева (Бабаева) (1962—1966),
Б. С. Нефёдов (1966—1972),
Ю. П. Петров (1972—1973),
И. И. Петушков (1973—1987),
П. Н. Марин (1987—1991)
Представительным органом местного самоуправления было Советское городское собрание (впоследствии окружной Совет депутатов); его возглавляли Н. А. Быстров (координатор, 1991—1996), А. К. Каллас (1996—2000), Е. И. Соколова (2000—2004), Т. Н. Седых (с 2004 г.)

Главы Администрации г. Советска
Пономаренко В. Л. (1991—1993)
Лисовин Владимир Викторович (1993—1998)
Светлов Вячеслав Николаевич (12 ноября 1998 г. — конец 2007 г.)
Смильгин Виктор Эдуардович (2 декабря 2007 г. — 26 марта 2011 г.)
Луценко Владимир Евгеньевич (2011 — сентябрь 2015)
Глава Администрации — Воищев Николай Николаевич (с ноября 2015)
Сергеев Андрей Сергеевич (с 5 ноября 2020 — декабрь 2021)
Макаров Евгений Сергеевич (с декабря 2021 — по н.в.)
Главы Советского городского округа
Воищев Николай Николаевич (26 марта 2011 — 11 ноября 2015)
Сорока Наталья Викторовна (с 11 ноября 2015)


История
Тильзит как город берёт своё начало в 1552 году, когда прусский герцог Альбрехт Бранденбургский даровал поселению городской статус.
В 1807 году в Тильзите был подписан мирный договор между Александром I и Наполеоном.


В составе СССР

На землю Восточной Пруссии 113-й стрелковый корпус генерал-майора Н. Н. Олешева вступил осенью 1944 года в составе войск 1-го Прибалтийского фронта. В ходе Мемельской наступательной операции корпус 9 октября 1944 года, действуя в авангарде 39-й армии, овладел восточнопрусским городом Шмаленингкен-Виткемен (ныне — литовский Смалининкай).
В ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции 113-й стрелковый корпус наряду со всей 39-й армией вновь вёл боевые действия в составе войск 3-го Белорусского фронта, при этом, благодаря полководческому таланту своего командира — генерал-майора Н. Н. Олешева, он ярко отличился: в боях за город Тильзит (ныне — Советск) и его окрестности (за это на основании приказа Верховного Главнокомандующего корпус удостоен воинского почётного наименование «Тильзитский»); в штурме города-крепости Кёнигсберг (за это корпус был награждён орденом Красного Знамени); в боях по овладению городами Нойхаузен (ныне — Гурьевск) и Фишхаузен (ныне — Приморск).
Советские войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием маршала Баграмяна вошли в Тильзит 17 января 1945 года.
Согласно решению Потсдамской конференции Тильзит в 1945 году перешёл в состав СССР и в 1946 году был переименован в Советск.
Сначала управление этой территории осуществлялось командованием 3-го Белорусского фронта, а с июля 1945 года — Военным советом Особого военного округа.
Военную комендатуру Рагнитского района (г. Неман), в зону обслуживания которой входил и Тильзит, возглавлял военный комендант, полковник В. А. Алексеев. Власть военного коменданта района распространялась как на военных, так и на гражданских лиц. Комендант, прежде всего, должен был заниматься вопросами порядка и дисциплины в гарнизоне, но наряду с этим ему вменялось в обязанности также руководство хозяйственными делами города. Так было до июня 1946 года, когда вся власть перешла к Управлению по гражданским делам. Немецкое население также обслуживалось Управлением с помощью квалифицированных переводчиков.
Солдаты, сержанты и офицеры первыми начинали расчищать завалы и руины в городе. Им помогали военнопленные, они заделывали воронки и выбоины на дорогах и насыпях, разминировали предприятия и жилые дома, помогали бороться с паводками в Славском районе, восстанавливали мосты.
Эта работа несколько позднее проводилась личным составом Центральной автомобильной школы Министерства обороны СССР, что дало возможность совместными усилиями убрать все разрушенные строения к концу 1959 года.
В городе после боёв осталось только 25 % жилого фонда, да и тот требовал обязательного ремонта крыш, дверей, полов и окон. Поэтому ощущался большой недостаток жилья для семей военнослужащих и переселенцев из других областей Союза. Его нужно было строить. С этой целью создавались строительные бригады, роты, а затем по линии МО СССР был сформирован штатный военно-строительный отряд, это позволило не только отремонтировать часть полуразрушенных квартир и казарм, но и построить десятки благоустроенных домов.
Позже к восстановлению города был привлечён и отдельный железнодорожный батальон, который, кроме восстановления железнодорожных путей, своими силами построил несколько жилых домов для семей офицеров и прапорщиков.
7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР», а 4 июля того же года область была переименована в Калининградскую, а Тильзит — в Советск
Власть на местах принадлежала военным комендатурам, а с конца мая 1946 года началась передача власти от командиров воинских подразделений, частей и военных комендатур в руки гражданского советско-партийного аппарата.
Становление города проходило в трудных условиях. Свыше 60 % производственных и административных зданий были разрушены. Бездействовала электростанция, не ходили трамваи, не работали водопровод и канализация. Советским людям, прибывшим в новый город, пришлось многое поднимать и отстраивать заново.
В мае 1945 года в Тильзит прибыл первый эшелон со специалистами для восстановления целлюлозно-бумажного комбината.
Совет Министров Союза ССР 9 июля 1946 года принял постановление № 1522 «О первоочередных мероприятиях по заселению районов и развитию сельского хозяйства в Калининградской области».
Начальникам районных управлений по гражданским делам было определено количество переселенцев о принятии на постоянное жительство в августе — октябре 1946 года 12 тыс. семей переселенцев — колхозников, в том числе по районам: Рагнитский — 500.
7 сентября 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город получил новое название — Советск и стал вторым по значимости после областного центра.
С 1946 года началось массовое заселение области. В августе 1946 года на станцию Гумбинен (Гусев) прибыл первый эшелон — 570 человек. С 1946 по 1953 года переселилось в Калининградскую область из 30 областей и краёв, четырёх автономных республик СССР на восстановление области 42376 семей, в том числе 2336 в — Советск. Первыми переселенцами были опытные партийные и хозяйственные работники, специалисты различных отраслей народного хозяйства.
Прибывшие на восстановление народного хозяйства переселенцы встретились на новом месте жительства с большими трудностями: жить приходилось часто в неприспособленных для жилья помещениях, в теплушках и подвалах. Снабжение продуктами и предметами первой необходимости тоже наладилось не скоро. Первое время городские власти обеспечивали новых жителей самым необходимым: керосином, спичками, солью, обувью. Об этом мы можем судить, заглянув в сохранившиеся в некоторых семьях переселенческие билеты, где строго учитывалось всё выданное добро.
Люди день и ночь работали на восстановлении крупнейшего предприятия — целлюлозно-бумажного завода, и уже в 1946 году, поднятый из руин завод выдал первые 200 тонн товарной целлюлозы и столько же бумаги. Это предприятие и поныне олицетворяет собой промышленный потенциал Советска.
Были восстановлены хлебзавод, дрожжевой, пивоваренный, кирпично-черепичный и лесопильный заводы, речные причалы, судостроительный завод, железнодорожная станция. Созданы: промартели «Победа» и «Красный пищевик», Заготзерно, автоколонна и другие предприятия.
Летом 1947 года было закончено строительство моста через Неман. В 60-е годы XX века его заменил мост на основе железобетонных конструкций.
Сложившаяся ситуация диктовала восстановление и строительство жилья, гостиниц, промышленных предприятий и предприятий социального обслуживания, учреждений образования, здравоохранения, культуры и досуга.
К началу 50-х годов героическим трудом первых переселенцев были восстановлены: черепично-кирпичный завод, дрожжевой завод, порт, ковровая фабрика, молокозавод, завод плодово-ягодных вин, военная и гражданские строительные организации, завод железобетонных изделий, картонажно-полиграфическая фабрика.
Из-за тяжёлого экономического положения в стране после войны, роста политической напряжённости у границ нового советского региона, область и город Советск в 50-е и 60-е годы не получали должного финансирования из регионального бюджета, а собственная экономкика ещё не в состоянии была закрыть все насущные потребности города. Выживали как могли. В городе, как и по всей области былы созданы конторы по заготовке кирпича. В условиях жесточайшей экономии и тотального дефицита это было то немногое, что мог изначально дать новый регион стране. Добытый кирпич вывозился на восстановление Ленинграда и других городов Советского Союза, пострадавших от войны.
На центральной площади города 4 ноября 1967 года, в канун 50-летия Великой Октябрьской Социалистической революции, установлен памятник Владимиру Ленину. Памятник создан по проекту скульпторов комбината «Максла» Латвийской ССР Отто Калейса и Валдиса Албергса.
В 1976 году с юго-западной стороны появился новый корпус гостиницы «Россия», рассчитанный на одновременный приём 149 гостей города.


В составе Российской Федерации
2001 год — Советск вошёл в число лучших малых городов России по предпринимательскому климату, и занял 1-е место по разработке стратегии развития города и по привлечению инвестиций.
2005 год — Европейская комиссия при Совете Европы совместно с Конгрессом муниципальных образований наградила город Советск дипломом «За стратегический подход к развитию приграничного сотрудничества».


Население

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 393-м месте из 1120 городов Российской Федерации.
Демографическая характеристика города имеет сложную историю, в 1946 году из города было депортировано всё немецкое население, а начиная с 1945 года город начинает заселяться переселенцами из разных областей РСФСР. Официальным и доминирующим языком является русский.
На каждые 100 женщин приходится 81,9 мужчин. На 01.01.2016 в городе проживало 18037 мужчин (из них 3943 до 18 лет и 3367 пенсионного возраста) и 22947 женщин (из них 3905 до 18 лет и 8760 пенсионного возраста) .
Национальный состав
По переписи населения 2010 года русские — 86,7 %, украинцы — 3,5 %, литовцы — 3,3 %, белорусы — 2,7 %, цыгане — 0,7 %, немцы — 0,6 %, армяне — 0,4 %, татары — 0,4 %, азербайджанцы — 0,3 %, остальные — 1,4 %.
По итогам переписи населения 2020 года проживали следующие национальности (национальности менее 0,1 % и другое, см. в сноске к строке «Другие»):


Пограничная зона
Летом 2012 пограничная зона в районе Советска сокращена. Приказом ФСБ № 277 от 09 июня 2012 погранзона в муниципальном образовании «Советский городской округ» установлена лишь как «полоса местности шириной 500 метров вдоль берега реки Неман».
Вступление в силу данного документа имело прорывной характер для организации туризма в Советске без пересечения границы.


Природа


Растительность
Благоприятный температурный режим, обилие влаги и достаточное количество солнечных дней в году делают Советск настоящим городом-садом: большая часть его территории принадлежит паркам, фруктовым садам и скверам. Каждый год в городе высаживается много деревьев, кустарников и цветов. До перестройки Советск по праву можно было назвать городом роз. На городских клумбах и цветниках было высажено порядка 40 тысяч роз; сегодня о былой красоте напоминают лишь несколько кустов роз на центральных улицах города.


Климат
Климат города переходный от морского к континентальному. Благодаря этому зима тёплая, а лето прохладное. Наиболее тёплые месяцы июль и август. Весна длительная, март и апрель холодные, а май и июнь тёплые. В течение всего года велика повторяемость сплошного облачного покрова. Степень покрытия неба облаками превышает 5,5 баллов. Высокая влажность воздуха и большая облачность заметно сказываются на изменении светового режима. Число пасмурных дней увеличено на некотором расстоянии от побережья, в полосе Советск — Черняховск — Железнодорожный, в связи с особенностями развития конвективной деятельности в тёплое время года. Ясные дни отмечаются редко — всего 30-33 дня в году. Весна и осень наступают медленнее, чем в материковых районах. Климат во многом сходен с климатом Калининграда.

Среднегодовая температура — +7,3 °C.
Среднегодовая скорость ветра — 4,7 м/с.


Экономика
Бурный рост промышленности Тильзита начался в XIX веке (70—80 годы). Активно строятся многочисленные гражданские, промышленные, военные и инженерно-технические объекты, многие из которых сохранились до наших дней, хотя и многократно перестроенные, но являющие собой значительные архитектурные сооружения города. Начало промышленности города положил предприимчивый аптекарь Йоган Вехтер, который в 1820 году построил сахароварню, применив современнейшую и сложную, по тем временам, технологию, (которую разработали прусские учёные), переработки сырья в сахар. Сахар в те времена был дорогим и продавался в аптеках. К слову можно сказать, что именно тогда была в ходу поговорка «Даже король сахар ложками не ест».
В 1830 году построены маслобойня, уксусная фабрика, бондарное заведение, склад масла, жмыха и сушильня. В 1845 году — Мильхбуд — сыроварня под Тильзитом, выпускавшая знаменитый «Тильзитский сыр». В этом же году между Тильзитом и ближайшим городом Рагнитом (г. Неман) начинается строительство шоссе. В 1865 году происходит другое важное событие: введение в эксплуатацию железной дороги Тильзит — Инстербург (г. Черняховск) и строительство в городе железнодорожного вокзала. Здание вокзала с незначительными изменениями сохранилось до наших дней. В 1875 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через Мемель, по которому стало осуществляться железнодорожное движение на Клайпеду. В городе работает газовое освещение от газового завода (в настоящее время на этом месте размещаются склады чулочной фабрики «Дружба»). 1874 г. — фабрика зерновых прессованных дрожжей и винокурения. С 1907 года ликёры и оптовая виноторговля. С 1920 г. — выпуск спиртовых дрожжей. 1881 г. — на территории города работают 9 лесопилок, тильзитская акционерная пивоварня (2200 тыс. литров ежегодно), 2 уксусные фабрики (180 тыс. литров), 3 фабрики минеральных вод, 2 металлолитейных и машиностроительных предприятия (переработка 800—900 тонн сырого и кованого железа; изготовление машин для пилорам, кирпичных заводов, мельниц, бумажных фабрик, типографий; сборка с/х машин), фабрика стекла (бутылки и оконное стекло), 5 паровых мукомолен (4000—5000 тонн пшеничной и 3500—4000 тонн ржаной муки). Осуществлялась переработка льна (500—600 тонн), льняного семени в льняное масло. Перерабатывалось 125—250 тонн сурепки в сурепное масло. 2 мыловаренные фабрики выпускали мыло и свечи, а также перерабатывалось льняное масло на олифу, сурепное — на смазочные материалы. Работали бумажная фабрика, 12—15 кожевенных мастерских, повозочная фабрика, мебельная (сборка пианино из привозных деталей), кирпичные заводы (8400 тыс. кирпичей и 1300 тыс. черепицы).
Развитие промышленности вызвало быстрый рост численности населения города. С 1873 года начинается мощение улиц в центре города, в 1880 году начала строиться городская канализация. Вместе с развитием города увеличивалось и число промышленных предприятий. В 1898 году в городе появляется ЦБЗ (существует до наших дней), с 1901 года — элеватор (сегодня мукомольный завод на берегу Немана) и ряд других предприятий. В 1907 году было закончено строительство стационарного автомобильного моста через Мемель, который получил название «Моста королевы Луизы». 1927 г. — введена в эксплуатацию газовая печь. Производился бензол и добывались смолы (45 м³ на 100 кг угля).


Промышленность
В послевоенный период Советск трудом первых переселенцев и следующих поколений советчан быстро превращается в крупный промышленный центр региона. Несмотря на страшные разрушения, диверсионные действия оставшихся в советском тылу немецких боевых групп и бывших членов «Гитлерюгенда» (последние поджоги зданий и складов были пресечены в 1947 году), вандализм со стороны отдельных должностных лиц Литовского совнархоза, в городе за короткое время была налажена работа промышленных предприятий и обеспечен выпуск различной продукции.
Крупнейшим, градообразующим предприятием города на многие десятилетия стал Советский целлюлозно-бумажный завод. Первые восстановительные работы на месте немецких фабрик начались уже в мае 1945 года. Завод был расположен в северо-западной части города на берегу реки Неман. Занимаемая им площадь составляла более 90 га, не считая территории короотвала. В лучшие годы на СЦБЗ численность рабочих доходила до 3500 человек. Лесная биржа, древесный, хлорный, варочный и других цеха представляли собой сложные с технологической точки зрения производства. На предприятии имелась собственная пожарная часть, железнодорожное депо, нефтебаза, медицинская служба, спортивный зал с подогреваемым бассейном. Важной для города была и работа котлов ТЭЦ завода, долгие годы единственном источнике центрального теплоснабжения Советска. Завод давал работу и своим многочисленным смежникам. В первую очередь железнодорожникам. Километровые составы с балансовой древесиной из Архангельска и Вологды стали привычным видом для советчан, прогуливающихся по ул. А. Невского или Горбатому мосту. Продукция предприятия в виде целлюлозы, офсетной бумаги, картона, а впоследствии и обоев реализовывалась по всему Советскому Союзу, в больших объёмах шла на экспорт в страны Восточной и Западной Европы.

Знакомые многим школьные тетрадки с клеймом «Советский ЦБЗ» выпускались на полиграфическом отделении завода, впоследствии ставшем самостоятельной картонажной фабрикой. На ней производились альбомы, блокноты, календари и другая полиграфическая продукция. К сожалению, распад Советского Союза, появление на пути транспортировки сырья и готовой продукции предприятия независимого государства Литва привели к нарушению ранее выстроенных транспортно-логистических цепочек, удорожанию производственных затрат и существенному росту себестоимости выпускаемой продукции. В 2006 году на предприятии произошёл крупный пожар, который до конца уничтожил ряд важных в технологическом процессе завода цехов. В настоящее время на территории СЦБЗ действует небольшое ООО «Атлас-Маркет», которое под торговой маркой «Советская бумага» выпускает гофрокартон и сопутствующие товары.

Ещё одним лидером промышленности Советска являлся комбинат молочных продуктов «Советский». Построен в западной части города на улице Маяковского и введён в строй в 1978 году. Комбинат имел самое передовое по тем временам оборудование и выпускал различный ассортимент молочной продукции. От молока до вкуснейшего мороженого. В сутки предприятие обрабатывало 35 тонн молока, его свозили в Советск с сельскохозяйственных районов области и соседних районов Литвы. Но главным продуктом Советского КМП являлись заменитель цельного молока (ЗЦМ) и сухое обезжиренное молоко (СОМ), важный компонент для животноводства. В высоком, 25 метровом цеху — башне были расположено 2 бункера в которых выпаривалось молоко. ЗЦМ и СОМ были очень востребованы сельским хозяйством региона. Кроме того, эта продукция советского завода с успехом шла на экспорт во многие страны вплоть до Бразилии. Завод прекратил свою деятельность в 1994 году. В наши дни его грандиозные цеха медленно разрушаются.
С учётом окружающих город сельских районов пищевая отрасль в Советске была представлена очень широко. На территории города в советский период функционировали дрожжевой завод (Смоленская ул.), плодоконсервный (Больничная ул.), мукомольный (ул. Гагарина), хлебозавод «Советский» (Красная ул.), мясокомбинат (Театральная ул.), пищевой комбинат Облпотресоюза (ул. Маяковского), пивзавод (ул. А. Невского). Выпускаемая предприятиями города продукция была отменного качества и пользовалась заслуженным спросом у жителей области. В 90-е годы в городе открыто производство лимонадов и минеральной воды «СовЛит», филиал шоколадной фабрики «Новая Рута», коньячный завод. Достаточно популярный бренд конъяка «Старый Тильзит» несколько лет производился в г. Советске.
В начале нулевых на территории бывшего автопарка УНР на ул. Маяковского литовской компанией «Vici» было построено пищевое предприятие «Вичюнай Русь». В наши дни это крупнейшее предприятие Советска, численность работников достигает 1500. На нём производятся продукция из сурими: крабовые палочки, креветки, рулет; рыбные полуфабрикаты, рыба в посолах и др продукция под торговой маркой Vici.
Третьей по значимости отраслью для экономики города являлась лёгкая. Фабрика «Дружба» (ул. Искры) выпускала детский и взрослый трикотаж, чулочно-носочные изделия, перчатки, шапочки и д. После распада СССР часть производств стали частными и выделились в отдельные предприятия. На Танковой ул. были созданы «Дружба-2», «Дружба-3». Кроме того, достаточно больших объёмов выпуска носочных изделий достигли и частные предприятия ИП Окавитая.
В 1974 году на улице Гагарина вступил в строй флагман лёгкой промышленности города — Советская швейная фабрика. Количество работников составляло 900 человек. Уникальное швейное производство до настоящего времени, уже в виде АО «Балтийские линии», выпускает качественную верхнюю женскую одежду. С предприятием сотрудничают торговые марки MEXX, ESPRIT, S.Oliver, Berghaus. Одежда для этих брендов производится в цехах фабрики и продаётся по всему миру. На территории фабрики имеется магазин собственной продукции.
Представлен был Советск и в машиностроении. Не пережил реферомы и в 1997 году прекратил производственную деятельность ЗПС — Завод промыслового судостроения, долгие годы выпускавший малотонажные рыболовецкие и вспомогательные речные суда. Последний заказ на ЗПС был изготовлен для мэрии Москвы — судно для сборки разлившихся нефтепродуктов. На базе ремонтных железнодорожных мастерских станции «Советск» в 2005 году создано ОАО "Экспериментальный завод «МЕТАЛЛИСТ-РЕМПУТЬМАШ», подразделение Калужского машиностроительного завода. На базе него на ул. Ленинградской позже было создано ЗАО «Металл-Гидравлик», осуществлявшее выпуск шлангов высокого давления, абразивных кругов для шлифовальных машин железнодорожного назначения.
В 90-е годы на ул. Маяковского действовал завод по производству кабельной продукции «Балткабель».
Уникальным и высокотехнологичным предприятием являлся «Машиностроительный завод „Радуга“» (в его цехах по ул. Искры сейчас размещены различные торговые центры), уже в 80-е годы имевший в своих основных фондах токарные станки с ЧПУ. В 2000 -е годы в цехах завода располагалось, первое из подобных, сборочное производство телеаппаратуры «Стела Плюс». Впоследствии в Советске открыто ещё несколько подобных сборочных производств, в том числе знаменитой советской марки «Рекорд». Завод располагался в переоборудованном здании бывшей станции техобслуживания на Калининградском шоссе. Позже, на ул. А. Невского на территории бывших воинских частей открыли свои производства ООО «Амбер» и ООО «Радиозавод».
Большим спросом у жителей области пользовалась продукция Советской мебельной фабрики, расположенной в районе 5 школы на улице Тимирязева. Столы-книжки, стенки «Неман» и другая продукция предприятия стояла в квартирах многих калининградских семей. Своё существование компания прекратила в 2005 году уже как ОАО «Балтмебель». Позже крупное мебельное производство было построено литовскими инвесторами на ул. Ленинградской.
В послевоенный период в городе с нуля была создана и строительная отрасль. Строительно-монтажное управление № 6 (СМУ-6), ремонтно-строительное управление № 2 (РСУ-2), Советский ЖБИ, военный ремонтный завод. Усилиями этих предприятий и их сотрудников Советск к 70-м годам превратился в ухоженный и цветущий город, дающий своим жителям всё необходимое. Именно в эти годы был застроен Южный микрорайон и улица Каштановая. Военные строители обеспечили возведение жилых домов в районе воинских частей по ул. Кировоградской, а также на Калининградском шоссе.
Специалистами СМУ-6 возведены большинство зданий и предприятий города: КМП, Швейная фабрика, гостиница «Россия», детские сады и школы.
Предприятие «Благоустройство» (директор Баранов И. П.) на ул. Гоголя обустроило большую оранжерею, в которой специально для городских клумб выращивались тысячи роз.
Во многом именно благодаря им город Советск считался в области самым зелёным, уютным и ухоженным городом.
Особое место в жизни города занимал знаменитый и уникальный Радиоцентр № 5. Его мачтовое поле до сих пор вызывает много вопросов у проезжающих по дороге Советск — Большаково.


Инфраструктура
В послевоенный период город стал важным энергетическим узлом. Построенная в восточной части города подстанция 330 кВ «Советск» до строительства в Калининграде ТЭЦ-2 являлась важным энергетическим хабом и обеспечивала поставки электроэнергии в Калининградскую области из Литовской ССР, а впоследствии и независимой Литвы.
Крупная Советская нефтебаза поставляла топливо на все предприятия города, а также сельхозпроизводителям прилегающих сельских районов.
Линейный цех связи на Жилинском шоссе обеспечивал работу многочисленных коммуникаций, связующих областной центр с Москвой и другими районами страны.
До прихода в город магистрального газа в Советске действовала крупная станция сжиженного газа «Калининградгазификации». В наше время город полностью обеспечен природным газом.
В рамках реализации проектов по развитию Калининградской области в марте 2018 года в Советске вступила в строй Талаховская ТЭС, имеющая две газотурбинные установки производства ООО «Русские газовые турбины». Она призвана обеспечить энергетическую безопасность Калининградской области и сделать её энергосистему более манёвренной. Электростанция была названа в честь Героя Советского Союза Константина Яковлевича Талаха, погибшего в боях за город.


Торговые комплексы
В Советске торговые комплексы представлены следующими компаниями центр бытовой техники Максимус; ОАО «Виктория» торговые комплексы «Виктория» «Виктория-Квартал», и «Дёшево»; , ТЦ «Европа», ТЦ «Аркада», ТЦ «Балтийский Меридиан».


Городской рынок
Муниципальный рынок Советска — это комплекс на 1000 торговых мест.


Транспорт
Протяжённость автомобильных дорог составляет 105,0 км, федерального значения 13,6 км. Общая протяжённость железнодорожных путей в пределах границ города — 17,0 км.
По данным органов Росстатистики протяжённость автомобильных дорог общего пользования в пределах городской черты — 94,5 км, что составляет 90 % от общей протяжённости дорог местного значения.


Железнодорожный транспорт
1865 год — Тильзит связан железной дорогой с Инстербургом;
1875 год — строительство железнодорожного моста через Неман;
1891 год — открытие железнодорожной линии Тильзит — Кёнигсберг;
Станция Советск является железнодорожным узлом. В советский период через город осуществлялось пассажирское движение по маршруту Калининград-Ленинград, Калининград-Рига. Основной поток станции составляли грузы для многочисленных производств города, в первую очередь СЦБЗ.
В Советске сходятся относящиеся к Калининградской железной дороге железнодорожные линии из Черняховска, Полесска и Калининграда, Немана (служебная линия, используется только для перевозок продукции завода строительных материалов, пассажирского движения нет) и Литвы (только грузовое движение). Осуществляется пассажирское железнодорожное сообщение с городом Калининградом (1 раз в сутки).


Узкоколейные дороги
В прошлом Тильзит также обслуживался железными дорогами узкой колеи, см Узкоколейные железные дороги Восточной Пруссии.


Автодороги
Толчок к развитию города дало в 1836 году сооружение шоссе Тильзит — Рига
Сегодня через Советск проходит федеральная автотрасса Гвардейск — Неман до границы с Литвой (через Шяуляй на Ригу), А216 входящая в состав европейской автодорожной сети E 77. С 2013 года ведётся строительство нового терминала МАПП «Дубки — Rambynas» вне городской черты. Установление пункта пропуска позволит вывести транзитные транспортные потоки за пределы города Советск (Калинградская область) и способствовать разрешению проблемных ситуаций, в том числе, связанных с экологической обстановкой в городе.


Водный транспорт
Тильзит был центром речного судоходства, где тысячи грузов и пассажиров в день пересекали порог порта.
В советский период порт был быстро восстановлен из руин, а потом и значительно вырос. Объёмы перевалки сыпучих грузов были одними из самых больших в регионе. Флот порта представлял собой большое количество барж, перевозки пассажиров осуществлялись теплоходами «Восход» и «Заря». Рейсы осуществлялись в города Каунас и Клайпеда. Особой популярностью у жителей области и туристов пользовались поездки на «Заре» на гору Рамбинас.
Порт располагался вдоль берега реки Неман от улицы Герцена до Мукомольного завода. Большую часть его территории занимали различные сыпучие грузы, доставляемые в город баржами порта для многочисленных строек региона. Порт играл очень важную роль в жизни Советска, ежегодно на набережной города под шефством порта проводился костюмированный праздник «День рыбака» с участием Нептуна и других персонажей.
Увидеть жизнь порта и города Советска того периода можно посмотрев фильм «Первый рейс» со знаменитым Борисом Андреевым в главной роли. Предприятие было очень успешным, так как многие многоэтажные дома по улицам Победы и Гагарина построены для работников порта, за счёт его средств.
Грузовое и пассажирское сообщение по р. Неман функционировало до 1991 года. Из-за распада СССР деятельность порта была прекращена, а суда распроданы. Так, одна из барж была продана в Польшу, но затонула в Балтийском море при транспортировке. Сегодня, в связи с пограничным положением реки осуществление судоходства в том числе и пассажирского оказалось в затруднительном положении, с 1992 администрация города разрабатывает совместную с литовскими городами концепцию развития речного туризма по Неману. В 2008 году в отношении ОАО «Советский речной порт» была запущена процедура ликвидации. В ноябре 2014 года были демонтированы последние портовые краны GANZ.


Воздушный транспорт
1921 год — открыто авиасообщение Данциг — Кёнигсберг—Тильзит — Мемель;
1926 год — открыто авиационное сообщение Берлин —Кёнигсберг — Тильзит — Ревель — Ленинград и Берлин — Кёнигсберг — Тильзит — Москва;
1945 год — в Тильзите имелось воздушное сообщение с Кёнигсбергом и Берлином.
В советский период в шестидесятые годы на самолёте АН-2, а позже на вертолётах осуществлялось пассажирское сообщение между Калининградом и Советском. После развития и совершенствования автомобильного транспорта воздушное сообщение было упразденно.


Междугородное и международное автобусное сообщение
Автобусное сообщение представлено внутриобластными и международными маршрутами. Основные Советск — Калининград; Советск — Черняховск — Гусев и международные маршруты: Калининград — Рига, Калининград — Таллин, Калининград — Вильнюс.


Проблемы транзита
Основные проблемы транзита и логистики связаны с визовым режимом ЕС и РФ. Доставка грузов и пассажиропотока проходит через таможенный терминал Советск — Панямуне.


Городской общественный транспорт
В послевоенные годы деятельность общественного транспорта была быстро восстановлена. Уже в 1946 году на ул. Суворова, 1А свою деятельность начала автоколонна 1704. На протяжении многих лет она занималась грузоперевозками по заказам предприятий региона, а также доставкой пассажиров общественным автомобильным транспортом с востока области.
В городе было 12 автобусных маршрутов, самый удалённый из которых — № 5 ходил до Советского санатория, расположенного на улице Полевой в Санаторском лесу. В 70 и 80 годы основными в парке автоколонны были автобусы ЛиАЗ-677. Между Советском и Неманом с интервалом в 30 минут ходил автобус по 101 маршруту. Жёлтую гармошку Икаруса до сих пор помнят многие жители города.
В 2007 году правопреемником старейшего предприятия стало ООО «Аркада-СЗП», с числом сотрудников 192 человека.
Предприятие имеет 63 автобуса различных марок, которые обслуживают 20 маршрутов, включающие в себя Славский, Неманский, Краснознаменский район, города Советск, Калининград, Черняховск, Гвардейск. Ежедневно на линию выходит 49 единиц техники, пассажиропоток составляет более 8000 человек в день.
29 работников предприятия имеют звание «Ветеран труда», шестнадцать — награждены Благодарностью Министра транспорта РФ, 21 человек награждён Почётными грамотами Министерства развития инфраструктуры Калининградской области.
В настоящее время в городе несколько рейсовых маршрутов. Основную долю пассажиропотока перевозит межмуниципальный маршрут Советск-Неман № 301, а также муниципальные автобусные маршруты № 1, № 2, № 4, № 5, № 6.


Тильзитский трамвай

Электрический трамвай действовал в Тильзите с 1901 по 1944 годы. Всего было четыре маршрута.


Мосты

Сегодня в Советске расположено два моста через реку Неман: железнодорожный мост и автомобильно-пешеходный — знаменитый мост королевы Луизы.
Тильзит 15 октября 1875 года — ж

город Советск на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


город Советск


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. город Советск

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые записи

Новые фото


Написать