Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяРеспублика ТатарстанЧистопольский районсело Изгары

История – село Изгары

Время основания, исторические события, факты

На обширной площади несколько каменных и старых деревянных зданий. Около них растут толстые тополя и березы. За околицей в сторону Чистополя видна аллея столетних лип и много кустов бузины, акации и одичалой вишни. Все говорит о том, что село это старинное.

Проходит время … Трудно поверить, что на месте этих заросших бурьяном пустырей, развороченными дорогами и непролазной грязью было, когда – то, добротное цветущее село – центр Изгарской волости с роскошной барской усадьбой, сверкающими куполами церкви, мельницами, ремеслами, торговлей, просторными зелеными улицами, на которых водились хороводы, на тройках с бубенцами катались в Масленицу. Разносольем и пирогами встречали здесь праздники, растили хлеб и детей своих, поколение за поколением сохраняли вековые устои, веру, надежду, любовь.

Как бы там ни было, это русское село со звучным названием имеет богатую многовековую историю.

В 17 веке, т.е с возникновением в 1654 году «Закамской черты» сюда, на заросшую бурьяном и кустарником плодородную землю поселились русские земледельцы и основали у верховья реки свои поселения. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, бортничеством и охотой.

В 18 веке на черноземные земли вторглись помещики – крепостники (Кречетников, Чудинов, Еремеев), царские чиновники, духовенство. Помещики отняли у крестьян всю лучшую землю, луга, леса, а самих крестьян превратили в крепостных. Представители духовенства в сговоре с помещиком превратили приусадебный поселок, состоявший из дворовых людей в село и назвали его Рождествено. Постепенно село росло. Сюда в распоряжение помещиков, чиновники правительства Екатерины второй сгоняли беглых крестьян, а потом к селу подселились крестьяне из подгорелой деревни, которая находилась у верховья реки и была сожжена беглецами дотла. От тлеющего пожара долго пахло в воздухе гарью, и крестьян этой подгорелой деревни в селе Рождествено прозвали «пришельцами из гари», «Изгарцами».

В дальнейшем вошло в обычай, и село стали называть Изгары – Рождествено, а позднее просто – Изгары.

Богата история села, особенно история борьбы изгарских крестьян за свое освобождение от помещичьего гнета. В имении Изгарского помещика крестьяне обязаны были три, а иногда пять дней в неделю работать бесплатно. Они деревянной сохой обрабатывали помещичью землю, сеяли, пололи, убирали хлеб, косили луга, пасли скот. Дворовые женщины и девушки пряли пряжу, а мальчики- подростки ходили гонщиками в лес, когда барская семья охотилась на дичь. Власть помещика распространялась и на личную жизнь крепостного. Он имел право их продавать и покупать, обменивать на любой предмет, даже на собаку, проигрывать в карты. Самоуправству помещиков не было предела.

Помещик Кречетников перед смертью обещал свободу изгарским крестьянам, но не оформил это официально. После смерти Кречетникова, его наследник двоюродный брат Шапелев отказался выполнить волю умершего и изгарское имение передал лакею Крашникову (у Шепелева не было детей).

Крестьяне решили протестовать на незаконные действия Шепелева и послали своих доверенных во главе с молодым крепостным Максимом Агеевым за письменным подтверждением к помещице, которая была жива и находилась в другом имении. Максим Агеев доставил в барский дом пакет от помещицы, новый помещик Крашников разорвал его на клочки и приказал старосте высечь доверенных розгами. Максим, как организатор получил 15 розг. На другой день крестьяне собрались на большой сход – это было в 1849 году. Крестьяне потребовали освобождения арестованных. Попытка разогнать сходку не удалась. Тогда в село в качестве понятых пригнали до 600 человек из соседних селений, преимущественно государственных крестьян (татар, чуваш, русских) и предложили им усмирить непокорных. Начальство рассчитывало использовать национальную рознь и тем ослабить классовый характер борьбы, но вышло наоборот. Понятые «делали потворство» жителям села Изгары, и присоединились к ним. И только под угрозой применения оружия крестьяне смирились. Несмотря на справедливость требований крестьян 44 человека были отданы под суд. Он закончился только в 1854 году, наказанием большинства зачинщиков.

Весть об отмене крепостного права жители Изгар узнали летом 1861 года. Староста Остафьев, подкупленный помещиком, 3 месяца скрывал царский «Манифест», крестьяне сильно волновались, отказывались работать на помещика, избили старосту Остафьева и прогнали его из села. Под давлением крепостных, помещик объявил свободу крестьянам, наделяя их землей, но землю отдали самую плохую и с большим выкупом. А за собой оставил только лучшую землю, но и все местные угодья, даже обширную площадь в центре села, хотел открыть там базар.

Положение крестьян после реформы 1861 года не улучшилось. Труд крестьян был тяжелым. Вот что рассказал Сергей Тюкин: «Мой отец был крепостным, всю свою жизнь работал на барина. После смерти отца я остался сиротой, работал с рассвета до темна».

Крестьянские хозяйства приходили в упадок. Заметно было проникновение в село капиталистических элементов. В Изгарах появились разные торговые лавочки, содержатели кабаков, арендаторы земли, кулаки, которые жили за счет эксплуатации беднейших крестьян.

В конце 19 века в селе Изгары была открыта земская школа. Кроме того, распространение эпидемии холеры вынудило помещика открыть при участке небольшую больницу, которая в последствии была превращена в Земскую больницу. Все эти мероприятия были прогрессивными явлениями для села, хотя в школе учились дети богатых крестьян, а в больнице лечились одни дворяне.

В село стали приезжать из городов разные пропагандисты из числа демократической интеллигенции и студентов, которые призывали изгарских крестьян отнять у помещика всю землю, с ее лесными угодьями, а его прогнать с усадьбы. Под влиянием революционной пропаганды в 1905 году крестьяне села Изгары организовали выступление против помещика и волостного начальства. Они начали для своего хозяйства рубить лес, пахать помещичью землю и решительно потребовали от представителей власти полной свободы. Организаторами этого движения были приезжие из города Чистополя учитель Филипп Якимов и его брат Иван Якимов (житель села Изгары). Только в селе был сильно заметен назревший погром в имении помещика Жернова. Много крестьян было наказано, а один из организаторов Иван Якимов был увезен в Чистополь и посажен в «Зонберов дом» под надзор полиции.

Правильный путь борьбы крестьянам показали только представители партии большевиков. Чистопольский РКП (б) послал в село Изгары своих лучших представителей: Гуськова, Мартюшина, Якимова для проведения политической и организаторской работы среди крестьян.

Главную роль в революционной пропаганде в селе Изгары сыграл участник Тащевский и солдаты, вернувшиеся с фронта. Они рассказывали крестьянам об антинародном характере войны, в которую втянуло Россию царское правительство, о свержении этого ненавистного правительства и призывали крестьян на борьбу с помещиками и кулацкими элементами на селе.

Староста Чувашского Чебоксарского общества назначил на улице Кочерга специальный «съезжий дом». К воротным столбам этого дома установили длинный шест, на вершине которого висел большой круг, свитый из соломы. Этот круг был виден издалека и указывал официальное место, где решались все вопросы, касающиеся крестьян. «Круг страха» - называли его в народе.

И все же, боясь дальнейшего усиления крестьянских волнений, здешние крупные помещики, распродав свои имения по частям, уехали в центр России.

В результате Изгарской волости накануне реформы 1861 года осталось 12 помещичьих владений, имевших две трети всей пашни, им же принадлежало около 75 луговых и около 90 лесных угодий.

Время «эпохальных» пятилеток, разорительных реформ, различных социальных экспериментов пережило многострадальное село после революции, насильно разорвавшей связь поколений. Из 800 дворов в нем не осталось и восьмидесяти.

Губительная чехарда пошла и во время разъединения и объединения хозяйств. Без всякого расчета, учета интересов сельчан на базе одного села было организовано три колхоза, из которых выжил только один – имени Кирова. В конце 50-х годов он непомерно разросся и был переименован в совхоз «Алга», что привело к быстрому исчезновению около десятка малых деревень. Но начало настоящей трагедии для села положил 1972 год, когда его лишили статуса центральной усадьбы, переведенной в Тат. Ялтань. Изгары стали угасать на глазах, исчезли целые улицы, а население разъезжалось по городам и весям.

Печальная история и земской больницы. Добротное, оригинальное здание бывшей земской, а потом участковой больницы, расположенной на живописной окраине села, по праву считается историко-архитектурным памятником РТ. Но, к сожалению, оно сегодня брошено на произвол судьбы и может навсегда исчезнуть. А ведь этому зданию уже больше 100 лет. Инициатором ее строительства был знаменитый земский врач Д. Авдеев. Здесь практиковали известные хирурги В. Беляшевич, в настоящее время работающий в Америке, В. Александров, М. Маркова, Д. Григорьев и многие другие. Многое связано с этой больницей и у изгарца, профессора медицины И. Клюшкина.

Да, удивительная по своей красоте природа окружает село. Речка Изгарка, хлебная нива, березовые рощи опоясывают его со всех сторон. Только вот беда – нет хозяина.

Источник https://edu.tatar.ru/upload/images/files/История села Изгары.doc



- 88 - 0 У истока
23.12.2014 19:07
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм
Написать