Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
ГлавнаяРеспублика ТатарстанАльметьевский районпоселок Самарканд

Главная страница малой родины - поселок Самарканд

Численность населения: чел.

Почтовый индекс: 423422
Телефонный код: 8-8553
Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации

Республика Татарстан Альметьевский район поселок Самарканд на карте




Координаты населенного пункта поселок Самарканд на карте: 54.794492, 52.010353

Информация с сайта ru.wikipedia.org


Самарка́нд (узб. Samarqand/Самарқанд) — третий по численности населения город Узбекистана, административный центр Самаркандской области.
Общая площадь территории города составляет 123,82 км². Численность населения по состоянию на 1 января 2024 года составляла 573,2 тыс.; в 2022 году планировалось расширение территории города (она должна была бы составить 284,15 км²) и увеличение его населения за счёт пригородных районов. В конце декабря 2022 года президент Узбекистана заявил, что как только население Самарканда приблизится к миллиону, город будет выделен из состава Самаркандской области и получит статус города республиканского подчинения, который ранее имела только столица Узбекистана Ташкент.
Город расположен на высоте около 720 метров над уровнем моря. Исторический центр города — площадь и ансамбль Регистан.
В 2001 году город и его исторические архитектурные и археологические памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд — перекрёсток культур».
Самарканд — один из древнейших городов мира, основанный, по археологическим данным, в середине VIII века до н. э. (Древняя Мараканда), столица государства Тимуридов, стал первой столицей советского Узбекистана в 1924 году.
Более 2 тысячелетий город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока.
В XIV веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху, а также в эпоху узбекской династии Джанидов (Аштарханидов). Это был период наивысшего развития Самарканда.
В 1925—1930 годах Самарканд являлся столицей Узбекской ССР.


Геральдика

Герб принят и утверждён 15 июля 1994 года в сессии Самаркандского городского Совета народных депутатов.


Этимология
Согласно одной из версий, название Самарканд восходит к согдийскому Smʼrknδh и происходит от слов асмара́ (камень или скала) и канд (форт или город).
Город в античной литературе известен также как Марака́нда (др.-греч. Μαράκανδα). По письменным источникам Самарканд происходит от тюркского Семи́з кент, что означает «Богатое/тучное поселение» (семиз — богатый/тучный, кент — город). Об этом сообщают средневековые китайские источники, называя Самарканд Си-ми-се-кан и объясняя, что это означает «тучный город».
Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан Аль-Бируни. Армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» означает «жирный город», или «тучный город».
Испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, но оговаривает, что настоящее его имя — «Симескинт», что значит «богатое селение».


Версии Абу Тахирходжи Самарканди
Известный самаркандский историк, краевед и учёный Абу Тахирходжа Самарканди, живший в XIX веке, в своей знаменитой книге «Сама́рия» на персидском языке, посвящённой Самарканду, приводит 5 версий происхождения и этимологии названия города.
В первой версии происхождения названия города Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую историческую книгу «Бурхани́ кате́ъ», где сказано, что в древности на нынешней территории города поселяется некий человек по имени Сама́р и создаёт поселение, куда начинают переезжать люди с окрестностей.
Впоследствии город называют в его честь Самарке́нтом, а через большое количество времени название постепенно приобретает форму Самарка́нд (особенно после арабского завоевания Средней Азии). Этот вариант названия окончательно закрепляется за городом.
Во второй версии происхождения названия города Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую историческую книгу «Масали́к-уль-Мамали́к», где сказано, что некий хан по имени Сама́р Баки́р «с краёв Ферганы и Кашгара» нападает на город с помощью подкопа под внешними оборонительными стенами и таким образом захватывает город и разрушает его стены.
После этого город становится известен как Сама́р козди́ (слово козди́ с тюркского языка переводится как подко́п/копа́ть), то есть буквально может переводиться как Подко́п Сама́ра или Копа́л Сама́р.
Третья версия близка ко второй: Абу Тахирходжа Самарканди на этот раз ссылается на некую книгу «Тари́хи Табари́», где говорится, что некий хан по имени Самар со своим войском приходит на нынешнюю территорию города и создаёт поселение.
В новое поселение переезжает жить некое тюркское племя канд, и после арабского завоевания город получает название Самарканд.
Четвёртая версия также близка ко второй и третьей: на этот раз Абу Тахирходжа Самарканди ссылается на некую книгу «Хафт икли́м», где говорится, что один из маликов из Яман Туббаи по имени Самар разрушает стены города, и после прихода арабов город стали называть Самарканд.
Немного иначе выглядит последняя, пятая версия Абу Тахирходжи Самарканди. На месте города существовал родник, который называли Сама́р.
Впоследствии вокруг этого родника поселяются люди, и возникает город, который называют Самарканд, то есть Город с родником.


История


Древнейшая история
К верхнему палеолиту относят фрагментарные черепа из Самаркандской стоянки. В культурных слоях Самаркандской стоянки обнаружены очажные пятна, вокруг которых концентрировалась основная жизнедеятельность людей эпохи позднего палеолита.
Самарканд — один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до н. э.. Таким образом, Самарканд является ровесником Рима и Нанкина. Именно во время первых десятилетий существования Самарканда начали проводить первые Олимпийские игры в древней Греции. На фоне финикийской письменности происходит возникновение греческого алфавита.
В эпоху первых столетий существования Самарканда в Средней Азии возникает древнее государство Согдиана.
В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного в священной книге зороастризма — Авесте.
В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда (греч. Μαρακάνδα), которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который в 329 году до н. э. завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом.
Примечательным событием является битва у Политимета (река Зерафшан) около Самарканда. Тогда Спитамен впервые за 7-летнюю военную кампанию Александра Македонского смог разгромить войска его полководцев Менедема, Карана и Андромаха. Благодаря умелому руководству Спитамена и помощи кочевников восстание создало серьёзную угрозу для греков.
В IV—V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами и включён в их империю, куда входила и Бактрия.


Эпоха раннего средневековья
В 567—658 годах Самарканд, будучи центром Согдианы, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганатов.
В период правителя Западного Тюркского каганата Тон-ябгу кагана (618—630) с правителем Самарканда были установлены родственные отношения — Тон-ябгу каган выдал за него свою дочь.
Важнейшим из согдийских было самаркандское владение, а в соседнем с Самаркандом Пенджикенте, в конце VII — начале VIII веков правил тюрок Чакин Чур Бильге.
По данным энциклопедиста XII века Наджм ад дина Абу Хафса ан-Насафи, ихшид Согда Гурек имел тюркские корни. Часть тюрок Самарканда придерживалась этнических религиозных представлений, что видно по тюркскому захоронению с конём на территории города Самарканда.
В конце VI — середине VII веков в Согде повсеместно распространяются тюркские кафтаны, что заметно в живописи Афрасиаба. В этот период усилилось слияние тюрков и согдийцев.
Согласно брачному договору от 27 апреля 711 года, фиксировался брак между тюрком Ут-тегином и согдианкой Дугдгончей.
Самая многочисленная группа фигур на западной стене афрасиабской живописи VII века представляет собой изображение тюрок.
Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка: yttuku — «посылать», «посольство»; bediz — «резьба, орнамент» и другое.


Приход ислама
В 712 году Самарканд был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом. В конце того же года в Согде появились тюркские отряды Бильге кагана и Кюль тегина, пытавшиеся оказать помощь самаркандцам в борьбе против арабов.
В конце 740-х годов в Арабском халифате возникает движение недовольных властью Омеядов, которых возглавил полководец Абу Муслим, ставший после победы восстания наместником Хорасана и Мавераннахра (750—755). Он выбрал своей резиденцией Самарканд. С его именем связано строительство многокилометровой оборонительной стены вокруг города и дворца.
В 776—783 годах Самарканд был в центре восстания Муканны. В 806—810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали Саманиды, за что халиф пожаловал им власть в Мавераннахре.


Эпоха Саманидов
В 875 году образовалось Государство Саманидов, которым правила персоязычная династия Саманидов. Саманидское государство было вассалом Арабского халифата.
Сразу после его образования столицей был выбран Самарканд, который являлся ею вплоть до 892 года. За это время в Самарканде правили Нух ибн Асад, Ахмад ибн Асад и Наср ибн Асад (брат Исмаила Самани), правившего в Бухаре.
В 892 году столицей огромного государства, которое занимало Мавераннахр и Большой Хорасан, стала Бухара, но Самарканд всё равно оставался одним из главных городов этого государства, наряду с Мешхедом, Гератом, Балхом, Гурганджем, Мервом, Нахшабом, Нишапуром, Шахрисабзом и Шашем.
В Х веке среди крупных саманидских сановников, владельцев уделов, в основном были представлены лица тюркского происхождения. Саманидским тюркским полководцем, наместником в Самарканде с 976 по 999 годы был Бегтузун.
Географ Ибн Хаукаль даёт следующую характеристику самаркандцам: «Жители города считаются красивыми и отличаются чрезмерностью в щедрости, затратах и заботах о себе, в чём они превосходят большинство городов Хорасана, так что и это истощило их средства. Самарканд — средоточие утончённых людей Мавераннахра…».
Ибн Хаукаль приводит названия ворот Самарканда, которых было 4: Китайские (восточные), Наубехарские (западные), Бухарские (северные) и Большие (южные). Он также упоминает внешние ворота города: Гадавад, Исбаск, Сухашин, Варсанин, Фенек, Кухек, Ривдад и Фаррухшид, Афшины.
Во время правления династии Саманидов развивалась наука и культура, Мавераннахр стал одним из центров персидской культуры и ислама.
Саманиды всячески способствовали развитию науки, персидской поэзии, архитектуры и распространяли свою культуру в соседние регионы, устанавливая контакты в том числе с государствами Европы.
В настоящее время в Самарканде ни одного из зданий, построенных в период Саманидов, не сохранилось из-за монгольского нашествия.
Появлялись знаменитые в своё время исламские богословы (например Абу Назр Самарканди, Абу Лайс Самарканди и Абу Бакр Самарканди). Именно во время господства Саманидов жил и творил известный персидский поэт Фирдоуси.
В Самарканде в период Саманидов проводили разные периоды своей жизни такие персидские поэты, как Рудаки, Шахид Балхи, Абу Шакур Балхи.
Также по некоторым данным (место рождения оспаривается Тусом и Балхом) в ту эпоху в Самарканде родился другой персидский поэт — Дакики. В Самарканде побывал такой известный философ и учёный, как Аль-Фараби.


Эпоха Караханидов
После падения государства Саманидов в конце 900-х годов ему на смену пришло Государство Караханидов, где правила тюркская династия Караханидов.

Караханиды гораздо больше, чем другие династии тюркского происхождения, имели в надписях на монетах тюркские титулы.
После того, как государство Караханидов раскололось на 2 части, Самарканд вошёл в Западно-Караханидский каганат и в 1040—1212 годах являлся его столицей.
Основателем Западного Караханидского каганата был Ибрахим Тамгач-хан (1040—1068). Он впервые на государственные средства возвёл медресе в Самарканде и поддерживал развитие культуры в регионе. При нём, в Самарканде были учреждены общественный госпиталь (бемористан) и медресе, где велось обучение и по медицине. При госпитале была амбулатория (нимак бемористан), где получали медицинскую помощь больные, не нуждавщиеся в стационарном лечении. Врачебное дело в больнице Самарканда было на довольно высоком уровне.
Ибрагим Буритакин избрал столицей Самарканд. Как свидетельствуют источники, период его правления характеризуется подъёмом в экономической и культурной жизни страны.
Ибрагим тамгач-хан беспощадно боролся с коррупцией и преступностью в государстве. Он установил строгий контроль за ценами на продукты на рынках страны. Его политику продолжал его сын Шамс аль мульк (1068—1080). Преемником Шамс аль мулька был Хызр-хан (1080—1087).
Караханиды построили в Самарканде и Бухаре ряд грандиозных архитектурных сооружений. Но в отличие от Бухары, где до наших дней сохранились постройки времён Караханидов (например, минарет Калян), в Самарканде остался только минарет в комплексе Шахи-Зинда (остальные разрушил Чингис-хан).


Дворец Ибрагим Хусейна караханида в Самарканде
Наиболее известной постройкой Караханидов в Самарканде являлось медресе 1040 года Ибрагим ибн Наср Табгач-хана, а также большой дворец Ибрахима Хусейна (1178—1202), который согласно историческим данным был полностью украшен живописью.

Одним из государственных языков Западно-Караханидского каганата являлся персидский язык. В эпоху правления Караханидов в Самарканд ко двору караханида Шамс Аль-Мулька из Нишапура был приглашён Омар Хайям. Наряду с медресе Балха и Бухары, Омар Хайям обучался также в одном из медресе Самарканда. В Самарканде он написал главный труд по алгебре.

В эпоху Караханидов в Самарканде жил выдающийся среднеазиатский мыслитель, учёный философ, теолог-богослов, исламский законовед-фиких Бурхануддин аль-Маргинани (1123—1197).
При дворе караханидов в Самарканде сложился научный и литературный центр Мавераннахра. Одним из знаменитых учёных был историк Маджид ад-дин ас-Сурхакати, который в Самарканде написал «Историю Туркестана», в которой излагалась история династии Караханидов.Наиболее ярким памятником эпохи Караханидов в Самарканде был дворец Ибрахим ибн Хусейна (1178—1202), который был построен в цитадели в XII веке. При раскопках были обнаружены фрагменты монументальной живописи. На восточной стене был изображён тюркский воин, одетый в жёлтый кафтан и держащий лук. Здесь же были изображены лошади, охотничьи собаки, птицы и периподобные женщины. Дворец был разрушен во время восстания Караханидов против власти хорезмшаха Мухаммеда.


Самарканд в составе государства Хорезмшахов
После окончательного падения Караханидского государства (Западно-Караханидского и Восточно-Караханидского каганатов) Самарканд вошёл в состав Хорезма, который в научной среде более известен как Государство Хорезмшахов.
С момента возникновения этого государства в 1097 году и до 1220 года столицей являлся Гургандж. Впоследствии это государство расширилось на юг и восток и занимало весь Мавераннахр, Хорасан и всю оставшуюся часть нынешнего Ирана.
В 1212 году шах Хорезма Алауддин Мухаммед II подавил восстание караханида Усмана ибн Ибрагима в Самарканде и окончательно установил свою власть.В 1221 году Государство Хорезм было сокрушено в результате масштабного нашествия монголов во главе с Чингисханом.
В эпоху существования Государства Хорезмшахов Самарканд продолжал оставаться одним из важнейших городов государства и мусульманского мира того времени.
В городе был сооружён ряд зданий, вдобавок ещё не были разрушены постройки эпохи Караханидов и более ранних периодов.


Монгольское нашествие во главе с Чингисханом
В последние годы существования Государства Хорезмшахов набирало обороты масштабное монгольское нашествие на запад.
Сразу к западу от тогда ещё небольшой Монгольской империи находилась Средняя Азия, и одной из первых мишеней монголов во главе с Чингисханом стало именно Государство Хорезмшахов.
Уже в 1220 году монголы с Чингисханом напали на Самарканд. Город был осаждён монголами 3 дня. Как писал историк Ибн ал-Асир: «На 4-й день они объявили в городе, чтобы всё население вышло к ним, а если кто замедлит с этим, его убьют. К ним вышли все мужчины, женщины и дети, и они сделали с ними то же, что и с жителями Бухары — учинили грабежи, убийства, угон в неволю и всяческие бесчинства. Войдя в город, они разграбили его и сожгли соборную мечеть. Они насиловали девушек и подвергали людей всяческим пыткам, требуя деньги. Тех, кто не годился для угона в неволю, они убивали».
Самарканд был полностью разорён. Именно во время нашествия монголов были разрушены почти все постройки и архитектурные шедевры, построенные в эпоху Саманидов, Караханидов и Хорезмшахов.
К 1223 году Монгольская империя занимала всю восточную часть Государства Хорезмшахов. В 1365 году в Самарканде вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.


Эпоха Тимура
Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) Самарканд являлся столицей его империи.
Подавляющее большинство существующих ныне архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда.
Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран.
В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы — медресе, усыпальницы.
Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, отсюда огромные масштабы и роскошь убранства.
Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Шираз, Дамаск, Миср. Он стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран.
В 1371 году Тимур начал восстановление разрушенной крепости Самарканда, оборонительных стен Шахристана с 6-ю воротами (Шейхзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Каризгах и Чорсу). В арке были построены 2 4-этажных здания: Куксарай (в нём расположились государственная казна, мастерские и тюрьма) и Бустон-сарай (в котором расположилась резиденция эмира).
Тимур сделал Самарканд одним из центров торговли в Центральной Азии. Как пишет путешественник Клавихо: «В Самарканде ежегодно продаются товары, привезённые из Китая, Индии, Татарстана (Дашт-и кипчака) и других мест, а также из самого богатого царства Самарканда.
Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Тимурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров».
Тимур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест.
В мавзолеях Шахи Зинда он устроил гробницы над могилами своих родственников. По указанию одной из жён, которую звали Туман ака, там были возведены мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг.
Были построены Рухабад (усыпальница Бурханеддина Согарджи), Кутби чахардахум (гробница Шейх ходжа Нуриддина Басира) и Гур-Эмир (фамильная усыпальница рода тимуридов). Также в Самарканде он возвёл много бань, мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев.

В течение 1378—1404 годов в Самарканде и близлежащих землях было взращено 14 садов: Баг-и бихишт, Баг-и дилкуша, Баг-и шамал, Баг-и булди, Баг-и нав, Баг-и джаханнума, Баг-и тахти карача и Баг-и давлатабад. В каждом из этих садов находились дворец и фонтаны.
В своих трудах о Самарканде упоминает историк Хафизи Абру. Он пишет, что «возведённый раньше из глины, Самарканд перестроили, возведя здания из камня». Парковые комплексы Тимура были открыты для простых горожан, которые проводили там дни отдыха. Ни один из этих дворцов до наших дней не сохранился.
В области науки и просвещения получили распространение юриспруденция, медицина, богословие, математика, астрономия, история, философия, музыковедение, литература и наука о стихосложении.
Видным богословом в то время был Джалалиддин Ахмед аль Хорезми. Больших успехов в астрологии достиг Маулана Ахмад, а в правоведении — Абдумалик, Исамиддин и Шейх Шамсиддин Мухаммад Джазаири.
В музыковедении — Абдулгадир Мараги, отец и сын Сафиаддин и Ардашер Чанги. В живописи — Абдулхай Багдади и Пир Ахмад Багишамоли. В философии — Садиддин Тафтаззани и Али аль-Джурджани. В истории — Низамиддин Шами и Хафизи Абру.
В 1399—1404 годах в Самарканде построены соборная мечеть и медресе напротив неё. Мечеть позже получила название Биби Ханум (в переводе с тюркского — госпожа бабушка).

Самарканд в начале XV века:

Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба.
Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти: всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев.
(Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)


Эпоха Тимуридов

После смерти Тимура власть была захвачена его внуком Халил-султаном (1405—1409), непродуманная деятельность которого привела к разорению государственной казны.
В 1409 году он потерял власть, и Самарканд перешёл в руки младшего сына Тимура — Шахруха, который назначил наместником в Мавераннахре своего старшего сына Мирзо Улугбека.


Превращение Самарканда в центр мировой науки в эпоху Улугбека
В эпоху правления Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения — медресе Улугбека и обсерватория Улугбека. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.
В 1417—1420 годах Улугбек построил в Самарканде медресе, которое стало 1-м строением в архитектурном ансамбле Регистан.
На щековой стене портала медресе есть надпись, гласящая "основатель этого здания науки — великий султан, сын султана, удовлетворитель мира и веры Улугбек Гураган. В это медресе Улугбек пригласил большое количество астрономов и математиков исламского мира. При Улугбеке Самарканд стал одним из мировых центров науки средневековья.
Здесь в 1-й половине XV века вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков — Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, ал-Кушчи. В Самарканде в то время жили историк Хафизи Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нафис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши другие.
Основным интересом Улугбека в науке была астрономия. В 1428 году было завершено строительство обсерватории Улугбека. Её главным инструментом был стенной квадрант, которому не было равных в мире.
Сотрудниками Улугбека были такие выдающиеся астрономы, как Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. В обсерватории Улугбека к 1437 году был составлен Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд.
Главным научным трудом Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Астрономический справочник вскоре был переведён на латинский язык и наряду с «Альмагестом» Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса X являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы.
Сам Улугбек покровительствовал тюркским поэтам, например, Саккаки. Окружение Улугбека старалось подражать ему. Так эмир Арслан-ходжа тархан спонсировал составление в 1444 году в Самарканде нового списка тюркской поэмы Ахмада Югнаки «Подарок истин».


Самарканд при правлении тимурида султана Абу Саида (1451—1469)
При правлении Абу Сеида были построены новые архитектурные памятники. В Самарканде им был построен Мавзолей Аксарай, а его женой — мавзолей Ишратхона.
В этот период в Самарканде в медресе Мирзо Улугбека учился великий персидско-таджикский поэт А. Джами. 3 года жил и учился в Самарканде выдающийся тюркский поэт Алишер Навои (1441—1501). В своём произведении «Собрание избранных» он рассказывает об известных учёных и поэтах из Самарканда.
Во 2-й половине XV века большую роль в политической жизни Самарканда играл лидер ордена Накшбандия Убайдулла Ходжа Ахрар (1404—1489). Одной из главных задач ордена Накшбанди духовный лидер Мавераннахра считал заступничество за бедных и обездоленных, заботу о людях труда. В 1460 году Ходжа Ахрар добился отмены тамги (кабального налога, взимавшегося с населения ещё со времён монгольского господства) и заметного смягчения существовавшей в государстве Тимуридов чагатайской системы наказаний. Велика также личная заслуга Ходжи Ахрара в прекращении междоусобных войн, опустошавших страну и разорявших население. Всё это положительно сказалось на развитии ремёсел и сельского хозяйства в Мавераннахре.


Позднее средневековье
В январе 1496 года самаркандский престол после смерти Махмуда мирзы занял его сын Байсункар мирза.
Спустя некоторое время началась борьба за трон между Байсункур-мирзой и его братом Султан Али мирзой. Этим воспользовался Бабур, который выступил в поход на Самарканд и осадил его. Его союзниками были Султан Али мирза и старший брат Байсункура, правитель Бухары Султан Масуд-мирза. Но уже был конец осени 1496 года, начались холода, поэтому Бабур и его союзники вынуждены были снять осаду и вернуться обратно.
В мае 1497 года Бабур вновь осадил Самарканд. Осада длилась более семи месяцев и закончилась бегством Байсункура-мирзы.


Правление Бабура
Писатель, поэт, историк Захир ад-дин Мухаммад Бабур (1483—1530 родился в г. Андижане) — потомок Тимура, внук Абу Саида, боровшийся за Самаркандский престол, в своих записях «Бабур-намэ» оставил бесценные сведения о Самарканде конца XV — начала XVI веков, его архитектурных памятников и др.
В 1504 году Бабур был вытеснен из Самарканда ханом Шейбани, но в октябре 1511 года Бабуру вновь удалось взять Самарканд. Последнее правление Бабура в Самарканде продлилось всего 7 месяцев.
На монетах, выпущенных Бабуром в Самарканде в 1511—1512 годах, была изображена водоплавающая птица с распростёртыми в полёте крыльями. Можно предположить, что образ летящей птицы, воспринимаемый в средневековье как идея света и благоденствия, был призван в неспокойное время вселять самаркандцам надежду.
Бабур описывал Самарканд конца XV века:

Самарканд — главный город страны, всю страну называют Мавераннахр. Так как ни один враг не захватил Самарканд силой и победой, то его называют «город, хранимый Аллахом». Самарканд стал мусульманским во времена повелителя правоверных Османа… Самарканд построен Искандером. Народы моголов и тюрков говорят «Симизкенд». Тимур-бек сделал Самарканд столицей;до Тимур-бека ни один государь, столь великий, как Тимур-бек не делал Самарканд столицей… Все жители Самарканда — люди чистой веры, соблюдающие закон и благочестивые. Со времени святейшего посланника Божьего ни из какой страны не вышло столько имамов Ислама, сколько их вышло из Мавераннахра. В Самарканде и его пригородах много строений и садов времен Тимур-бека и Улуг-бека-мирзы. В Самаркандском арке Тимур-бек воздвиг огромное здание в 4 яруса, оно называется Кук-Сараем… Лучшая бумага в мире выходит из Самарканда… Ещё один известный самаркандский товар — малиновый бархат. Его вывозят во все земли и страны…


Эпоха узбекской династии Шейбанидов
В 1501 году Самарканд был окончательно взят Мухаммедом Шейбани (Шейбани-ханом) из узбекской династии Шейбанидов, и город вошёл в состав новообразованного Государства Бухара, которое в научной среде более известно как «Бухарское ханство».
Столицей этого государства был выбран Самарканд, в котором Шейбани-хан взошел на престол. В Самарканде Шейбани-хан приказал построить большое медресе, где позже сам принимал участие в научных и религиозных диспутах.
Первое датированное известие о медресе Шейбани-хана относится к 1504 году (оно было полностью разрушено в годы советской власти). Мухаммед Салих писал, что Шейбани-хан построил в Самарканде медресе для увековечения памяти о своём брате Махмуд-султане. Фазлаллах ибн Рузбихан в «Михмон-намеи Бухара» выражает своё восхищение величественным зданием медресе, его золочёным кровом, высокими худжрами, просторным двором и приводит стих, восхваляющий медресе. А Зайн ад-дин Васифи, побывавший в медресе Шейбани-хана несколькими годами позже, писал в своих мемуарах, что веранда, зала и двор медресе просторные и великолепные.
Шейбани-хан собрал при своём дворе в Самарканде талантливых поэтов и учёных. Среди них можно упомянуть таких поэтов, как Камал ад-дин Бинаи, Мухаммед Салих и других, ставших авторами поэм, посвящённых жизни и деятельности самого Шейбани-хана.
Репрессии против суннитов в Иране и Хорасане со стороны шаха Исмаила привели к бегству интеллектуалов суннитов в Мавераннахр. В их числе были персидский историк, поэт и мыслитель Фазлаллах ибн Рузбихан, автор произведения «Книга бухарского гостя» и поэт, писатель Зайн ад-дин Васифи.
Именно в Самарканде был написан диван стихов Шейбани-хана на среднеазиатском тюркском литературном языке, Шейбани-хан писал стихи под псевдонимом «Шибани». В 1507 году в Самарканде на чагатайском языке он написал прозаическое сочинение «Рисале-йи маариф-и Шейбани», которое было посвящено его сыну Мухаммаду Тимуру (рукопись хранится в Стамбуле).
В 1508 году в Самарканде было написано его философско-религиозное произведение «Бахр ул худо» на среднеазиатском тюркском литературном языке, рукопись которого находится в Лондоне.
В период правления шибанида Кучкунджи-хана, дяди Шейбани-хана и потомка Мирзо Улугбека, в Самарканде продолжались активное строительство и значительные работы по ремонту и благоустройству самаркандских медресе. В этот период происходила миграция ремесленников, мастеров, деятелей культуры из Герата в Самарканд. К югу от площади Регистан было построено медресе, включавшее усыпальницу потомков Кучкунджи-хана, известное под названием Кук-гумбаз, которое было окончательно разрушено в 1937 году.
По личному поручению хана в 1519 году на староузбекский язык было переведено «Зафар-намэ» Шараф ад-Дин Йазди, а позже и «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина. Сам Кучкунджи-хан любил поэзию и писал стихи на тюркском языке.
В 1533 году, когда 5-м по счёту ханом Бухарского ханства стал Убайдулла-хан, он перенёс столицу государства в Бухару. Самарканд стал 2-м по значимости городом государства и столицей вилаята (или бе́кства) Самарканд.
Абдулатиф-хан, сын внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана, правивший в Самарканде в 1540—1551 годах, считался знатоком истории Мавераннахра и династии Шибанидов. Он покровительствовал поэтам и учёным. Он сам писал стихи под литературным псевдонимом Хуш. При правлении Абдулатиф-хана в официальной документации использовался не только персидский, но и узбекский язык.
Все правители Бухарского ханства традиционно короновались именно в Самарканде, во дворце Куксарай (снесён властями Российской империи в 1880-е годы), хотя столицей являлась уже Бухара.
Во дворце Куксарай находился «Кукташ» — каменный трон времён Амира Темура (Тамерлана). Традиция короноваться в Самарканде продолжалась вплоть до Музаффара — эмира Эмирата Бухара в 1860—1885 годах.


Эпоха узбекской династии Аштарханидов
Во время вхождения в состав Бухарского ханства Самарканд получил новый виток возрождения. Город привлекал учёных и архитекторов со всех концов государства, а также из соседних государств. В 1602 году аштарханид Баки Мухаммад-хан, выбравший резиденцией Самарканд отстоял независимость Бухарского ханства, нанеся поражение войскам сефевидского шаха Аббаса в битве при Балхе. Несмотря на своё недолгое правление, он провёл административную, налоговую и военную реформы в стране, что способствовало её дальнейшему развитию.Именно во время правления Аштарханидов в Бухарском ханстве в 1599—1756 годах в Самарканде были построены ныне сохранившиеся архитектурные памятники.

При правлении аштарханида Имамкули-хана (1611—1642) в Самарканде были построены известные архитектурные шедевры. Также из ныне сохранившихся памятников Самарканда в этот период был построен ансамбль Абди Берун.
В 1621 году в Самарканде было переписано «Зафар-намэ» Шарафа ад-дин Язди и иллюстрировано великолепными миниатюрами.
В 1612—1656 годах хокимами Самарканда являлись узбекский военачальник, политик Ялангтуш Бахадур и Надир Мухаммад Диванбеги, которые построили, например, соборную мечеть, медресе Тилля-Кари и медресе Шердор. Таким образом, возник ансамбль Регистан — нынешняя визитная карточка города.
В эпоху Аштарханидов в Самарканде побывал Боборахим Машраб (1657—1711) — классик узбекской литературы, поэт и мыслитель, последователь суфийского течения тарикат и дервиш суфийского ордена Накшбандиев.


Временное занятие Самарканда отрядами Надир-шаха
В 1740 году на Самарканд напал иранский шах — Надир-шах в заключительной части своего военного похода в Центральную Азию в 1737—1740 годах. По легенде после этого войска Надир-шаха покинули город, а в Мешхед (в Хорасан) были вывезены нефритовое надгробие Тамерлана. По преданию после страшного сна Надир-шаха во время возвращения в Хорасан, когда ему приснился встревоженный дух Тамерлана и его страну охватили бедствия (сильные землетрясения и последующие голод и эпидемия холеры и чумы, а также один за другим произошли покушения на него, в том числе со стороны его старшего сына), Надир-шах распорядился немедленно вернуть украденное нефритовое надгробие Тамерлана в Самарканд и поставить на прежнее место в мавзолее Гур-Эмир.
Из-за междоусобиц, экономического кризиса и нападения северных кочевников Самарканд не мог оправиться несколько десятилетий. В 1735 г. в Самарканде не осталось никого, кроме некоего суфия, жившего в одиночестве среди развалин семь лет.


Самарканд в эпоху узбекской династии Мангытов
Возрождение города началось при правлении основателя узбекской династии мангытов Мухаммад Рахимбия (1756—1758), который прославился своими волевыми качествами и военным искусством. Мухаммад Рахимбий предпринял некоторые попытки возродить Самарканд.
Серьёзные усилия по восстановлению города предпринял эмир Шахмурад (1785—1800). При нём в Самарканде в 1784—1785 годах был построен торговый купол Чорсу. Для возрождения шелкоткачества в 1780-х годах в город была переселена масса шиитов-иранцев из Мерва. Шахмурад совершил походы на Ура-тюбе, Ходжент, Хавас, Заамин, Ям и переселил часть их населения в Самарканд и основал там 24 отдельных квартала (гузара) с мечетями.При эмире Насрулле в Самарканде возник квартал Махалляи-шарк (или Махалляи-Яхудиён), где поселились бухарские евреи. Руководил кварталом калонтар (староста), назначенный обществом. Квартал имел свой общественный центр, баню, синагогу, чайхану, ремесленные мастерские (главным образом, красильщиков, сапожников, ткачей), небольшой базарчик, начальную школу-хедер. В 1843 году квартал получил официальный статус, так как эмир Насрулла продал бухарским евреям землю, где они образовали свой квартал.

В 1840-е годы в самаркандском медре

поселок Самарканд на других сайтах


Вконтакте Одноклассники Фейсбук Другой сайт

Укажите ссылки на группы в социальных сетях или на другие сайты для данного населенного пункта.

Код HTML ссылки данной страницы для размещения на сторонних сайтах


поселок Самарканд


Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:

Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах:



ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. поселок Самарканд

К сожалению, здесь еще никто не отметился.

Новые фото


Написать