Почтовый индекс: 619556Телефон администрации данного населенного пункта можно посмотреть на странице Организации
Пермский край Кудымкарский район деревня Карбас на карте
В некоторых местах на картах можно увидеть фотографии родного края, чтобы на них посмотреть, используйте слой «Панорамы»
Координаты населенного пункта деревня Карбас на карте: 59.190444, 54.514119
Информация с сайта ru.wikipedia.org
Ка́рбас, также карба́с и карбус, (вепс. karbaz) — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века. Для поморского диалекта русского языка характерно произношение с ударением на первый слог и форма множественного числа «карбаса́». Впервые сшивные карбасы упоминаются в 1591 году в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря. Из Мурманского и Архангельского регионов карбасы распространились далее на восток и в Сибирь. Существовавшие в нескольких районах плавания разновидности карбасов варьировали по размеру и устройству. Тем не менее, все они были беспалубные, с заострёнными оконечностями и прямыми вертикальными штевнями. Вёсел было от 3 до 10 (чаще 4—6); парусов — два, как правило, шпринтовных, четырёхугольных, с древком по диагонали (до́лонью). Предназначались для хождения по рекам и в море, на промыслы. Длина составляла от 14 до 28 футов (4-9 м); были способны перевозить от 40 до 60 пудов (600-1000 кг) грузов. Известны карбаса промысловые (мелкие частные карбасы управлялись двумя людьми и могли иметь один парус), разъездные, почтовые (почта в некоторых беломорских деревнях перевозилась на карбасах вплоть до 1950-х годов), грузовые, таможенные, лоцманские, извозные (перевозили до 45 человек). Также использовались в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, такие карбасы могли вмещать до 70 человек. Строительным материалом служил сосновый и еловый лес. Металлические детали (в том числе, гвозди) не применялись. Киль и форштевень вырубался из одного елового ствола с корнем. Шпангоуты ставили редко, через 0,8—1 м, и крепили деревянными нагелями. В форштевне вынимали шпунт, в который заводили доски обшивки (сердцевинной стороной доски наружу, «шерстью по ходу лодки»), далее между собой их сшивали вицами (еловыми или можжевёловыми корнями). По числу набоев (поясьев обшивки) карбасы называли четверниками, пятерниками и так далее. На таких судах поморы, совершая двух-трёхмесячные плавания по Белому и Баренцеву морям, доходили до Новой Земли. При хорошем уходе карбас служил до 30 и более «вод».
Основные типы Холмогорские карбасы — построенные в Холмогорах, больше, с казёнкою в корме. Имели длину до 35 футов (11 м) и поднимали грузов до 450 пудов (7 т). Весновальные, или морские карбасы — предназначенные для весеннего промысла морского зверя (обычно — лысуна). Имели длину около 8,5 м, ширину 1,5—2 м, при осадке 0,5—0,8 м и грузоподъёмности около 3,5 т. Имели одну мачту, расположенную на расстоянии ⅓ длины судна от форштевня. К днищу по обе стороны киля крепились деревянные полозья, позволяющие перетаскивать карбасы по льду до свободной воды. Добытые шкуры тюленей буксировались по воде. Верхнедвинские карбасы имели длину 9—12 м, ширину 2—3 м, при высоте борта 0,5—0,8 м, осадке 0,4—0,7 м и грузоподъёмности 5—12 т. Несли 2 мачты: передняя, малая, размещалась почти у форштевня, задняя, большая, — несколько смещена от середины к корме. Сибирский, или ленский карбас — несамоходное плоскодонное грузовое судно с заострённой носовой частью и вертикальными бортами, использовавшееся в XVIII—XIX веках для доставки грузов сплавом по течению («перевозное») в низовья сибирских рек. Управлялся ленский карбас длинными рулевыми вёслами-гребями, по окончании рейса распиливался на дрова. Длина ленского карбаса составляла 10—15 м, ширина — 6—8 м, полная высота борта — 1,5—2,5 м при осадке до 1,2 м.
Вы можете стать первым, кому понравилась данная запись, для этого нажмите кнопку «Нравится»!
Благодарность автору записи или проекту «У истока»
Вы можете отблагодарить автора данной записи материально, сделав перевод на счет нашего проекта в «Тинькофф».
Обязательно в комментариях укажите для кого вы делаете перевод, чтобы мы смогли перевести средства адресату (за вычетом комиссии банка, если она будет).
Доставку средств авторам гарантирует руководитель проекта «У истока» Дмитрий Власов.
Краеведение - это непростой и благородный труд, вознаграждать авторов - это правильно! К тому же так вы становитесь частью процесса исследования родного края,
и делаете свой вклад в развитие истории малой родины!
Если же на сайте нет нужной вам информации, то в комментариях на страницах малой родины вы всегда можете написать запрос о поиске нужного вам материала.
Не стесняйтесь объявлять за это вознаграждение, возможно так вы быстрее получите то, что ищете.
Внимание авторам! Вы можете подключить свой «Сервис благодарностей» через администрацию сайта «У истока».
Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:
Посмотрите страницы «Малой родины» в соседних населенных пунктах: