Поведай

Мы будем благодарны, если вы поможете нам в развитии нашего сайта о малой родине и разместите у себя на сайте или блоге данную ссылку о родном крае:

Также можно нажать знакомую кнопочку:

У ИСТОКА
  Наш рейтинг:   деревня Влазовопоселок Хийденсельгасело Коршикгород Киров село Голощапово - 1

Тульская область Щекинский район
село ГолощаповоКлевое место

История Новости Жители Фото Видео Достопримечательности Организации Соседи Ремесло Фольклор Природные богатства Погода

ИСТОРИЯ

время основания, исторические события, факты. село Голощапово Щекинский район Тульская область

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой. Давным-давно,когда не было вас и нас, а село Голощапово уже существовало. А называлось оно тогда Рожествено, а еще раньше Крапивна ,но это не достоверно.По отношению к названию с. Голощапова. Какое-то странное совпадение: кнж. А.Д.Абамелек -наследница этого имения выходит замуж за Ираклия Баратынского (брата поэта Евгения Баратынского), у которых в Смоленской губернии Бельского уезда тоже усадьба называется Голощапово(сегодня переименовано) Как это связать?" ...деревня Крапявенка пря прудь я володцахъ " так писал переписчик В. Ваев в 1857 году.Теперь можно порассуждать. Деревня Крапивенка входила в Голощаповскую волость, переписчик родом из Голощапова.О каком населенном пункте идет речь? Если о Крапивенке (Старой сегодняшней),то там речка протекает,а пруды в Голощапово.Так что к нашей местности можно привязать три топонима-Крапивна,Рожествино,Голощапово. Топоним Рожествино фигурирует наряду с Голощапово в 1790-1843год на старых картах.Точную дату возникновения первых поселений на нашей территории определить никому не удалось. Документов нет, раскопки в наших местах никогда не велись,поэтому можно только предполагать, располагая лишь косвенными сведениями ,на основе которых можно строить некоторые предположения. На мой взгляд можно провести параллель со Старо- Крапивенским и Супрутским городищами. Они отмечены археологами слоями Х веков и далее. Документально эту территорию историки привязывают к Крапивне ,как принадлежащую Дмитрию Донскому, который в духовной грамоте завещает ее своей жене Великой кн.Евдокии в 1389 году. Ранее этой датировки нет,все историки пляшут от нее. Есть еще один момент за июнем -августом 1572 года,когда Иоанн IV завещает своему сыну Иоанну некий город на Плаве и Солове и Кропивне , не давая четкого названия этому городу. Поэтому ни краеведы ни историки (И.П.Сахаров, П.И. Малицкий, С.Д.Ошевский, М.Н.Тихомиров и многие др.) не дают четкого понятия о градостроительстве на платформе этих трех рек. Зато мы четко знаем,что наше село Голощапово находилось изначально на хитросплетении древних дорог "Муравского шляха" и наряду с местными житялями здесь в Х111-Х1Vвв была крепость. После 1571 года на берегах Плавы и в ее окрестностях располагались станицы и сторожевые посты Брянско-Веневской линии. Если кто-то хочет поделиться своими знаниями , присоединяйтесь, потому что кроме историков есть еще и предания,в которых тоже есть доля правды.Как свидетельствует историческая наука (Любавский М К, Сахаров И П ) наше село в ХiV веке принадлежало Золотой Орде , непосредственно Тульской баскачке Тайдуле- вдове хана Джанибека. Это был ее удел. В 1V ст. в течении какого-то времени -Литва. Верховское княжество от Золотой Орды отделяла Плава. Наша земля по сути находилась в окружении Московской, Смоленской, Рязанской, Верховской княжеств, а мы - в Золотой Орде. Историки ссылаются на документы, указывающие ,что данная территория являлась резиденцией золотоордынских баскаков (сборщиков дани). Ни рязанский, ни московский князья в X1V в. не претендовали на эту территорию , оговаривая в грамотах ее особое положение. Население было русским, администрация- монгольская, территория - золотоордынская. Хотя о месте Куликовской битвы и о самом происхождении Золотой орды историки спорят по сей день,тем не менее, по прошествии многих веков , некоторые коренные жители нашего села унаследовали костяк татар, что говорит о длительном нахождении здесь орды. К святилищам и городищам вятичей присоединились пушкари , казаки, так как возникла необходимость защиты южных подступов к Москве от крымских и ногайских набегов, особенно в 1521г после ликвидации Великого княжества Рязанского. Нет данных, что из себя представлял сторожевой пост: уклепление земляное или бастионная крепость,нет данных о храмах и о монастырях (об их существовании можно только догадываться). Голощапово располагалось на линии Засечной черты . Московское правительство выставляло для защиты южных границ полевые войска -"береговой","заречный" и др."наряды". У нас располагался " заречный" сторожевой полк . В исторических справках эта территория отождествляется с Соловой или Солованском (кстати сначала был Соловской уезд и только потом Крапивенский) . Здесь много старых каменных построек , скорее всего это был большой легендарный город , включая сегодняшние: Плавск, Крапивна ,Старая Крапивенка, Выселки ,Драгуны и пр. поселения , расположенные на реках Плава ,Солова, Крапивенка , Круп(т)ец . Покажется странным "большой легендарный город". Конечно это понятие относительное ,но жителей этих городищ объединял общий уклад жизни , короткое сообщение между населенными пунктами, женились на соседних девках , что способствовало их сроднению, обменивались товарами , вместе отражали нападения врагов. Предания говорят , что эти поселения неоднократно горели , подвергаясь варварским набегам и насилию, но точно никто не называет когда это было. К примеру: 1406г.1 октября до 16 мая 1407г Литовская рать(Витовт) со своим большим войском , усиленным поляками и жмутью , встретились на р. Плаве с русской ратью Василия 1 и татарской конницей. Как пишут Московский кн.оказался трусоват и вместо битвы вступил в переговоры с тестем Витовтом. Возможно свое влияние на мужа оказала властная и наглая , но не умная Софья Витовтовна, но стороны пошли на перемирие , хоть это и не понравилось соседним князьям (тверким). И кто знает как там все было , но говорят, каким-то образом татары помогли на Плаве во время литовской угрозы Московскому князю. И сколько-бы ни продолжались княжеские войны , всегда доставалось нашему брату, нашим предкам, нашей земле, ведь мы коренные, здешние ,правда?Начало апреля, и как всегда поджоги травы. Я вспомнила, как бродила по просторам интернета и вот что нашла: № 13-й. Боярский приговор о поджоге полей , с расписанием: из каких городов станицам какие поля жечь. " Лета 7080 (1572 г) октября в-день по государеву цареву и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии указу боярин князь Михайло Иванович Воротынской с товарищи приговорили из которых украиных городов и о кое поры и по которым местом и в которым урочищам и до коих мест и скольким из которого города станицам и по кольку человек в станице на поле ездити и поле жечи и росписали украиные городы и из тех городов станицы польские урочища подлинно порознь , а жечи поле в осенинах в октябре или в ноябре по заморозом как гораздо на поле трава посохнет, а снегов не дожидаясь,а дождався ведреные и сухие поры чтоб ветер был от государевых украиных городов на польскую сторону или как будет пригоже, а блиско государевых украиных городов, лесов и лесных засек и всяких крепостей, которые в которых местех крепости учинены от приходу воинских людей однолично беречи их от огня на крепко и блиско их огня не припускати и не обжигати. (Приговор в украиные города к воеводам и к осадным головам)... ИЗ ДОНКОВА ЖЕЧИ ПОЛЕ: ... С Дедилова да с Кропивны жечи поле ехати станицам от Дедилова по Упе на гору по обе стороны и до верховья и до Мечи и т.д. ... а посылати из Дедилова поле жечи свестясь с воеводами, с которыми воеводами Кропивенские казаки на государеве службе в полку будут или на Кропивне с осадною головою три станицы а в станице детей боярских и казаков по шти человек, а розписати им те польские урочища на трое как бы им мочно изъездити и выжечи поле без пропуску и розсписи станицам давати порзнь." Я когда увидела этот указ меня посетила мысль: а не сгорела ли Крапивна (старая) при этих пожарищах. А то наши историки до сих пор не знают почему и когда Крапивна старая ушла на новое место к юго- западу на 18 км. То они валят все на 1571 год (кстати указ о поджогах полей датируется этими годами) на хана Девлета ! Гирея , буд-то бы это он разорил нас , то на атамана И. Заруцкого и еще на многие домыслы , но точных фактов нет. А вот насчет "польских урочищ" соседних надо подумать, ведь на них должен бал дуть ветер при поджоге полей.До 17 века Голощапово находилось на т.н. "диком поле", хотя я бы засомневалась. На мой взгляд плодородная земля не могла пустовать. В лесах зверья было всякого рода, особо пушного, и пушнина являлась меновым товаром. Особенно было развито бортничество(пчеловодство). Чтобы собирать дикий мед вся лесная площадь разделялась на участки и каждый бортник занимался на своем наделе. Медом и пушниной платили дань. Если вникнуть, то ведь татаро-монголы в основном раса кочевая. Для них степь-дом родной. Русская равнина аккурат подходила им. У нас предостаточно пахотных и пастбищных земель. В то время Голощапово(Крапивну) с северо- восточной стороны окаймляла речка Крапивенка (исток Корчма-Краснополье) , протекающая по лугу Студеное и далее по д.Крапивенка, др. деревням впадающая в Солову. Жителей называли соловлянами, а уезд в 1677 году был Соловской. По юго- западу протекала речушка Крупец (на стар.картах Крутец) , которая собиралась в основном с трех истоков-Садок, Пеньково (голощаповское) и из центра села ,где запрудили четыре пруда, пенькововский источник тоже запрудили . Вспомнила кстати : в одной из религий есть заповедь из десяти , запрещающая вмешиваться в русло рек. Наверно мы поэтому лишились и рек и прудов. Колодцев было предостаточно , к которым я помню можете добавить. Был глубокий колодец на Семеновской слободе, Шалыгин колодец, Пеньковский - вода в нем мягкая и бабы ходили черпать воду для мытья головы. А вот на Малой слободке колодец был тоже глубокий, но вода там совершенно другая, соленая. Подлесново брали воду от истока , вода была близко к поверхности. Далее по берегам били источники : под Церковью (купель), Барабошкин, Хортов и т.д. Кожухово и Одоевская слободы тоже были в колодцах. По направлению сел Красное (Богоявленское) и Пеньково , что мы называем Вилякой тоже били источники. Один Слава Богу не иссяк - Прощеный колодец. Воду из него пить боялись, больно холодная была, говорят один мужик распарившись от жары попил да и помер. На нашу долю достались только бочаги. В них на пастбищах скотину поили да мужики на покосе в горячую пору баб да девок туда кунали. Бабы на покос ходили нарядные, доставали что получше из сундуков. Мотюшка Мокрова нарядилась и говорит:"Варь, я щас отойду поодаль,а ты издалеча погляди красивая у мяня улыбка?" Сямак в том наряде и окунул ее в тот бочаг. Господи откуда только силы брались, чтоб резвиться? Я даже не заметила как с татар переключилась на 30-50 годы,зато помянула мамку свою и бабушку. Они же много чего рассказывали. Хотелось бы ,чтобы кто-нибудь тоже что-то рассказал про наше село.Накануне Святой Пасхи вспомним о нашем Христорождественском храме. Выстроен он был в 1750 году на территории поместья Леонтьева М. И. Колокольня была возведена гораздо позже , уже в 1867 году, автор А.Г. Бочарников при А.Д. Абамелек (Баратынской) . Хорошие люди коммунисты (мой дед тоже) приложили свои красные руки и от колокольни не оставили следа, поэтому их потомки не могут лицезреть эту красоту. В 1891-...г священником был Гавриил Стефанович Руднев . Моя бабушка была с детства сиротой, крестили и записали в этом храме под № 56 ноября 8, 1895г Имя и Отчество получила от священника - Стефанида Гавриловна, а фамилию Белова дал Ефим Белов , который был в то время Волостным старшиной, он же ее и воспитывал. Храм пребывал в благолепии. 17 и 20 ноября отмечали день св. мощей Григория Неокессарийского и Григория Декаполита (Св.святые переименованы в порядке указанного хронологического чествования частиц , принадлежащих им мощей). Частицы св. мощей хранились въ позлащенномъ ковчежцеъ при иконахъ. Частицы св. мощей присланы в Голощапово наместником кавказа Андреем Николаевичем Муравьевым Князю Семену Давыдовичу Абамелекъ-Лазареву. Наместнику же кавказа Муравьеву св. мощи даны были Патриархом Александрийским Иерофеем 2-м 15 апреля 1864 года. Патриаршия грамота хранилась при св. мощах. В трапезной храма в 1795 году устроены были два придела небольших размеров : во имя св. Николая и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Из древних икон замечательны иконы Казанской Божией Матери и Скорбящей, а так же икона вмчц. Варвары в серебряно-вызолоченной ризе-подлинный список иконы из Киевского храма. На содержании храма - 885 руб. прихожан муж.943 и жен.994 души, церковной земли 37.5 десятины (3 дес.-под храмом, 4,1-под сенокосом, остальная пахотная). В церковно-приходской школе учили знаменитые учителя :Беляев Александр Димитриевич (1866-1900)- диакон, Мерцалов Михаил Васильевич (1840г)- священник в 1883г народный учитель внесен в послужной список "За усердие" , Суходольская Олимпиада Петровна (1897-1911) - дочь священника награждена в 1901 г серебряной медалью " Усердие народного просвещения", Украинцева Ольга Сергеевна (1880-1911) - крестьянка, Шепетев Иван Константинович - священник 1863 г. медаль серебряная "За успехи". После построения храма сохранилась роспись Коломенской епархии Крапивенскому уезду села Голощаповой церкви Рождества Христова (село Рожествено-М.Р.) 1. Тоя церкви иерей Роман Михайлов вдов(74), дети ево - церковник Максим (51), дьячок Петр (37), Федосия (26), у Максима жена Праскевия Афанасьева (50), сын их пономарь Тимофей(24) жена ево Марфа Иванова (27) , сын их Лука(5), у Петра жена Мария Федотова (35) , дети их - Акилина (13), Анисия (5), Григорей (2). 2. Иерей Иоан Иоаннов вдов (55) ,дети ево- дьякон Максим (34), дьячек Алексей (27) , у Максима жена Пелагея Михайлова(36), их сын пономарь Борис(19) , жена ево Варвара Николаева (19) , у Алексея жена Мавра Кирилова(26) , дети их - Анна (11), Кирила (4). Прихожане (обыватели): того ж села вдовы кнегини Анны Михайловой дочери Гагариной (это дочь М.И. Леонтьева 1715-1782 ). Последним псаломщиком был Лебедев Иван Тимофеевич, диаконом- Драчев Павел Ефимович , церковным старостой- Семен Семенович Абамелек.Церковное кладбище , стоит только догадываться где оно находилось. Строители коммунизма даже к покойникам были неравнодушны , все с землей сровняли , а из надгробий построили конюшню прямо на кладбище. Вчера они стояли в храме перед распятием , причастившись Христовых Таин , перекрестились на ночь, а утром проснулись строителями прекрасного будущего. Передовой пролетариат ломал все старое и строил... Не знаю что строил. С начала сотворения мира униженное человечество пытаясь сбросить оковы, оказывалось в кандалах . Сатана до сих пор человеческой кровью питается (возможно по попущению Божию). В прошлом году раскопала одну плиту красивую и не успела прочитать , как вандалы ломами раздолбали ее. Зачем ? Остались два фрагмента одного памятника:" Помяни мя Господи в Царствии Твоемъ . Здесь покоится тело тульской девицы ИВАНОВОЙ МАТРОНЫ ИВАНОВНЫ. Скончалась 16 декабря 1870 года в 6 часов 30 минут (лет ? сколото) . Спи друг мой до радостного утра."Завтра Светлое Воскресение . Припоминаю, как в селе на этот праздник собирались рано утром родственники и шли на кладбище все вместе. С собой брали крашеные яички , пшено , обязательно пироги , чтобы покрошить на могилки . А еще женщины: Евфимия Соцкова (она пела в церкви), Аксинья Чадаева, Екатерина Кручинина , Агрофена Брагина , может кто еще , ходили по канавке кладбища и пели "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ , СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ , И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ." (Трижды)

Наши сегодняшние Муниципальные Образования упростили адресаты сел и деревень, как - то одним разом не стало названий улиц и слобод, просто взяли и стерли , не посоветовавшись с населением (да и вообще наши Главы стараются подальше держаться от народа, живут по принципу " Меньше знаешь- крепче спишь") . Так вот из села Голощапово исчезли слободы : Одоевская , Большая Семеновская ,Малая Семеновская , Подлесново, Кожуховка. Всегда возникает вопрос : "А почему они так называются?" Вот например Одоевская слобода названа потому, что она располагается на пути Одоевского старинного тракта , Подлесново вероятно находилось по уровню ниже леса, хотя от леса следов давно нет, земля здесь пахотная. По отношению к Семеновской и Кожуховской слободам сохранилась УКАЗНАЯ ГРАМОТА 1593 г на Кропивну Губному старосте ЖДАНУ КОЖУХОВУ по челобитной стрельца МЕЛЯЯ СЕМЕНОВА (цгад,ф. 141 .оп 1 .1592 г; д,1) л.30. " От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на Кропивну губному старосте Ждану Кожухову . Бил нам челом елецкой стрелец Осипова приказу Коверина Миляйко Семенов на сына боярского на кропивенца на Ивана на Болотникова , а сказал : деялось де в пршлом в сотом году в Великий пост , за пять недель до Велика дни , написался дей он на Елец в стрельцы у сотника у Осипа у Коверина от дяди своего , а тот дей Иван Болотников дяде его зять и живет у него . И как де он приехал к дяде своему и к нему по женишко своей и по животишка, и тот дей Иван Болотников женишка его и животишков ему не отдал . А живота дей его : конь каракул , да две кобылы буры, да две коровы , да платья зеньдень лазорева , да шапка женская тафтяна червчета, да серьги черьвец на серебре, да четыре холсты , да восмь рубашок муских и женских. И всего его живота на 10 рублей с четью , опричь хлеба . а хлеба дей сеяно у него было 7 десятин ржи , а ужал 50 копен , да яри 4 десятины . И будет так как нам Миляйко бил челом , и как х тебе ся наша грамота приидет ,и ты б на Иване Болотенкове жену его и животы все сполна и хлеб велел доправить и отдати Миляйку и отпустил его на Елец со всеми его животы и с татки. Писан...( конец документа отсутствует). А вот сама Челобитная 1593 г (7100г) Елецкого стрельца М.Семенова царю Федору Ивановичу. (л.31) " Царю государю великому князю Федору Ивановичю всея Руси бьет челом холоп твой государев елецкой стрелец Осипова приказу Коверина Милейка Семенав сын . Жалоба, государь, мне на сына боярского на кропивенца на Ивана на Болотникова , деелась деи в прошлом 100-м году Великий пост , за петь недель до Велика дни , прибирал . государь нас. холопей твоих , по твоему государеву указу Осип Коверин на Елец в стрельци . И я ,государь писался с Кропивны от дядей . И дядя мой на Кропивне сын боярский. Да по грехам дяде мой обнищал и мене . холопа твоего , отпустил со всеми животами и статкоми , а он,.... (утрачены 4 буквы) государь, живет зять Иван Болотников. И я приехал на Кропивну по семьишка , и тот государь, Иван Болотенкав семьишка моево не отдаст , и лошадей и коров и платья . А грабежу ,государь, моево : мерин коракул , да две кобылы буры , да корова рыжа , да корова совраса ; да платья зендень лазорева , да шапка женская червьчетая товта, да серьги черньци , да четыри холсты , два лоленых, два замашных, да восемь рубашек мужских и женских , четыре рубашки оленых , да черыри замашных; да 7 десятин ржи, да 4 десятины яри овса и гречихи ,а всево ,государь, грабежу моево у мене , холопа твоего, тот Иван взял Болотников на 10 рублев с четвертью . А ржи ,государь ,я ужал в сотом году 50 копен. А я холоп твой государь. на Ельни и наг и бос и голоден . Милостивей царь государь . смилуйся, пожалуй мене , холопа своево , вели мне дати ,холопу своему , свою царскою грамоту на кропивенского старосту на Ждана Кожухова да на городовога прикащика на Жюка на Корташова , вели мою женишка оддал и лошади ,и коровы, платья и хлеб. А у дяди, государь , остался брат мой на дву десятинах. Цаль государь .пожалуй. " Вот и получается что и Ивын Болотников с наших мест .О деревне (не люблю слово село) Голощапово как-то мало что известно . Исторических фактов маловато . Краеведы больше ударяют по сохранившимся дворянским особнякам, а если особняки разрушены , значит нет истории . Особняки реставрируют , музейщики пляшут возле них , какие-то там археологические факты находят и т.д. У нас же вроде бы и жизни не было , не было известных людей. Но все же по крупицам можно кое-что собрать. До 17 века вообще все размыто , да еще вперемежку с Крапивной совсем каша какая-то. Но , начиная с середины 18 ст., в публикациях начал всплывать МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЛЕОНТЬЕВ (1672-1752) . Леонтьевы объявили себя предками Мурзы Абатура , выехавшими в 1408 г. из Большой Орды в Рязань при великом кн. Феодоре Олеговиче, принявшие в 1402 г. христианство. Они считаются основателями нашего села . Может показаться смешным мое рассуждение, но как-то складывается , что мы как были Ордой так остались под ней вплоть до армян (Лазаревы-Абамелики) . Леонтьев М.И. являлся киевским генерал-губернатором. В звании генерал-аншефа он приходился двоюродным племянником царице Наталье Кирилловне. Большая биографическая энциклопедия рассказывает о большой и долгой военной карьере до 1741 года генерала, после чего угрюмый , сварливый, строгий до жестокости , но храбрый и предприимчивый воин ушел в отставку и остался на посту генерал-губернатора. Охотник и знаток конюшенного дела, женатый на племяннице кн. Меншикова в дар за воинские заслуги (возможно?) как водилось он получает в дар нашу землю . Историки на то и историки , указывают его как основателя усадьды в Голощапово. Жена- Марья Васильевна Эверлакова (1687-1746) родила в браке с Михаилом Ивановичем дочерей: Анну (Гагарина), Анастасию (Дашкова), Елизавету (Еропкина ) , Марию (Нарышкина) , Наталью (Новосильцева) , сына Николая.Единственный сын генерал- аншефа М.И. Леонтьева Николай Михайлович , внучатый племянник св. кн. А.Д. Меншикова , двоюродный брат главы внешнеполитического ведомства Н.И. Панина . Через Нарышкиных состоял в родстве с императрицей Елизаветой Петровной. От родителей унаследовал имения во многих губерниях (ссылка на Википедию) , но не в Тульской. Но в той же Википедии далее говорится о военном Леонтьеве, не имеющем особых дарований , а высокими чинами он обязан исключительно родственным связям. В начале Семилетней войны возглавлял одну из пяти колонн русской армии , которые вторглись в Восточную Пруссию. В Цорндорфском сражении (1758г) был взят в плен и оставался в Пруссии до заключения мирного договора. В день коронации Екатерины Второй получил абшид и удалился жить в подмосковное поместье ( в Голощапово ссыска на бумаги Н.И.Панина) , где был убит крепостным Матвеем Садовским. Со своей женой Екатериной Александровной (1721-1786) , дочерью графа А.И.Румянцева , жил несогласно и в конце своего правления Елизавета Петровна издала распоряжение о том , чтобы ввиду ссоры супругов "отошла она жить к матери своей графине Марье Андреевне" , а генерал-майор Леонтьев возместил ей сумму приданого. Род Леонтьевых закончился их сыном Михаилом Николаевичем (1740-1784) ,который в звании генерал-поручика сражался в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Своими умелыми действиями посодействовал скорому подчинению жителей полуострова Крым России. Был отмечен Орденами 3 и 4 ст. Святого Георгия. Михаил Николаевич Леонтьев скончался в 1784 г. , его вдова Надежда Ивановна (1738-1796) урож. Чоботова , вступила во второй брак с кн. Воконским. Детей не было.Благодаря сохранившимся бумагам знаменитого графа Панина , семейного архива кн. Марии Александровны Мещерской , мы можем судить об ужасающем положении крепостных крестьян в селе Голощапово . Убийство генерала-аншефа Н.М. Леонтьева не могло оставить равнодушным Русское общество. Он состоял в родственных связях со всеми светскими особами, вплоть до царских. Их зять Еропкин ,прославившийся усмирением Московского мятежа, не был мягко расположен к черни, и в письме к графу Панину пишет об убийстве своего шурина : (не дословно) "оказывается , что в 1769 году Леонтьева застрелил спящего, ночью, Матвей Садовский, крепостной человек помещика Вонлярского (шурина) . Убийцу подговорили к тому дворовые люди и крестьяне Леонтьева, который жил в деревне , окруженный крепостными гусарами , кофишенками , скороходами и пр. Обращение его с людьми видно из того , что по ночам у него привязывали к солнечным часам какого-то мальчика. " Разбирательство по делу было громким и сопровождалось оно пытками ,которые проводила розыскная экспедиция. Об этом тоже свидетельствует краткий экстракт, приложенный к письму П Д. Еропкина графу Н.И. Панину. Интерес Панина был вызван тем , что генерал-аншеф являлся двоюродным братом ему, близким императрице и кн. Екатерине Дашковой. Помещики были озадачены смертью Леонтьева , уж коль такого видного человека порешили крестьяне . то что может быть с остальными . Месть подневольных людей распространялась на суровых господ. Леонтьев был так жесток , что крестьяне неоднократно наряжали ходоков к императрице с жалобами на его поступки, но запоротые кнутом жалобщики возвращались обратно . Панину показалось поведение Леонтьева несправедливым и он даже пытался поговорить с ним , призывая к человеколюбию " старался пользоваться правом господства , последуя человеколюбию и принимая в рассуждение силы крестьянские " Леонтьев не послушал предостережений и вскоре был убит у себя в усадьбе выстрелом через открытое окно. Крестьяне Леонтьева в Голощапово поборами , оброками были доведены до такого состояния, что просили милостыню и питались подаянием . Судя по челобитной к императрице , что управитель по приказу Леонтьева возложил на них непомерный оброк "бьет и мучит нещадно" с женами и детьми. Крестянин Н. Шипов вспоминал:"Странные бывали у нашего помещика причины для того , чтобы увеличивать оброк. Однажды помещик с супругою приехал в нашу слободу . По обыкновению , богатые крестьяне, одетые по-праздничному , явились к нему с поклоном и различными дарами ; тут же были женщины и девицы, все разряженные и украшенные жемчугом. Барыня (Екатерина Александровна) с любопытством всех рассматривала и потом , обратясь к своему мужу , сказала : " У наших крестьян такие нарядные платья и украшения; должно быть , они очень богаты и им ничего не стоит платить нам оброк ". Недолго думая, помещик тут же увеличил сумму оброка". Такой же случай был с генеральшей Храповицкой в Петербурге , после чего императрица распорядилась взять имение под опеку . Что было с Голощаповским имением ? Но вероятно имение перешло в руки Анне Михайловне Леонтьевой (1715-1782).Благодарю Михаила Радина за его труды, которые позволили нам , спустя много лет лицезреть то ужаснейшее , униженное положение наших предков , прозябающих на своей родимой , Богом дарованной земле. Неужели только за то , что наша промать ослушалась Отца своего, человечество разделилось на добрых и злых , на богатых и нищих, на сильных и слабых? В Священной книге обозначено грехом осуждать кого-либо. Христос молился за убивших тело Его. К сожалению нам этого не понять , вот и я сейчас согрешу грехом осуждения, когда представлю выписку из третьей церковной ревизии 1762-1764 года по Крапивенскому уезду , которая прольет свет на то, как нами торговали наши умнейшие , образованнейшие , благороднейшие и милостивейшие господа . "Села Рожественна Голощапова тож и в деревни Крапивенки Окологородного ст.(л.871)-июль 1762г.,вотчина господина генерал лейтенанта и ордена Светаго Александр Невского ковалера Николая Михайловича Леонтьева ,в 1747 г. написаны здесь же за отцом господина моего генерал аншефом и кавалером и Киевской губернии генерал губернатором Михайлою Ивановичем Леонтьевым. Несколько мужчин проданы в 1755г. прапорщику Николаю Михайлову сыну Нащекину Московского у. Суровского стану в деревню Кречковую . У одного из мужиков в женах волошка греческого исповедания Стефанида Федорова, 30 лет. Женщины в замужестве- старинныя: Тульских господина моего вотчин села Супрут, села Николского и деревни Шлыковой , Чернской вотчины деревни Красной , О(А)рловской вотчины села Маслова. У Нестера Титова сына (15 и 32) жена Лукерья Максимова дочь , 40 лет, турецкой нации, восприявшей веру греческого исповедания . Жена крестьянина Александра Пименова (25 и 42) Анна Костентинова дочь, 60 лет,- взята вдовою ис Крап . у. из села Костомарова умершего дворянина Костянтина Полуектова сына Проселкова дочь. С л. 894- крестьяне в деревни Крапивенки. Женщина в замужестве взята по купчей помещика Ивана Григорьева сына Салова Ряскова у. села Петелина . Женщина в замужество взята из вотчины господина моего Шатского у. из села Архангельского. Женщина в замужество взята с воли в городе Крапивне у козока Савелья Андреева сына Потоцкого. с л. 896 пошли крестьяне с женами- старинными того села Голощапова . С л. 899 - дворовые люди : Сапуновы,Толмочевы ; женщина в замужество взята по отпускной из дому колежского советника Михайла Михайловича Салтыкова ; жена дворового Савелья Васильева (22 и 39) Трифена Николаева дочь, 30 лет татарской нации, восприявшая веру греческого исповедания . С л. 899 об.- переведенные из разных мест , а именно: из Ряского уезду из села Шелемешева , написанные там в 1747 году за отцом господина моего генералом аншефом М.И. Леонтьевым ( один мужик был написан в 1747 г. в Володимерской господина моего вотчине , в Тумской волости , в селе Черкасове - за отцом господина моего ) ; да из Московского уезду Суровского стану из деревни Кречковой умершего крестьянина Никиты Федорова сын Трафим , написанный в 1747 г. за господином моим ( т.е. умерший крестьянин М.Р.). Вдова Матрена Яковлева дочь , 40 лет,взята по купчей Московского у. Загорской волости из села Никольского от помещика Василья ,Алексея и Сергея Петровых детей Чечериных , которое село в первую и во вторую ревизии писано за отцом их полковником Петром Васильевым сыном Чечериным , а ныне оная вдова в замужестве в Ряской господина моего вотчине в селе Шелемишеве за крестьянином Тимофеем Степановым и дети ее от первого мужа дворового человека Фомы Аверкиева следуют господину моему по той же купчей и еще два парня следуют господину моему по той же купчей от помещиков Чечериных . Муж-782(1747г.) и 756 (1762г.), жен.-74


Наталья
09.06.2016 19:21

Посмотрите страницу "История" других населенных пунктов вашего родного края:
• деревня Каратеево • деревня Болотовка • деревня Абинь • микрорайон Жданковский • деревня Жданка

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Вход uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru