Друзья, нам очень нужно набрать 100 подписчиков для канала Дзен dzen.ru/uistoka.ru, подпишитесь, пожалуйста!
 деревня Большое Самылово
ГлавнаяПермский крайСивинский райондеревня Большое Самылово

Жители – деревня Большое Самылово

Записи о людях, которые живут, родились, бывали, любят этот родной край


Деревня Большое-Самылово .

Люди и судьбы.

( по воспоминаниям В.М.Самылова, учителя истории

Кониплотнической средней школы, жителя д. Большое-Самылово)

К началу 20 века в д. Большое-Самылово было около 20 дворов, но по сравнению с другими населенными пунктами, она была незначительной, здесь не было даже школы. Чтобы дать образование, родители обучали детей в соседних деревнях: Потереи, Трошата, Коростели, Чикули, где были построены земством и работали школы, дающие начальное образование. Не было у них и такого распространенного заведения, как церковь. Ближайшая церковь была в десяти-пятнадцати километрах в с. Буб, но туда никто не ходил и не ездил, хотя народ был религиозен. Все считали себя христианами. Старообрядцы считали себя кержаками-беспоповцы. Дома и на религиозные мероприятия они ели и пили из отдельной посуды и носили ее с собой, отмечали свои праздники, избирался руководитель-Духовник.

Главным в деревне избирался староста, он следил за порядком и всем укладом жизни. Никаких помещиков не было. В исторических документах говорится, что наш край принадлежал Строгановым, но мой дед такого не помнил и не знал, а в 1981 году ему исполнилось 102 года и, если бы платили налоги помещику, то он бы знал.

Деревня входила в Бубинскую волость, та в состав Оханского уезда. Случалось, что некоторые люди не подчинялись установленному жизненному порядку и правилам, то по докладу старосты и волостного старшины его вызывали к жандарму в уезд. Человек брал в сидор хлеб и еще что-нибудь из продуктов. Брал пару запасных лаптей и шел по вызову. Там, получив наказание, одевал запасные лапти и шел обратно. Других форм чиновничества никто не знал.

Земля принадлежала всей деревне-общине и делилась по числу членов семьи «по едокам», поэтому все были в равных условиях. Но неравенство было, корень его в трудолюбии. В отношении к земле. К труду. Некоторые люди вообще лишались земельного надела, так как его не обрабатывали и жили тем, что зарабатывали, нанимаясь к соседям. Их звали- батрак, даже не упоминая фамилии и отчества. Некоторые занимались ремеслом. Делали сбрую, телеги. Но, в основном, деревня занималась выращиванием хлеба и скота. Я интересовался и пришел к выводу, что на семью, примерно, сходилось около 15-20 десятин земли, было 2-3 лошади, столько же коров. А также мелкий скот и птица. Все необходимое производилось дома: обувь, одежда, питание. В каждом приличном доме пряли, ткали, шили и плели обувь и множество всего другого. Очень редко ездили за покупками в город. И только очень зажиточные имели одежду и обувь фабричного изготовления.

Жизнь была очень тяжелой, просто ужасной. Вставать нужно было до восхода солнца: накормить, напоить скот, лошадей приготовить инвентарь для работы, приготовить пищу. А затем начиналась сама работа: пахать, сеять, летом готовить корма. Осенью убирать хлеб и все это вручную, примитивным инструментом. Очень многое зависело и от погоды: выращенный хлеб мог уйти под снег неубранный, скот вымирал от болезней и много другого, что заставляло людей все время обращаться к богу. Но, несмотря на все трудности, люди в деревне жили дружно. Все делали сообща, «помочью». Особенно, такие работы, как жатва, молотьба зерна, строительство.

В 1918 году шли бои между красными и белыми. На левом берегу «слободки» стояли красные, на правом-белые. Бой шел несколько дней с пулеметами и винтовками. Затем красные отступили на запад в сторону Кирова. Жертв и других насильственных действий среди населения не было, но некоторые жители примкнули к красным, другие к белым. Так, мой дед, Мальцев Наум Яковлевич ушел с красными и участвовал в боях около года, вплоть до изгнания белых из г. Перми, дошел до г. Кунгура, затем вернулся домой. После всю жизнь вспоминал этот поход и все жалел лошадь, которую убило под ним при освобождении Кунгура.

Другой житель Габов Михаил Михайлович приезжал к белым и всю гражданскую войну был с ними в Сибири, а затем ушел в Китай, там женился. Обзавелся семьей, занимался сельским хозяйством. В 1955 году он приехал домой уже глубоким стариком. Богатства никакого не нажил и умер в 1958 году. В с.Сепыч было восстание против Советской власти. Возглавил

его прапорщик Мальцев. Вооружённые отряды восставших ездили по окрестным деревням. Были и в нашей местности, набирали сообщников, расстреливали представителей советской власти. Сторонники нового вынуждены были прятаться. Так, дед мой, Наум Яковлевич и ещё несколько человек ушли в лес и там жили в шалаше. Но были и сочувствующие: Ганицев Семён и его брат в составе мятежников выслеживали активистов. Число восставших было невелико, и их быстро разогнали отряды рабочих прибывших из Зюкайки и Перми.

В 1918г. шла реорганизация местного управления. На смену волостям пришли сельские советы. У нас был создан Кониплотнический совет, с центром в Б-Самылово. Почему Кониплотино получило это название до конца не выяснено. Жители и активисты того времени говорят, что тогда шло активное строительство общественных зданий, таких как сельские советы, хлебоприёмные пункты, клубы и якобы возглавлял это Кона Плотников очень деятельный человек. В честь его сельский совет назвали Кониплотино. С этого времени наша деревня становиться административным центром. Построен хлебоприёмный пункт «Голубинка», здание Совета. С этого времени население обязано платить налоги, сначала хлеб, а затем и мясо, молоко, яйца, шерсть, картошку. Первыми руководителями совета были Самылов Терентий Николаеваич, Пермяков Егор Николаевич, Мальцев Артемий.

Первый колхоз был создан в 1928г. руководил им Мальцев Артемий, в него вошло около 20 хозяйств и большого значения это не имело. Усиленная коллективизация началась в 30-е годы, на территории совета было создано 7 колхозов: «Прогресс», «Большевик», «Красный партизан», им. «Кагановича», им. « Луначарского», им. «Куйбышева». Наш колхоз назвали «2-е пятилетка», правление колхоза было в д. Кобенино, затем в 1956г. здание было перевезено в д. Б-Самылово. Потом оно было передано школе под интернат, а сейчас отдано учительнице Вожаковой Евгении Александровне и является её собственным домом.

Во время коллективизации проходило и раскулачиванию, но массовости у нас не было. Раскулачено только два жителя: Самылов Алексей Петрович и Габов Кирилл М., сами они были высланы на север области, а семья продолжала жить здесь.

В доме Самылова А.П. разместился сельский совет, а его семья стала жить во второй небольшой избе. Сам он вернулся домой в 1952г. но, забрав жену, уехал в г. Верещагино, умер в 1957г. Габов домой не вернулся.

Жизнь в деревне с колхозом стала не лучше дореволюционной. Ко всем тем бедам, что были, прибавились новые: запрет на содержание скота / только одна корова/. Запрет на площадь приусадебного участка, только 36 соток, зарплата в трудоднях, по которым в конце года начисляли хлеб. Если человек заработал за год 300 трудодней, то в самые хорошие годы он получал по 500 граммов хлеба на трудодень, это 150кг. Устанавливался минимум 280т/дней кто не, вырабатывал, получал наказание, урезали участок, платили дополнительный налог. А налогов была тьма, я уже их перечислял.

Кроме всего в 30-е годы был ведён ежегодный Государственный заем, который из добровольного превратился в обязательный. Для того чтобы от такой жизни люди не разбежались, в деревне не выдавались паспортов, а без него ни куда не денешься. Ещё тяжелее стало в годы войны, на фронт ушло 20 человек, а вернулись только 6, не было ни одной семьи, в которой кто-нибудь не погиб. Как выжила деревня, до сих пор для меня остаётся загадкой. Трудовая повинность введена с 12 лет, оплаты никакой, всё , что выращено, забирало государство, никаких пенсий никто не знал. И огромные налоги продуктами, после сдачи их в хозяйстве ничего не оставалось, за неуплату забирали последнюю корову и самого хозяина или хозяйку, не обращая внимание на то, что остаются дети и старики. И этим занимались наши же жители, которые каким-то образом сумели увильнуть от призыва. Это Мальцев Иван Савинович, Мальцев Степан Филатович, Безгодов Степан Яковлевич.

Я хорошо помню, как они пришли к нам, чтобы забрать корову за неуплату налога. Где-то, на что-то мать сумела купить водку и закуску. У меня и сейчас перед глазами картина, как мы с братьями голодные, видим в щель с печки, как они пьют и жрут, но корова осталась. Не даром народ говорит: «Кому война, а кому мать родная». Первый хлеб и его запах я узнал только в 1947г. а то всё был, как тогда говорили, суррогат, но даже в такой безпросветной обстановке, люди находили время для общения и развлечений. С песнями шли и ехали на работу и с работы. Всей деревней отмечали праздники, особенно день 7 ноября, когда в самом большом доме на средства колхоза готовили угощения и вся деревня вместе со старыми и малыми отмечали День октябрьской революции. После работы молодёжь собиралась на «Вечерку» место это было у пожарки, здесь устраивали танцы, пели песни. Трудно было жить, но это видимо сплачивали людей.

Постепенно жизнь налаживалась, особенно после смерти Сталина в 1954г. отменили налоги, увеличили приусадебные участки, появилась техника на полях и фермах. Наконец ввели денежную оплату за труд, стали платить пенсии по старости. В 1958г. в деревне появилось электричество. Колхоз построил дизельную электростанцию, она работала до 1968г. когда пришёл ток с единой энергосистемы страны. Открытая в 1944г. в деревне начальная школа. В 1960г. создали один колхоз им. Куйбышева. Появились радиоприёмники, в доме Самылова Кондратия сделали клуб. С каждым годом жизнь становилась лучше и интересней, ежегодно появлялось что-то новое.

Учителя, медики, специалисты колхоза внесли в жизнь деревни новые формы. В клубе собирались на репетиции художественной самодеятельности, стали привычными игры на спорт площадке, построенной комсомольцами, они же и посадили деревья вокруг её. Праздники теперь отмечались в клубе и всегда начинались с концерта. Концерты ставились

не только у нас в центре, но и выезжали в другие деревни, где не было клубов, а выступали в избе.

В 70-80г. жизнь в деревне стала нормальной. Колхоз вёл огромное строительство ферм, квартир, зернотоков. Появился телефон, в каждом доме телевизор, построили водопровод. Улучшили грунтовую дорогу до Буба и хотели её асфальтировать, но в колхозе не было хорошего руководителя. Новый председатель Безгодов Борис Михайлович не смог улучшить положение-показатели с каждым годом снижались. И решили колхоз разделить по паям и заняться фермерством. Делили по принципу: начальнику много, рядовым ничего. В результате большинство имущества оказалось в собственности 4-х человек и их родственников. Это председатель Безгодов Б.М., Безматерных Н.А. экономист, инженер Мальцев А.Е. Люди работавшие со дня основания колхоза получили пай по 1500 рублей, а в руках вышесказанных руководителей оказались многие миллионы. Жизнь пошла вниз: земля пустует, скот прирезали, фермы и другие сооружения пришли в негодность, дороги не ремонтируют и, как, результат, люди уезжают в поисках работы.

Коренные жители деревни на период 30-40 годов составляли, как я уже писал, около 20 семей. Деревня делилась на две части: зареченскую основную. Между ними протекала р. Слободка и располагалась по её берегам болото около 100м. шириной, через речку построен деревянный мост, а в пределах болота дорога была выстлана брёвнами. Весной вода не успевала проходить под мостом и вся низина была затоплена.

На южном конце «заречья» жил Фёдоров Павел Фёдорович с женой, дочкой и двумя сыновьями. Дом был с двумя избами, но жили в одной, у дома была конюшня и всё Семья жила едва, сводив концы с концами, хотя все работали в колхозе. Рядом жил Сидоров Егор Сидорович с женой. До коллективизации они батрачили, в колхоз не вступали, он работал сторожем в Сельпо, детей не было, жили справно. Взяли приемную дочь Анисью из Удмуртии, которая после их смерти осталась жить тут и вышла замуж за Пепеляева Федора Ивановича. Дальше был наш дом, о нем напишу ниже.

Мальцев Карп Павлович, родом из Сепыча, женился на Анне Егоровне и жили в её доме, детей не было, жили скрытно, уединенно, он почти ни с кем не общался. В 1957г. зарубил топором соседку, отсидел 8лет, пришёл домой, после смерти жены повесился.

Габов Егор Михайлович, в доме раскулаченного Габова К., строение было богатым, во время войны служил в тылу, все время посылал посылки семье. После войны работал председателем колхоза, затем всей семьёй уехали в г.Верещагино.

Самылов Иван Иванович, двоюродный брат моей бабки, жил на конце «Заречки» с женой, двумя дочерями и сыном. Переехал после войны в д. Польково, умер,сын Владимир живёт там и сейчас.

На въезде в деревню со стороны Буба, в стороне от дороги стоит сосна, огромная в три обхвата. Дед Наум говорил, что сто лет назад она была точно такой же. Сейчас она у меня стоит в огороде. Первым зданием был сельский совет, построенный сразу после революции. В 1957г. здание перестроили на нижнюю сторону дороги и здесь снова была школа, а теперь пустует. Рядом был магазин, один на весь сельский совет. В 1957г. выше магазина построили здание сельского совета, дом перевезли с хутора Федоровский и сейчас там стоит. Между магазином и сельским советом, комсомольцы во главе с Малиновских Верой Ивановной возвели изгородь, посадили берёзы, сделали площадку для игр в 1955г.

Первый дом, при въезде, на нижней стороне Самылова Кондратия, человек был домовой, детей не было, уехал в город. В доме располагался клуб. Выше дороги Самылова Устинья с двумя детьми, работали в колхозе, затем уехали в город, в доме жили учителя. Рядом был дом, в котором жил Мальцев Василий Климентьевич, работал председателем сельского совета, дом перестроил, сейчас пустует. Напротив, жила Габова Пелагея Михайловна с сыном, сейчас живёт Пепеляев Ф.И. Следующий дом Самылов Пётр Васильевич с женой и 10 детьми, участник войны, сейчас живёт его сын Николай. Напротив дом Самыловой Ульяны, муж погиб, она сыном уехала в город, затем здесь жила Вохмина Евдокия Васильевна, убитая Мальцевым. Сейчас дом Егоровой Анны Абрамовны. Выше дороги дом Самылова Кузьмы, погиб на войне, в доме живёт сын Анатолий. Ниже дороги Самылов Алексей, раскулаченный, в одной избе был сельский совет, в другой его жена Екатерина, с отцом и матерью, детей не был. Сейчас там живёт Гуляев И. П. Рядом жил Самылов Афанасий, у него было две избы, в одной размещались сами, в другой была начальная школа, затем её перевезли и была школьная мастерская, затем свинарник. Сейчас здесь развалина. Напротив, выше дороги, Соколов Яков Селиверстович тракторист, участник войны, теперь на том месте его внук Николай. Далее дом Самылова Александра Петровича, сейчас его дочь Анна. Ниже дороги был дом Маркова Анфинагена, жил с сыном Михаилом, который погиб на Халхин – Голе, сейчас дома нет. Далее дом Самыловой Надежды Степановны, муж и два сына погибли на войне, она с двумя дочерями уехала в город. Здесь живёт Вожаков М.Н.. Напротив этого дома на нижней стороне дороги была пожарка, потом там стояли две лошади, одна возила пожарный насос, вторая бочку с водой. Каждый житель нес дежурство по очереди, он кормил и ухаживал за лошадьми. Дальше, на верхней стороне дом Самылова Спиридона, муж ушёл на войну, живой, но не стал жить дома, дом пустует. Дом Самылова Ивана, погиб на войне. Сейчас живёт Мошев Григорий. Дальше дорогу пересекает ручей, за ним часть деревни называли «Кыстым», на правой стороне жил Варанкин Иван Ильич, с женой и большой семьёй, жена звалась Кия хромая. Родила ему 7 детей, сами умерли, дети разъехались, дом одна из дочерей перестроила, но сейчас пустует. Ганицев жил с женой и с дочерьми, после войны в дом пришёл муж младшей дочери Марии, Пётр, дом перестроили, но затем задавился. Сейчас здесь живет Лучников Геннадий Александрович. И последний дом Самылова Абрама Васильевича, жил с женой и с 7 детьми, но после войны семью бросил и жил в г. Верещагино. Здесь сейчас Кузнецов Никита Григорьевич.

Вот такой, очень короткой была наша деревня в 40 – 50гг. Большинство жителей были Самыловы. В настоящее время из них остались только две семьи: моя и Самылова Анатолия, осталось от названия одна улица Самыловская, т. к. в основном зовут деревню – Кониплотино, но зато она разрослась, и теперь имеет несколько улиц, около 500 человек.

Анализ таблицы наличного населения и хозяйств д. Большое-Самылово

В 1924 году при образовании сельских советов из Бубинской волости выделился Кониплотнический сельский совет, названием которого увековечили память первого жителя – Кони плотника. Центром сельского совета стала самая большая деревня Б-Самылово. Первым председателем был избран Федоров Николай Михайлович, как самый грамотный, приезжий из Псковской области.

В 1930 г. товарищеские общества (их было более 50) объединились в колхозы. Деревня Большое-Самылово входила в колхоз «2-я пятилетка», кроме нее туда вошли еще населенные пункты: д. Габята, д. Гальчата, д.Фадеевна, д. Кобенино, д. Корюхи, починки Горбунова, Михайловский, Кони.. Всего в колхозе было 94 хозяйства. В то время это был самый большой колхоз.

С каждым годом деревня увеличивается, об этом говорят документы, найденные в Сивинском архиве.

В деле 92 от 1936 года. Дело имени Куйбышева по выдаче государственных актов на вечное пользование землей, в предварительном проекте отвода земли в вечное пользование колхозу 2-я пятилетка Кониплотнического сельского совета.

Селения, остающие на месте

Селения, подлежащие перенесению

Число дворов

Колхозов

Единол.

Самылово

18

2

Корюхи

6

-

Михайловский

1

1

Федоровский

3

-

По данным списка населенных мест 1-го инспекторского участка по переписи скота и по данным документам «Учета естественного движения населения .Все директивы .Дело № 38 1941 года. На 1941 год в деревне Большое-Самылово число хозяйств колхозников-27. 1 единоличное, рабочих и служащих-2.

Мне удалось составить таблицу, пусть пока не все данные есть, которая наглядно показывает число хозяйств и населения в деревне Б-Самылово.

Год

Число хозяйств

Наличного населения

Всего

колхозников

Рабочих и служащих

Колх.

Раб.

Служ.

Времен

Прожив.

хозяйств

населения

1950

29

1966

45

171

1969

208

1976

59

19

225

41

78

266

1977

67

22

274

47

2

89

323

1978

48

7

95

356

1979

99

352

1980

107

386

1981

19

42

108

387

1982

24

45

110

392

1983

18

33

114

441

1984

118

399

1985

117

404

1986

1987

1988

124

485

1989

136

458

1990

134

474

1991

149

530

1992

150

529

1993

154

550

1994

149

542

1995

147

526

1996

140

501

1997

1998

1999

2000

503

2001

2002

143

523

2003

145

516

2004

143

520

2005

143

481

2006

137

486

2007

141

527

2008

139

529

2009

134

517

В 1950 в деревня выходит на 2 место по количеству хозяйств, после д. Коростели (34 х.). По тем данным, которые попали в наши руки, д. Большое-Самылово по количеству хозяйств и населения выходит на 1 место среди населенных пунктов Кониплотнического с/с в 1966 г. В 60-80годы наблюдаем рост населения, это связано с тем, что в эти годы исчезли многие деревни в Кониплотническом с/с и часть населения переехала в деревню Большое-Самылово, так как здесь в 1970 годы появляются новостройки: магазин, медпункт, Дом Культуры, водопровод, детский сад, прокладывают телефонную связь, в 1980 годы строится новый магазин, средняя школа, правление колхоза. С 90-х годов население колеблется, по сравнению с1991 годом мы видим уменьшение на 13 человек, может быть для больших населенных пунктов это и не так много, но для таких деревень, как наша, это ощутимо.

На сегодняшний день (2009 г.) д. Большое-Самылово остается самой крупной среди деревень бывшего Кониплотнического с/с, но это особо не радует, так как население сохраняется за счет социальной политики в отношении рождаемости, всплеск в 2007 г., однако некоторые семьи планируют уехать, так как очень остро стоит вопрос о закрытии средней школы. На сегодняшний день в нашей деревне ничего не строится, а, наоборот, только все закрывается, например, здание бывшего правления пустует, а еще год назад здесь звенели детские голоса, долгие годы здесь была расположена начальная школа и интернат. Посреди села стоит добротное здание, окна его заколочены с2006 года, здесь когда был интернат. С 2007 года прекратил свою работу Кониплотнический с/с, здание в настоящее время пустует. С 2008 года прекратил работать ежедневно автобусный маршрут Кониплотино-Верещагино, в настоящее время ездит только по выходным. А, как в будни уехать в Верещагино, в Пермь, это проблема для многих жителей деревни? Молодежь в деревне не остается, после окончания учебных заведений ищет работу в городе, да и некоторые жители среднего возраста работают вахтовым методом. Работы в деревне много, но ее никто не хочет оплачивать по достоинству, чтобы человек был заинтересован в результатах своей работы. Экономический кризис, неперспективная деревня, мало населения, поэтому невыгодно содержать здания, сокращение работников, только и слышишь в последнее время. А надо бы вспомнить историю, именно, с деревни начиналась Русь, и а теперь, что…Уходящая Русь???

Заключение

Гордость за свою страну, любовь к Родине – это те чувства, которые должны быть у каждого русского человека, и начинаются они с малого: с любви к своей улочке, к своему городу, краю. Но не хватит одной любви, чтобы сохранить всё то, что досталось нам в наследство. Надо охранять, оберегать это достояние для будущих поколений.

Когда ты впервые почувствовал, что являешься её частицей? Когда ты понял, что Родина – это то, без чего невозможно быть счастливым, что нужно тебе как воздух, ради чего и жизни не жалко?

Такие простые и такие сложные вопросы. Где найти на них ответы? В былинах, в стихах, песнях, в учебнике истории? А может и искать не надо? Нет, надо! Потому что в этих ответах, ты, твой духовный мир, твои ценности, твоя жизнь. Потому что в поиске ответов ты сумеешь понять и оценить свою роль в истории пусть небольшой Родины, но малой, где твой дом и твоя семья, твои корни.

Работая над этим рефератом, я узнала много интересного о своей деревне:

в каком году появилась д. Большое – Самылово, кто основал её, первый житель, сколько населения было в деревне с 1950 по 2009 год, как жилось и работалось людям в тяжёлое время, сколько людей ушло на фронт и сколько вернулось в деревню, как создавался колхоз им. Куйбышева.

Я с большим желанием работала над рефератом, который, надеюсь, пригодится. Я уверена, моя работа будет не только познавательной, но послужит стимулом для будущего изучения нашей деревни. Ведь изучать историю родного края не только необходимо, но и очень интересно. В дальнейшем я планирую подробно изучить жизнь людей в 1934 г., так как я обнаружила в Бубинском архиве похозяйственные книги 1934 г.

Я решила написать реферат на тему « История деревни Большое - Самылово», потому что мне захотелось узнать прошлое своей деревни. Уже 14лет я живу в деревне Большое – Самылово, но не разу не задумывалась о ее судьбе. Только сейчас, в ходе работы я почувствовала себя причастной к этой великой истории небольшой деревни, частицей своей малой Родины. В 2007году деревне Большое-Самылово исполнилось 225лет.

Больше всего при написании реферата меня заинтересовала жизнь людей и их судьбы. Я считаю, что каждый человек должен знать историю своей малой Родины, чтобы помнить прошлое и передать его следующим поколениям. Изучением истории деревни Большое-Самылово занимались учителя истории Самыловы Вера Ивановна и Василий Михайлович, выпускница нашей школы Кузнецова Наталья, ныне студентка 2 курса исторического факультете ПГУ, при написании реферата они мне очень помогли. В работах Веры Ивановны и Кузнецовой Наташи я взяла сведения о дате возникновения и первых жителях деревни. При написании работы я использовала воспоминания учителя истории Самылова Василия Михайловича, который подробно описал жизнь людей деревни Большое-Самылово на фоне исторических событий страны. Также я использовала материал, взятый из похозяйственной книги 1924г.

Главная цель моей работы - написать историю д. Большое-Самылово.

Задачи:

1. Изучить собранный материал по теме;

2. Поработать с архивными документами, а, именно, с похозяйственной книгой 1924.

3. Составить и проанализировать таблицу о количестве населения и хозяйств деревни с 1924по 2009 годы.

Название деревни чаще всего происходило от первого жителя его фамилии или имени. Так появилась и деревня Большое-Самылово- деревня в Сивинском районе. Упоминается с 1782 года как однодворок Самылов. Тогда здесь проживал с семьей Антон Трифонов сын Самылов. Самыл- разговорная форма имени Самуил.

Долгое время деревня оставалась маленьким поселением. Так в 1850 г. в ней было 2 двора и 14 жителей, а в 1869 году-12 дворов и 75 жителей.

К началу 20 века в дер. Большое-Самылово было около 20 дворов, но по сравнению с другими населенными пунктами, она была незначительной, здесь не было даже школы. Чтобы дать образование, родители обучали детей в соседних деревнях: Потереи, Трошата, Коростели, Чикули, где были построены земством и работали школы, дающие начальное образование. Не было у нас и такого распространенного заведения, как церковь. Ближайшая церковь была в десяти в десяти километрах в с. Буб, но туда никто не ходил и не ездил, хотя народ был религиозен. Все считали себя христианами.. Старообрядцы считали себя кержаками. Дома и на религиозных мероприятиях они ели и пили из отдельной посуды и носили ее с собой, отмечали свои праздники, руководитель-Духовник избирался.

Главным в деревне избирался староста, он следил за порядком и всем укладом жизни. Никаких помещиков не было. В исторических документах говорится, что наш край принадлежал Строгановым, но, как вспоминает Самылов Василий Михайлович, что его дед Мальцев Наум Яковлевич, , которому в 1981 году исполнилось 102 года такого не помнил и не знал, и, если бы платили налоги помещику, то он бы знал.

Деревня входила в Бубинскую волость, та в состав Оханского уезда.

Земля принадлежала всей деревне-общине и делилась по числу членов семьи «по едокам», поэтому все были в равных условиях. Но неравенство было, корень его в трудолюбии. В отношении к земле. К труду. Некоторые люди вообще лишались земельного надела, так как его не обрабатывали и жили тем, что зарабатывали, нанимаясь к соседям. Их так и звали- батрак, даже не упоминая фамилии и отчества. Некоторые занимались ремеслом. Делали сбрую. Телеги. Но, в основном, деревня занималась выращиванием хлеба и скота. На семью, примерно, сходилось около 15-20 десятин земли, было 2-3 лошади, столько же коров. А также мелкий скот и птица. Все необходимое производилось дома: обувь, одежда. Питание. В каждом приличном доме пряли, ткали, шили и плели обувь и множество всего другого. Очень редко ездили за покупками в город. И только очень зажиточные имели одежду и обувь фабричного изготовления.

Жизнь была очень тяжелой, просто ужасной. Вставать нужно было до восхода солнца: накормить, напоить скот, лошадей приготовить инвентарь для работы, приготовить пищу. А затем начиналась сама работа: пахать. Сеять, летом готовить корма. Осенью убирать хлеб и все это вручную, примитивным инструментом. Очень многое зависело и от погоды: выращенный хлеб мог уйти под снег неубранный, скот вымирал от болезней и много другого, что заставляло людей все время обращаться к богу. Но, несмотря на все трудности, люди в деревне жили дружно. Все делали сообща, «помочью». Особенно, такие работы, как жатва, молотьба зерна, строительство.

В 1918 году шли бои между красными и белыми. На левом берегу «слободки» стояли красные, на правом-белые. Бой шел несколько дней с пулеметами и винтовками. Затем красные отступили на запад в сторону Кирова. Жертв и других насильственных действий среди населения не было, В 1918г. шла реорганизация местного управления. На смену волостям пришли сельские советы. У нас в 1924 году был создан Кониплотнический совет, с центром в Б-Самылово. Почему Кониплотино получило это название до конца не выяснено. Жители и активисты того времени говорят, что тогда шло активное строительство общественных зданий, таких как сельские советы, хлебоприёмные пункты, клубы и якобы возглавлял это Кона Плотников очень деятельный человек. В честь его сельский совет назвали Кониплотино. С этого времени наша деревня становиться административным центром. Построен хлебоприёмный пункт «Голубинка», здание Совета. С этого времени население обязано платить налоги, сначала хлеб, а затем и мясо, молоко, яйца, шерсть, картошку. Первым председателем был избран Федоров Николай Михайлович, как самый грамотный, приезжий из Псковской области, в дальнейшем руководителями совета были Самылов Терентий Николаевич, Пермяков Егор Николаевич, Мальцев Артемий.

Во время коллективизации проходило и раскулачиванию, но массовости у нас не было. Раскулачено только два жителя: Самылов Алексей Петрович и Габов Кирилл М., сами они были высланы на север области, а семья продолжала жить здесь.

Жизнь в деревне с колхозом стала не лучше дореволюционной. Ко всем тем бедам, что были, прибавились новые: запрет на содержание скота / только одна корова/. Запрет на площадь приусадебного участка, только 36 соток, зарплата в трудоднях, по которым в конце года начисляли хлеб. Если человек заработал за год 300 трудодней, то в самые хорошие годы он получал по 500 граммов хлеба на трудодень, это 150кг. Устанавливался минимум 280т/дней кто не, вырабатывал, получал наказание, урезали участок, платили дополнительный налог. Некоторые жители примкнули к красным, другие к белым.

Ещё тяжелее стало в годы войны, на фронт ушло 20 человек, а вернулись только 6, не было ни одной семьи, в которой кто-нибудь не погиб. Как выжила деревня, до сих пор для меня остаётся загадкой


- 144 - 0 Nikolaj
14.10.2016 10:39
Войдите на наш сайт, для этого введите ваш e-mail, и мы отправим вам на почту данные для авторизации


Регистрируетесь на сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфедициональности

Расскажите друзьям в социальных сетях о данной странице:


ДОБАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ от имени «Гостя» или Войдите на uistoka.ru


Рейтинг@Mail.ru

Поддержите наш проект! Вступайте в социальные группы "У истока"


у-истока-в-youtube
у-истока-в-контакте
у-истока-в-одноклассниках
у-истока-в-facebook
у-истока-в-инстаграм


Пользователи, связанные с н.п. деревня Большое Самылово

Новые фото


Бывшие и действуюшие здания дер.Бол.-Самылово
ФОТО1

Написать